Диссертация (1099423), страница 17
Текст из файла (страница 17)
Выготский,Э. Деси, Р. Райан, В.А. Иванников, К. Левин, А. Лэнгле, Дж. Нюттен, С.Л. Рубинштейн,Е.О. Смирнова, Д.Н. Узнадзе, В. Франкл, Ш.Н. Чхартишвили, В.Н. Шляпников,63Т.И. Шульга, Р. Эммонс и др.); на уровне действия (регуляция процесса целеполагания,поведения, состояния в ходе осуществления действия как достижение осознаваемогорезультата) (М.Я.
Басов, Л.М. Веккер, Л.С. Выготский, В.К. Калин, О.А. Конопкин, Ю.Куль, В.И. Моросанова, П.А. Рудик, В.И. Селиванов, И.М. Сеченов, П.В. Симонов, Х.Хекхаузен и др.); на уровне отдельных операций (выбор и регуляция способов достиженияцели действия в определенных условиях) (L. Corno, B.J. Zimmerman).2.Волеваядеятельности.регуляцияВоляприестьэтомличностныйпонимаетсяуровенькакпроизвольнойвысшаярегуляциипсихическаяфункция,обеспечивающая регуляцию действий, психических процессов и состояний в условияхконфликта решений высшего уровня функционирования человека и решений, а такжевозможностей, более низких уровней. Волевая регуляция отличается не своим предметом,а уровнем, с которого эта регуляция осуществляется (уровень личности), задачей регуляции(победа решения высшего уровня) и механизмом регуляции (намеренное изменение смысладействия или смысловые установки, проявляющиеся в виде волевых качеств) (Иванников идр., 2014).3.
Особое значение имеет рассмотрение волевой регуляции мотивации, так как многиеисследования указывают на неразрывную связь волевой и смысловой сферы личности.Процесс мотивации может протекать непроизвольно как натуральная функция ипроизвольно через опосредование социальным содержанием и культурными средствами,что делает возможным саморегуляцию мотивации в условиях конфликта жизненных задачразных уровней функционирования человека (от организма до личности) за счетвременного переноса побудительности от мотива к цели действия. В случае личностногоуровня регуляции побуждения этот процесс происходит на основе намеренного обращенияк личностным ценностям и представляет собой волевую регуляцию процесса мотивации.4. Анализ основных теоретических вопросов и современных эмпирическихисследований психологии воли показал, чтоа) Произошедшая в современной психологии дифференциация понятия «воли»послужила формированию двух основных направлений исследования: изучение воли какнеобходимого механизма инициации, поддержания и осуществления деятельности со всемитребуемыми для этого стратегиями, навыками, приемами, с учетом когнитивных иэмоциональных особенностей субъекта (теории саморегуляции и самоконтроля); иисследование воли с точки зрения личностного уровня регуляции поведения в соответствиис особенностями смысловой сферы субъекта, ценностных отношений и их иерархии(деятельностно-смысловой подход, экзистенциальные направления психологии).64б) На сегодняшний день выделяется два основных представления о соотношениипроизвольной и волевой регуляции: (1) волевая регуляция понимается либо как высшаяформа (стадия) произвольной, тесно связанная с понятием «личность», ее мотивационнойи смысловой сферой; (2) волевая и произвольная регуляции отождествляются ипредставлены в исследованиях в виде проблемы овладения собой, поиска для этого средстви стратегий саморегуляции и самоконтроля.в) Структура волевого акта, по мнению большинства исследователей, состоит их трехэтапов: первый этап связан с мотивационным аспектом; второй этап – с принятиемрешения, разрешением мотивационного конфликта; третий этап – связан с планированием,организацией и осуществлением цели деятельности.
Взятые вместе этапы волевогодействия описывают связь воли как с самодетерминацией, так и с саморегуляциейповедения и состояния.г) В современных исследованиях волевое поведение изучается с точки зренияситуативных и устойчивых форм волевой регуляции, отличающиеся механизмом,возрастными, индивидуальными особенностями и др. Основным предметом изученияустойчивой формы волевого поведения выступают волевые качества, особенностисаморегуляции и самоконтроля как личностных диспозиций, привычные паттерны волевогоповедения.
Большая часть эмпирических исследований посвящены изучению волевойрегуляции в учебной или трудовой деятельности, в то время как проявление личностногоуровня регуляции в других сферах жизни остается недостаточно изученным, в том числеотмечается недостаток работ, предметом которых является сравнительный анализ волевойрегуляции в разных видах активности, проявляемые одними и теми же людьми. В качестветаких сфер жизни, требующих дополнительного исследования разные авторы чащевыделяют: сферу досуга, личностного саморазвития, социального взаимодействия,поддержания здорового образа жизни, выполнения домашних обязанностей, сферуморальных отношений и др. (Быков, 2012; Мишел, 2015; De Ridder и др., 2012; Lens и др.,2012; Mischel, Shoda, 1995; Mischel, Shoda, Mendoza-Denton, 2002; Peetsma, 2000; Peetsma,Schuitema, van der Veen, 2012; Tangney, Baumeister, Boone, 2004).65Глава 2.
