Диссертация (1101664), страница 34
Текст из файла (страница 34)
– М., 2011.176людьми, Это истории о том, как умеют умирать, «словно обряд совершают:холодно и просто», русские люди: подрядчик Максим, крестьянин, мельникВасилий, разночинец Сорокоумов, старушка-помещица. Все эти сюжетыобъединены мыслью, что перед лицом смерти человек не утрачиваетжизнеспособность.Возможно, поэтому, так насыщен рассказ описаниями живой жизни. Какпишет Г.А. Бялый: «Тургенев вносит в свои пейзажи точные названиярастений и животных.
В рассказе «Смерть» на протяжении одного абзацавеличиной в полстраницы встречаем перечень птиц: ястреба, кобчики, дятлы,дрозды, иволги, малиновки, чижи, пеночки, зяблики; растений: фиалки,ландыши, земляника, сыроежки, волвянки, грузди, дубовики, мухоморы»288.Приведём наиболее характерные примеры, включающие образы цветов:«В траве, около высоких муравейников, под легкой тенью вырезныхкрасивых листьев папоротника, цвели фиалки и ландыши, росли сыроежки,волнянки, грузди, дубовики, красные мухоморы» (С.258); «Правда: комнаткатвоя выходила в сад; черёмухи, яблони, липы сыпали тебе на стол, начернильницу, на книги свои лёгкие цветки» (С.267).Действие рассказа «Певцы» (1850) происходит на фоне невыносиможаркого июльского дня, выжженной травы, «тощих ракит». Унылый пейзажсменяется картиной деревенского кабака.
И как чудо жизни воспринимаетсяпение Якова, а в его песне – образ аленького цветика. единственного в этомрассказе образа цветка.«Голос у него был довольно приятный и сладкий, хотя несколькосиплый; он играл и вилял этим голосом, как юлою, беспрестанно заливался ипереливался сверху вниз и беспрестанно возвращался к верхним нотам,которые выдерживал и вытягивал с особенным стараньем, умолкал и потомвдруг подхватывал прежний напев с какой-то залихватской, заносистойудалью <…> Пел он веселую плясовую песню, слова которой, сколько я мог288Бялый Г.А. Тургенев / Г.А.
Бялый, М.К. Клеман // История русской литературы: В 10 т. / АНСССР. Ин-т рус. лит. (Пушкин. Дом). – М.;Л.: Изд-во АН СССР, 1941-1956. Т.VIII. Литературашестидесятых годов. Ч.1. 1956. С.338.177уловить сквозь бесконечные украшения, прибавленные согласные ивосклицания, были следующие:Распашу я, молода-молоденька,Землицы маленько;Я посею? молода-молоденька,Цветика аленька» (С.285).Вопрос о русском образованном сословии, о его месте и роли в русскойжизни поставлен в «Гамлете Щигровского уезда» (1849) и приобретаеттрагическое звучание.
«Отрыв от родной почвы превращает мыслящегочеловека в пустоцвет <…> Вывезший свои понятия из-за границы, ГамлетЩигровского уезда оторван от русской жизни. С горечью он сознает этосам»289. Рассказ «Гамлет «Щигровского уезда» является автобиографическим.Описываяжизньсвоегогероя,Тургеневнетолькодостаточнопоследовательно воспроизводит события и факты своей биографии, но ивыражает свои настроения и чувства. «Автобиографизм выступает в данномслучае как одна из значимых черт поэтики»290. Этим объясняется, очевидно,обращение к читателю как к человеку своего круга и свидетелю пустойжизни поместных дворян: «Нужно ли рассказывать читателю, как <…>хозяин хлопотал, бегал, суетился, потчевал гостей, мимоходом улыбалсяспине сановника и, стоя в углу, как школьник, наскоро перехватывалтарелочку супу или кусочек говядины, – как дворецкий подал рыбу вполтора аршина длины и с букетом во рту, – как <…> почти все дворяне,особенно пожилые, словно нехотя покоряясь чувству долга, выпивали рюмкуза рюмкой, – как, наконец, захлопали бутылки шампанского и началипровозглашаться заздравные тосты: все это, вероятно, слишком известночитателю» (С.330).
