Диссертация (1100505), страница 22
Текст из файла (страница 22)
Странным кажется весь фантастический мир –мир будущего, непривычный для нас смелыми идеями и новыми формами: Нашестой день звезда показалась в видимом диапазоне электромагнитных волн.Это была странная звезда с неровной пульсацией гравитационного поля;Экраны внешнего обзора показали им, как странный крест добивал робота;Пелингатор привел нас сюда, - задумчиво сказал он. – Но это не земнаямашина.
Странно…; Растения странных форм, то в виде огромной шапкипушистых голубых нитей, то в виде множества шаров из спутанной «шерсти»синего или фиолетового цвета, росли не густо, но благодаря размерамсоздавали впечатление непроходимой чащи. Они уже спустились в страннуюдолину, имеющую форму ботинка, нормального человеческого ботинка, тольконенормальных размеров; Над Городом стояло алое сияние, перечеркнутое118черным дымным столбом, странную метель гнал ветер из Города, пока Греховне понял, что это летят паутины.
Неизведанный мир новой планеты чуждастронавтам, на каждом шагу их подстерегает опасность. Этот мир притягивает,но в то же время и отталкивает исследователей, кажется им страшным и полнымопасностей.ПрилагательноеСТРАННЫЙиграетважнуюсюжетно-композиционную роль в романе, ведь оно обозначает что-то, что мы не тольконе понимаем, но и не принимаем: Из странного разлома вдруг плюнула еще однаструя, вздымаясь на неведомую высоту. Приемник перестал греметь, и вшелестящей тишине они вдруг услышали… плач ребенка! Это было странно ичудовищно! Откуда в Городе мог оказаться ребенок?!; Жутко было смотретьна гримасы странного существа, не имевшего речевого аппарата вобщепринятом смысле слова, но пытавшегося говорить на земном языке.Именно со столкновения героев со странным и страшным начинаетсядействие романа А.
Лазарчука «Все способны держать оружие», гдеповествуется о нападении зомби на город. Изменения в привычной жизнигорожан, отклонения от нормального положения дел вызывают неприязнь инапряжение у главных героев: - Слушай. Не выходи оттуда, понятно? Здесьвчера что-то произошло… странное. Я перезвоню или приеду… В общем,держись поближе к полиции; - Так… - капитан нагнулся над ним и тут жевыпрямился. – Все страньше и страньше. На пути к бункеру нам попалосьшесть мертвецов; Они маршировали в странной позе, одной рукой даваяотмашку, а другую держа у плеча, и я долго не мог понять, что к чему.В фантастическом романе Ю.
Никитина «Имаго» находим подзаголовок«Странные романы». Слово СТРАННЫЙ не случайно вынесено в названиежанра: автор рисует перед нами мир, который не только сильно отличается оттого, в котором мы живем, но и отталкивает нас, - мир, в котором РоссияподчиненаНАТО.Насчитываем18контекстов,организованныхприлагательным СТРАННЫЙ и его синтаксическими дериватами. Странный вромане – это непривычный, неприемлемый, страшный: Похоже, пока я119раздумывал, рефлексы решили за меня, я обнаружил себя шагающим потротуару параллельно факельной молодежи.
Странно, совершенно нет машин,чья-то могучая волосатая рука сумела направить автомобильные потоки подругим улицам; Я быстро перевел ствол на дверь в комнату. Странно, никто невыскочил, не закричал, и тут только я уловил, что оттуда доносится грохотударников, объемный звук заполняет всю комнату; - Нет, - сказал я внезапно, пойдем посмотрим вблизи. Я чувствую, что сейчас что-то происходиткомическое.
Что в этом месте собрались странные, нечеловеческие силы… Ичто на этом месте будет памятник, что переживет и этот город, и язык;Один из десантников рассвирепел, взял автомат на изготовку и прицелился втолпу. Странно, толпа не рассыпалась в панике, там заорали еще громче.Герои романа находятся в постоянном напряжении, они ощущают, чтомир вокруг изменился, отторгает их. Странный мир вокруг объясняет чувства,зарождающиеся внутри, - нечто, что нельзя объяснить, выразить словами: Знаешь, как-то странно… Вдруг ощутила, что хоть все идет хорошо, нопочему-то мимо… Чего-то стало не хватать.Таким образом, прилагательное СТРАННЫЙ и его дериваты играютважную сюжетно-композиционную роль в фантастических произведениях. Содной стороны, контексты, организованные данным прилагательным, позволяютсоздать атмосферу загадочности, заставляют читателя выйти за рамкиобыденного в своем ожидании.
