Диссертация (1101664), страница 25
Текст из файла (страница 25)
Повесть «Ася» (1857)Повесть «Ася» (1857) построена как повествование от лица анонимногорассказчика. Как и во многих произведениях писателя, в данной повестидушевный мир героев занимает более существенное место, чем внешниесобытия. Наша задача – выявить роль цветочной семантики в раскрытиипотаённого смысла повести.В повести «Ася» 7 единиц семантического поля «цветок», 16словоупотреблений, среди них преобладает слово сад – 7 (в том числе садик– 1); цветок – 3; акация – 1, гераниум – 2; процветать – 2, расцвести – 1.На первый взгляд кажется невероятным, что образы конкретных цветков,чрезвычайно важные для прозы Тургенева, посвящённой любви, в этом233Поспелов Г.Н. Тургенев Иван Сергеевич // Литературная энциклопедия.
– М.: Художественнаялитература, 1929-1939 [Электронный ресурс]. URL: http://feb-web.ru127произведении появляются лишь три раза (гераниум – 2, акация – 1). Первыеупоминания цветов относятся к началу повествования, последнее – уже всамом его конце. Однако это не может служить основанием для суждения обослабленной эстетической функции образов цветов.Образ цветов связывается с образом героини, которая поразила героя,господина Н.Н., своей шалостью: она взбирается на развалины, чтобыоживить цветы на стенах, которые непременно полить надо (С.263)234. Вувядающих цветах словно воплощается сама героиня, хрупкая, страннаянепонятая своим кругом (позже выясняются причины этого: Ася – дочьбарина и крестьянки); образ цветов аллегорически передаёт её чувствоодиночества.
Сочувствие цветам показывает её добродушную натуру,нравственную чистоту. Ася жаждает заботы и уважения от других, точно также, как эти умирающие цветы нуждаются в поливе. Развалины, где растутэти цветы словно намекают на тяжёлое положение, в котором находитсягероиня.В повести как символ любви выступает цветок гераниум (герань),который выполняет многоплановую функцию. В четвёртой части есть сцена,где героиня из окна кокетливо бросила этот цветок: «– На тебе, возьми, –прибавила она, бросая Гагину ветку гераниума, – вообрази, что я дама твоегосердца» (С.266).
Узнав от брата о том, что Н.Н. пришёл для прощания,героиня сразу же попросила передать ему цветок: «– В таком случае дай емумою ветку <...> Гагин протянул мне молча ветку. Я молча положил её вкарман» (там же).Слово герань заимствовано в русский язык в конце XVIII века излатинского, где «geranium < греч. geranion, восходящего к geranos –журавль»235.
О происхождении слова есть несколько вариантов объяснения, вчастности,считается,чтоцветокназвантакпоформепестика,234Примеры даются по изданию: Тургенев И.С. Первая любовь: Повести. – СПб.: Азбука, АзбукаАттикус, 2012.235Шанский Н.М.
Школьный этимологический словарь русского языка / Н.М. Шанский, Т.А.Боброва. – М.: Дрофа, 2004.128напоминающего клюв журавля. Но почему именно комнатная герань избранакак олицетворение Аси, как символ любви между героем и героиней?Возможно, сравнение героини с геранью основано на сходствевпечатлений от их внешности. Герань далеко не торжественная ипривлекательная, а по сравнению с рядом роскошных цветов таких, как роза,с которой, например, ассоциируется у писателя блистательная Джемма,героиня романа «Вешние воды» (1872), этот цветок гораздо скромнее имилее.
