Диссертация (1101170), страница 21
Текст из файла (страница 21)
Теперь онпревратился в светлый; как будто усилие еще не кончилось и темно-синий цвет,посветлев, нашел в себе неожиданный, матово-грустный оттенок, странносоответствовавший моему чувству и несомненно имевший отношение к Клэр»186.Различные оттенки синего цвета постоянно чередуются, в них тонко отраженыдушевное волнение и переживания главного героя. Трудно оценить в полной мерехарактер этого описания вне влияния художественного опыта серебряного века –не только живописи, но и поэзии: прежде всего, произведений В. Брюсова и А.Блока, в колористической гамме которых синий цвет играет большую роль.Итак, обобщая вышесказанное, можно утверждать, что дебютный романГазданова «Вечер у Клэр» – это пограничное явление, созданное на почве«классики» и «модерна», рожденное на путях традиционализма и выходящеепоройнапространстваавангарда.Художественноесвоеобразиероманазаключается в том, что его автор сумел соединить в своем произведенииклассические и модернистские, русские и европейские литературные традиции,элементы искусства начала XX столетия.
На этом пересечении традиций родилсяуникальный стиль газдановской прозы. Как верно отмечает М.Л. Слоним:«тяготение к ''иностранной теме'' замечалось иногда и у Г. Газданова,принадлежащего к маленькой группе представителей ''нового направления''.186Газданов Г.И. Вечер у Клэр // Собрание сочинений в 3 томах. – М.: Согласие, 1996. Т. 1. С. 45.98Новизна ее, конечно, относительная и заключается прежде всего в том, чтопримыкающие к ней авторы почувствовали необходимость и обновления словаря,и отказа от прежних методов и реализма или символизма. Они отражают на себете поиски нового стиля, которые в таких широких размерах совершаются в Россиии идут в направлении неореализма у одних и неоромантизма у других» 187 .Художественные искания русского золотого и серебряного века отражаются втворческой практике Газданова, соединяясь здесь с открытиями европейскогоэкзистенциализма, русского и мирового авангарда (в частности, сюрреализма), свозможностями иных видов искусств – с музыкальной стихией, с опытом русскихи европейских школ живописи первой трети ХХ века.
Его первый роман «Вечер уКлэр» убедительно продемонстрировал творческие силы и потенциал младшегопоколения писателей русской эмиграции, утверждал новые пути уникальногохудожественного синтеза русской литературы и литератур Запада.187Слоним М.Л. Молодые писатели за рубежом // Воля России.
1929. №10/11. С.116.99§ 2.3. Сюжетная организация романа: события и повороты внутренней жизнигероя как движущая сила сюжета1930 год – год триумфа в творческой жизни Гайто Газданова. В этом годувышел в свет его первый роман «Вечер у Клэр», который сразу привлек вниманиелитературной общественности русского зарубежья. Эмигрантские критики свосторгом встретили выход романа молодого писателя – ими практически не былонаписано ни одного скептического отзыва, все голоса соединялись в одинхвалебный хор. Собственно, этот роман и стал «визитной карточкой» Газдановакак писателя, поднявшегося в эмигрантской социальной, духовной среде изавоевавшего всеобщее признание у своих старших коллег.
Его имя сразу жепоставили в один ряд с именем В. Сирина. Г. Адамович был твердо убежден, что вэмиграции«СиринбудетновымЛьвомТолстым,аГаздановновымДостоевским» 188 . Сам Газданов, прошедший через десятилетние мучения искитания, глубоко осознавший тяжесть положения молодых писателей на чужбине,казалось, сам был удивлен, что его детские и юношеские воспоминания о любви иГражданской войне вызвали такой большой резонанс. О биографической основепервого романа Газданова пишет Осоргин в своей рецензии на «Вечер у Клэр»: «Впервой книге редкий писатель не автобиографичен, прежде чем перейти к чистомухудожественному вымыслу, нужно расквитаться с собственным багажом.
