Диссертация (1100505), страница 20
Текст из файла (страница 20)
- Это ты? - странно спросилон, впрочем, звучание вопросительного знака после «ты», затуманилось, ивопрос словно канул в воду.Нечто странное, невыразимое и необъяснимое, но страшно тревожащеедушу поднимается в душе Ташевского уже тогда, когда он не находит в себе силмириться с кровавыми видениями войны, абсурдной бесчеловечностью, всемитеми «патологиями», без которых не обходится ни одна война. Странноепросыпается в нем тогда, когда замолкает надежда и нет смысла обращаться крассудку.
Тогда он замирает и всматривается в странный мир, вслушивается встранную, на войне непривычную и тем самым пугающую тишину: Тяжелыйдождь, стегающий по воде, тысячи тяжелых капель, - вижу, странно близковижу; Чувствую внутри мутный страх, странную душевную духоту, словно всёсдавлено в грудной клетке; В городе слышна постоянная стрельба.
Тем болеестранно и тошно от тишины в школе и вокруг неё. И ещё - от наступающеймутной и сырой темноты.В романе «Санькя», повествующем о деятельности экстремистскойантиправительственнойгруппировки«Союзсозидающих»,находим34107оценочных суждения, организованных прилагательным СТРАННЫЙ и егосинтаксическими дериватами.
Что же кажется странным главному герою –члену партии Саше Тишину? Прежде всего, они сами – «союзники», несумевшие прогнуться под пошлый и жестокий мир, своими действиямипытающиеся подорвать ненавистный режим. Они странны для окружающих:неслучайно многие знакомые Саши не понимают агрессивности «союзников»,равно как и конечной цели их борьбы. Но странны они и друг для друга, вродебы все в одной партии, а каждый из них кажется бесконечно далеким, каким-тоотстраненным Саньке: Костенко, да, сидел в тюрьме, под следствием, его взялиза покупку оружия, всего нескольких автоматов, а они, его свора, его паства,его ватага, — они стояли нервными рядами, лица в черных повязках, лбыпотные, глаза озверелые. Непонятные, странные, юные, собранные по одномусо всей страны, объединенные неизвестно чем, какой-то метиной, зарубкой,поставленной при рождении; — Меня отпустили, — сказала Яна страннымтоном, и Саша запнулся на вопросе о том, как и кто отпустил, — по ее тонувдруг стало ясно, что ни о чем спрашивать не стоит; Саша иногда думал оКостенко, пытался понять этого странного, агрессивного, очень умногочеловека;ВспомнилвнимательнымлицоЯнывыражением—сженщины,темстранным,напряженным,прислушивающейсяксвоимощущениям…Саша не может понять, каков этот мир «союзников», это общее дело,которым соединены самые разные люди.
Он одновременно и понимает, и непонимает, что он делает и к чему его это приведет. Поэтому даже собственныемысли, обычные, свойственные всем людям душевные терзания кажутся емустранно-бездушными: Может, она спит с Матвеем? — подумал Саша. Номысль получилась странно отстраненной, бездушной.В кризисной ситуации – во время облавы, допроса – Санька кажетсястранным сам себе. Смотря на себя со стороны, он ощущает нечто особенное:ему не больно, не страшно, а именно странно.
Странно, потому что так не108должно быть, а это с ним тем не менее происходит: Саша уже не разбиралголосов. Зато понял, что густая вода — это его кровь из носа. Хотя, странно,боли пока не чувствовалось; Чувствовал странную муть и тяготу внутри — ипри этом было твердое знание, что ничего не избежать: он, Саша, всёсделает, до конца; Саше казалось, что он бежит впереди всех. В горле странноклокотало.Выход за пределами этой странной действительности тоже не найти: Сашачувствует, что он отличается от всех, боится выглядеть странным, так какощущает враждебность, чуждость окружающего мира. И все время будто быбежит от реальности: Саша стоял на платформе, чувствуя необычнуютяжесть сумки — казалось, что любой, взявший ее в руки, сразу поймет, чтотам нечто странное помещено, запретное; Странный у меня будет вид, если язакажу водки и стакан воды.
