Диссертация (1099264)
Текст из файла
МГУ имени М.В. Ломоносова Факультет психологии
Кафедра нейро- и патопсихологии
На правах рукописи
Лайшева Галина Александровна
МАНИПУЛЯТИВНЫЙ СТИЛЬ ПОВЕДЕНИЯ ПАЦИЕНТОВ С МНОЖЕСТВЕННЫМИ СУИЦИДАЛЬНЫМИ ПОПЫТКАМИ (ПРИ РАССТРОЙСТВАХ АДАПТАЦИИ)
19.00.04 – Медицинская психология (психологические науки)
Диссертация
на соискание ученой степени кандидата психологических наук
Научный руководитель – д-р психол. наук, профессор Соколова Елена Теодоровна
Москва 2016
Оглавление
Введение 3
Глава 1. Теоретический анализ проблемы суицидального и манипулятивного поведения 13
§ 1.1. Исследования суицидального поведения 13
§1.2. Философское понимание манипуляции 21
§1.3. Психологическое понимание манипуляции 26
§ 1.3.1. Понятие манипуляции 26
§1.3.2. Произвольная манипуляция 27
§ 1.3.3. Непроизвольная манипуляция 33
§ 1.3.4. Нарушение метакогнитивных способностей как фактор развития манипуляции 38
§ 1.4. Исследования манипулятивного стиля поведения 50
Глава 2. Постановка проблемы исследования и обоснование эмпирической процедуры 54
§ 2.1. Постановка проблемы исследования 54
§ 2.2. Разработка схемы экспериментального исследования и описание конкретных методов 58
§ 2.3. Характеристика выборки 63
Глава 3. Описание и анализ результатов эмпирического исследования 69
§ 3.1. Исследование мотивационного компонента манипулятивного стиля поведения 69
§ 3.2. Исследование операционального компонента манипулятивного стиля поведения 78
§ 3.3 Манипулятивный стиль поведения: интеграция результатов 101
Глава 4. Обсуждение результатов эмпирического исследования 102
§ 4.1. Мотивационный компонент стиля манипулятивного поведения 103
§ 4.2. Операциональный компонент манипулятивного стиля поведения 113
§ 4.3. Манипулятивный стиль поведения 139
Выводы 141
Заключение 144
Литература 146
Приложение 170
Введение
Актуальность исследования. Проблема суицида и незавершенных суицидальных попыток остается одной из наиболее острых медико-социальных и клинико-психологических проблем в связи с высоким уровнем самоубийств в России: 19,77 завершенных попыток на 100000 человек в 2011 году, по данным ВОЗ. В многофакторной и полимотивированной картине суицидального поведения можно выделить парасуицид – намеренное самоповреждение, не преследующее цели покончить с собой и имеющее манипулятивный характер. Парасуициды широко распространены и, несмотря на амбивалентность отношения к попытке (только 1 из 500 попыток оканчивается смертью), недооценивать их опасность не стоит: 12-25% в течение года повторят попытку, а 7-10% погибнет от повторной (Paris, 2007; Карсон, Батчер, Минека, 2004). Высокий риск повторения попытки указывает на необходимость разработки эффективных программ профилактики парасуицида, основанных на результатах психологических исследований структуры и функций манипулятивного поведения как одного из предикторов суицидального поведения.
Манипуляция – как стремление к контролю над окружающими и функциональный, объектный способ коммуникации, осуществляемый помимо воли партнера, – так широко распространена, что может рассматриваться как вариант
«культурной патологии» в обществе, уровень неопределенности и скорость изменений которого постоянно растет, а ценность долгосрочных отношений, построенных на доверии – падает (Бауман, 2005; Соколова, 1989, 2009, 2012, 2015; Тхостов, 2015). Вариативность способов проявления манипуляции (индуцирование вины и стыда, ложь, психическое или физическое насилие, осуждение, соблазнение, рационализация, парасуицид (Potter, 2006; Соколова, 1989;)) ставит вопрос о необходимости проведения границ между нормальной и патологической ее формами.
