Диссертация (1101170), страница 4
Текст из файла (страница 4)
Роман Г. Газданова исследуетсяздесь как пограничное явление в истории русской литературы, соединяющееклассические и модернистские, русские и европейские литературные традиции,включающее в себя разные виды искусства начала XX столетия. Анализпроизведения дает возможность выявить черты, характерные для литературы визгнании: обращенность повествования в пространство внутренней жизни героякак основа сюжетного построения романа; катастрофичность сознания герояэмигранта в эпоху исторических потрясений.В третьей главе прослежена история разделения китайской литературы в1950 – 1960-е годы; осуществлен развернутый анализ путей воплощения образагероя-интеллигента в китайской материковой литературе (в рассказе Ван Мэна«Новичок в орготделе») и в созданном в изгнании, на Тайване сборнике рассказовБай Сяньюна «Тайбэйцы».
Эти произведения избраны как объект анализа,посколькупредставляютсобойдватипапрозаическогоповествования,соответствующих двум путям разделенной литературы, – и, таким образом,обнаруживают внутреннюю соотнесенность с произведениями М. Булгакова иГ.Газданова в двух первых главах работы. Рассмотрение этих произведений,рожденных на обоих путях разделенной китайской литературы, выявление иххудожественного своеобразия, сравнительный анализ возникающих здесь образовгероев-интеллигентов осуществляются в сопоставлении с опытом русскойлитературы 1920 – 1930-х годов, развивавшейся в России и в русском зарубежье, восмыслении черт типологической близости в развитии двух разделенныхлитератур.В заключении представлены итоги диссертации, сформулированы общиевыводы о результатах исследования.16Общий объем работы – 194 страницы, из которых 15 страниц занимаетбиблиография (163 наименования).17Глава 1.
Эволюция темы становления героя-интеллигента в русской прозеХХ века: от «Записок врача» В.В. Вересаева к «Запискам юного врача» М.А.Булгакова§ 1.1. «Записки» В. Вересаева и «Записки» М. Булгакова: история создания иисторико-литературный контекстВ русской культурной традиции слово «интеллигент» имеет особоесоциальное значение. Оно не только характеризует сферу профессиональнойзанятости человека, но и указывает на его активную общественную, нравственнуюпозицию.
В общественном сознании интеллигент вызывает доверие и уважение, сэтим понятием ассоциируется образованность, благородство, сострадательность исамоотверженность. Интеллигент всегда заботится о судьбе своей нации,переживаетзапроблемыразвитиястраны.ВтечениеXIX-XXвековинтеллигенция занимала особое положение в российском обществе.Еедеятельность существенно влияла на все сферы жизни народа – от нравственной,духовнойдообщественной,политической.Наверно,именнопоэтомуинтеллигенция оказалась в центре духовных споров, развернувшихся в первыетри десятилетия ХХ века и обращенных к истокам и характеру техреволюционных событий, что потрясли Россию.
Многие русские мыслителивидели в интеллигенции носителя и пропагандиста революционных идей,расколовших нацию, утверждали, что «русская интеллигенция целые столетияготовила уничтожение и истребление дела Петра» 37 . Об этом писали и авторы«Вех» (1909), вышедших с подзаголовком «Сборник статей о русскойинтеллигенции», и они же в сборнике «Из глубины» (1918), и сменовеховцы(1921). Речь у них шла, однако, «об одной лишь ветви образованного класса,однако, прочно занявшей со своими идеологами Чернышевским и Бакуниным,Бердяев Н.А.
Философия неравенства. Письма недругам по социальной философии. 2-е изд.,испр. – Париж, 1970. С. 17.1837Лавровым и Михайловским общественную авансцену в России» 38. В стороне отэтого спора, шедшего на «общественной авансцене» России и, позднее, русскогозарубежья, на огромных пространствах отечества жила и работала другаяинтеллигенция, видевшая свою задачу не в противостоянии государству, но впросвещении, в труде и подвиге на благо народа.Стоит, в связи с этим, вспомнить, что с XIX века заметное место в историирусской литературы занимал образ врача, его деятельность служила предметомгорячих обсуждений со стороны критиков. Среди писателей было немало врачей:А.П. Чехов, В.В.
Вересаев и М.А. Булгаков были врачами по образованию. Онисоздали в своих произведениях большую галерею образов врачей, медицина дляних стала одним из источников литературного творчества. Их интерес к мируврачей объясняется не только тем, что они хорошо знали эту среду, принадлежалик ней, но и потому, что врачи в силу своей профессии близко и интимно связаны снародными массами. Они лечили не только физические недуги народа, но изанимались их просвещением.
Сочетание «писатель-врач» не случайно. Знаниемедицинских дисциплин позволяет писателю проникнуть в глубины человеческойпсихики, раскрыть душу русского народа. «Специфика врачебной профессиитребует предельной наблюдательности и внимания.
