Диссертация (1100887), страница 26
Текст из файла (страница 26)
соч.: В 7 т. М., 1997. Т.5. С.182-183.Там же. С.183.218Macmillan English Dictionary (for advanced learners). Second edition. 2009. P. 1409.219См. http://www.elitarium.ru.217 120 собственное мнение, комментарии или вопросы»220. Уместный вопрос илизамечание на определенную тему поможет и начать разговор, и развивать тему, особенно если среди беседующих есть знаток. Если тема начинает иссякать, М. Лейни советует перевести «разговор в более безопасное русло, передтем как корабль беседы разобьется о скалистые берега дискомфорта.
Частобывает неплохо увести разговор назад, к тому, что было сказано ранее»221.Также важно правильно завершить разговор, когда кто-то покидает однугруппу и присоединяется к другой, или когда собеседнику нужно уйти.Анна и Вронский, как светские люди, прекрасно ориентируются в таких диалогах. Например, в имении Вронского описывается обед, во время которого Анна умело вовлекает в диалог всех присутствующих за столом: «Анна была хозяйкой только по ведению разговора… этот трудный разговор Анна вела со своим обычным тактом, естественностью и даже удовольствием,как замечала Дарья Александровна» (19, 205). Вронский также свободно владеет искусством светской беседы.На вечере у Щербацких Вронский демонстрирует свое умение вестисветскую приятную, непринужденную беседу, что особенно явно видно изсопоставления его и Левина.
Войдя в гостиную, Вронский сразу же вступаетсо всеми в диалог, с легкостью меняя темы, высказывая свое мнение и внимательно выслушивая других, с неизменной дружелюбной улыбкой.Вронский так повел разговор, что он «не умолкал ни на минуту», такчто «старой княгине, всегда имевшей про запас, на случай неимения темы,два тяжелые орудия: классическое и реальное образование и общую воинскую повинность, не пришлось выдвигать их» (18, 56).Когда же в разговор вступает Левин, он ведет себя противно правиламсветского приличия. Левин не привык участвовать в легких светских беседах,так как его жизнь в деревне намного серьезнее и труднее, чем у дворян в городе, которые большую часть своего времени проводят в развлечениях или 220221Там же.Там же. 121 разговорах.
Поэтому он зачастую пренебрегает нормами светского общения.Участие Левина в разговоре показывает, с одной стороны, его неумение владеть искусством светской беседы, с другой стороны, обнажает её формальность.В течение вечера он несколько раз пытается уйти, однако «разговорнаямашина» мешает ему сделать это. После отказа Кити «он поклонился и хотелуйти...», однако, вошедшая княгиня его останавливает и приглашает к общению. ««Слава богу, отказала», – подумала мать, и лицо ее просияло обычнойулыбкой, с которою она встречала по четвергам гостей» (там же, 53).
Левинне может правильно закончить разговор и уйти, поэтому он молчит, думая обуходе. Княгиня, видя это, снова обращается к нему, и ему снова не удаетсяуйти. Приезд Вронского снова задержал Левина в гостиной. На этот раз «емунужно было узнать, что за человек был тот» (там же, 55), кого любила Кити.Наблюдая за счастливым взглядом Кити на Вронского, состояниеЛевина переходит в раздражение. Поведение же Вронского спокойное,непринужденное, он старается сгладить напряжение и, как светский человек,избегает конфликтов.
Левин же выводит светскую беседу за её рамки, нарушая канон.Так, он всерьез доказывает Вронскому и графине Нордстон бессмысленность и ненаучность спиритизма: «при электричестве каждый раз, как выпотрете смолу о шерсть, обнаруживается известное явление, а здесь не каждый раз, стало быть, это не природное явление» (там же, 57).
В итоге разговор-поединок, который ведет Левин, несколько раз перебивая Вронского исвоими замечаниями ставя в неловкое положение графиню Нордстон, «принимает слишком серьезный для гостиной характер» (там же). Поэтому Вронский переводит его в шутку: «Давайте сейчас, княжна, испытаем столы, пожалуйста» (там же, 58).Таким образом, живое, простое и вместе с тем глубокое общение, к которому стремится Левин, противопоставляется условным беседам. Этот кон 122 траст читатель по большей части ощущает через дополнения повествователя,который описывает мысли и чувства персонажей.Следующий эпизод, где Левин участвует в светской беседе, просто комичен.
