Диссертация (1100582), страница 12
Текст из файла (страница 12)
Лингвистические клише и штампы являются как бы зеркальным отражением клише и штампов сознания.56Итак, в качестве обобщающего подхода к стереотипам в лингвистикеможно привести определение, предложенное В.В. Красных: стереотип, с точкизрения содержания, есть некий фрагмент картины мира, существующий всознании. Это некоторый образ-представление, это ментальная «картинка», некое устойчивое, минимизированно-инвариантное, обусловленное национальнокультурной спецификой представления о предмете или о ситуации [Красных2002: 179].Социополовые аспекты стереотипизации общественного сознания были выдвинуты в центр внимания социологов, психологов, философов, лингвистов в связи с активизацией феминистского движения и развитием женских, азатем и гендерных исследований, о чем подробно говорилось выше.Роль революции в психологии половых ролей сыграла вышедшая в 1974году работа Е. Маккоби и К.
Джеклин «Психология половых различий», в которой авторам удалось развеять бытовавший во многих сферах и областях знаниямиф о наличии фундаментальных врожденных различий в психологическихособенностях мужчин и женщин и доказать, что те же различия, которые имеются у маленьких детей, недостаточны, чтобы обосновать традиционное неравенство гендерных ролей, существующее в западном обществе [Массоbу,Jacklin 1974].Сегодня все большее число ученых соглашается с представителями новойпсихологии пола, которые считают, что основную роль в формировании психического пола и гендерной роли играют социальные ожидания общества, которые возникают в соответствии с конкретной социально-культурной матрицей инаходят свое отражение в процессе воспитания. Причем пол психический, социальный, который усваивается прижизненно, играет большую роль, чем полбиологический [Репина 1987: 159].
В статье «Проблемы усвоения ролей мужчины и женщины» Ю.Е. Алешина и А.С. Волович показывают специфику социализации мальчиков и девочек и влияние на этот процесс гендерных стереотипов. По их мнению, в современном обществе девочки с раннего детства через57семейный опыт, через средства массовой информации усваивают необходимость совмещать женскую роль с профессиональной, «причем вопрос об их иерархии остается открытым». В то же время мужская и профессиональная ролипредставлены как тождественные, так как никакие иные мужские проявленияпрактически нигде не описываются. В итоге женская роль выглядит «не тольковторостепенной, но и более тяжелой, с двойной нагрузкой». Авторы подчеркивают противоречие, которое они видят в современной социокультурной ситуации: существующие стереотипы толкают мальчиков на пассивность, а девочек– на гиперактивность и доминантность, хотя им предстоит жить в обществе,ориентированном на традиционные полоролевые стандарты [Алешина, Волович 1991: 79].
Стало быть, гендерный стереотип может быть понят как упрощенный, эмоционально окрашенный образ поведения и черт характера мужчини женщин [Манзуллина 2005: 72].Понятие гендерного стереотипа нам кажется логичным рассматривать иопределять в контексте теории социального конструирования гендера, основные положения которой были рассмотрены выше. Психология в рамках даннойтеории определяет его как стандартизированное представление о моделях поведения и чертах характера, соответствующих понятиям «мужское» и «женское»[Воронина, Клименкова 1992] и рассматривает как особый вид познавательнойсхемы [Малышева 2008: 58].
Представление о конструируемости гендера позволяет также учитывать исторический и культурный контекст при анализегендерных стереотипов. Так, А.В. Кирилина понимает под гендерными стереотипами «культурно и социально обусловленные мнения и пресуппозиции о качествах, атрибутах и нормах поведения представителей обоих полов и их отражение в языке» и отмечает, что «гендерная стереотипизация фиксируется вязыке на всех его уровнях» [Кирилина 1999: 99].Согласно определению, данному в словаре гендерных терминов, «гендерные стереотипы – это культурно и социально обусловленные и прочно закрепленные в общественном сознании мнения о качествах, атрибутах и нормах по58ведения представителей обоих полов.
Гендерные стереотипы связаны с языковым выражением феминности и маскулинности, но не обязательно идентичныим» [Словарь 2002]. Следовательно, можно сделать вывод, что комплекс языковых стереотипов пола включает «мужские» и «женские» признаки, ожиданияопределенных характеристик и действий женщинами от мужчин и мужчинамиот женщин. При этом нам кажется закономерной и оправданной классификациягендерных стереотипов для лингвистических исследований, предложеннаяМ.В.
