Диссертация (1137996), страница 12
Текст из файла (страница 12)
8П, приложение).Результаты анализа свидетельствуют о высоком интеграционном потенциале работников иностранного происхождения, переехавших в Россию до распадаСоветского Союза, так как их социально-демографические характеристики схожис аналогичными характеристиками местных работников. Кроме того, единая система образования и политика обучения населения русскому языку, как языкумежнационального общения, существовавшие в Советском Союзе, облегчили ихинтеграцию на российском рынке труда.
Это отразилось на том, что условия занятости мест у этих работников иностранного происхождения и местных работников мало отличаются.66Напротив, работники иностранного происхождения, переехавшие в Россиюв 1991 году и позже, заметно отличаются от местного занятого население Россиикак по социально-демографическим характеристикам, так и по условиям занятости. Они получали образование и опыт работы в новых суверенных государствах,за пределами РФ. С одной стороны, их знания, навыки и опыт могут оказаться недостаточными для того, чтобы обеспечить отдачу на уровне, сопоставимом суровнем отдачи от этих характеристик у местных работников.
С другой стороны,для них может быть ограничен доступ на рабочие места в отдельных отраслях ипрофессиях на российском рынке труда. Как следствие, работники иностранногопроисхождения, переехавшие в Россию после 1991 года, могут занимать иные рабочие места и иметь иные профессии на российском рынке труда по сравнению сместными работниками и рабочей силой, переехавшей в Россию до 1991 года.3.2. Отраслевая и профессиональная сегрегация рабочих местВ данном разделе представлены результаты анализа структуры занятостиработников иностранного происхождения и местных работников на российскомрынке труда.Они показывают, что распределение рабочих мест по отраслям экономикиразличается у работников иностранного происхождения и у местных работников.Во многих европейских странах работники иностранного происхождения частозаняты в отраслях экономики, максимально подверженных циклическим колебаниям (например, строительство), и с гибкими формами занятости (сфера услуг)[International Migration …, 2016].
В России они заняты также преимущественно встроительстве, торговле и бытовом обслуживании и реже в промышленности иобразовании по сравнению с местными работниками (табл. 9П, приложение).При этом доля работников иностранного происхождения, переехавших вРоссию до распада Советского Союза, практически равна доле местных работни-67ков в промышленности и образовании или превышает её. А доля лиц, переехавших в Россию после распада Советского Союза, в этих отраслях экономики ниже,чем доля местных работников (табл.
9П, приложение).Результаты анализа профессиональной структуры работников иностранногопроисхождения свидетельствуют о том, что среди них, как и среди местных работников, преобладают специалисты высшего и среднего уровня квалификации, атакже квалифицированные рабочие (табл. 10П, приложение).Результаты сравнительного анализа позволяют сделать предварительныйвывод о том, что работники иностранного происхождения и местные работникинеравномерно распределены по отраслям экономики и профессиональным группам.
Однако они не объясняют, какой вид сегрегации рабочих мест является доминирующим – по отраслям экономики или по профессиям.Результаты расчётов индекса Дункана для отраслевой и профессиональнойсегрегации показывают, что для работников иностранного происхождения уровень отраслевой сегрегации выше уровня профессиональной сегрегации (рис.
2П,приложение). При этом соотношения между уровнями сегрегации рабочих местне были постоянны во времени. В 2011 году между ними наблюдался максимальный разрыв, а в 2012 году разрыв между уровнями отраслевой и профессиональной сегрегации был минимальным.Таким образом, можно заключить, что сегрегация рабочих мест между работниками иностранного происхождения и местными работниками обусловлена вбольшей степени их неравным распределением по отраслям экономики и в меньшей степени неравным распределением по профессиям. При этом нет различий всоотношениях между отраслевой и профессиональной сегрегацией у работниковиностранного происхождения, различающихся временем их переезда в Россию(до или после 1991 года). Отраслевая сегрегация рабочих мест у обеих групп ра-68ботников иностранного происхождения была выше профессиональной сегрегациирабочих мест (рис.
3П, приложение).Тем не менее, неравенство в распределении по отраслям экономики болеевыражено у работников иностранного происхождения, переехавших после распада Советского Союза, чем у работников, переехавших до распада СоветскогоСоюза (рис. 3П, приложение).Изменения в соотношении уровней отраслевой и профессиональной сегрегации с течением времени могут происходить как за счет уменьшения или увеличения доли работников иностранного происхождения или доли местных работников в той или иной отрасли экономики (профессиональной группе), так и за счетизменения структуры выборки данных РМЭЗ НИУ ВШЭ по годам наблюдения.Поэтому, на основании расчетов индексов сегрегации с использованием кросссекционных данных нельзя сделать вывод о сближении уровней отраслевой ипрофессиональной сегрегации с течением времени.
