Диссертация (1100887), страница 18
Текст из файла (страница 18)
230. 81 ет Нежданова поехать к будущему министру на кондицию: «я душевно радтвоему сближению с господином Сипягиным и даже предвижу большуюпользу от этого сближения» (с.154). Нежданов же свою революционную деятельность оценивает как «лямку» (с. 182). За две недели пребывания у Сипягина Нежданов с крестьянами не сблизился, пропагандистской литературы унего мало, занятий же «не слишком» (с. 189) много, поэтому Маркелов упрекает его в бездеятельности: «Как же это вы так!» (с.
190).Также мотив предательства усиливается скрытым сравнениемНежданова с апостолом Иудой Искариотом, на которого похож главный герой (Нежданов рыжий). Так, Сипягина про себя отмечает: «лицо у него интересное, и оригинальный цвет волос, как у того апостола, которого старыеитальянские мастера всегда писали рыжим, и руки чистые» (с. 173). Многодеталей подтверждают это сравнение: Нежданов – учитель, и он учит нетолько маленького мальчика Колю (при этом ни один урок не дан как эпизод), но и является учителем для революционеров; он, как и Иуда («Он имелпри себе денежный ящик и носил, что туда опускали»181, отвечает за пожертвования на революцию, и не случайно Паклин хочет пожертвовать тридцатьрублей «на алтарь отечества» (с.
144) (мотив жертвы развивается в началеромана, когда Остродумов и Машурина приходят к Нежданову за деньгами,затем деньги вносит Голушкин).Паклин и Голушкин предают «дело» внешним образом, предательствоже Нежданова имеет более глубокий, внутренний характер. Однако невериеИуды в мессию, в Христа, как и неверие главного героя в революцию, приводит обоих к самоубийству-повешению.В первой части романа нет ни одного эпизода, в котором бы не участвовал Нежданов, хотя бы как внесценический персонаж. Так, в начальныхглавах его ждут друзья и о нем разговаривают, или затем в имении Сипягиной, которая ждет мужа и вместе с ним учителя для сына. 181Новый Завет. Евангелие от Иоанна (12, 6) // http://www.patriarchia.ru/bible/jn/12/ (дата обращения14.06.2016). 82 Перечисленные выше способы наррации (эпизод-сцена, рассказанныйэпизод, эпизод-кадр и др.) по-разному отражают сюжетное время.
Мастерскичередуя названные единицы, Тургенев добивается смены темпа повествования в романе. Как правило, эпизоды-сцены чередуются с сообщениями, илирезюме182. Более подробно в диалогических сценах или в рассказанных эпизодах показаны отношения Нежданова с революционерами (гл. 1-4, 10-11, 18,20-21), отношения с Марианной переданы только в эпизодах-сценах (гл. 13,15, 22). Череду эпизодов обычно завершает подытоживающее сообщение,передающее мысли и чувства Нежданова. Нередко Тургенев использует дляпрямой передачи чувств героя эпистолярный жанр (письма героя к Силину),похожий скорее на дневник, так как адресат обычно ему не отвечает.
Послевосьми глав романа следует пересказанное письмо Силину, в которомНежданов подводит итог своему недельному пребыванию у Сипягиных.Идеологическая и пространственная точки зрения в первой части в основном принадлежат либо Нежданову, либо повествователю. Так, Неждановоценивает домочадцев сипягинского дома: Валентину Михайловну, её сынаКолю, Калломейцева («Экая облизанная мордочка!» (с.
170)), Маркелова иего усадьбу, Соломина и его фабрику, в которой он разочаровался, как поначалу и в Соломине («Нежданову пришлось разочароваться в нем так же, каки в фабрике» (с. 223)).В первой части романа, параллельно с развитием линии революционеров, уже намечается иной путь в лице «постепеновца» Соломина. Фамилияего символизирует выход из тупика, в который попала революционнонастроенная молодежь 60-70 гг., по мнению Тургенева. Уже Паклин говоритНежданову: «Ведь у нас утопающий сам должен сочинить ту соломинку, закоторую ему приходится ухватиться!» (с. 142).
Этой соломинкой и является вромане Соломин. Поэтому и упоминается его имя в первой части романа че- 182Женетт Ж. Повествовательный дискурс // Женетт Ж. Фигуры: В 2 т. /Пер. с фр. М., 1998. Т.2. С. 345. 83 тыре раза.
На сцене произведения Соломин появляется только в 16 главепервой части.Мотив учителя, или мессии, как отмечено выше, развивается уже вначале романа. Нежданов и вся революционная молодежь, по мнению Тургенева, следует за ложным мессией, Василием Николаевичем (подразумевается, видимо, С.Г. Нечаев), который хочет внезапно исцелить Россию. Соломинже думает о постепенных духовных изменениях. Слова о нем, близкие высказываниям Тургенева, произносит Паклин: он не «внезапный исцелитель общественных ран.
Потому ведь мы, русские, какой народ? мы все ждем: вот,мол, придет что-нибудь или кто-нибудь – и разом нас излечит» (с. 384-385).Мотив мессии, или Христа, связан с образом Соломина, в речи которого естьаллюзия на нагорную проповедь Христа. «Ищите и обрящете», – говорит онМаркелову (с. 226).Безусловно, главная мысль романа направляет читателя к дороге, которую выбрал Соломин, однако изображения этой дороги в романе нет. И вовторой части романа Соломин, за исключением его поездки к Сипягиным, непредставлен детально. Вся вторая часть – это окончательное развенчаниемечтаний «романтиков реализма» (к ним можно отнести и Маркелова).