Манипуляция выполняет различные функции в зависимости от степени осознанности. Если непроизвольная манипуляция, к которой можно отнести примитивные защитные механизмы и, в некоторых случаях, парасуицид, удовлетворяет преимущественно базовые психологические потребности, то
произвольная, вариантом которой выступает макиавеллизм, ориентирована, в первую очередь, на социальные выгоды.
Феномен макиавеллизма представляет интерес для многочисленных социально-психологических, биологических и экономических исследований (Byrne, 1995; Rauthmann, Will, 2011) как переменная, возможно, определяющая успех социального взаимодействия за счет высоко развитых навыков понимания мыслей и чувств других людей (Austin et al., 2007). Результаты эффективности макиавеллистов в профессиональной деятельности противоречивы (Corzine, Buntzman, 1999; Karkoulian et al., 2010; Kuyumcu, Dahling, 2014); напротив, обнаружены многочисленные связи с нарушениями саморегуляции, искажением процесса принятия решения и низким уровнем метакогнитивных способностей (Егорова, 2009; Знаков, 2002; Ali, Chamorro-Premuzic, 2010; Jones, Paulhus 2010; Paal, Bereczkei, 2007). В клинической психологии макиавеллизм исследуется в модели шизофрении, зависимого поведения (Sullivan et al., 1999; Thakkar, Matthews, 2008; Зенцова, 2009) и наряду с нарциссизмом и психопатией входит в Темную Триаду личности (Jones, Paulhus, 2010; Егорова, Ситникова, 2014).
Манипулятивное поведение, с клинико-психологической точки зрения, рассматривается как отличительная черта стиля межличностного взаимодействия при нарциссическом и пограничном расстройствах личности (Hamilton, 1986; Кернберг, 1997, 2005; Райл, Фонаги, 2002; Соколова, 1989; 1995, 2009, 2012, 2015; Соколова, Чечельницкая, 1997; Соколова, Сотникова, 2006; Соколова, Коршунова, 2007), а также как фактор возникновения и хронификации психических заболеваний (Вацлавик и др., 2000; Холмогорова, 2011; Фонаги, Моран, Таргет, 2004) и парасуицидального поведения. Манипулятивное поведение пациента снижает приверженность лечению и эффективность процесса психотерапевтического вмешательства (Akhtar, 2007; Балинт, 2002; Хиншелвуд, 2007) и негативно влияет на рабочий альянс, ценность которого особенно высока в клинике аутодеструктивного поведения и парасуицида (Cummings, Thompson, 2009; Freedenthal, 2007; Pridmore, Bowen, 2009; Соколова, 2010).
Парасуицид можно рассматривать как коммуникативное действие – подвид манипуляции (Соколова, 2009), обладающий прагматическим смыслом и
опирающийся на систему репрезентаций Я и других людей, качество которых в ситуации стресса и непереносимого аффекта существенно снижается. Взглянуть на проблему саморегуляции интенсивных эмоциональных состояний с точки зрения развития метакогнитивных способностей позволяет понятие «ментализация»: способность создавать репрезентации мыслей и чувств – самого себя и других людей. При нарушениях ментализации снижается эффективность высших форм регуляции аффектов: способности к образно-вербальной и фантазийной репрезентации, что может служить триггером ригидных манипулятивных поведенческих паттернов и телесно-моторных отреагирований – парасуицида. Разные виды дефицита ментализации исследованы при психотических расстройствах (Brent, 2009; MacBeth et al., 2011), депрессиях (Taubner et al., 2011), в клинике пограничного личностного расстройства с сопутствующим аутоагрессивным поведением (Bateman, Fonagy, 2004; Fischer-Kern et al., 2010).
