Диссертация (1099579), страница 31
Текст из файла (страница 31)
ИПМ офицеров, работающих с личным составом, гораздо более высокий, чемИПМ офицеров, работающих с техническими системами. И это неудивительно, ведь128офицеры,работающиесличнымсоставом,направленынаэффективноефункционирование в рамках своей профессиональной деятельности, т.к. это необходимоим для достижения успеха в работе. Благодаря этому их система саморегуляции работаетболееуспешноипозволяетпредотвратитьразвитиевыраженных хроническихфункциональных состояний, что помогает офицерам поддерживать здоровье, добиватьсяуспехов и сохранять направленностьна продолжение своей профессиональнойдеятельности.3.3.4. Выводыпорезультатамсравнительногоанализаособенностейпсихологической саморегуляции функционального состояния у офицеров с разнымсодержанием труда - работающих с личным составом и с техническими системамиСравнение двух групп офицеров с разным содержанием труда показало, что наряду собщими для обеих групп типами стрессоров (несправедливость в оплате труда,выполнение работы за других, низкая трудовая мотивация сослуживцев) и показателейсниженного качества жизни (материальный достаток, жилищные условия, состояниесемейной жизни), есть и факторы, отличающие их.
Например, для офицеров, работающихс личным составом, характерны такие стрессоры, как постоянные прерывания иотвлечения от работы, чрезмерная нагрузка по работе с документацией и справочнойинформацией, жесткие сроки работы. При этом офицеры первой группы болееудовлетворены своей работой. Для офицеров, работающих с техническими системами, вкачестве стрессоров более характерны сверхурочная работа, несоответствие поручаемыхзадачпрофессиональнымобязанностям,необходимостьпользоватьсяплохимоборудованием, а также сниженные оценки качества жизни по параметрам районапроживания, работы, духовных потребностей.Влияние специфических характеристик содержания труда в разных видахпрофессиональной деятельности офицеров обуславливает развитие характерных дляэтих видов труда состояний сниженной работоспособности и сказывается на внешних ивнутренних ресурсах, которые определяют актуализацию и эффективность средствсаморегуляции ФС.Так, работающие с личным составом офицеры имеют более выраженную трудовуюмотивацию, считают свою работу значимой и интересной, проявляют высокий уровеньсаморегуляции осознанной активности, способствующий предотвращению накоплениясимптоматики ХУ и росту удовлетворенности работой.
Они не имеют признаковхронического утомления, несмотря на то, что также не вполне удовлетворены отдельными129аспектами качества своей жизни и условий работы, как и офицеры, работающие стехническимисистемами.Вместе стем,действие стрессороввсочетаниисмотивационной ориентацией на успех отражается в признаках развития у них деформацийповедения по типу А [Водопьянова, 2014; Барабанщикова, 2016; Барабанщикова, Климова,2015; Полякова, 2012; Сечко, 2006].У офицеров, работающих с техническими системами, чрезмерная нагрузка вызываетнедостаток сна и отдыха и, в результате - истощение физических ресурсов, чтопровоцирует избегающее поведение и уход от решения проблем [Дикая, 1985; Обознов,2003, 2005].
Признаки формирования ХУ и рост неудовлетворенности работой являетсяпризнаком истощения их ресурсов недостаточной эффективности саморегуляциифункционального состояния. Саморегуляция ФС, вероятно, не вполне эффективна ипотому, что они в меньшей степени ориентированы на достижение успехов в данном видетруда [Крюкова, 2004; Прохоров, 2006; Моросанова, 2007; Леонова, 2011].Также стоит остановиться и на том, что особенности психологической саморегуляцииу офицеров определяются, главным образом, состоянием мотивационных ресурсов.
Вчастности, офицеры, работающие с личным составом, имеют более высокую мотивацию куспеху,болеевыраженнуюпотенциальнуюмотивацию,отличаютсябольшейконкурентностью и чувством ответственности, а также больше заинтересованы винтересной работе. Они характеризуются высоким уровнем саморегуляции осознаннойактивности и не имеют признаков хронического утомления.
Офицеры, работающие стехническимисистемамииимеющиеменьшуюудовлетворенностьтрудом,характеризуются менее высокой мотивацией к успеху, низким индексом потенциальноймотивации и руководствуются потребностью в достойном материальном вознаграждении.Деятельностьофицеров,работающихсличнымсоставом,можетбытьохарактеризована как типичный вид военной кадровой подготовки и традиционный видтруда для военнослужащих. Деятельность же офицеров другой группы по основнымпризнакам может быть отнесена к категории операторских видов труда. Таким образом,именно офицеры, работающие с личным составом, в большей мере реализуютсобственный потенциал как военнослужащего и свои представления о выбраннойпрофессии [Барабанщикова, Климова, 2015]. Именно офицеры инженерного профиляхарактеризуются более выраженной стратегией избегания в процессе саморегуляциисвоего функционального состояния, недостаточная эффективность чего и выражается вросте мотивационного компонента хронического утомления.