Неудивительно, что в этом рассказе, кроме букета во ртуу рыбы, нет ни одного цветочного образа.В «Записках охотника» природа воздействует на героев. Она может быть289Там же. С.339.Левина Е.Н. Проблема биографизма в творчестве И.С. Тургенева 1840-1850-х годов: автореф.дис. … канд филол. наук.
– СПб., 2008.290178загадочной и враждебной, и тогда человек испытывает чувство страха иуныния, но чаще она покоряет своей жизненной силой. Такова природа взамыкающем цикл рассказе «Лес и степь» (1849). «Рассказ о лесе и степи сразнообразными, важными и торжественными событиями в их жизни, сосменой времен года, дня и ночи, зноя и гроз – это в то же время рассказ очеловеке, чей духовный мир определяется этой природной жизнью. Природавнушает человеку в этом рассказе то неизъяснимую душевную тишину, тостранную тревогу, то стремление вдаль, то, чаще всего, бодрость, силу ирадость»291.Неслучайно в качестве эпиграфа Тургенев использует отрывок из своегостихотворения, которое полностью, как самостоятельное стихотворение,было напечатано позже....И понемногу начало назадЕго тянуть: в деревню, в тёмный сад,Где липы так огромны, так тенисты,И ландыши так девственно душисты,Где круглые ракиты над водойС плотины наклонились чередой,Где тучный дуб растет над тучной нивой,Где пахнет конопелью да крапивой...Туда, туда, в раздольные поля,Где бархатом чернеется земля,Где рожь, куда ни киньте вы глазами,Струится тихо мягкими волнами.И падает тяжелый желтый лучИз-за прозрачных, белых, круглых туч;Там хорошо .
. . . . . . . .(Из поэмы, преданной сожжению)(С.447)В «Записках охотника» И.С. Тургенева выражен настоящий «русскийдух»: «Вы раздвинете мокрый куст – вас так и обдаст накопившимся тёплым291Бялый Г.А. Тургенев / Г.А. Бялый, М.К. Клеман // История русской литературы: В 10 т. / АНСССР. Ин-т рус. лит. (Пушкин. Дом). – М.;Л.: Изд-во АН СССР, 1941-1956.
Т.VIII. Литературашестидесятых годов. Ч.1. 1956. C.338.179запахом ночи; воздух весь напоен свежей горечью полыни, мёдом гречихи и“кашки”; вдали стеной стоит дубовый лес и блестит и алеет на солнце» («Леси степь»: 449).3.4.11. «Стихотворения в прозе» (1878–1882)Цикл «Стихотворения в прозе» был создан И.С. Тургеневым запоследние пять лет его жизни (1878-1882) и был опубликован с латинскимподзаголовком «Senilia» («Старческое»).«СтихотворениевпрозеТургенева–миниатюрныйрассказ,насыщенный лирической эмоцией и по своей изящной, гармоничнойорганизации и по «ударной» силе образов переходящий в область поэзии»292.«Некоторые известные стихотворения в прозе Тургенева представляютсобою вариацию ключевых до своему лирическому содержанию эпизодов егоповестей и романов. Так, стихотворение в прозе «Деревня» во многом близкок XX главе «Дворянского гнезда», передающей настроения Лаврецкого,который, вернувшись в родные края, ощутил, что «никогда не было в нем такглубоко и сильно чувство родины» (один из главных мотивов романа);стихотворение в прозе «Без гнезда» воссоздает лирические темы повести«Дневник лишнего человека» и XXVII главы романа «Накануне»293.«Цветочная» лексика играет в этих произведениях важную роль.
Из 83стихотворений в прозе данная лексика присутствует в 14-ти: «Деревня»(1878), «Восточная легенда» (1878), «Два четверостишия» (1878), «Воробей»(1878), «Роза» (1878), «Памяти Ю.П. Вревской» (1878), «Посещение» (1878),«Лазурное царство» (1878), «Два брата» (1878), «Нимфы» (1878), «Какхороши, как свежи были розы...» (1879), «Встреча (Сон)» (1878), «Дрозд (I)»(1877), «Nessun maggior dolore» (1882). В них выявлено 10 единиц292Лотман Л.М.
