Диссертация (1099423), страница 15
Текст из файла (страница 15)
Волевая регуляция как личностный уровень регуляции процесса мотивацииОдной из главных целей волевой регуляции деятельности является регуляциямотивации. Волевая регуляция различных психических функций, выбора действия средивозможных, различных параметров действий и операций может быть самостоятельнымпредметом, но их регуляция предполагает наличие надпороговой величины мотивации, азатруднения в процессе выбора, трудности осуществления действий и операций приводятк снижению побуждения и необходимости волевой регуляции самого процесса мотивации.Поэтому анализ волевой регуляции мотивации заслуживает особого внимания.Сама проблема саморегуляции поведения естественным образом связанна с вопросомо движущих силах, активности и побуждении деятельности.
Как только происходитпереход жизни в более сложную «вещно-оформленную среду» (А.Н. Леонтьев) возникаетнеобходимость в активном целенаправленном поведении, требующем его запуска ирегуляции.Осуществление поведения предполагаетнесколько этапов. Наиболееобобщенными и общепринятыми большинством авторов являются два этапа: этаппостроения побуждения (интенции) и этап его последующей реализации (Е.П. Ильин,Ю. Куль, К.
Левин, С.Л. Рубинштейн, Х. Хекхаузен и др.). При этом вопрос о регуляцииобычно поднимается по отношению к реализации и корректировке процесса осуществленияпобуждения в действии, нежели необходимости регуляции построения самого этогопобуждения. С другой стороны, учитывая, что изначально проблема воли поставленаименно в связи с инициацией особых действий (Аристотель, 1975), сужение представленийо волевой регуляции до области саморегуляции, самоконтроля и ее отождествление спроизвольной регуляцией и произвольным выбором не охватывает всех реальностей, радиобъяснения которых было введено это понятие, и не позволяет ничего сказать о егоспецифике (Иванников, 2006).
Следовательно, если говорить о волевой регуляциимотивации необходимо признать значение волевой регуляции на этапе инициациидеятельности (Иванников и др., 2014; Иванников, Монроз, 2014; Шляпников, 2012). Приэтом субъект обращается к волевой регуляции ради поддержания (снижения) необходимогоуровня побуждения в ситуации отсутствия (избытка) актуальной мотивации.Если принять эти идеи и не исключать из психологии воли проблематику инициациинемотивированного действия, возникает вопрос о механизме его порождения. Так, чтобы57понять содержание этой внутренней работы надо прежде всего анализировать процессмотивации и искать в нем звенья, которые человек мог бы намеренно регулировать, чтобыизменять побуждение к действию. Поэтому первой задачей в решении проблемыпорождения особых действий человека становится анализ процесса мотивации (Иванников,Монроз, 2014).
Для этого необходимо определить основные понятия психологии – «мотив»и «мотивация», так как, являясь одним из существующих вариантов объяснения инициацииповедения, понятие мотива исторически объединяло в себе как способность вызывать(инициировать, побуждать, создавать интенцию) нужное поведение, так и способностьбыть тем, ради чего поведение осуществляется (Леонтьев, 2004; Леонтьев, 2007).Двойственность в понимании «мотива», обладающего одновременно и смыслообразующейи побуждающей функциями, сохраняется и сегодня, что создает трудности прииспользовании этого понятия для анализа поведения, демонстрируя по фактунесовместимость способности к побуждению, и способности определять направленностьповедения в одном образовании (мотиве) (Божович, 2008; Иванников, 2006; Нюттен, 2004и др.).
Так как «если мотив понимать, как побудитель, то в этом случае мотивы не могутхраниться и составлять мотивационную сферу человека с иерархией мотивов, и мыдолжны отказаться от понятия мотивационной сферы. Если мотив понимать, как то,ради чего совершается деятельность, то тогда мотив не может побуждать активностьживого существа, хотя и может при этом создавать готовность к поведению иопределять его направленность» (Иванников, Монроз, 2014).Для того, чтобы исключить эту противоречивость В.А.
Иванников считаетнеобходимым разделить и определить понятия «мотив» и «мотивация» более точно, темсамым закрепив за каждым из теоретических конструктов определенное содержание. Еслисохранить за понятием мотив, предложенное А.Н. Леонтьевым его понимание как предметпотребности, т.е. как абстрактное обозначение всего того, что может удовлетворитьпотребность и обеспечить первичную готовность к поведению, отвечающее данномумотиву, определяя направленность поведения, то мотивацию следует понимать, как особыйсамостоятельный процесс последующего построения побуждения к действиям, благодарякоторым деятельность по достижению предмета потребности будет реализована.
