Автореферат диссертации (1101169), страница 4
Текст из файла (страница 4)
Семьрассказов цикла объединяет не только личность рассказчика, но и время, иместо действия; и единая, связующая все рассказы, сюжетная линия – судьбаюного врача в сельской глубинке в пореволюционные годы. Всем рассказамсвойственны локальный сюжет и кратковременность самого события (чащевсего описываемые действия происходят в течение одного дня). Хотя Булгаковописывает лишь отдельные моменты из врачебной практики, по ним мы можемсоставить полную картину жизни героя и прочувствовать до конца егопереживания и рассуждения. Многосоставность, мозаичность, композиционнаядробность присущи уже самым первым опытам прозы писателя.
Внутренняявзаимосвязь рассказов, как показывает их анализ, достигается сквознымиметафорическими мотивами («красное/белое»,«тьма/свет»,«метельный»пушкинский мотив), единичными символическими образами, возникающими втом или ином рассказе и выходящими за рамки самого рассказа, придающимигероический смысл всему циклу (картина символического сна в «Тьмеегипетской»). Кроме того, эволюция героя, процесс его развития из юноши вмужчину создает единую цепь повествования, звеньями которой являются егоежедневный труд, общение с местными жителями и весь его опыт проживания вдеревне.Четвертый параграф – «Образ героя: носитель традиционнойкультуры в столкновении с суровой исторической реальностью» –представляет собой подытоживающий содержание предшествующих разделовглавы анализ образа героя-интеллигента в цикле рассказов «Записок юноговрача».
Образ главного героя рассматривается здесь в контексте еговзаимодействия с суровой действительностью. Это типичный представительрусской интеллигенции, вполне сознающий свою роль в обществе. Он осознает16свою миссию нести просвещение в народ, в глубокую периферию, где царятмноговековая антисанитария, невежество и «культурный мрак». Его энергияестественным образом воплощается в реальный результат, укрепляет егоположение, авторитет, поднимает порой до могущества (он «воскрешает»больных).
Внутреннее призвание в молодом враче соединяется с полнотойличной ответственности, в которой совмещаются все возможные ее виды –ответственность перед собой, перед другими, перед обществом, перед народом.Он, подобно Дон Кихоту, вместе со своей ратью (упомянутая вышесимволическая сцена сна в «Тьме египетской») стремится изменить мир вокругсебя. Стоит подчеркнуть, что такой взгляд на жизнь – черта нового времени,черта литературы, прошедшей уже и через героический пафос горьковскихрассказов и пьес, и через новый опыт исторических потрясений.
В отличие от«Записокврача»Вересаева,гдетакявноисильнопроявляетсяпублицистическое начало, где автор обращается к больным проблемамсовременной ему медицины, и шире – современного ему общества (это самыйконец XIX века), во всех рассказах булгаковских «Записок» мы не встречаем ниодного пафосного слова об излечении общества, но сам призыв к борьбе зановую, светлую жизнь (то, чем была тогда охвачена русская литература), в томчисле и к борьбе с «тьмой египетской» невежества, дает здесь о себе знать.Очевидно в булгаковских «Записках» и внутреннее развитие образа, процессмужания героя в ходе взаимодействия с непростой исторической реальностью.Во второй главе – «''Вечер у Клэр'' Г. Газданова и особенности прозымолодого поколения первой ''волны'' русской эмиграции» – рассмотренвопрос о формировании образа героя-интеллигента в зарубежной русской прозепослереволюционного периода. Роман Г.
Газданова «Вечер у Клэр» исследуетсяздесь как пограничное явление в истории русской литературы, соединяющееклассические и модернистские, русские и европейские литературные традиции,включающее в себя разные виды искусства начала XX столетия. Анализпроизведения дает возможность выявить черты, характерные для литературы визгнании: обращенность повествования в пространство внутренней жизни17героя как основа сюжетного построения романа; катастрофичность сознаниягероя-эмигранта в эпоху исторических потрясений.В первом параграфе – «Роман Г. Газданова в контексте русских иевропейских литературных течений 1910 – 1920-х годов» – даетсяхарактеристика развития литературы первой «волны» русской эмиграции;основное внимание при этом уделено младшему поколению писателейзарубежья, которые покинули Россию в совсем юном возрасте, уносятяжелейшую память о произошедших трагических событиях.
