Диссертация (1100876), страница 19
Текст из файла (страница 19)
Ниже приводится списокнаиболее часто встречающихся конструкций, которые так или иначе выходят зарамки канонического репродуктивного регистра:1. Эмоциональные признаки.В текстах-описаниях прилагательные идругие части речи, обозначающие непроцессуальные признаки, играютбольшую роль. Как уже отмечалось, они могут выступать в качестве предиката,формируя модель предложения (Волосы светлые; Рубашка белая), а могутзанимать и атрибутивную позицию при существительном, не входя в модельпредложения и являясь ее распространителем (Она в черном пиджаке; Соседодет в клетчатую рубашку). Строго говоря, к репродуктивному регистру вописании человека можно отнести только наблюдаемые эмпирическиепризнаки: черный цилиндр, блестящие туфли, светлые волосы.
Однако ванализируемыхтекстахвстречаютсяконструкциисприлагательными,обозначающими эмоциональные признаки. Эти прилагательные используютсяговорящим, как правило, при характеристике выражения лица человека: У неерешительная поза; У нее хитрый взгляд; Легкая загадочная полуулыбка; Мойсосед хитро улыбнулся.
Поскольку эти прилагательные характеризуют внешнийнаблюдаемый признак или проявление состояния, то их следует отнести такжек репродуктивному регистру. «Эмоционально-экспрессивные прилагательные –атрибуты всегда передают наблюдаемое внешнее проявление состояния иостаются в пределах репродуктивного регистра» [Золотова, Онипенко,104Сидорова1998:98].Интересно,чтовомногихработахподобныеприлагательные встречаются там, где сложно дать точное наблюдаемоеобъективноеописание:поза(решительная),взгляд(хитрый),улыбка(загадочная).
С точки зрения психолога У. Найссера, «мы осознаем значение,как бы не замечая физические детали, из которых они строятся. По крайне меремы часто не можем описать эти детали» [Найссер, 1981: 91]. Действительно, сточки зрения смотрящего на фотографию более важным является значениеулыбки, чем, например, форма губ. Поэтому эмоциональные признаки,встречающиеся в текстах при попытках охарактеризовать выражение лица, невыходят за рамки репродуктивного регистра.С другой стороны, рассмотренные нами выше полностью информативныетексты также включают в себя эмоциональные признаки (Еще она очень добраяи отзывчивая).
Эти признаки выходят за пределы репродуктивного регистра,поскольку они характеризуют не внешне наблюдаемое проявление состояния, аобладание внутренними качествами. Такие прилагательные не могут входитьвконтекст репродуктивного регистра с актуальным временем предиката: *У окнасидит добрая и отзывчивая девушка.Такимобразом,эмоциональныепризнакимогутвключатьсяврепродуктивный регистр только в том случае, если они обозначают внешненаблюдаемые качества, а вся конструкция относится к актуальному времени.Если же эмоциональные признаки обозначают обладание внутреннимикачествами, то они не могут сочетаться с предикатами в актуальном времени, ався конструкция, в которую входят эти признаки, относится к информативномурегистру.2. Информативные признаки.
В анализируемых текстах встречаютсятакже и конструкции с информативными признаками (медный браслет, туфлиоксфорды, мужской костюм, одетая по-мужски, шерстяная кофта, кожаныйремень), которые,как правило, принадлежат информативному регистру, а105появляясьвтекстахрепродуктивногорегистра,ониобычновводятинформативный план.Информативные признаки в описании человека можно разделить на тригруппы:1) Информативные признаки типа мужской пиджак, женский фрак,которые характеризуют предмет одежды по его половой принадлежности.2) Информативные признаки типа шерстяной свитер, кожаный ремень,характеризующие предмет по материалу, из которого он сделан.3)Информативныепризнакитипатуфли-оксфорды,ботинки-тимберленды, джинсы-бойфренды, брюки-сигареты, которые характеризуютпредмет по отношению к классу вещей[Роговнева 2015е].Особенно интересными представляются конструкции первой группыинформативных признаков мужской костюм, одетая по-мужски. Такиехарактеристики появляются в текстах-описаниях фотографии Марлен Дитрих иМадонны.Вцелом они обозначают видимый признак (или точнее результатувиденного), пропущенный через сознание: автор текста знает, как долженвыглядеть мужской костюм, и делает вывод, что изображенная на фотографииженщина одета именно в мужской, а не женский костюм; при этом автор текстадолжен знать визуальную разницу между мужским и женским костюмом ивидеть эту разницу на фотографии.
Однако в последующем описании костюманет ничего, что могло бы характеризовать исключительно мужской костюм: Нафотографии я вижу женщину в мужском костюме: черный пиджак, черныебрюки, ботинки-оксфорды, а на голове черная шляпа. Такие предложениявстречаются во многих текстах-описаниях фотографий, даже в тех, гдеприсутствует минимальное количество информативных элементов. Обычноинформативным признаком мужской характеризуется костюм, цилиндр(описание фотографии Марлен Дитрих и Мадонны), поза.