Надо что-нибудь еще…А все потому, что Саша современный мир – странный и чуждый ему – непонимает, не понимает извечную несправедливость, лживость, лицемериелюдей: Везде были люди, всюду жили люди, и Саша всегда находил с нимиобщий язык, хотя порой не понимал их. Впрочем, «не понимал» — не совсемверно. Ему казались странными, или глупыми, или неуместными, а чаще всего —пошлыми мотивации многих человеческих поступков.Саньке стыдно за странный мир, за глупость странных людей: Среди всегоэтого медленного и почти завершившегося распада ребенок выглядел странно,стыдно, неуместно.Прилагательное СТРАННЫЙ стоит в текстах Прилепина в одном ряду сприлагательными ЧУЖОЙ, ЧУЖДЫЙ, НЕЛЕПЫЙ, ГЛУПЫЙ, ПОШЛЫЙ, что всочетании с высокой частотой употребления данных лексических единицговорит о значимости смысла ‘странный, не такой, как все, чуждый инеприемлемый’ для автора.
Герои Прилепина чувствуют себя одинокими инеприкаянными в окружающем их мире, они странны и чужды дляокружающих, и весь мир странен, чужд, нелогичен и глуп для них. Таким109образом,прилагательномуСТРАННЫЙисмежнымснимединицампринадлежит особая роль в построении художественных произведений ЗахараПрилепина.Рассмотрим функционирование прилагательного СТРАННЫЙ и егосинтаксических дериватов в современной литературе на примере текстов другихжанров.ДостаточночастоприлагательноеСТРАННЫЙвстречаетсявдетективах, где оно играет важную сюжетно-композиционную роль.
Так, всовременном детективе Г. Романовой «Любовь окрыляет» находим 44 контекстас прилагательным СТРАННЫЙ или же наречием СТРАННО. В ведениирасследования по делу об убийстве женщины следователь Глеб Карповпостоянно задает себе вопрос: «Что странного вижу я в той или инойситуации?». Именно странное – не такое, как всегда, непонятное, непривычное ине укладывающееся в логическое развитие событий – становится своеобразнымдвигателемследственногодела.Странноеповедение,поступки,словадействующих лиц, странное несовпадение фактов являются единственнымизацепками в сложном деле: Еще одно издание намекало на то, что убитыесостояли в преступном сговоре с грабителями, больно уж странно себя вели.
Аубили их почему? Так, от лишних свидетелей и лишних ртов избавилисьбандиты (странное поведение жертв преступления указывает Карпову нанеожиданный поворот в следствии); Карпов как раз подошел к подъезду и нос кносу столкнулся с молодым мужиком, вынырнувшем из подъездных дверей. Тотповел себя как-то странно.
Дернулся куда-то вбок, будто Карпов на негонападать собрался. Отпрыгнул потом и резко повернулся к нему лицом (Карповна интуитивном уровне фиксирует странное поведение случайного встречного,что впоследствии помогает ему найти первого подозреваемого);Так,минуточку! А ведь видел его один человек точно. Тот самый молодой мужик, скоторым он нос к носу столкнулся в дверях подъездных. Он еще повел себяочень странно, будто напугался встречи с Глебом.
Лица Карпов егорассмотреть не мог…; - Когда я в первый раз приехал и заходил в подъезд, со110мной нос к носу столкнулся какой-то чудак. Он перепугался так сильно, чтоотпрянул так вот, - Глеб изобразил реакцию парня. – Потом странно такулыбнулся, хотя в темноте особо не разглядишь. Извинился, сказал, чтообознался и … - И все? - Да, и ушел. Но чего-то он испугался (впоследствиивспоминая «странную» встречу, Карпов подмечает все больше деталей, которыепомогают ему напасть на след убийцы); Странная все же девушка, - решилКарпов, возвращаясь к машине минут 20 спустя.
