Диссертация (1101270), страница 3
Текст из файла (страница 3)
Первая из групп, всвою очередь, подразделяется на две подгруппы («Плохой человек» и «Никчемныйчеловек»).Глава VI содержит анализ иного типа номинаций лиц – субстантивныхфразеологизмов, отличающихся пейоративной коннотацией. Принцип их рассмотрения,таким образом, отличается от схемы, примененной при описании однословных единиц, иподразумевает структурныйанализ фразеологизмов, классификацию с точки зренияспаянности лексических компонентов по В.В. Виноградову, соотношение с однословнымипейоративами, способ выражения негативной коннотации и др.В Заключении подводятся основные итоги работы и намечаются перспективыдальнейшего изучения пейоративности и смежных с ней категорий.
Список литературывключает в себя научные работы, посвященные исследуемому вопросу, а также списокиспользованных корпусов и сетевых словарей.В Приложении в алфавитном порядкеприводятся словенские и сербские пейоративные номинации лиц, представляющие собойосновной материал диссертационного исследования.12ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ БАЗА ИССЛЕДОВАНИЯ§1 Лексико-семантическая категория лица как часть семантической категорииперсональности и как полеСемантика, связанная с понятием «лицо», реализуется на различных языковыхуровнях. Лексический уровень (представленный nomina personalia) традиционно нерассматривается в рамках функционально-семантического поля персональности (см.,например, [ТФГ 1991]) или лексико-грамматической категории лица (см. [Щепин 1973]).
Темне менее это не мешает нам выделить семантическую категорию персональности (лица),которая включала бы в себя наименования лиц. Семантические категории мы здесь, вслед заА.В. Бондарко, понимаем как «универсальные («надъязыковые») константы смысла,получающие различную системно-языковую и речевую интерпретацию в разных языках»[Бондарко 2004: 23]). Таким образом, значение лица может получать воплощение вследующих формах:1) грамматической категории лица, выражающейся в трехчленной оппозиции «первое –второе – третье лицо»;2) грамматическойкатегорииличности-неличности,реализующейсявпротивопоставлении лица объекту, не являющемуся лицом;3) семантико-синтаксической категории, представленной привативной оппозициейличности-безличности (т.е.
отсутствием лица), маркированным членом которойявляются безличные предложения;4) лексико-грамматическойкатегориимужскоголица,выражающейсявпротивопоставлении мужского лица всем остальным и представленной, например, впольском, верхнелужицком, частично словацком языках;5) лексико-семантической категории персональности, экспликаторами которой являютсянаименования лиц по полу, возрасту, роду деятельности и т.п.Внастоящейработемырассматриваемлексико-семантическуюкатегориюперсональности, к которой относятся имена существительные, объединенные наличием семы«лицо».
В рамках нашего исследования данная категория анализируется в более узкомсмысле: изначально выносятся за скобкиантропонимы, за исключением прецедентныхимен, используемых в качестве характеристики. Следовательно, объектомнастоящегоисследования являются нарицательные названия лиц, а также имена собственные,реализующие функцию нарицательных.13Лексемы, входящие в состав категории, относятся к семиологическому классупредметных имен [Уфимцева 1986: 107].
В качестве их основных признаков, наряду скомпонентом «лицо», можно назвать предметность, конкретность [Белоусова 1981: 74],одушевленность (как элемент семантики) [Уфимцева 1986: 114],близость частныхноминаций лиц «не к идентифицирующему, а к предикатному типу» [Арутюнова 1999: 209].Последняя особенность подразумевает под собой зависимость выбора номинации отситуации речи, направленность на передачу характеризующих черт, реляционных связей, чтоподтверждается наличием нескольких наименований для одного и того же референта (вданном случае лица).Термин «лексико-семантическая категория персональности (лица)» не встречается вработах лингвистов, заменяющих его понятиями «названия/наименования/имена/номинациилиц», «nomina personalia», «антрополексемы» [Дуличенко 2000], «лексико-семантическоеполе лица».
Последний термин не может считаться абсолютным синонимом всех остальных,посколькуподразумеваетподсобойопределенноеструктурированиеэлементов,правомерность которого в контексте исследуемого материала уместно обсудить далее.В языкознании сфера применения понятия «поле» и метода построения полевойструктуры достаточно широка.
Впервые термин «семантическое поле» встречается у Й.Трира, в дальнейшем же теория поля разрабатывалась многими учеными ([Балли 1955],[Уфимцева 1961], [Адмони 1964], [Щур 1974], [Караулов 1976], [ТФГ 1991], и др.). Вкачествеосновныхпризнаковданноготипаполяназываютсяналичие«общеголингвистического интегрального признака и способность притягивать к себе элементы,обладающие таким признаком» [Щур 1974: 219], «связь его элементов, системный характерданной связи, самостоятельность поля, его специфичность в разных языках» [Караулов 1976:32-33], «непрерывность обозначения его смыслового пространства» [Кобозева 2008: 99].
Врамках структуры поля выделяются центр (ядро) и периферия. Центральной для лексикосемантического поля – более узкого понятия, покрывающего исключительно областьлексического значения – обычно является так называемая архисема – «родоваяинтегрирующая сема, свойственная всем единицам определённого класса и отражающая ихобщие категориальные свойства и признаки» [ЛЭС: 437]. Остальные лексемы располагаютсявразнойстепениотдаленностигипонимического/гиперонимическогоотхарактера,ядравзависимостистилистическихотихособенностей,дистрибутивных ограничений и т.д.
