Диссертация (1100887), страница 17
Текст из файла (страница 17)
Пермь, 2007.173 77 назвал Нежданова «романтиком реализма»175. Герой совмещает в себе типыГамлета и Дон Кихота. При этом в первой части он более склонен к гамлетизму, во второй – к донкихотству. Анализ сюжетной композиции четко выявляет ведущую роль Нежданова в организации художественного целого.Повествование в романе можно расчленить на следующие композиционные единицы: эпизод-сцена; «рассказанный эпизод» (в нашей терминологии), или «повествовательный рассказ» (по терминологии В.М.
Марковича176); эпизод-кадр; сообщение (резюме); смешанный тип и др.В эпизоде-сцене, где преобладает речь персонажей, отсутствуют развернутые комментарии повествователя, мало невербального диалога. Времяприближено к реальному, как в драме. Точка зрения повествователя – в основном позиция внешнего наблюдателя, который передает только речь героев.
Авторское отношение к высказываниям персонажей почти не выявлено.Господствуют косвенные приемы изображения, лишь намекающие на содержание невербального диалога.Вот как строится общение между Сипягиной и Марианной:«– Зачем же это ты так далеко села, Марианна, – заметила Сипягина,проводив её глазами до самого патэ. – Тебе хочется быть поближе к твоемумаленькому другу? <…> Марианна исподлобья глянула на Сипягину… иСипягина глянула на неё» (с. 165).Для Тургенева, по мнению Марковича, такая манера повествования является доминирующей, она состоит в том, что «для построения диалогической сцены наиболее естественна позиция внешнего наблюдения (или достаточно высокая степень приближения к ней). А приближение к позиции внешнего наблюдения затрудняет прямое проникновение в переживания персонажей»177. 175Тургенев И.С.
Новь // Полн. собр. соч. и писем: В 30 т. Соч.: В 12 т. М., 1982. Т. 9, С. 399. Далее при цитировании этого произведения будет в скобках указываться страница.176 Маркович В.М. Человек в романах Тургенева. Л., 1975. С. 15.177Там же. С. 12-13. 78 В рассказанном эпизоде непрерывный обмен репликами между персонажами заменен речью повествователя, который кратко пересказывает содержание разговора; здесь либо вообще нет речей персонажей, либо переданы лишь две-три их фразы. При этом вместо косвенных приемов психологизма используется прямая передача чувств и мыслей одновременно нескольких персонажей.Яркий пример – попытка обольщения Сипягиной Нежданова (гл.
12).На протяжении трех страниц текста нет ни одной реплики персонажей. Заточитатель слышит сатирический пересказ обращенного монолога «красивойпозерки»178. При этом повествователь объясняет мотивы поведения, разворачивает прямой психологический анализ обоих персонажей. Нежданов польщен вниманием аристократки: «Сперва он отвечал очень кратко; он ощущалнекоторое стеснение в горле и в груди… но мало-помалу ощущение это сменилось другим <…> он никак не ожидал, что такая важная и красивая барыня, такая аристократка в состоянии заинтересоваться им, простым студентом» (с.
204).Помимо двух указанных способов повествования (эпизод-сцена и рассказанный эпизод) применяется также монтаж маленьких диалогическихсцен-кадров. Из эпизодов-кадров состоит, например, седьмая глава, котораяописывает один день семейства Сипягиных. Эту главу можно поделить нанесколько повествовательных отрезков – мини-эпизодов: Нежданов у себя вкомнате перед обедом; супруги Сипягины перед обедом в своей комнате;обед, кофе на террасе, чай в гостиной; Нежданов снова в своей комнате. Вотличие от двух предыдущих глав, в которых преобладает диалог персонажей (беседа в гостиной между Сипягиной, Калломейцевым и Марианной), вэтой главе переданы не все реплики героев, многие заменены кратким их пересказом повествователем.Эпизоды-кадры в романе «Новь» занимают небольшое место, основноеже содержание романа передается с помощью смешанных композиционных 178Тургенев И.С.
