Диссертация (1101151), страница 28
Текст из файла (страница 28)
в воздухе свищет лоза» [В.Г. Короленко О Толстом (1910)].252В стихотворении русского поэта-футуриста А.Е. Крученых представленнекий шарж на А.Б. Мариенгофа (в тексте – Мариенфаг), поэта, прозаика,участника группы имажинистов.Бывший поэт,Мариенфаг на Лиговке,(нынче Семка-Жгут),сменил цилиндр на кепку,перо прокисшее – на перышко,пробор изысканно проклеен,пшют первоклассный…[А.Е.
Крученых. Катька Бумажный Ранет (1928)].А шляхом, как барышня с бала,Фуфыря густой кринолин,Уходит Зима.[В. И. Нарбут. Гобелен (1909)].«Изкабинывыскочилсмазливыйчерноглазыйпаренек,тугоперетянутый в поясе и сразу видно – форсун: темные волосы по самойпоследней моде, до плеч, и на промасленном мизинце красное пластмассовоекольцо в виде гайки» [Федор Абрамов. Дом (1973-1978)];« – Тьфу ты, какой ферт, прямо с картинки бульварного журнала!» [А.И.Алдан-Семенов. Красные и белые (1966-1973)];«С нею приехал актер Максимов, завитой и разодетый по картинке: фатМаксимушка, так величают его приятели» [Б.А.
Садовской. Пшеница иплевелы (1936-1941) // «Новый Мир», 1993].В следующем отрывке, как и в рассмотренных ранее примерах,фигурирует трость (см. с. 139).«Взял у меня трость и завертел ее мельницей меж пальцев правой руки. Нубудто петербургский фат перед гризетками. А вздохнул совсем невесело»[Борис Васильев. Картежник и бретер, игрок и дуэлянт (1998)].252Епишкин, Н.И.
Исторический словарь галлицизмов русского языка. – М.: ЭТС, 2010.152Вот как говорит известный русский сценограф Сергей Бархин о нашемвремени: «С тросточкой пройтись как комильфо или playboy сейчасбессмысленно[Анатомияиграющихмальчиков(1997)«Столица»,1997.08.26].Комильфо называет Василий Аксенов главного героя своего романа«Новый сладостный стиль»: «Он снял черный шелк со своего горла, стащил«крахмал» и надел таксидо на обнаженный торс, сразу превратившись такимобразом из безупречного комильфо в обычного нью-йоркского “вако” собезьяньейбраслеткойкаксамойпривлекательнойчастьюсвоегоубранства».253Интересно употребление существительного комильфо в современномтексте в значении женского рода:«Она погружалась в свой закрытый свитер, юбку до колен, средней длиныжемчужное ожерелье и становилась ни дать ни взять – комильфо» [КираСурикова.
В пелене дождя (2003)].Казалось бы, забытое слово петиметр эпизодически появляется настраницах произведений литературы.Северская, О.И. Комильфо или моветон? // Утительская газета, 29.11.2011 [Электронныйресурс]. URL: http://www.ug.ru/appreciator/7153253Слова такого типа, прежде всего, необходимы для воссозданияколорита старых эпох в поэзии и прозе:«Петиметр, который ложится спать по утру, а просыпается по вечеру,сидит перед зеркалом несколько часов, и подобно женщинам белится,румянится и налепливает мокушки, который заранее учится, как должен вгостях сидеть, глядеть и улыбаться <...> берет за невестою 600 душ»[Сатирический вестник (1790)];Не вы – театры, маскерады,Не дам московских лучший цвет,Не петиметры, не наряды –Кипящих дум его предмет.[А.
И. Полежаев. Сашка (1825)];«Лакомка» был человек неизвестных лет, в напудренном парике, скосичкою назади и букольками на висках, в костюме петиметраосьмнадцатого столетия, как их изображают на дешевеньких гравюрах,украшающих стены провинциальных гостиниц. Лицо полное, румяное,улыбающееся, губы сочные, глаза с поволокою» [М.Е. Салтыков Щедрин.Собрание сочинений в 20 томах.
Игрушечного дела людишки (1880)];Быть может, петиметр напудренный, при мушке,Сокольник с кречетом, приказный в картузе,А может быть, и сам Василий Львович ПушкинИли сосед его с арапником в руке.[Б.А. Садовской. «Скажи, кто проходил вот этим перекрестком...»(1929-1935)];«Открыв рот, неподвижно смотрел в угол Александр. Тогда НиколайМихайлович напомнил ему свой давешний разговор с Чаадаевым. Вот она,немецкая слобода, где юные петиметры, молодые люди начинаютраспутствовать, думая, что они в Европе» [Ю. Тынянов.
Пушкин.Московский рабочий, 1988];Господа лейб-кумпанцы и питерская знать,Погоди наряжаться с похмельною натугой,С петиметром махаться, за ломбером зевать,154И размашисто лаяться с прислугой.[Голов А. Барков // Дружба народов. № 6 (1998)].О своем родном прадеде и знакомом Александра Сергеевича Пушкинапишет Борис Васильев в одном из своих исторических романов, очевиднонамеренно употребляя слово петиметр в искаженном французскомварианте:«Насмешливо именовал petit-maоtre («щеголь, франт, вертопрах»),причем прилюдно (весьма был откровенен и чудовищно гордился своейоткровенностью), смотрел поверх головы, и я всегда подозревал, чтопричиной этому служила некая воспаленная ревность, что ли» [БорисВасильев. Картежник и бретер, игрок и дуэлянт (1998)].Мушкётер и нарцисс можно в определенном смысле считатьантонимами: первое несет на себе печать благородной самоотверженности,второе – эгоистического самолюбования:«Даже небритый он выглядит элегантно, как мушкетер на балу» [АндрейЛазарчук.