Внутри лексико-семантического поля (далее ЛСП)сосуществуют также различные виды иных связей: синонимия, антонимия, ассоциация,деривация, партитивность и т.п. Менее крупные объединения лексем, принадлежащие к14одной части речи и объединенные интегральным семантическим признаком, называютсялексико-семантическими группами.Можно ли считать полем лексико-семантическую категорию персональности?Данный вопрос уже поднимался, в частности, в работе польского лингвиста РишардаТокарского [Tokarski 1984], рассматривавшего семантическое поле (pole znaczeniowe)«человек». Лексема человек в его трактовке является доминантой поля (находится в центре),а компонент значения ‘человеческое существо’ (istota ludzka) – архисемой.
В качествеосновных дифференциальных признаков называются семы ‘ребенок’, ‘младенец’, ‘мужчина’,каждая из которых может выступать как со знаком «минус», так и со знаком «плюс», а также‘старый’ и ‘молодой’. Таким образом, данное микрополе представляет собой лишь частькатегории персональности, так как для последней архисемой является компонент ‘лицо’, адифференциальные признаки, безусловно, не ограничиваются вышеперечисленными. Тем неменее, результаты исследования Токарского позволяют утверждать, что:а) наименования лиц могут быть представлены в виде поля, так как ониобнаруживают общую архисему, доминанту и дифференциальные признаки, создающиеиерархичность микрополя «человек» и позволяющие расширить его до лексикосемантического поля лица (персональности).
Данное ЛСП обладает также всемивышеперечисленными второстепенными признаками поля, в том числе: взаимосвязьюэлементов,присутствиемантонимии, синонимиипарадигматическихотношений(гиперонимии,гипонимии,и т.д.), открытостью для пополнения новыми лексемами,континуальностью пространства и отсутствием четких границ в его рамках и т.д.;б) микрополе «человек» с архисемой ‘человеческое существо’ составляет центрлексико-семантического поля лица (персональности). Данный тезис подтверждается тем, чтопризнаки ‘пол’ и возраст’ играют роль дифференциальных сем в рамках вышеупомянутогомикрополя и отходят на второй план в семантике периферийных единиц ЛСП лица.Следующая проблема заключается в распределении лексем, относящихся кпериферийной области ЛСП персональности, а также в установлении семантическихкомпонентов и иных критериев, в соответствии с которыми следует строить структуру поля.Для решения данного вопроса необходимо рассмотреть основные классификации nominapersonalia, базирующиеся на семантике данных единиц.
Так, например, Н.Д. Арутюновавыделяетназваниялиц,являющиесяносителямиразличныхтиповзначений1)идентифицирующего (человек, ребенок); 2) функционального (чистильщик, слесарь); 3)признакового и оценочного (недотепа, хвастун); 4) реляционного (собеседник, мама)[Арутюнова 1999: 63]. В работе А.С. Белоусовой предлагается изначально разграничить15обобщающе-классифицирующие (указывающие, обращения, общие наименования и т.п.) ииндивидуализирующие наименования лиц, которые, в свою очередь, распределяютсявзависимости от: 1) активных действий, деятельности, рода занятий; 2) состояний, свойств,связей, – и далее разветвляются с опорой на более частные признаки [Белоусова 1981: 7677].
Н.Е. Ананьева включает в состав лексико-семантических классов nomina personalia: 1)наименования, связанные с физиологическими и биологическими характеристиками лиц; 2)названия, отражающие психологические (внутренние) особенности и поведение лиц; 3)наименования различных профессий, должностей, функций; 4) термины родства; 5)реляционные имена; 6) номинации лиц по происхождению (представители каких-либонациональностей, жители населенных пунктов и т.п.) [Ananiewa 2010]. Особое место средиклассификаций занимает концепция А.Д. Шмелева [Шмелев 1984], выделяющегосемантические группы в зависимости от референциального потенциала имен, чтопредполагает конкретную контекстуальную обусловленность причисления лексемы к тойили иной категории: 1) качественные имена (бездарь, красавица); 2) наименования пофункции (певец, генерал); 3) каузаторы (убийца, автор); 4) носители актуального признака(пассажир, всадник); 5) реляционные наименования (мама, друг); 6) прономинальные имена(товарищ, тип).В настоящей работе классификация названий лиц строится с точки зрения иерархииЛСП персональности, т.е.
с опорой на критерий близости и отдаленности тех или иныхсемантических групп от центра. В целях удобства представим ЛСП персональности в видетаблицы, отдавая себе отчет в том, что данный вид структуры может считаться лишьусловным, поскольку не отражает специфику строения поля и взаимосвязь всех егоэлементов. Таким образом, на наш взгляд, ЛСП персональности выглядит следующимобразом:Центр поля:ЧЕЛОВЕК (доминанта поля)квазисинонимы лексемы «человек» (личность, лицо и т.п.)базовые наименования лиц по полу (женщина, мужчина)наименования лиц по полу и возрасту нейтрального (внеоценочного)характера (ребенок, девушка и т.п.)16Периферия:Ближняя периферия:1) реляционные названия лиц: термины родства, наименования попрофессиональным, личным, бытовым отношениям и др. (папа,начальник, подруга, сосед).2) названия лиц по национальности, конфессии, расе, местужительства, мировоззрению, состоянию здоровья и др.