Соч. Т.9. С. 399. 79 форм. Их нельзя назвать сценами, так как многие реплики персонажей краткопересказываются повествователем, что помогает ему косвенно выразитьсвою точку зрения и одновременно прямо передать психологическое состояние героев. Так, первый приезд Нежданова к Маркелову (гл. XI) занимаетодну главу, состоящую из двух эпизодов: ночной разговор о «деле» и утренний разговор Нежданова и Маркелова. В первом эпизоде проникновеннаяречь Маркелова и Нежданова дается в ироническом пересказе повествователя, при этом главный акцент делается не на содержании разговора, а на манере речи персонажей. Маркелов говорил, «точно топором рубил, безо всякойхитрости, резко, просто и злобно» (с. 195).Все сюжетные линии романа объединяет фигура Нежданова.
Структураромана выстроена как смена места жительства главного героя. Он триждыкардинально его меняет: сначала действие происходит в Петербурге, затем вимении Сипягина, наконец, на фабрике у Соломина. При этом в эпизодахразвивается сюжет внутренний (отношение Нежданова к революционнымнародникам) и сюжет внешний (его отношения с Марианной).Ни один из героев романа не дан в психологическом развитии, кромеНежданова. Вся первая часть романа выявляет внутреннее противоречие вдуше главного героя, проявляющееся уже в первых главах романа (гл. 1-4).Этот «российский Гамлет» (с. 141), для которого важна только собственнаяперсона, страстно пытается быть Дон Кихотом с верой в идеал.
Двойственность Нежданова очевидна при его сравнении с убежденными революционерами, Машуриной и Остродумовым, которых можно отнести к типу Дон Кихотов, пусть и в несколько сниженном плане, однако они верят в «истину,находящуюся вне отдельного человека»179. Остродумов (как и Машурина)ради этой истины, по словам Паклина, «если нужно, на смерть пойдет» (с.154). Паклин – «русский Мефистофель», или «мелкий бес», воплощает,наоборот, ироническое отрицание идеалов. Нежданов же психологически за 179Тургенев И.С. Соч., Т. 5.
С. 332 80 нимает промежуточное положение между чистым отрицанием идеалов (Паклин) и слепой верой в них (Машурина, Остродумов).В экспозиции уже намечен внутренний конфликт Нежданова – неспособность пожертвовать своей жизнью во имя идеала.
В данном случае идеалом выступает революционный переворот. Техника экспозиции у Тургеневатрадиционна для романа 19 века: «Обычно герой появляется лишь после того, как представлены другие персонажи, иногда ждущие его или говорящие онем»180. Перед появлением Нежданова Машурина, Остродумов и Паклин беседуют о нем. Тургенев обыгрывает фамилию главного героя, которая указывает на неожиданность, на то, чего не ждут (Нежданов – незаконнорожденный), однако в первых главах молодежь ждет именно Нежданова.
То естьждут вожака, который поведет всех к «действию», не случайно Паклин иронично спрашивает: «где пропадает наш хозяин?» (с. 140). Когда же Неждановпоявляется, сразу бросается в глаза некая его отчужденность от товарищейпо делу. Упреки Машуриной и Остродумова по его адресу заставляют егозлиться на свое малодушие, на желание избавиться от опеки: «Я еду на кондицию <…> чтоб от вас всех на время удалиться» (с.
154). Эти слова Нежданов произносит про себя.Помимо расстановки персонажей, неоднозначное, «фальшивое положение» (с. 155) Нежданова в обществе подчеркивают сюжетные детали. Так,из-за уязвленного самолюбия он покупает дорогой билет и оказывается в«аристократическом отделении Александринского театра» (с. 147) между генералом и тайным советником Сипягиным. «Горько, и стыдно, и скверно было у него на душе» (с.
143). При этом даже название представленной пьесы –«Не в свои сани не садись» –подчеркивает двусмысленное положениеНежданова.Такое же положение он занимает в доме Сипягина, где ему приходитсяслушать выпады консерватора Калломейцева. Злость и негодование на самого себя намечает мотив предательства. Уже «мелкий бес» Паклин соблазня 180Цейтлин А.Г. Мастерство Тургенева-романиста. М., 1958. С.