Исследование особенностей волевой регуляции в разных видахжизнедеятельности личности2.1. Теоретические основания и постановка проблемы исследования «Особенностиволевой регуляции в разных видах жизнедеятельности личности»В ситуации конфликта решений личности и возможностей нижележащих уровней учеловека появляется необходимость обратиться к волевой регуляции принятой кисполнению деятельности и отдельных действий (Иванников, 2006; Иванников и др., 2014).Главным механизмом волевой регуляции (ВР) в такой ситуации является временноенамеренное изменение смысла или создание дополнительного смысла осуществляемыхдействий (Иванников, 1991).Помимо смысловых образований, ограничивающихся рамками отдельно взятойдеятельности «здесь – и – сейчас» (личностный смысл), существует смысловой опыт,сохраненный и зафиксированный в виде устойчивого отношения личности к объектам иявлениям действительности.
Эти инвариантные формы отношения к действительности уразных авторов получили различное терминологическое обозначение: фиксированнаяустановка (Узнадзе, 2004), смысловая установка (Асмолов, 1987), социальная установка(Надирашвили, 1978), смысловая диспозиция (Леонтьев, 2007), личностная установка(Запорожец, 1986).Повторение ситуации, требующей ситуативной ВР, может создать привычную форму(способ) ВР на основе устойчивого отношения личности к выполняемой деятельности иотдельным действиям. Такая готовность к намеренному изменению смысла действияактуализируется ранее образовавшейся связью смысла по отношению к похожемудействию и следующих за ним последствий.
Как отмечал А.В. Запорожец, «смысловойопыт, опыт отношения субъекта к определенному роду предметов, приобретенный впредшествующих действиях, в чем-то фиксируется, приобретает своего специфическогоматериального носителя и вследствие этого получает возможность актуализироватьсядо нового действия, предвосхищая его характер и направление» (Запорожец, 2000, с. 510).Эта привычная форма (способ) ВР осуществляется на основе устойчивогозакрепления личностного смысла осуществляемой деятельности и отдельных действий ввиде смысловой установки к деятельности, целевых и операциональных установок котдельным действиям этой деятельности.
Наличие таких установок позволяет личностиосуществлять волевую регуляцию деятельности без обращения к намеренной сознательнойрегуляции на основе ситуативного изменения смысла деятельности и отдельных действий.ВР становится в таком случае привычной и представляет собой готовность к личностной66регуляции с опорой на присущие личности смыслы и ценности (Асмолов, 2002; Выготский,1983; Запорожец, 2000; Надирашвили, 1978; Чхартишвили, 1967).Привычные установочные формы ВР деятельности и отдельных действийреализуются в виде особых характеристик действий или, точнее, характеристикдействующего субъекта, обеспечивающих поддержание инициации действий и достижениянамеченной цели, например, инициативность, целеустремленность, решительность,настойчивость,ответственность,обязательность,выдержкаидр.,традиционноописываемые в психологии как волевые качества личности.
При исследовании волевыхкачеств (ВК) реально мы наблюдаем не ВК, а отмеченные выше характеристикидеятельности человека так же, как мы наблюдаем волевое поведение, а не волю. В такомслучае ВК не есть атрибут личности, остающийся неизменным от деятельности кдеятельности, а есть привычный способ регуляции, опосредованный сложившимисядиспозициями ценностно-смысловой сферы к регулируемой деятельности или действию(Иванников, 2006, 2010; Иванников и др., 2014; Леонтьев, 2007; Калин, 1983, 2011;Смирнова, 2015; Шадриков, 2004 и др.).В работах В.А.
Иванникова убедительно показано, что понятие воли вводилось кактеоретический конструкт для объяснения волевого поведения и ВР действий человека.Поэтому имеются основания считать, что так называемые ВК тоже являютсятеоретическими конструктами, предложенными для объяснения волевых характеристикдействий. Другими словами, так называемые ВК личности не являются наблюдаемойреальностью, и тогда реальной задачей исследований устойчивых форм ВР должен статьанализ не ВК, а тех факторов, которые определяют отмеченные волевые характеристикидействий человека.Наша теоретическая гипотеза заключается в том, что волевые характеристикидействийчеловекаопределяютсяцелевымииоперациональнымиустановками,порожденными в повторяющихся условиях деятельности в соответствии со смысловымиустановками личности, в которых, как отмечал А.Г. Асмолов, представлен личностныйсмысл деятельности человека, его ценностные отношения к жизни (Асмолов, 2002).Соглашаясь с А.Г.