С другой стороны, мир, созданный авторамифантастических произведений, отличается от привычного. Он, как правило,чужд героям романов, таит в себе массу опасностей. Именно поэтому все вокружающей действительности кажется персонажам странным – непривычным,отталкивающим, непонятным и пугающим своей необъяснимостью.Выводы.1. Прилагательное СТРАННЫЙ является общеоценочным, посколькуможет выступать в качестве предиката для любого имени и объединяет оценкой120разные по своему онтологическому статусу явления действительности, а такжевступает в синонимические отношения с общеоценочными прилагательными втекстах разных жанров.2.
Прилагательное СТРАННЫЙ не употребляется в официально-деловомстиле речи, а также в текстах производственно-технической направленности,поскольку субъективные оценки не характерны для текстов данной стилевойпринадлежности. Употребление исследуемой единицы в научно-популярной иучебной литературе позволяет автору заинтересовать читателя неизведаннымили логически необъяснимым, а иногда и представить обыкновенные вещи какнечто необычное.3. В публицистических текстах количество оценочных суждений,организованных прилагательным СТРАННЫЙ, колеблется в зависимости отвременного периода, что выявляет взаимосвязь исследуемой единицы сидеологией,СТРАННЫЙопределяющейможно«духсчитатьвремени».своеобразнойПоэтомуприлагательное«лакмусовойбумажкой»общественного мнения, помогающей выразить отрицательное отношение кобъекту или адресату оценки, избегая резко оценочных суждений.
В обиходнобытовой речи прилагательное СТРАННЫЙ, являясь более мягким эквивалентомтаких «жестких» оценочных прилагательных, как ОТВРАТИТЕЛЬНЫЙ,АБСУРДНЫЙ, УЖАСНЫЙ и др., также выступает в роли эвфемизма.Употребление исследуемой единицы в научных текстах, сопровождаемоеотрицательными коннотациями, согласуется с принципами научной этики:невозможность резких оценочных суждений в научной сфере предполагаетобращение к прилагательному СТРАННЫЙ как более мягкой, корректнойоценке.4. Прилагательное СТРАННЫЙ играет особую сюжетно-композиционнуюрольвсовременнойхудожественнойлитературе.Находясьводномсинонимическом ряду с прилагательными ЧУЖОЙ, ЧУЖДЫЙ, НЕЛЕПЫЙ, онопомогает понять как состояние субъекта оценки, так и его отношение к121окружающему миру (ощущение всеобщей отчужденности, нелогичностипроисходящего и, как следствие, неприятие окружающей действительности).Поэтому можно сказать, что прилагательное СТРАННЫЙ обозначает особоементальное состояние субъекта речи, при котором он, сталкиваясь снепривычностью, необычностью, непонятностью объекта оценки, стремитсяотгородиться, дистанцироваться от него, выражая при этом свое неприятиеадресата оценочного суждения.Важная сюжетно-композиционная рольприлагательного СТРАННЫЙ в художественном тексте становится очевиднойпри анализе: 1) детективов, где исследуемая единица является своеобразнымсюжетным двигателем (обращение к странному – не такому, как всегда, илинеобъяснимому – выводит нас за рамки привычного, помогая выявить сутьпроисходящего);2)современнойфантастики,гдеавторприпомощиприлагательного СТРАННЫЙ создает иную реальность, погружая читателя взагадочную атмосферу.5.
Функционирование исследуемой единицы в конструкции КАК НИСТРАННО позволяет составить представление о стандартах, стереотипах инорме, укоренившихся в обществе, по алгоритму: ‘странно, что Х вместопривычно ожидаемого Y’.122Глава IV. Роль прилагательного СТРАННЫЙ в художественном миреписателя (на материале произведений Ф.М. Достоевского).4.1.
Особенности художественного текста.XX век – время отказа от «соссюровского замыкания лингвистикиисключительно на языке» [Борисова, Мартемьянов 1999: 7]. Идеи В. фонГумбольдта [Гумбольдт 1984], Т. ван Дейка [ван Дейк 1989] о прочной связиязыка с окружающим нас миром, положили начало развитию когнитивнойлингвистики, которая ориентирует исследователей на изучение внеязыковойинформации, основывающейся на «общих знаниях говорящего и слушающего отрадициях, речевом этикете, культурных коннотациях» и т.д.
[Борисова,Мартемьянов 1999: 7]. Обращение к такого рода прагматической информацииобусловлено асимметрией языкового знака. По мысли С.О. Карцевского, «знак изначение не покрывают друг друга полностью» [Карцевский 1965: 85]. Одно ито же означающее может передавать в разных контекстах разные смыслы. Вернои обратное: одно и то же означаемое может быть представлено разнымиозначающими.