Точно такое же впечатление производит Ася, которая на первыйвзгляд показалась герою «очень миловидной»: «Было что-то своё, особенное,<...> Она была <...> как будто не вполне ещё развита» (С.256).Символично двойственное свойство цветка. С одной стороны, герань,частоназываемаяцветокбольной,цветокубогий,чрезвычайночувствительна. Она страдает от холода, как и человек, в случае недостаткатепла легко может заболеть. Причём не только в отношении к температуре,но и к физическому состоянию находящегося рядом человека: цветокначинает чахнуть, предчувствуя пока ещё скрытую болезнь человека. Всхожей ситуации оказывается и героиня, которая из-за чувствительности квзгляду других всегда находилась в тени брата, была недоверчива инастороженна.С другой стороны, этот цветок, получивший в народе название здравица,полезен для здоровья: герань «самоотверженно поглощает всякие вредныеиспарения, но самому растению это, разумеется, не идёт на пользу»236.Самоотверженностью обладает и героиня, мечтавшая о жизни благородной ивозвышенной.
Преодолев застенчивость и беспокойство, она решилапризнаться герою в любви, смело следовать за ним.Однако её попытке не суждено было осуществиться. Тот, кого онаприняла за «героя», «необыкновенного человека», оказался далеко не таким,каким она его воображала. В конце повести мы видим одинокого «бобыля»,236Кушлина О.Б. Страстоцвет или Петербургские подоконники: цветы в литературном бытуРоссии первой четверти XX века.
– СПб.: Изд-во Ивана Лимбаха, 2001. С.234.129который хранит, ценит гераниум, брошенный ему Асей, навеки исчезнувшейиз его жизни: «Доживаю я скучные годы, но я храню, как святыню, еёзаписочки и высохший цветок гераниума, тот самый цветок, который онанекогда бросила мне из окна. Он до сих пор издаёт слабый запах, а рука, мнедавшая его, <...> быть может, давно уже тлеет в могиле... <...> Так лёгкоеиспарение ничтожной травки переживает все радости и все горестичеловека – переживает самого человека» (С.306).Несчастливаяразвязкатакжесоответствуетсимволикегерани,восходящей к мотиву окна (герань является традиционным оконнымцветком).
У окна девушка ждет жениха, она зовет его из окна. Возможно,герань метафорически намекает на ушедшее счастье, которое когда-то такбыло возможно для героя: если бы он был смелее, участливее, решительнее,он получил бы простую, искреннюю любовь.Высохший гераниум как единственное, что осталось у героя отминувших дней, становится олицетворением упущенного счастья. Слабыйзапах цветка навевает воспоминания и вызывает у него чувство сожаления.3.4.3. Роман «Дворянское гнездо» (1859)В романе «Дворянское гнездо» И.С. Тургенев широко используетназвания цветов для раскрытия характеров героев и эволюции этиххарактеров благодаря их взаимоотношениям.
Помимо этого, как и в романе«Рудин»,здесь присутствуетметафора,сопоставляющаястареющегочеловека с желтеющим растением или запущенным садом.В романе выявлены 24 единицы семантического поля «цветок», 74словоупотребления, среди них преобладает слово сад – 39;цветок – 5;гераниум – 1, желтофиоль – 1, иммортель – 1, камелия – 1, лилия – 2, роза –1, розан – 2, сирень – 3, фиалковый цветок – 1, флёр-д’оранж – 1, шафран –1; цветник – 2, (цветочный) горшок – 2; венок – 1, гирлянда – 1; цвет (отцвести) – 1, цвести – 1, зацвести – 2, процветать – 2, расцветать – 1,130расцвести – 1, расцветание – 1.Важное место в романе уделяется истории рода Фёдора ИвановичаЛаврецкого.
Для того чтобы точнее передать характер некоторых членов егосемьи – что примечательно, женщин – автор использует различныефитонимы. Тётушка Лаврецкого, Глафира Петровна, отголоски властногохарактера которой и после её кончины продолжают сохраняться ввоспоминаниях жителей её усадьбы, связывается Тургеневым с цветкомиммортель: «На угле портрета висел венок из запыленных иммортелей.“Сами Глафира Петровна изволили плести”, – доложил Антон»237 (С.83).Иммортель – «французское слово, означающее бессмертник»238. Своёназвание цветок получил из-за того, что очень точно сохраняет свой вид ипосле высушивания.