Таким образом, влияниепрофессиональнойдеятельностивыражается,преждевсего,визменении130мотивационных ресурсов личности, которые в свою очередь влияют на особенности иэффективность работы системы психологической саморегуляции.Итак, влияние содержания профессиональной деятельности на конкретнойдолжности может происходить через действие специфичных стрессоров, условийдеятельности и изменение мотивационных ресурсов личности, которые в свою очередьвлияютнаособенностииэффективностьсаморегуляции.Этоподтверждаетпредположение о мотивационной направленности как об одном из основных факторовработы психологической саморегуляции и согласовывается с рассмотренными моделямимотивации: мотивационные компоненты инициируют и направляют работу системысаморегуляции [Леонова, 1984, 2011; Моросанова, 2004, 2007; Прохоров, 2016].3.4.Сравнительныйанализособенностейпсихологическойсаморегуляциифункционального состояния офицеров на стадиях инициации и завершенияотраслевых инновацийНаследующемпрофессиональнойэтапеситуацииисследованияибылоособенностейпроведеносаморегуляциисравнениеФСуоценокофицеров,обследованных в период инициации реформ в армии, и офицеров, опрошенных уже послеосновных нововведений, когда были завершены кадровая реформа и реформа денежногодовольствия.Для выявления различий в оценке ситуации и актуализации конкретных ресурсовсаморегуляции были выделены следующие группы респондентов:• группа 1 – офицеры, опрошенные в период инициации военных реформ: 42 чел.
ввозрасте от 20 до 29 лет, средний возраст - 24 года. Из них 18 человек женаты и 7 человекимеют детей. Средний срок службы 7 лет (на последнем месте работы - 2 года);• группа 2 – офицеры, опрошенные через 3 года после начала инноваций в армии: 88чел. в возрасте от 22 до 42 лет, средний возраст - 27 лет. Из их 53 женаты и 33 человекаимеют детей (по данным 85 заполненных анкет). Средний срок службы 9,5 лет (напоследнем месте - 4 года) (по данным 84 заполненных анкет).Подавляющее большинство респондентов обеих групп не имели предоставленногоармией жилья либо имели общежитие без личных удобств в комнате (в совокупности 98человек по данным 124 анкет).
При этом, если у первой группы, опрошенной в периодинициации реформ, заработная плата составляла в среднем 14 323 р. (по данным 32 анкет),то у второй, респонденты которой были опрошены через 3 года, средняя зарплатасоставляла 45 283 р. (по данным 37 анкет).131Выделенные группы являются независимыми выборками: в них по обозначеннымвременным срезам в большинстве своем вошли разные военнослужащие (по причинамконфиденциальности участия и необходимости численного увеличения выборки припроведении опроса после основных реформ). Поэтому различия между выборками могутявляться результатом влияния разных факторов.
Тем не менее, есть основания выделитьнекоторые сходства и различия, которые гипотетически могут иметь под собой основания,укладывающиеся в рамки темы данной работы. Обработка данных и сравнениепоказателей по выделенным группам показала следующее.3.4.1. Сравнительный анализ субъективной оценки профессиональной ситуации иудовлетворенности работой у офицеров на стадиях инициации и завершенияотраслевых инновацийОфицеры первой группы, опрошенные на этапе инициации реформ, в целомоцениваюткачествосвоейжизникакнормальное.Наиболеевысокие оценкиприсутствуют по параметрам «социальная поддержка», «состояние своего здоровья» и«сексуальная жизнь». Наиболее низкие оценки имеют параметры «материальныйдостаток», «жилищные условия» и «духовные потребности».Офицеры группы 2, опрошенные через три года после начала реформ, в целомоценивают качество своей жизни тоже как нормальное, но этот показатель выше, чем уофицеров первой группы, так же, как и оценки параметров «питание», «семья» и среднийпоказатель по всем параметрам качества жизни.
Как и офицеры 1 группы, они высокооценивают социальную поддержку и качество любовных отношений.Сниженные оценки качества жизни у офицеров 2 группы присутствуют по тем жепараметрам: «материальный достаток», «жилищные условия» и «духовные потребности».При этом по данным сравнения оценки материального достатка и жилищных условий уреспондентов группы 2 более высокие. Все значения указаны в табл. 19.Офицеры, опрошенные как до, так и после проведения кадровых реформ в армии,дают в целом положительные оценки общему качеству своей жизни.















