Диссертация (1100505), страница 21
Текст из файла (страница 21)
Незнанский «Вкусденег» - 21 контекст; П. Дашкова «Никто не заплачет» - 10 контекстов; Д.Калинина «Танец вокруг живота» - 27 контекстов; Д. Корецкий «По следучерта» - 20 контекстов; Т. Устинова «Неразрезанные страницы» - 19 контекстов.Сотрудники правоохранительных органов отталкиваются в расследованиипреступлений от чего-то, что не укладывается в их сознании, непривычно инелогично, т.е. странно: - Кто снабдил? Если наши власти действительнорешили убрать неугодного человека, выбор исполнителя довольно странный.Почему же, - не согласилась я. – Девушка вызывает куда меньше подозрений,чем мужчина.
- Такое поручают профессионалам (Т. Полякова «Трижды довосхода солнца»); - Странный интерес к подобному типу, как считаешь? Зачемдевушке, богатой наследнице и супруге преуспевающего бизнесмена, могпонадобиться телефон хронического неудачника, недавно вернувшегося из местне столь отдаленных? (Т. Полякова «Трижды до восхода солнца»); - Одинвопрос можно? – попросил Денис.
– Вам, девушки, убитый ничего странного нерассказывал? Может, не сегодня. - Да что он может рассказать, кромепошлого анекдота да сальных комплиментов? – чуть ли не в один голосвозмутились горничная и официантка (Ф. Незнанский «Вкус денег»); Знакомый голос по телефону. Голос Волгина. Зачем он звонил Игорю? - Нет,тут как раз ничего странного нет. Возможно, даже Игорь опекал меня нетолько по собственной инициативе, но и по настоянию Волгина.
Странностьне в том. Странно, что коммерческий директор, а Игорь именовал себя именнокоммерческим директором, руководит бригадой настоящих боевиков… (Ф.113Незнанский «Вкус денег»); - Да, - признался Головкин, - я тоже все времядумаю, зачем он заходил в туристическую фирму? Ведь не от киллерапрятался. Почему его там именно кончили? Вообще-то с этим Курбатовымочень странно (П.
Дашкова «Никто не заплачет); Сыщик запер замок.«Странно, - подумал он. – Мы никогда не находили трупов на свалке. Хотя…Место вполне подходящее» (Д. Корецкий «По следу черта»); Она ушла в глубинуквартиры и оттуда приглушенно сказала: - Нет, странно это. Не вяжется.Вор – значит вор. Откуда у него оружие и … навыки? (Т. Устинова«Неразрезанные страницы»).Стоит отметить, что непричастные к расследованию лица часто непонимают особого интереса следователей к странностям, осуждают их, ведь длянормальных, обычных людей странное неприемлемо, это то, от чего хочетсяотгородиться, отстраниться: - Что за бред вы несете, капитан?! Над вашими«версиями» и так все смеются – и в следственном комитете, и в прокуратуре,даже до ГУВД дошло, как вы предлагали осмотреть труп загрызенной другимпсом собаки! … И как отвезли собаку в морг, и добивались вскрытия и судебномедицинской экспертизы! И про дурацкие вопросы, которые вы задаетесвидетелям: что странного и необычного здесь произошло! (Д.
Корецкий «Последу черта»).Убийство или же любое другое преступление само по себе нарушаетпривычный ход вещей, поэтому «странности», которых сторонятся обычныелюди, становятся самым обычным рабочим материалом в руках следователей,своеобразной нормой в этом особом мире: Про Черта вроде бы все и слышали,но ничего конкретного сказать не могли. Это очень странно, обычно так небывает… В истории Черта вообще много странностей. Как, впрочем, и влюбом серьезном уголовном деле, тем более нераскрытом, а особенносвязанномсубийствами.Некоторыестранностиискушенныйвкриминалистике специалист вполне способен объяснить (Д. Корецкий «Последу черта»); - Здравствуйте, Иван Михайлович! – почтительно подошел к114следователю Дятлов.
– Какие-нибудь странности в деле есть? Тот вздохнул. Насильственное прерывание жизни и есть самая большая странность вподлунном мире (Д. Корецкий «По следу черта»).Мир, который создают авторы детективов, буквально соткан из странного.Странное ведет к истине не только сыщиков, но и самих читателей. В нашемсознании странное есть нечто отталкивающее, неприемлемое, чего мы непонимаем и не принимаем. Поэтому автор часто дает читателю своеобразныеподсказки, наделяя преступников оценкой СТРАННЫЙ еще до выясненияистинного положения дел: - Врачи уверены, что завтра она уже придет внорму. И мы наконец узнаем имя преступника! И Леся радостно посмотрела надядю Колю, ожидая увидеть ответную радость.
Но тот выглядел как-тостранно задумчиво (Д. Калинина «Танец вокруг живота»: странная реакциядяди Коли, с виду добропорядочного гражданина, помогавшего следствию,помогает распознать в нем убийцу); За стойкой на своем месте снова сиделМустафа. И он посмотрел на девушек весьма странно и продолжал пялитьсявсе время… (Д. Калинина «Танец вокруг живота»: странный знакомый девушекоказался впоследствии наркокурьером); Официантка кафе описала маленького,худощавого молодого человека, который сидел один все это время, пока засоседним столиком обильно обедали и пили коньяк двое посетителей, позжепогибших от взрыва: - Лицо у него было странное. Знаете, такое…сосредоточенное, и не съел он ничего (П.