Такимобразом, процесс мотивации представляется включённым в состав общей задачипорождения деятельности в качестве ее звена (Вилюнас, 2006; Запорожец, 2000; Иванников,2006, 2010; Леонтьев, 2004; Нюттен, 2004; Хекхаузен, 1986).Для понимания же того, что представляет собой процесс мотивации, необходимообратиться к составляющим деятельности - объективным и субъективным (Иванников,Монроз, 2014):58- Объективные составляющие структуры деятельности – то, на что деятельностьнаправлена, ее предмет, и условия, в которых эта деятельность осуществляется, т.е.предметное содержание деятельности, а также само строение (структура) деятельности,включающая: (1) саму по себе деятельность как целостную и завершенную по конечномурезультату активность, отвечающую мотиву; (2) действие, как активность, направленнуюна достижение промежуточных результатов деятельности (у человека это осознанная цель,как промежуточный результат); (3) операцию, как способ действия человека (или способдеятельности животных), отвечающий конкретным условиям избранного действия(Леонтьев, 2004, Иванников, 2010 (a)).- Субъективные составляющие деятельности – все психические процессы,обеспечивающие инициацию (побуждение), успешность деятельности и отдельныхдействий.
Функционируя в деятельности как ее самостоятельные звенья, они обеспечиваютпобуждение к активности, ориентируют субъекта в процессе реализации деятельности,обеспечивают его навыками для реализации отдельных операций и регуляции активностив процессе осуществления деятельности, при этом мотивация является одним из такихмоментов (звеньев) субъективной составляющей деятельности. Из чего следует, что«включение мотивации как субъективной составляющей в структуру деятельностиозначает, что в теории деятельности проблему мотивации можно рассматриватьтолько в связи с задачей порождения деятельности, а не как нечто самостоятельное»(Иванников, 2010 (a)).Сам процесс мотивации на определённом этапе можно представить, какмотивационное действие, особый внутренний процесс по созданию побуждения кдеятельности (Иванников, Монроз, 2015).
Становление этого психического действиявключает внутренние и внешние звенья, где важную роль играет ориентировочнаядеятельность по отношению к структуре мотивов и смыслов деятельности (Запорожец,2000; Иванников, 2006; Леонтьев, 2004; Смирнова, 2015). При необходимости совершенияповедения в условиях низкого уровня его побуждения, требуется произвольное управлениемотивацией.Возникаетвопрос:какимобразомможнопроизвольно намереннорегулировать мотивационный процесс с целью изменения общего уровня побуждения вслучае необходимости этого.Одним из средств регуляции является обращение к различным внешним стратегиям,оказывающим влияния на составляющие процесса построения побуждения (Baumeister,Tierney, 2011; Corno, 1994, 2001; Mischel и др., 2011; Zimmerman, 1994 и др.). Уровеньпобуждения может изменяться благодаря переоценке привлекательности мотива,например, за счет пересмотра положительных и отрицательных сторон осуществления59действия, благодаря введению внешней дополнительной стимуляции (внешняя мотивация– вознаграждение, страх наказания, приказы и др.).
Временный эффект может принестиизменение эмоционального и функционального состояния и воздействовать на общуюмобилизацию нервной системы (методы расслабления, отдых, методы совладения сострессовыми состояниями, кофеин, алкоголь и др.) (Baumeister, 2001, 2002; De Ridder и др.,2012; Иванников и др., 2014 и др.). В ходе деятельности не поддаются сиюминутномуизменению такие факторы, как навыки, умения индивида, знания, сильно выходящие зарамки наличных, но можно поставить дополнительную задачу по их приобретению, чтотакже потребует от субъекта запуска процесса мотивации.В русле социальных отношений низкий уровень побуждения зачастую связан сотсутствием самого мотива деятельности, когда человеку необходимо выполнить действие,принятое им к исполнению как необходимое, или внешне заданное, в отсутствии прямопобуждающей его к этому потребности.
В такой ситуации внешне заданной деятельности,субъекту необходимо создать побуждение в отсутствии прямо соответствующего ей мотиваили найти актуальную потребность, по отношению к которой это заданное извне действиеприобретен статус актуально мотивируемого. То есть отличительной особенностьюнемотивированного действия является отсутствие первого звена в процессе построенияпобуждения. Следовательно, в качестве еще одной из возможностей влиять на побуждениеявляется самостоятельное намеренное обращение к дополнительным мотивам, радикоторых субъект мог бы осуществить необходимое действие (Выготский, 1983; Иванников,2006, 2010; Рубинштейн, 2006; Узнадзе, 2004; Франкл, 2013 и др.).