Так как Глафира Петровна до самой смерти строгоуправляла усадьбой и дух её встречает Лаврецкого всюду в её старом доме,куда он приезжает на новоселье, то можно сказать, что цветок иммортелькосвенно указывает на её бессмертие.Другая близкая родственница главного героя, память о которойсохранена в старой родовой усадьбе и характер которой показан с помощьюфитонима, – это мать Лаврецкого. Он находит среди вещей «почти стертыйпортрет бледной женщины в белом платье, с белым розаном в руке» (С.90).Это указывает начистоту и нежность его матери (ведь портрет частопишется в лучшем наряде и символической манере).Сад во многих произведениях И.С. Тургенева является идеальнымпространством, где царит любовь: там легче всего признаться в любви, тудаидут отдыхать душой, там всегда цветы и молодёжь.
Лаврецкий, приглашаяЛизу на новоселье, говорит: «Вы знаете, я завел фортепьяно; Лемм гостит уменя; сирень теперь цветёт; вы подышите деревенским воздухом и можетевернуться в тот же день» (С.100). Упоминание сирени далеко неслучайно,237Примеры даются по изданию: Тургенев И.С. Дворянское гнездо: Роман. – СПб.: Азбука,Азбука-Аттикус, 2011.238Ростовцев С.И. Иммортель // Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А.
Ефрона[Электронный ресурс]. URL: http://ru.wikisource.org/wiki/ЭСБЕ/Иммортель131оно тут же включает ассоциативное поле, где запах сирени – это тёплая веснаи признания в любви. В большом кусте сирени, как в сердце сада Калитиных,живёт соловей – птица, издревле называвшаяся певцом любви.Для Лаврецкого, за исключением этого упоминания им сирени, цветыявляются довольно сложной и чуждой вещью. Когда Фёдор был маленьким,то ему по воскресеньям давали играть книгой Максимовича-Амбодика, подзаглавием «Символы и эмблемы». Тургенев показывает читателю собраниетолкований российских гербов конца XVIII века глазами маленького ребёнка,который не понимает, что перед ним.
В книге упоминаются цветы шафран ифиалка, но их смысл остаётся тёмным для мальчика. Далее в текстеподчёркивается, что «Федя не любил никого из окружавших его... Горесердцу, не любившему смолоду!» (С.53). Возможно, то, что цветы в детстверебёнка были представлены лишь на непонятных картинках, а не в саду, илив лесу, или в поле, сказалось на его неумении понимать природу и, вчастности, природу любви.Хотя в описании его детства и присутствует другой цветок, реальный,это тоже лишь тяжёлый запах герани: «Бывало, сидит он в уголке с своими«Эмблемами» – сидит... сидит; в низкой комнате пахнет гораниумом, тусклогорит одна сальная свечка, сверчок трещит однообразно, словно скучает,маленькие часы торопливо чикают на стене, мышь украдкой скребется игрызет за обоями, а три старые девы, словно парки, молча и быстро шевелятспицами, тени от рук их то бегают, то странно дрожат в полутьме, истранные, также полутемные мысли роятся в голове ребенка» (там же).
Вдушной тёмной комнате уютная и красивая герань не видна, а лишь создаёттяжёлый, сильный дух, впрочем, нерезкий и смешивающийся с другими.Лиза, в отличие от Лаврецкого, в детстве знакомилась не с описаниемсимволик дворянских родов, а с житиями святых. Няня рассказывала ей «какжили святые в пустынях, как спасались, голод терпели и нужду, – и царей небоялись, Христа исповедовали; как им птицы небесные корм носили и звериих слушались; как на тех местах, где кровь их падала, цветы вырастали»132(С.155). Однажды девочка спросила насчёт цветов, не желтофиоли ли это.Автор поясняет, что Лиза очень любила цветы. Так Тургенев смешиваетнаивный детский вопрос о желтофиолях – красивых садовых цветах – ижития святых, которые заложили основы мировоззрения девочки.После трагедии, разыгравшейся между ней и Лаврецким, Лиза идёт вцерковь, а вернувшись, убирается и ухаживает за цветами: полила цветы икоснулась рукою каждого цветка (С.209).