Все, способные держать оружие... (1995)];«Длинные волосы, отброшенные назад, лежали на плечах, недельная щетинаочень хорошо гармонировала с прической. Этакий мушкетер» [Олег Дивов.Выбраковка (1999)];И кое-где безымянные тезкиВ асфальтовых чанах с лицом упыря,И модный нарцисс, чахоточно-яркий.[И. Л. Сельвинский. Глава 1 [Пушторг, 3] (1927)].3.1.3.Употреблениесловснегативнойоценкойвязыкехудожественной литературы XX и XXI вековЯзыксовременнойхудожественнойлитературыотличаетсяпреобладаниием слов с семантическим признаком «безразличие к своемувнешнему виду» или негативной оценочной коннотацией. Это такие155существительные, как битник, бритоголовый, бомж, бродяга, кикимора,кулёма, мымра, неряха, распустёха, фефёла, хлыщ.На наш взгляд, одной из причин этого является маргинализация254общества – вытеснение индивидов или целых социальных групп за рамкисуществующей общественной структуры в результате социальных или иныхтрансформаций.
Проблема маргинализации впервые была поставлена в связис процессами миграции и урбанизации в 30-е гг. XX в. Этот процессвозрастает в периоды социальных, политических и экономических кризисов.Приведем несколько наиболее показательных примеров:Он лежал лохмат, как битник,Лоб его пылал огнем…[Д. Самойлов. Романтическая баллада (1968)];«Кстати, судя по одежке и тому подобному, почил не Нинин ухажер, аквартирник невысокого пошиба или даже бомж» [А. Тюрин, А. Щеголев.Сеть. 1992];«Кристиан приехал, одетый как бомж, в бежевом свитере и потёртойджинсовой куртке» [Сати Спивакова. Не всё (2002)];«НепослушалсяонМишу,опытногобродягу,необвязалистрепавшиеся тапочки тряпками, думал и так дойдет.
И вот одна подошварасползлась на куски, через сотню шагов приказала долго жить и вторая»[Акунин Б. Внеклассное чтение 2 (2003)];«Сидела на путях в ватнике и платке, как кулёма» [ВладимирКорнилов. Демобилизация (1969-1971)];«Большевсегоегозабавлялото,чтостоявшийпереднимбритоголовый, наверняка считавший себя сильным и страшным, понятия неимел о том, что он уже не охотник, а жертва» [Андрей Геласимов. Дом наОзерной (2009)];См.
Иванова, М.С. Маргинализация и ее динамика в современном российском обществе //Вестник пермского университета. Философия. Психология. Социология Выпуск 2 (14) 2013. – С.163-169.254156«Жена. Ну... мне просто казалось... я думала... что человеку приятнее,если ему пишет молоденькая женщина, а не такая... как ты очень удачноопределил: мымра... <.. .> Только не говорите ей, пожалуйста, что я такойстарый, что я этакая мымра, как изволит выражаться почтенная моясупружница» [А.И.
Пантелеев. Анечка (1943)];«В зеркале он видел, как мимо стремительно пролетали джемпер, юбка,что-то светлое, еще что-то светлое, один чулок, другой… «Вот неряха», –сказал он, намыливая кадык. Он слышал, как закрылась дверь, как трахнулазадвижка, как шумно потекла вода» [В. В. Набоков. Камера обскура (1933)];«Лика была едва ли не просто неряха, волосы скручивала редькой намакушке, и то редька всегда сползала на бок; она грызла ногти, и чулки у нее,плохо натянутые, морщились гармоникой из-под не совсем еще длиннойюбки» [Владимир Жаботинский. Пятеро (1936)];«А Глухова Лена – чудо, актриса Божьей милостью, хотя в частнойжизни – путаница и распустеха» [Владимир Рецептер. Узлов, илиОбращение к Казанове (1993)].Существительное хлыщ ярко демонстрирует уже отмеченную намитенденцию к актуализации употребления старых слов. Его популярностьрезко возросла в последнее десятилетие и в художественных текстах, и вязыке СМИ.
Это отражено на приведенном ниже графике.157Следующий пример показателен тем, что отражает наличие у этогослова семантического компонента «модник»:«Судя по рассказам Лели, это был типичный хлыщ, задавака и бахвал,любитель хорошо поесть и с шиком одеться, не дурак выпить»[Н.А. Островский. Как закалялась сталь (1930-1934)];«За рулем сидел тот самый хлыщ в клетчатом пиджачке и вбейсбольной шапочке с длинным козырьком» [Геннадий Николаев. Вещиесны тихого психа // «Звезда», 2002];«Если уж принюхаться к Коростенко, то почуешь раздушенного инапомаженного петербургского хлыща, а никак не полицейского» [Ю.М.Нагибин.
День крутого человека (1972-1979)].«Потому что на самом деле он был совсем не тем самодовольнымхлыщом и острословом, каким его представляет наша политическаямифология [Виктор Пелевин. Бэтман Аполло (2013)].В науку пикапа он не верил: считал, что самовлюблённые хлыщивыдают экстерьер за интерфейс, чтобы выглядеть ещё и умниками [АлексейИванов. Комьюнити (2012)].3.1.4.Новые и жаргонные слова в современной русской литературеНаряду с традиционными ключевыми словами, такими как щёголь,франт, модник, пижон, денди, в литературе XX и XXI вв. отмечены новыеижаргонныеслова:мачо,фирмач,хипня,метросексуал,сноб,выпендрежник, фифа, фифочка, цаца, профурсетка.Мачо«Я посмотрел на себя и понял, что я «Мачо», сиречь Митя» [МихаилАнчаров.