Послесамоубийства Нежданова основное действие в сущности завершается.Системный анализ композиционно-повествовательных форм служитдополнительным обоснованием ведущей роли Нежданова в повествовании.Великолепна техника повествования, в которой чередуются эпизод-сцена(приближающая эпику к драме), рассказанный эпизод (форма, позволяющаяповествователю выразить свою оценку высказываний персонажа и способствующая художественному лаконизму), эпизод-кадр (их совокупность способствует ускорению темпа повествования), сообщение (обычно завершающее детальное изображение события и также ускоряющее темп рассказа).Проанализировав сюжетно-композиционные приемы, использованныеТургеневым при создании романа, можно прийти к следующим выводам.
Вромане главным сюжетным героем является Нежданов, и ему уделено основ 84 ное внимание как в основном повествовании, так и в эпилоге (выразительнаядеталь – фотокарточка героя, которую дарит Паклин Машуриной). Это автопсихологический герой, с которым связан романтический пафос произведения. Главный же идеологический центр – «постепеновец» Соломин, характеркоторого не близок автору, но саму идею постепенного изменения российского общества писатель поддерживал.
Это отражено в эпиграфе к роману:«Поднимать следует новь не поверхностно скользящей сохой, но глубоко забирающим плугом» (с. 133). Нежданов является связующим звеном междумногочисленными персонажами романа и показан, в отличие от Соломина, вразвитии. Линия же «постепеновца» лишь намечена. Такое соотношениеглавных героев подтверждается анализом техники повествования.Глава 2. «Анна Каренина» Л.Н. Толстого как многолинейный роман. «Мысль семейная» в системе зеркал2.1.
Толстой обещал «один роман, а дал – два»У каждого писателя – свои принципы и приемы при создании произведения. Толстой (за исключением поздних произведений) почти не используетсюжетные инверсии; его проза в основе своей аналитична, но он не подменяет своими рассуждениями слова и мысли героев, обычно предпочитая выражать оценку косвенно. К этому в особенности он стремился в «Анне Карениной». Каковы же принципы и приемы композиции в этом романе?Авторская концепция романа «Анна Каренина» формировалась постепенно. Можно даже сказать, что 70-е годы, то есть время работы над романом, – это путь к «Исповеди» писателя, то есть путь к народу, к отречению отсвоего класса, к религиозному пониманию смысла жизни.
История создания«Анны Карениной» показывает, как менялась авторская концепция. Замыселромана возник ещё в 1870 году, что отражено в записи С.А. Толстой в тетради «Мои записи разные для справок» от 24 февраля 1870 г.: «Вчера вечеромон [Толстой] мне сказал, что ему представился тип женщины замужней, извысшего общества, но потерявшей себя. Он говорил, что задача его сделатьэту женщину только жалкой и не виноватой и что как только ему предста 85 вился этот тип, так все лица и мужские типы, представлявшиеся прежде,нашли себе место и сгруппировались вокруг этой женщины»183.
Однако воплощение замысла произойдет спустя три года. С.А. Толстая напишет своейсестре Т.А. Кузминской 19 или 20 марта 1873 г.: «Вчера Левочка вдругнеожиданно начал писать роман из современной жизни. Сюжет романа – неверная жена и вся драма, происшедшая от этого»184.Видно, что Толстой изначально хотел писать только об Анне и Вронском. Во-первых, роман в первых трех набросках начинается с приезда гостей к Бетси, где происходит объяснение будущих Анны и Вронского. Вовторых, Левин появляется только в четвертом варианте первых набросков.Толстой во время написания романа «Анна Каренина» занимался педагогикой и задумывался о целесообразности народного образования в существующем его виде, о чем он писал в статье «О народном образовании» (1874).Он спорил с ведущими тогда педагогами о методах обучения народа.
ЛевНиколаевич доказывал, что народ зачастую более здраво поступает, чем некоторые учителя, которые не учитывают особенностей русских детей, а механически переносят на русскую почву немецкие методы обучения. Для писателя встает вопрос, имеет ли вообще право интеллигенция заниматься обучением необразованных слоев населения, если у неё самой нет твердых нравственных и религиозных оснований. Затрагивается также тема земства,управления школами.На фоне этих проблем роман о неверной жене кажется писателю несерьезным, к тому же в нем не отражаются волнующие автора мысли о народе.В письме Н.Н. Страхову от 24 августа 1873 г. писатель так отзывается о своем новом произведении: «Вы пишете, что ждете от меня теперь чего-нибудьв более строгом стиле – как мои попытки в “Азбуке”; а я, к стыду, долженпризнаться, что переправляю и отделываю теперь тот роман, про который 183Гудзий Н.К.
История писания и печатания «Анны Карениной»// Толстой Л.Н. Полн. собр. соч.: В 90 т. М.,1939. Т. 20. С. 577. См. также: Жданов В. А., Зайденшнур Э. Е. История создания романа "Анна Каренина" //Толстой Л. Н. Анна Каренина: Роман в восьми частях / Изд. подгот. В. А. Жданов и Э. Е. Зайденшнур. М.,1970.184Гудзий Н. К. Указ соч. Там же. 86 писал вам, и в самом легком, нестрогом стиле» (62, 45.) Письмо, в которомТолстой сообщал Страхову о начале работы над «Анной Карениной», былонаписано 11 мая 1873 г., почти через два месяца после начала работы: «Япишу роман, не имеющий ничего общего с Петром I.