Гаранович, где гендерные стереотипы подразделяются на собственно стереотипы маскулинности/фемининности, т.е. оценочные представления общества о поведении и характеристиках мужчин и женщин, отраженные в языке иформируемые в языковом сознании, и стереотипы речевого поведения мужчин/женщин, т.е. оценочные представления о моделях речевого поведения,способные детерминировать речевое поведение человека в определенных ситуациях [Гаранович 2011: 8].Осваивая речь и развиваясь, ребенок усваивает то, что составляет особенности культуры, человеческого способа действия и образа жизни.
Многое изэтого уходит в подсознание. Ребенок учится быть собственно «социальным существом». Стереотип, аккумулирующий некий стандартизованный коллективный опыт и внушенный индивиду в процессе обучения и общения с другими,помогает ему ориентироваться в жизни и определенным образом направляетего поведение. Таким образом, стереотипы представляют собой эталоны поведения мужчин и женщин, которым, как ожидается, они должны следовать, иблагодаря которым моделируется тип нравственных взаимоотношений междумужчинами и женщинами, характерный для данной культуры. Наряду с общими для человека как такового признаками социальной деятельности, ребеноковладевает и данностями определенной культуры.
Ежедневно употребляя язык,мы не просто говорим, мы учим, повторяем и закрепляем свои представления отом, какими должны быть мужчины и женщины, окружающее нас общество.Набор слов, которым мы пользуемся, передается от поколения к поколению и59не является нейтральным: за каждым словом стоит предмет, вещь или понятиеи отношение к ним. Повторяя слова и строя предложения, мы повторяем отраженную в них культуру и каждый раз напоминаем себе, что и как должно быть.В результате, овладевая языком, мы «получаем ключ к пониманию и оценкевсего происходящего, которым пользуемся на протяжении всей жизни» [Апресян 1995]. Например, убеждение в том, что мужчины – это сильный пол, аженщины – слабый, прекрасный пол – утвердилось в языке, обществе и культуре и воспринимается как естественное положение дел, несмотря на то, что данные признаки являются скорее не признаками пола, а индивидуальными характеристиками [Манзуллина 2005: 46].
Так, известных женщин часто сравниваютс мужчинами, имеющими большой авторитет в той или иной области, например: она Шаляпин своего времени; она Чаплин в юбке или она второй Эйнштейн, что придает женщине значительно более высокий социальный статус[Pouwels 1998: 35].Итак, по Манзуллиной, усвоение моральных гендерных стереотипов«происходит в рамках моральной социализации и включает в себя усвоение устойчивых представлений о поведении в той или иной ситуации мужчин или женщин, а также моральных стереотипизированных норм» [Манзуллина 2005: 73].В рамках нашего исследования, посвященного анализу средств формирования гендерных стереотипов, мы также обратимся к тезису, предложенномуА.В.
Кирилиной, о том, что выражение фемининности и маскулинности на разных уровнях языка (от морфологического до текстового) оказывает неодинаковое воздействие на концептуализацию гендера в сознании носителей языка, ахарактерологические особенности языка имеют значение для изучения специфики и функционирования в них гендерных стереотипов, так как сами соотносимы с понятием женственности и мужественности в их метафорическом значении. Также в своей работе Кирилина, обращаясь к идеям Б.Коннелла, отмечает, что анализ коммуникации делает возможным определение наиболее частотных стереотипов.
Согласно идее Б. Коннелла (Connell, 1993), многообразие60гендерных стереотипов позволяет манипулировать ими. Особенно это касаетсясистем коммуникации, направленных на коллективного адресата, в первуюочередь – средств массовой информации». Следовательно, анализ текстов, обращенных к коллективному адресату – в частности, текстов СМИ, позволяетвыяснить, какие гендерные стереотипы встречаются наиболее часто на данномисторическом отрезке и как меняется их динамика в диахронии [Кирилина1999].В современном обществе СМИ стали частью системы социализации подрастающего поколения и взрослых, их роль в формировании общественногомнения, оценок людей и событий трудно переоценить. Именно СМИ задаютмассам некие стандарты жизни и сознания.