Для определения изменений всоотношения между отраслевой и профессиональной сегрегацией в 2009–2012 гг.,были проведены расчёты индекса Дункана на сбалансированных панельных данных.Согласно полученным результатам с течением времени у одних и тех же работников иностранного происхождения происходило увеличение уровней отраслевой и профессиональной сегрегации (рис 4П, приложение). Рост уровня отраслевой сегрегации происходил под влиянием изменений в структуре занятости уместных работников и работников иностранного происхождения. В частности,среди работников иностранного происхождения, постепенно уменьшалась долязанятых в строительстве, а среди местных работников доля занятых в строительстве, наоборот, росла.
Кроме того, с течением времени среди местных работниковувеличивалась доля специалистов высшего уровня квалификации, а доля неква-69лифицированных работников уменьшалась. А среди работников иностранногопроисхождения доля специалистов высшего уровня квалификации, наоборот,уменьшалась, а доля неквалифицированных работников увеличивалась.Результаты анализа свидетельствуют о том, что со временем у работниковиностранного происхождения на российском рынке труда наблюдалось сближение уровней отраслевой и профессиональной сегрегации (рис. 4П, приложение).На основании проведенного анализа уровней отраслевой и профессиональной сегрегации работников иностранного происхождения можно сделать вывод отом, что неравенство в распределении рабочих мест между работниками иностранного происхождения и местными работниками обусловлено в большей степени различиями в распределении рабочих мест по отраслям экономики, а не различиями в профессиях.
При этом с течением времени, разница между профессиональной и отраслевой сегрегацией рабочих мест, на которых заняты работникииностранного происхождения, постепенно снижалась.Неравномерное распределение работников иностранного происхождения поотраслям экономики может быть вызвано их самоотбором в определенные видыдеятельности. Например, они могут предпочитать быть занятыми в тех отраслям,где их характеристики ценятся выше. И это можно рассматривать как одну из ихинтеграционных стратегий на рынке труда.Отраслевая и профессиональная сегрегация рабочих мест, несомненно, характеризуют интеграцию работников иностранного происхождения на рынке труда. Однако только анализ структуры и условий занятости работников иностранного происхождения в совокупности с анализом уровня их трудовым доходов позволит сделать выводы о полноценности интеграции работников иностранногопроисхождения на рынке труда.
Поэтому, далее, представлены результаты оценкиинтеграции работников иностранного происхождения по трудовым доходам.703.3 Дифференциация трудовых доходовВ данном разделе приводятся результаты анализа дифференциации трудовых доходов работников иностранного происхождения и местных работников, которые получены на основе использования базовой спецификации двухсоставнойдекомпозиции Блайндера-Оаксаки [Jann, 2008].Результаты расчетов показывают, что в среднем в 2006–2012 гг. работникииностранного происхождения не отличались по трудовым доходам от местныхработников.
Только в кризисный период наблюдалась разница в трудовых доходах в размере 3% в пользу местных работников (табл. 1).Таблица 1. Тесты на разнородность трудового дохода, 2006 – 2012 гг.Годы2006-20122006-20072008-20092010-2012Логарифм часового трудового дохода:среднее значение(стандартное отклонение)Местные работникиРаботники иностранногопроисхождения4.144.13(0.51)(0.51)3.983.99(0.55)(0.57)4.154.11(0.52)(0.52)4.254.24(0.44)(0.44)F-testt-test5.16*0.010.24-0.013.15*0.03*0.850.01Примечание: * – p<10%; ** – p<5%; *** – p<1%.Однако результаты сравнительного анализа позволяют судить лишь о средних значениях и не учитывают разнородность работников иностранного происхождения.
Работники иностранного происхождения неоднородны по этничности,к ним относят как этнически русские, так и этнически нерусские индивиды.Результаты анализа показывают, что в среднем трудовые доходы этническирусских работников иностранного происхождения выше трудовых доходов местных работников. Напротив, средние трудовые доходы этнически нерусских ра-71ботников иностранного происхождения ниже трудовых доходов местных работников (табл. 2 ).Таблица 2. Тесты на разнородность трудового дохода этнически русских (этнически нерусских работников) иностранного происхождения и местных работников,2006 – 2012 гг.Годы20062012200620072008200920092012Логарифм часового трудового дохода:среднее значение(стандартное отклонение)МестныеРаботники иностранногоработникипроисхожденияЭтнически Этническирусскиенерусские4.144.164.02(0.51)(0.50)(0.55)3.984.033.88(0.55)(0.57)(0.56)4.154.163.98(0.52)(0.51)(0.53)4.254.264.17(0.44)(0.40)(0.52)t-testF-testЭтническирусские-0.02*Этническинерусские0.11***Этническирусские3.87**Этническинерусские47.37***-0.04**0.09**5.40**8.73***-0.010.16***0.3022.71***-0.010.07***0.4210.76***Примечание: * – p<10%; ** – p<5%; *** – p<1%.Причины таких различий могут объясняться, например, тем, что этническирусские и этнически нерусские работники иностранного происхождения имеютразные возможности для интеграции на рынке труда.