Поэтомупервая книга не делает писателем, – она может оказаться лишь счастливойслучайностью. Но возможности в ней уже даны – и я считаю (охотно рискуянапрасным увлечением), что художественные возможности Гайто Газдановаисключительны»189.Биографизм играет довольно заметную роль в творчестве Газданова. Многиеего произведения отражают события и переживания жизненного пути своегосоздателя. Его искусство можно сравнить с искусством живой памяти.188189Адамович Г.В.
О литературе в эмиграции // Последние новости. 1931. 11 июня.Осоргин М.А. Вечер у Клэр // Последние новости. 1930. 6 февраля.100Газдановский стиль, уникальный по своей природе и направленный кисследованию глубины нестабильной и неопределенной действительностичеловеческого бытия, особенно ярко выражается в художественном решениипроблемы памяти. Страшное одиночество, полная нищета и постоянное кочеваниепо городам заставляют писателя найти смысл жизни внутри себя, особенно когданикто вокруг не помогает и ничто вокруг уже не является ценностью.Значительный пласт прозы Газданова составляет именно его экзистенциальноеначало:глубокаяфилософичность,чувственнаявыразительность,тонкоедвижение души и ощущение каждого дыхания жизни. В центре каждогопроизведения Газданова стоит задача погрузиться в глубину памяти героя,раскрыть его сущность и предназначение.В связи с этим следует также подчеркнуть, что такая особенная черта –отчуждение героя от внешнего мира, уход в гораздо более важное для него поройпространство мира внутреннего, жизни души, смещение границы реального ивоображаемого, разобщенность душ в иллюзорном мире, – свойственна не толькоГазданову, но и всему молодому поколению эмигрантской литературы, ранопотерявшему Родину, сохранившему в душе лишь смутно различимые ее образы.«Герой молодой эмигрантской литературы,– как верно отмечает В.С.Варшавский – один из ярких представителей этого поколения, – не живет, а толькосмотрит из своего одиночного заключения на жизнь, проходящую мимо, как водамимо губ Тантала.
Подлинные, укорененные в действительности восприятиясмешиваются с мечтаниями и снами»190.В «Вечере у Клэр» авторская концепция памяти более всего проявляется вего лексическом и синтаксическом строе, а также в пространственно-временной исюжетной организации. Рассматривая словесную ткань романа, Е.В.
Бронниковазамечает, что лексемы «память» и «воспоминание» имеют у Газданова разныесемантические значения: прежде всего для писателя память сама по себе довольностатична, она подобна неподвижной «стеклянной паутине», которая улавливаетВаршавский В.С. Незамеченное поколение. – Нью-Йорк: Издательство им. Чехова, 1956. С.197.101190только самые значимые мгновения, самые ценные фрагменты жизни для созданияцелостного образа мира.
Имея совершенно другую природу, воспоминанияотличаютсяотпамятисвоейнеупорядоченностью,стихийностью,процессуальностью и эмоциональной насыщенностью. Целью воспоминанийявляется оживление стремительного потока человеческой жизни во всей еепротиворечивости, сложности и чувственной полноте. Не случайно метафоройвоспоминаний в романе оказывается образ «неудержимого дождя», а постояннымэпитетом – слово «бесконечный». 191 Причиной расхождения ключевых понятий вромане Газданова является представление процесса воссоздания бытия какобъединение двух начал, а именно памяти и воспоминания, в единую картину.Каждое играет свою роль в построении философско-сюжетной линии романа, обаначала необходимы и являются отражением неповторимого стиля писателя,одновременно динамического и глубокого.Синтаксический строй «Вечера у Клэр» Г.
Газданова также являетсянеотъемлемой частью уникального стиля писателя, это своеобразное решениераскрытия проблем памяти. При анализе структуры абзацев, содержащихвоспоминания героя, первое, что бросается в глаза, это активное использованиесверхдлинныхпредложений.Частоониобразуютсянанизываниеммногочисленных однородных конструкций, которые полны авторских мечтаний,раздумий, стремлений и переживаний. Иногда в одном длинном предложенииможет содержаться лишь описание самого процесса воспоминания, рефлексии надструктурой мысли или образа.