Таким образом, при суицидальном поведении и личностных расстройствах влияние манипуляции на ход психотерапии и уровень приверженности лечению, многообразие и разнородность ее феноменологии, трудности различения нормальной и патологической форм обуславливают актуальность разработки проблемы структурно-функциональной организации манипулятивного стиля поведения как предиспозиционного фактора суицида. Практическим приложением результатов исследования станет дифференцированная система диагностики факторов риска множественных суицидальных попыток и мишеней их терапии с учетом индивидуального коммуникативного стиля больного и на основе научно обоснованных данных.
Цель исследования: выявление структурно-функциональных особенностей манипулятивного стиля поведения пациентов с суицидальным поведением при экспериментальном моделировании ситуации неопределенности.
Объект исследования: психологические механизмы суицидального поведения.
Предмет исследования: структурно-функциональные особенности мотивационного и операционального компонентов манипулятивного стиля поведения у пациентов с нарушениями адаптации и парасуицидальным поведением.
Теоретическая гипотеза: парасуицидальное поведение пациентов с расстройствами адаптации можно концептуализировать как дисфункциональный стиль манипулятивного поведения, включающий в себя специфическую структуру мотивационных и операциональных компонентов.
Эмпирические гипотезы:
-
Пациенты с нарушениями адаптации, совершившие суицидальные попытки, будут иметь более высокий уровень выраженности манипулятивных установок (макиавеллизма) по сравнению с контрольной группой.
-
Высокий уровень макиавеллизма у пациентов с суицидальным поведением связан со специфической, по сравнению с группой сравнения и контрольной, структурно-функциональной организацией мотивационных и операциональных компонентов стиля манипулятивного поведения.
-
Манипулятивное поведение у лиц с высоким и низким макиавеллизмом, совершивших суицидальную попытку, опосредовано разными нарушениями ментализации.
Задачи исследования:
-
Теоретический и методологический анализ исследований проблемы суицидального поведения и его связи с манипуляцией (в том числе, с макиавеллизмом).
-
Разработка методического комплекса, включающего методики разной степени неопределенности стимульного материала; выделение критериев оценки и анализа эмпирических данных, их психологической интерпретации и статистической проверки.
-
Исследование структурных и функциональных особенностей мотивационного и операционального компонентов стиля манипулятивного поведения при наличии и отсутствии суицидального поведения.
-
Изучение психологических механизмов манипулятивного поведения при разных нарушениях ментализации.
-
Обсуждение роли манипулятивного поведения как дисфункционального стиля личности в формировании суицидального поведения.
Теоретико-методологической основой исследования являются: культурно- исторический и системно-деятельностный подход (Выготский Л.С., Леонтьев А.Н., Зейгарник Б.В.), представление о системном развитии и распаде высших психических функциях в теории дифференциации-интеграции (Вернер Х., Виткин Г., Чуприкова Н.И., Соколова Е.Т., Холодная М.А., Александров Ю.И., Поддьяков А.Н.); принципы синдромного анализа нарушений психических процессов (Зейгарник Б.В., Николаева В.В.); положения о системном строении и функционировании самосознания, единицей анализа которого выступает когнитивно-аффективный стиль личности, связывающей познавательные и аффективно-регуляторные процессы в единое целое (Соколова Е.Т., Блатт С., Вестен Д.); представления об особенностях пограничного самосознания как "рискового" в отношении развития психической патологии и саморазрушительного жизненного стиля, в том числе, суицидального поведения (Соколова Е.Т., Бурлакова Н.С., Кадыров И.М., Коршунова А.Р., Сотникова Ю.А., Цыганкова П.В., Чечельницкая Е.П.); представления о символическом опосредствовании психических процессов как об основном механизме саморегуляции (Николаева В.В., Соколова Е.Т., Тхостов А.Ш.); системная теория коммуникации (Вацлавик П., Бейтсон Дж., Бивин Дж., Джексон Д.); исследования манипуляции как непроизвольного поведения (Кернберг О., Кляйн М., Соколова Е.Т.) и макиавеллизма как осознанной установки (Ali F., Austin E.J., Bereczkei T., Côté S., Paal T., Знаков В.В., Егорова М.С.); концепция нарушений ментализации в клинике пограничного расстройства личности (Bateman А., Fonagy P.), исследования диспозиционных просуицидальных факторов (Амбрумова А.Г., Сафуанов Ф.С., Тихоненко В.А.).