Это визит к графине Боль. Неумение и нежелание Левина делать визиты подчеркивает их бессмысленность и ритуальность, этикетную функцию.Уговаривая мужа нанести этот визит, Кити в одном предложении обнажаетсущность таких разговоров: «Заедешь, сядешь, поговоришь пять минут о погоде, встанешь и уедешь» (19, 250). Левин ей отвечает: «Так совестно! Мневсе кажется, что они обидятся, скажут: зачем это ты приходил без дела?»(там же, 251).Здесь уже Левин не спорит, а наоборот, соглашается со всем сказанным. Разговор натянут, реплики короткие, два раза повторяются вопросы иответы:«– Как здоровье вашей жены? Вы были в концерте? Мы не могли. Мама должна была быть на панихиде.– Да, я слышал... Какая скоропостижная смерть, – сказал Левин.Пришла графиня, села на диван и спросила тоже про жену и про концерт.Левин ответил и повторил вопрос про скоропостижность смертиАпраксиной.– Она всегда, впрочем, была слабого здоровья.– Вы были вчера в опере?– Да, я был.– Очень хороша была Лукка.– Да, очень хороша» (там же, 264).Даже время посещения расписано по минутам, что Левин не учитывает: он «встал, но по лицу графини он заметил, что ему еще не пора уходить.Еще минуты две надо.
Он сел» (там же).В этом разговоре с шаблонными, одними и теми же фразами, односложными ответами Левина, его молчанием за неимением темы, безразличи 123 ем к его словам графини, бдительность, следящая лишь за соблюдением этикета, комизм доведен до гротеска.Светские разговоры в Петербурге не отличаются от московских. Одиниз таких кружков, где ведутся светские беседы, формируется вокруг БетсиТверской.
При описании таких бесед подчеркивается также их искусственность. Повествователь обращает внимание читателя на то, как сложноначать разговор. В разговоре участвует княгиня Мягкая, «известная своеюпростотой, грубостью обращения и прозванная enfant terrible» (18, 141). Сидямежду двумя кружками, она принимает попеременно в них участие.
Её замечания нарушают ход начавшегося разговора об искусстве, а также подчеркивают шаблонные фразы, которые несколько раз были сказаны:«– Ах, пожалуйста, не будем говорить про Нильсон! Про нее нельзяничего сказать нового… – Мне нынче три человека сказали эту самую фразупро Каульбаха, точно сговорились.Разговор был прерван этим замечанием, и надо было придумыватьопять новую тему» (там же).Слишком милый разговор тоже не может продолжаться долго, «надобыло прибегнуть к верному, никогда не изменяющему средству – злословию» (там же).Злословие, как видно, – постоянный мотив бесед в таких кружках, которые с трудом могут найти тему для разговора, так как повторяются. «Около самовара и хозяйки разговор между тем, точно так же поколебавшись несколько времени между тремя неизбежными темами: последнею общественною новостью, театром и осуждением ближнего, тоже установился, попав напоследнюю тему, то есть на злословие» (там же, 141-142).Ирония повествователя чувствуется, когда он сравнивает темы разговоров: «Каждый имел что сказать в осуждение и осмеяние несчастной Мальтищевой, и разговор весело затрещал, как разгоревшийся костер» (там же,142); «разговор был очень приятный.
Осуждали Карениных, жену и мужа»(там же, 143). 124 Бетси, как хозяйка, умело ведет беседу, объединяя гостей, или подставляя других «на свое место для слушания» (там же, 149). Это она делает, вчастности, желая привлечь внимание Анны к Алексею Александровичу. Интимный разговор влюбленных, отсоединившихся от других гостей, контрастирует со светской беседой в обоих кружках.В романе, помимо светских бесед, изображаются «умные» разговоры заобедом.
Один из них состоится в доме Облонского, который, как хозяин, исполняет эту обязанность с непринужденностью и творческим подходом.Степан Аркадьевич сам любит разные светские мероприятия, он частодумает о том, что бы такое новенькое и интересное сказать в следующий раз.Например, ему понравилось словечко «образуется» (18, 7), сказанное камердинером, и, после разговора с Долли, он хочет его непременно использовать:«Хорошо словечко: образуется, – подумал он. – Это надо рассказать» (тамже, 15). Когда Облонский после родов Анны уговаривает Каренина на развод, он думает о том, в каком виде он расскажет о своем успехе жене и знакомым: «какое сходство между мной и государем? Когда...