- Странная и неосторожная.Как вообще ей могла прийти в голову мысль – бежать именно здесь?! Ниединой души вокруг, ни единой! (необычное, нехарактерное для подобнойситуации поведение девушки приводит Карпова к мысли, что она не случайнооказалась в эпицентре событий); Фамилия, имя и отчество мужчины семьдесятвторого года рождения ему ничего не сказали, адрес тоже был неизвестен,окраина какая-то, но Витя смотрел очень странно на него, очень.
Будтозаранее жалел его или что-то в этом роде (странное поведение свидетеляпозволяет следователю уловить ложь в его показаниях); Вспомнив о Симакове,Карпов задумался. Следовало или нет показывать ему состряпанные Алексеемпортреты странной группы, занимавшейся все лето странными тренировкамина пустыре в районе летнего театра? (впервые на след настоящих убийцКарпов выходит, когда подмечает «странных» людей в «странной» обстановке);- Рамзин Гришка, который год разыскиваемый правоохранительными органами,представлялся своим бабам всегда одинаково: Жоржем! Не находишь этосовпадение странным, а?; Карпов снова разозлился на гостя. Странную какуюто позицию тот занял. То со странным блеском в глазах сообщает, что Генадо увольнения работал инкассатором в банке и был уволен за служебноенесоответствие, то снова на его защиту становится.
Как это расценивать?(несоответствия в показаниях очевидца помогают Карпову в очередной разуличить лжесвидетельствование).Как мы видим из приведенных контекстов, чаще всего обращение к«странному» происходит у Глеба во время внутренних монологов, когда он111пытается разложить по полочкам все увиденное и узнанное им за последнеевремя.
При этом наблюдается следующая ситуация в интерпретации оценочныхсуждений, организованных прилагательным СТРАННЫЙ: если мы, наделяя чтото оценкой СТРАННЫЙ, стремимся, как было упомянуто выше, отгородитьсяот этого, отстраниться, то следователь, наоборот, погружается в отталкивающиестранности, ведь, раскрывая преступление, он входит в иной, непривычный мир,где странности являются скорее нормой.Иногда Глеб Карпов интуитивно чувствует, что что-то не так,непривычно, это странное состояние, невыразимое словами, для него являетсяпоказателем некоторого продвижения в деле: Казалось ему или в самом делемужик что-то знал? Как хочешь, так и назови странное чувство, теребящееКарпова.
Будто щекотал кто-то в темечке всякий раз, как он СтепануВасильевичу в глаза заглядывал; Снова поднял на нее глаза и снова почувствовалстранный, тревожащий интерес к этой женщине.Подобным образом строит расследование помощник Карпова следовательСимаков. Собирая воедино все кажущиеся ему странными, непонятные факты,он будто пытается собрать кусочки мозаики: Светлана Карпова эффектнойвнешностью и вызывающими манерами не отличалась. И странным выборРамзина казался Симакову. То всегда любил ярких баб. Таких, например, как…Как покойная Нина Сошкина, которая с непонятной целью наведалась в вечерубийства к своей бывшей соседке. И после ее визита соседка эта была найденас пробитым черепом мертвой у себя дома. Не странно ли? Странно, и дажеочень.
И Симаков всячески пытался соединить все эти разные истории в одну.Во время допроса свидетелей Симаков намеренно просит их вспомнить чтолибо странное, понимая, что просто пересказом событий таинственное дело нераспутаешь: - Так вот, как только Светлана усаживалась в машину, накоторой ее встречали, причем это не их семьи была машина, я уже говорила…та трогалась с места, то таксист со своим пассажиром тут же ехалследом… Странно… - И сколько раз вы наблюдали подобную странность? -112Подобную странность я наблюдала 4 раза, - ответила начальница отдела;Только там странность одна имелась… - нехотя, все через не хочу вспоминалСтас. – За рулем той тачки постоянно водители менялись.Высокая частота употребления оценочных суждений, организованныхприлагательным СТРАННЫЙ и наречием СТРАННО, и их особая сюжетнокомпозиционная роль наблюдается и в других современных детективах: Т.Полякова «Трижды до восхода солнца» - 15 контекстов; Ф.