Характеристика выборки. Исследование проводилось на базе кризисного отделения ГКБ №20 города Москвы. В исследовании приняли участие 122 человека, составившие три группы: экспериментальную – 41 человек, совершившие попытку суицида в течение года до обследования и имеющие диагноз F43.2 по МКБ-10 –
«реакция на тяжелый стресс и нарушения адаптации»; группу сравнения – 40 человек – пациенты с расстройством адаптации без суицидальной попытки; контрольную группу – 41 человек без попыток суицида и истории обращения за психиатрической помощью. Критериями исключения из клинических групп стали психотические симптомы (бред и галлюцинации), тяжелые нарушения целенаправленности и связности мышления, нарушения ориентировки в пространстве, времени и собственной личности и выявленные грубые органические нарушения. Все участники исследования дали добровольное согласие.
Методы исследования. В исследовании применялся специально разработанный комплекс методик, позволяющий оценить структурно- функциональные особенности операционального и мотивационного компонентов манипулятивного стиля поведения. Для исследования мотивационного компонента использовалась шкала макиавеллизма Mach-IV (Christie, Geis, 1970), переведенная и адаптированная В.В. Знаковым (2000). Макиавеллизм выступает количественным показателем манипулятивной направленности человека, доступным для статистической обработки и позволяющим проанализировать неоднородную выборку пациентов, совершивших суицидальную попытку, именно с точки зрения выраженности манипулятивных установок. Участникам исследования были также предложены: «Многомерная Шкала Перфекционизма» (Hewitt, Flett, 1999; адаптация И.И. Грачевой, 2006) с подшкалами; Тест описания поведения К.Томаса, выявляющий определенные способы поведения в конфликтной ситуации, впоследствии сравниваемые с результатами прохождения фрустрационного теста Розенцвейга; Методика диагностики уровня эмпатических способностей В.В.Бойко, позволяющая количественно оценить общий уровень эмпатии и ряд подшкал в экспериментальной и контрольных группах, в группе сравнения использовался Опросник эмпатии А. Меграбяна и Н. Эпштейна. Для исследования операционального компонента манипулятивного стиля поведения применялись: Фрустрационный Тест Розенцвейга с модифицированной инструкцией, направленный на изучение не только способов действия в конфликтной ситуации, но и на оценку уровня ментализации по специально сконструированной по П. Фонаги шкале (Bateman, Fonagi, 2004); проблемные ситуации для определения типов когнитивных контролей по специально выделенным и подсчитанным категориям;
Характеристики
Тип файла документ
Документы такого типа открываются такими программами, как Microsoft Office Word на компьютерах Windows, Apple Pages на компьютерах Mac, Open Office - бесплатная альтернатива на различных платформах, в том числе Linux. Наиболее простым и современным решением будут Google документы, так как открываются онлайн без скачивания прямо в браузере на любой платформе. Существуют российские качественные аналоги, например от Яндекса.
Будьте внимательны на мобильных устройствах, так как там используются упрощённый функционал даже в официальном приложении от Microsoft, поэтому для просмотра скачивайте PDF-версию. А если нужно редактировать файл, то используйте оригинальный файл.
Файлы такого типа обычно разбиты на страницы, а текст может быть форматированным (жирный, курсив, выбор шрифта, таблицы и т.п.), а также в него можно добавлять изображения. Формат идеально подходит для рефератов, докладов и РПЗ курсовых проектов, которые необходимо распечатать. Кстати перед печатью также сохраняйте файл в PDF, так как принтер может начудить со шрифтами.