Поэтому можнопредположить, что прилагательным мужской в данном случае характеризуетсяне отдельный предмет одежды или жест, а целый образ, который в сознании106говорящего соотносится с определенным представлением о норме, эталоне. Этоеще раз подтверждает процитированную выше мысль психолога У. Найссера. Влюбом случае эти информативные признаки выводят всю конструкцию, всостав которой они входят, на периферию канонического репродуктивногорегистра.Информативные признаки второй группы (шерстяной свитер, кожаныйремень) появляются в каждой работе при характеристике материала, изкоторого сделан объект. Если в описании соседа по парте говорящийдействительно может увидеть или потрогать материал предмета (На поясе унего кожаный ремень; На руке – цепочка из золота), то при описаниифотографии эти характеристики являются скорее предположением, чемдействительным наблюдением,следовательно, информативным включением. Внекоторыхтекстахэтопредположениевводитсяспециальнымиинформативными синтаксемами (У нее на руке массивный браслет, вероятно,медный).Поэтомуможнопредположить,чтоинформативныепризнаки,характеризующие предмет по материалу, из которого он сделан, в различнойстепени могут влиять на репродуктивность всей конструкции в зависимости оттого, характеризуют они живого человека, которого говорящий видит передсобой, или человека на фотографии.Информативные признаки третьей группы (туфли-оксфорды, ботинкитимберленды, джинсы-бойфренды) встречаются в текстах (как в описаниисоседа по парте, так и в описании фотографий) только в том случае, еслиговорящий знает, как какому классу вещей относится наблюдаемый импредмет.
Если говорящий этого не знает, то в своем тексте он используетописательные конструкции, обозначая действительно наблюдаемые признаки:На ногах у нее закрытые черные туфли со шнурками; Мой сосед обут ввысокие зимние ботинки со шнурками; На ней синие классические джинсы свысокой посадкой, немного потертые.107Соответственно, информативные признаки третьей группы представляютсобой результат не наблюдения, а знания и выводят всю конструкцию, в составкоторой они входят как распространители модели, в информативный регистр.Наши тексты наглядно показывают, что, говорящему, действительно, намногопроще отнести предмет к классу, чем охарактеризовать его, называя только егонаблюдаемые признаки (например, как описать женские джинсы-бойфрендыили ботинки-тимберленды так, чтобы слушающий понял, о чем идет речь?).3.
Оценочные признаки. В отличие от эмоции, которая, как мыопределили, может не выходить за пределы репродуктивного регистра, оценка,появляясьнафонерепрдуктивногоописанияилиповествования,непринадлежит репродуктивному регистру. Оценочная конструкция формируетинформативный, генеритивный или реактивный (в диалогической речи) план.Если в репродуктивном тексте встречаются оценочные модели, то «всегдапроисходит переключение репродуктивного регистра на информативный илигенеритивный» [Золотова, Онипенко, Сидорова 1998: 99]. В анализируемыхтекстах-описаниях человека оценка относится не к классу лиц, а к одномуконкретному лицу, поэтому высказывания, содержащие оценку, формируютинформативный план: Она выглядит очень привлекательно; Костюм сидит наженщине идеально; Девушка довольно симпатичная; На голове у нее страннаяшляпа; Моя соседка красивая; У нее на ногах элегантные балетки.
Этиоценочные конструкции, выходя за пределы репродуктивного регистра,характеризуют явление не по наблюдаемым его качествам, а вводят точкузрения говорящего, его реакцию на наблюдаемое.4. Элементы знания: Мою соседку по парте зовут Наташа; Нафотографии изображена Марлен Дитрих; Она была актрисой; Он спортсмен;Я вижу Мадонну в одежде Марлен Дитрих.Конструкциисэлементамизнанияформируютканоническийрепродуктивный регистр: ментальный способ восприятия действительности ипространственно-временная дистанцированность позиции говорящего.
Они108вводятся в репродуктивный текст-описание отдельными предложениями, вкоторых говорящий сообщает не о том, что он видит в данный момент, а о том,что он знает.Интереснымисточкизрениярегистровойхарактеристикипредставляются конструкции типа Мою соседку по парте зовут Наташа; Нафотографии изображена Марлен Дитрих. Эти конструкции являютсярезультатом не зрительного восприятия, а знания и входят в модусную рамку«я знаю, что…» Автор видит человека (живого или на изображении) и можетсделать вывод, что это Марлен Дитрих или Мадонна в образе Марлен Дитрих.При этом предполагается, что он знает Марлен Дитрих или Мадонну и,вероятно, знает, что перед ним Мадонна в образе Марлен Дитрих.
Интересно,что этих предложений нет у авторов, которые не знали, кто изображен нафотографии, их описания начинаются так: На фотографии я вижуженщину….В текстах-описаниях соседа по парте только один раз встретиласьконструкция Я еще не знаю, как его зовут, так как вижу его второй раз.Все конструкции с элементами знания появляются в том случае, еслиговорящий описывает человека, которого знает. Минимальное количествоэлементов знания присутствует в текстах-описаниях Марлен Дитрих имаксимальное – в описаниях соседа по парте.5.