Они черпалитемы и сюжеты для творчества в окружающей эмигрантской реальности,обращаясь при этом к своим истокам, возвращаясь к отечественнымлитературным традициям, будучи обогащенными новейшими европейскимихудожественными открытиями. Среди них одним из самых ярких мастеров былГ. Газданов – писатель, который не только наследовал лучшие традициирусской классики, опыт литературы серебряного века, но еще и активноусваивал творческий опыт Запада. В его дебютном романе «Вечер у Клэр»очевидно неоспоримое влияние творчества М. Пруста, Л.
Толстого и И. Бунина.Стоит также отметить, что хотя этот роман, как и всю прозу Газданова, вРоссии долгое время не знали, – он начал возвращаться на Родину лишь толькос середины 1990-х годов – это не помешало ему стать значительным исвоеобразным явлением русской прозы XX века – во многом именно в силутого, что здесь соединился опыт русской и западноевропейской литературныхтрадиций. Опыт Газданова показывает, что на этом культурном «перекрестке»открывается возможность создания верного и целостного представления орусском литературном процессе XX века.Во втором параграфе – «Художественное своеобразие романа: междутрадицией и авангардом» – внимание сосредоточено на подробном анализехудожественного своеобразия романа «Вечер у Клэр» Г.
Газданова. ГайтоГазданов представляет собой «пограничное явление» в русской литературе. Он,как известно, вырос на пересечении трех культурных традиций: русской,осетинскойифранцузской,поднялся18вконтекстеисторическихимировоззренческих катастроф начала XX столетия. Его творчество развивалосьна почве «классики» и «модерна», впитало в себя не только лучшие достижениястарых русских мастеров, но и опыт западноевропейских художников (М.Пруста, Дж.
Джойса, А. Камю, и др.). В этом разделе на конкретном анализетекста романа показывается, как художественные открытия русского золотого исеребряного века отражаются в творческой практике Газданова, тем самымсоединяясь здесь с опытом европейского экзистенциализма, русского имирового авангарда (в частности, сюрреализма), с возможностями иных видовискусств – с музыкальной стихией, с опытом русских и европейских школживописи первой трети ХХ века (особенно с произведениями М. Шагала). Взаключении дается вывод о том, что первый роман Газданова «Вечер у Клэр»убедительно продемонстрировал творческие силы и потенциал младшегопоколения писателей русской эмиграции, утверждал новые пути уникальногохудожественного синтеза русской литературы и литератур Запада.В третьем параграфе – «Сюжетная организация романа: события иповороты внутренней жизни героя как движущая сила сюжета» –анализируются особенности сюжетной организации романа Г.
Газданова,основное содержание которого составляют события и повороты внутреннейжизни героя, его сознания, память, работа души, рефлексия непосредственныхпереживаний. Искусство писателя можно сравнить с искусством живой памяти.Газдановский стиль, уникальный по своей природе и направленный кисследованию глубины нестабильной и неопределенной действительностичеловеческого бытия, особенно ярко выражается в художественном решениипроблемы памяти. Страшное одиночество, полная нищета и постоянноекочевание по городам заставляют писателя найти смысл жизни внутри себя,особенно когда никто вокруг не помогает и ничто вокруг уже не являетсяценностью. Значительный пласт прозы Газданова составляет именно ееэкзистенциальноеначало:глубокаяфилософичность,чувственнаявыразительность, тонкое движение души и ощущение каждого дыхания жизни.В данном разделе осуществляемый анализ текста направлен, прежде всего, на19рассмотрение методов и форм передачи душевных состояний героя, которыесопутствуют переломным моментам в его судьбе, а также на выделениенескольких основных мотивов и образов романа, таких как «путешествие»,«смерть», «холод» и образ Клэр, которые являются мощной движущей силойповествования.
При этом подчеркивается, что эта черта – отчуждение героя отвнешнего мира, уход в гораздо более важное для него пространство миравнутреннего, жизни души, смещение границы реального и воображаемого –свойственна не только Газданову, но, как отмечала современная критика, ивсему молодому поколению эмигрантской литературы, рано потерявшемуРодину, сохранившему в душе лишь смутно различимые ее образы (В.С.Варшавский)В четвертом параграфе – «Образ героя: катастрофичность сознания вэпоху исторических потрясений» – осмысляются жизненный путь и духовноестановление молодого героя романа Газданова «Вечер у Клэр», выявляются теапокалиптические темы и мотивы, которые характерны не только для еготворчества, но и для произведений многих, в том числе и молодых, писателейпервой волны русской эмиграции.