В качестве примера можно привести следующеепредложение, в котором, собственно говоря, ничего конкретного и не былосказано: «И так как, несмотря на то, что прежняя моя жизнь кончилась, я еще несовершенно ушел от нее и некоторые гимназические привычки еще оставались уменя, я был еще гимназистом, то мои мысли принимали особый оборот, заранееобрекавший их на бесплодность и несоответствие первоначальным соображениям,Бронникова Е.В.
«Вечер у Клэр» Г. Газданова и «Чевенгур» А. Платонова: опыт стилевогосопоставления: автореф. дис. … канд. филол. наук: 10.01.01 / Е. В. Бронникова; Урал. гос. ун-тим. А.М. Горького. – Екатеринбург: 2011. С. 12-13.102191которые, таким образом, служили мне только предлогом для возвращения моейфантазии в ее излюбленные места»192.Еще одна особенность синтаксического построения романа выражается вформировании многослойных предложений, где при помощи тире одна фразавкладывается в другую, подобно «грамматической матрешке» 193, что и открываетпринципиальную сложность авторского видения мира.
Яркий пример мы находимуже в самом начале романа, когда главный герой Николай Соседов лежит рядом сКлэр, – он мыслями уходит в прошлое, начинает вспоминать все вечера, которыеон проводил у Клэр. Его духовное «путешествие» длится более трех страниц безразбивки на абзацы. В дальнейшем данный эпизод представляет собой толчокнекоторого рода к последующим основным эпизодам романа: к детству, учебе и,наконец, к Гражданской войне. С одной стороны, трудно оценить в полной мерехарактер этого синтаксического построения, – как отмечает В.В. Вейдле, – вневлиянии современной автору французской литературы, вне влиянии М.
Пруста, вчастности, «в форме фраз, да и ритма» 194 . С другой стороны, такое заметноеустремление к «затягиванию» предложений, по мнению С.Р. Федякина, исходит оттрадиций А.П. Чехова: «Газдановские фразы, их ритм, их особая пластика,''помнят'' о чеховской прозе, особенно о не столь частой, но для Чехова все равноестественной длинной фразе»195. Отличие художественной манеры двух мастеровлишь в том, что повествование Газданова ведется от первого лица, в видевнутреннего монолога главного героя, а для Чехова характерно построениеповествования от третьего лица, в котором отражены намерения и соображенияперсонажей.Важную роль при анализе стилевого воплощения проблемы памяти в«Вечере у Клэр» Газданова играет еще и его хронотоп, то есть пространственноГазданов Г.И. Вечер у Клэр // Собрание сочинений в 3 томах.
– М.: Согласие, 1996. Т. 1. С.131.193Бронникова Е.В. Указ. соч. С. 13.194Диенеш Л. Беседа с В.В. Вейдле о Гайто Газданове. Из архива исследователя // ГайтоГазданов и «незамеченное поколение»: писатель на пересечении традиций и культур: Сб. науч.тр.. – М.: ИНИОН РАН, 2005. С. 302.195Федякин С.Р. Русская литература XIX века в творчестве Гайто Газданова // Гайто Газданов вконтексте русской и западноевропейских литератур. – М.: ИМЛИ РАН, 2008.
С. 19.103192временная организация. Роман построен довольно интересным образом, в нем нетделения на главы, абзацы разворачиваются между собой так, что их уже нельзяназвать средством логического оформления речи. Но все же роман можноразделить на два неравномерных по объему сюжетных плана: вечера, проведенныегероем с Клэр в Париже (время настоящее); и те детские, юношеские годы,прожитые Николаем в уже далекой от него родной России (время прошедшее).Границей между двумя планами повествования служит финальное сближениегероев, которое дает толчок потоку воспоминаний, охватывающему почти десятьлет и занимающему основную часть романа. «Духовное путешествие» герояможно разделить на четыре периода, каждый из которых имеет свой тематическийцентр: первый период – это раннее детство, память героя об отце и о егонеожиданной смерти.