И.С. Тургенев // История русской литературы: В 4 т. / АН СССР. Ин-т рус. лит.(Пушкин. Дом). – Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1980-1983. Т.3. Расцвет реализма: История русскойлитературы. 1982. С.156.293Там же. С.158.180семантическогополя«цветок»,44словоупотребления,срединихпреобладает слово роза: (степной) цветок – 7; роза – 15, ландыш – 3, резеда– 1; сиреневый куст – 1; сад – 8; (цветочный) венок – 5, букет – 1; расцвести– 2, распускаться – 1.В этих произведениях преобладают мотивы одиночества, старости иблизости смерти. Наиболее ярко эта тема проявляется в известнойлирической миниатюре «Как хороши, как свежи были розы...» (1879).Строка Как хороши, как свежи были розы, шесть раз повторяемая втексте, принадлежит перу поэта пушкинской поры И.П.
Мятлева, изначальной строфы его стихотворения «Розы» (1834). Впервые оно былонапечатано без указания автора (отсюда, возможно, замечание Тургенева отом, что имя поэта им уже «позабылось»):Как хороши, как свежи были розыВ моём саду! Как взор прельщали мой!Как я молил весенние морозыНе трогать их холодною рукой! 294Стихотворение Мятлева посвящено описанию фатальной кончины«девы рая», «ангела красоты», которой лирический герой сплёл венок из роз.Эти его заветные, дорогие цветы, в которых воплощаются «младость»,«радость» и «любовь», временно принесли героине блаженство:Заодно они цвели с девицей!Среди подруг, средь плясок и пиров,В венке из роз она была царицей,Вокруг её вились и радость и любовь.Однако в соответствии с амбивалентной символикой розы на «долгоесчастье» девушка не осуждена, жизнь её, как и надетый в голову венок,мимолётна и всегда перекликается со смертью:И где ж она?..
В погосте белый камень,294Мятлев И.П. Розы // Антология русского романса. Золотой век / Авт. предисл. и биогр. статейВ.В. Калугин. – М.: Эксмо, 2006. С.249-250.181На камне – роз моих завянувший венок.Завял венок из роз, закончена и жизнь героини. Мотивы цитируемогопроизведения не могут не распространяться на стихотворение в прозеТургенева. Как считает Т.Б. Трофимова, «миниатюра «Как хороши, каксвежи были розы...» и стихотворение Мятлева «Розы» <...> связаны междусобой общими темами и общими мотивами.
Это – воспоминания о любви исчастье, размышления о жизни и смерти, об одиночестве человека и о егопрошедшей молодости»295.В это время Тургенев находится на чужбине и особенно остро ощущаетконечность своего бытия296. Яркая огненная роза для него являетсявоплощением родины, вселяет чувство тепла. Остававшийся только в памяти,этот светлый цветок находится в контрасте с рядом тёмных образов: зима,мороз, запушенные стёкла окон, тёмная комната, единственно горящаясвеча, угол – символы старости, одиночества, холодности, страха смерти(С.158)297. Как и в стихотворении Мятлева, это противопоставлениезакончено поражением розы, заключающемся в быстром увядании этогоцветка: «Свеча меркнет и гаснет...
Кто это кашляет там так хрипло и глухо?Свернувшись в калачик, жмётся и вздрагивает у ног моих старый пёс, мойединственный товарищ... Мне холодно... Я зябну... И все они умерли...умерли...» (там же).Музыкальный мотив мятлевской строки переносит мысль лирическогогероя в светлое прошлое, и он вспоминает свою первую любовь, котораяслучается «перед низким окном загородного русского дома», когда «летнийвечер тихо тает и переходит в ночь, в тёплом воздухе пахнет резедой илипой» (там же).295Трофимова Т.Б.
«Как хороши, как свежи были розы...» (образ розы в творчестве И.С. Тургенева)// Русская литература. 2007. №4. С.137.296По воспоминанию редактора «Вестника Европы» М.М. Стасюлевича, посетившего Тургенева вБуживале летом 1882 г., в то время писатель был уже серьёзно болен [Стасюлевич, 1883: 849].297Примеры даются по изданию: Тургенев И.С.