Это является связующимзвеном между литературой и медициной. Независимо от того, оставил липисатель-медик лечебную практику или нет, полученный им опыт настолькоцепок, что даже независимо от воли автора он отражается на характерепроизведений»39.Образ врача играет очень важную роль в творчестве Булгакова. В разныеэтапы творчества, в зависимости от эволюции мировоззрения и художественногометода, понимание этого образа изменялось. Но, тем не менее, он является однимиз ключевых образов прозы М.А. Булгакова.
Нетрудно вспомнить несколькоСеменова С.Г. Революция глазами русских религиозных философов // Гачева А.Г., КазнинаО.А., Семенова С.Г. Философский контекст русской литературы 1920 – 1930-х годов. – М:,ИМЛИ РАН, 2003. С. 10.39Лихтенштейн, И.Е. Медицина в жизни и творчестве Булгакова // Клиническая медицина. – М.:Изд-во «Медицина». 1998. №8. С. 149.1938булгаковских героев-врачей: офицера Алексея Турбина в «Белой гвардии»,профессора Преображенского и доктора Борменталя в «Собачьем сердце»,профессора Персикова в «Роковых яйцах» и профессора Стравинского в «Мастереи Маргарите».Впервые образ врача возникает в цикле рассказов «Записки юного врача»,где Булгаков утверждал силу личного подвига интеллигента, несущего помощьбольным и просвещение народу. Рассказы цикла оригинальны и свежи, онираскрывают психологию врача, о которой прежде широкая публика могла судитьтолько по «Запискам врача» Вересаева.
По общему мнению исследователей,Булгаков приступил к работе над своими «Записками» именно под влияниемчрезвычайно популярных «Записок врача». «...Булгаков с самого начала назвалсвою книгу ''Записками...врача'' и этим подчеркнул ее связь с ''Записками врача''Вересаева. Между этими произведениями действительно существует связь. Иодновременно – противостояние»40.Сам Булгаков никогда не скрывал своего восхищения творчествомВересаева. «Сроков людских нам знать не дано, – писал Булгаков Вересаеву 6декабря 1925 г., – но я верю и совершенно искренно, что я буду держать в рукахВашу новую книгу и она так же взволнует меня, как много лет назад меня напервом пороге трудной лестницы взволновали ''Записки врача''».41Еще сгимназических лет Булгаков проявлял большой интерес к творчеству Вересаева.Его более всего привлекал образ героя повести «Без дороги», земского врачаДмитрия Чеканова, в судьбе которого отразились факты личной биографииВикентия Викентьевича, в частности, его мужественное поведение во времяхолерной эпидемии, когда он сам едва не погиб, спасая жизнь простых крестьян.Ю.Г.
Виленский в книге «Доктор Булгаков» подробно рассказывает о первойвстрече двух писателей: о том, в частности, что не случайно, приехав в Москву,Михаил Афанасьевич воспользовался первой же возможностью, чтобы увидетьВересаева, побывать на диспуте по поводу «Записок врача», присутствуя на4041Яновская Л.М. Творческий путь Михаила Булгакова. – М.: Советский писатель, 1983. С. 39.Письма М.А. Булгакова В.В. Вересаеву // Знамя. – М.: Правда, 1988. № 1. С.
161–172.20«суде» над «Записками» в здании бывших Женских курсов на Девичьем поле. В1923 г., желая побеседовать с автором «Записок врача», Булгаков пришел к немудомой. Со слов Е.С. Булгаковой, Викентий Викентьевич встретил его сдержанно.Они несколько минут стояли в прихожей. Из-за глухоты Вересаев довольно плохослышал посетителя. Выразив восхищение «Записками врача», смущенныйМихаил Афанасьевич, снова надевая калоши, начал прощаться. И лишь когда онбыл уже в дверях, Вересаев, расслышав, что перед ним автор «Записок наманжетах», переменился, проявив живейший интерес к Булгакову.
«Заходите,милости прошу!» – радушно пригласил он Михаила Афанасьевича. Так состояласьпервая их личная встреча.42В.В. Вересаев родился в интеллигентской тульской семье с польскимикорнями и по рождению был Смидович. Отец его, Викентий Игнатьевич, былпопулярным в городе врачом, учредителем Общества тульских врачей, по егоинициативе открыли городскую больницу при Обществе, которая в ту пору былаединственным в городе доступным для населения лечебным учреждением. Матьписателя, Елизавета Павловна, организовала первый в Туле детский сад.
В мае1884 г. Вересаев, окончив Тульскую классическую гимназию с серебряноймедалью, отправился в Петербург. Несмотря на «медицинскую атмосферу», вкоторой он рос и воспитывался, будущий писатель выбрал не медицинский, афилологическийфакультетпоисторическомуотделениюПетербургскогоуниверситета. Однако, успешно окончив его и получив диплом кандидатаисторических наук, в 1888 г. Вересаев решил отправиться в Дерпт изучатьмедицину.