Дашкова «Никто не заплачет»:странныймолодойчеловек впоследствииокажется главойпреступнойгруппировки).Заинтересованныеврасследованиинеслучайнообращаютсяк«странному» - непонятному, непривычному, нелогичному – в процессераскрытия преступлений. Подмечая нечто, что кажется нам странным вокружающих нас людях и мире в целом, мы намеренно разрушаем привычныймир нормы, где все происходит изо дня в день по заведенному образцу, где всекажетсяправильнымиприемлемым.Разрушаяэтупривычную115действительность, мы расширяем горизонты нашего познания, активизируемстремление постигать неизведанное, доходим до правды, которая иногда скрытаот нас под завесой обыденности и привычности.
Эта мысль во многомперекликается с мнением одного из обозревателей общественно-политическогои литературно-художественного журнала «Огонек» (№17-18 за 1994 год): Иоднажды я подумал: а вот если бы удалось собрать все-все странности иразом увидеть их, то… То что? Не объяснят ли они мир лучше и объемнее, чемвсе другие его толкования? Во всяком случае это было бы не скучноеразглядывание.Именностранноевыводитнасзарамкипривычного,накопленного годами и поколениями опыта. Когда мы задаем себе вопросы«Что странного в данном явлении?» и «Почему мне кажется это странным?»,именнотогдамыначинаемвидетьсамуюсутьокружающейнасдействительности, вырвавшись из оков привычности.Особую сюжетно-композиционную роль прилагательное СТРАННЫЙиграет также в фантастических произведениях (в том числе фэнтези), где оновстречается довольно часто.
Так, в фэнтезийном романе Ю. Никитина «СвятойГрааль»находим49контекстовупотребленияоценочныхсуждений,организованных прилагательным СТРАННЫЙ и наречием СТРАННО, а такжесуществительным СТРАННОСТЬ, что отнюдь не является случайным. Авторсоздает вселенную, населенную самыми разными существами, зачастуювраждующими друг с другом, принадлежащими разным мирам – странными какдруг для друга, так и для читателя. Странность эта проявляется во внешностиперсонажей (не каждый из них обладает привычной человеческой внешностью),в образе их жизни, жилищах, оружии, предметах обихода: Олег принес извторой комнаты колчан, быстро проверил стрелы, забросил за спину. Томас сотчаяниемналицесмотрел,какэтотстранныйпаломникоченьпрофессионально поправил перевязь, вытащил из-под лавки двуручный меч; Этих – что, все-таки в прошлом солдаты нашей славной армии, а вон бегутпохуже!..
Клянусь Святым Граалем, твой странный паломник их тоже116возьмет под крыло; Монах сделал молниеносное движение руками, встал встранную боевую стойку; Еще издали, с высоты седла, ему казалось что-тостранным во всей линии бритоголовых, теперь же он понял наконец, что головажилистого монаха с лицом умелого, беспощадного кулачного бойца едва ему погрудь, а тонкие руки с сухими кулаками выглядят вовсе хворостинками; Воттут монахи вашего монастыря нас встретили по странному ритуалу, но дажесэр калика, хоть и язычник, понимает, что в чужой монастырь со своимуставом не прут; Ломая кусты, на поляну выметнулись странные жуткиезвери: огромные, лохматые, чешуйчатые; Будет зваться Диким Полем, потом– Руиной, а пока что просто Степь. Котел, из которого век за веком уженесчетные тысячелетия выплескиваются странные народы, которым нестьчисла; - Мы вошли в землю одного странного племени.
Своих отличают толькопо запахам.Даже муравьи пошли странные: если наверху все одинаковоподжарые, прокаленные солнцем, быстрые и злые, то здесь двигалисьмедленно, сами помельче, от них пахло чуть иначе.Мир, в котором борются все против всех за право обладать святыней,буквально пропитан ненавистью, излишней подозрительностью.
СТРАННЫЙ вромане – синоним не только слов УЖАСНЫЙ, СТРАШНЫЙ, но и словОПАСНЫЙ, ПОДОЗРИТЕЛЬНЫЙ: У тебя совсем иная дорога, как и в жизни.К тому же, ты что-то скрываешь… Я чую странность. Большую странность.И непонятную опасность, что связана с тобой; Они сидели на краю причала,свесив ноги, калика качал ногой. Лицо калики странное, мрачное, хотя ужеприбыл в свой город!; Над ним стоял, опершись на одну ногу, странный человек,от которого Томаса бросило в дрожь, заморозило кровь в жилах.В мире, в который погружается читатель, почти нет места дружбе идоверию.
Странны все для всех: А еще его отважный друг, тоже калика,объяснил, как-то странно, жалостливо отводя глаза, что только они – люди,остальные – долюди. А есть и те, которые вышли из зверей в люди. Таких117немного, потому что для большинства – странные, непонятые. Так чтобогатыри, мудрецы, пророки, герои – все странные.Прилагательное СТРАННЫЙ и его дериваты являются ключевыми втексте романа и играют в нем важную сюжетно-композиционную роль. Именнос помощью данной лексической единицы автор смог погрузить читателя впринципиально иную реальность.
Постоянно тревожась за персонажей,живущих во враждебном, «странном» мире, читатель на протяжении всегоромана пребывает в напряжении, ожидая все новых и новых сюжетныхповоротов.Сделанныефэнтезийнымприлагательноевыводыприменимыпроизведениям,СТРАННЫЙгдеиитакжеегокдругимдовольносинтаксическиефантастическимчастоивстречаютсядериваты.Так,вфантастическом боевике А. Лазарчука «Все способны держать оружие» находим19 контекстов с прилагательным СТРАННЫЙ, а в фантастическом романе В.Головачева «Реликт» (том 1) насчитывается 63 соответствующих контекста.В романе «Реликт» странными предстают как неизведанная планета, накоторую высадились главные герои, так и новейшие изобретения, с помощьюкоторых они исследуют космос.















