Диссертация (1099217), страница 6
Текст из файла (страница 6)
Переживание рассматривается как продуктивный процессвосстановления возможности реализации внутренних жизненных необходимостейи смыслостроительства, это деятельность, которая предоставляет возможностьсубъекту соотнести себя с миром и решить его реальные жизненные проблемы;при этом в переживании могут присутствовать как эффективные (собственносовладание),такинеэффективныепроцессы(психологическиезащиты)(Василюк, 1984).Для дифференциации представлений и максимально полного описанияпроцессов переживания Ф.Е. Василюк предлагает типологию критическихситуаций и типологию жизненных миров.В рамках типологического анализа Ф.Е. Василюком было выделено 2аспекта: внешний мир в восприятии человека (он может быть «легким» или«трудным») и внутренний мир («простой» или «сложный»). «Легкость» внешнегомира означает гарантированную обеспеченность всех потребностей живущего внем существа, «трудность» внешнего мира – отсутствие такой обеспеченности.Под «простотой» внутреннего мира понимается односоставность жизни существа– наличие у него только одной потребности, «сложность» внутреннего мираобозначает наличие нескольких отношений, потребностей, которые вступают встолкновения.
На пересечении этих дихотомий автором были выделены 4 типажизненного мира человека: инфантильный, реалистический, ценностный итворческий (Василюк, 1984, 1995). Критическая, ситуация возникает тогда, когдасубъект начинает ощущать угрозу для себя и своего жизненного мира. В качествекритических ситуаций были выделены стресс, фрустрация, конфликт и кризис.Одним из результатов исследования стал сравнительный анализ «удачных» и«неудачных» процессов «совладания», в качестве которых выступили защита исовладание, соответственно (Василюк, 1984).28В рамках нашего исследования типологический анализ жизненных миров исистематизация «удачных» и «неудачных» процессов представляют особыйинтерес.Прежде всего, мы рассматриваем типологии критических ситуаций ижизненных миров как успешную реализацию изучения единства субъективного иобъективного в отечественной психологии.
При феноменологическом описаниипсихологической реальности, которая скрывается за каждой критическойситуацией и каждым жизненным миром внимание уделяется не толькообъективно данным внешним условиям, но и особенностям, присущим самомусубъекту, а также тому, каким образом объективно заданный внешний мирпересекается с субъективным внутренним миром. Особое внимание при анализевнешнего мира обращает на себя возможная «трудность» как существеннаяобъективная онтологическая характеристика внешнего мира.
Д.А. Леонтьевотмечает, что трудность обладает негативной коннотацией в современноммассовом сознании, и ее наличие предполагает большую затрату ресурсов(ЛеонтьевД.А., 2014).Мыполагаем,что«трудность»внешнегомираопределяется не только отсутствием непосредственной данности жизненных благи богатством преград, но и неопределенностью, которая так же, как и трудность,нередко воспринимается в негативном свете. Неопределенность внешнего мирабросает вызов субъекту и требует от него совершения поступков и определенныхвыборов для того, чтобы преодолеть препятствия и удовлетворить своипотребности.Опираясь на понимание трудных жизненных ситуаций как ситуаций,требующихмобилизацииневозможностей,ресурсоввыделенныхипринимаяФ.Е.
Василюком,вовниманиеД.А. Леонтьеввидыпредлагаетмногоуровневую модель взаимодействия с неблагоприятными обстоятельствами(Леонтьев Д.А., 2013).29Д.А. Леонтьев выделяет 4 рубежа психологической обороны, которымсоответствуют определенные психологические ресурсы и способы преодоленияневозможностей:1. Резилентность как способность к сохранению стабильного уровняпсихического и физического функционирования в неблагоприятных ситуациях.На первом рубеже сила внешних давлений не превышает общего порогавосприимчивости, который определяется ресурсами устойчивости, влияющими начувствительность человека к неприятностям (удовлетворенность жизнью,осмысленность жизни, субъективная витальность, диспозиционный оптимизм,жизнестойкость).2.Механизмызащитыисовладаниякакстереотипныешаблоныреагирования, срабатывающие на уровне неосознаваемых автоматизированныхопераций. На втором рубеже сила внешних воздействий начинает превышатьобщий порог восприимчивости и становится заметной, тем не менее,автоматизированные механизмы защиты и совладания позволяют человекусправиться с невзгодами без внутренних изменений.3.
Механизмы динамического совладания на основе саморегуляции. Натретьем рубеже сила воздействия неблагоприятных ситуаций достигает такогоуровня, что стереотипные шаблоны реагирования оказываются бессильны, ивозникает необходимость в динамическом совладании. На этом уровне становитсянеобходимойчувствительностькпроисходящемуздесьисейчасдлясаморегуляция как работа над ошибками. Ключевыми ресурсами для данногоуровняявляютсяатрибутивныйресурсыоптимизм,саморегуляцииориентацияна(автономнаядействие,каузальность,принятиериска,чувствительность к обратной связи).4. Посттравматический рост. В случае невозможности противостоятьвоздействиюкритическойситуациинаступаеттравмаилиразрушение,преодолеть которые возможно благодаря ресурсам изменения – ресурсампринятия, нахождения смысла и экзистенциального мужества и рефлексии.30Описанная модель взаимодействия с неблагоприятными обстоятельствамиподтверждает наше предположение о том, что процессы совладания обладаютуровневым строением и могут разворачиваться как на осознаваемом, так и нанеосознаваемом уровне, что снимает дихотомию «защита – совладание».
Также впользууровневогостроениясовладаниясвидетельствуютрезультатыэмпирических исследований лиц с ограниченными возможностями здоровья(ОВЗ), которые выполнялись под руководством Д.А. Леонтьева. Было показано,что одни и те же защитные реакции у лиц с ОВЗ в силу объективной сложностипротекания некоторых процессов осуществляются на уровне развернутойдеятельности (динамическое совладание), тогда как у их здоровых сверстниковони осуществляются на уровне автоматизированных операций (Леонтьев Д.А.,2013, 2014). Данное замечание может быть справедливо и к людям, обладающимразными репертуарами психологических ресурсов.
Можно предполагать, чтоспособность к сохранению и устойчивости в неблагоприятных условиях будетразвита намного лучше у человека с хорошо развитой системой психологическихресурсов, наличие которой позволит человеку быть готовым к преодолениютруднойжизненнойситуации,иобладаниеширокимрепертуаромпсихологических ресурсов может сделать возможным выбор из большегоколичества стратегий совладания.Данная модель интересна и тем, что она описывает механизмы преодолениятрудных жизненных ситуаций в условиях неопределенности и содержит указаниенатересурсы,которыеявляютсянеобходимымивтакихусловиях.Неопределенность, хотя и может оказывать разрушительное воздействие в силунеподготовленности человека к встрече с неизвестными и угрожающимиобстоятельствами, все же несет в себе потенциал для личностного роста ипреодоления.Описанноевнастоящемпараграферазнообразиетеоретическихпредставлений о природе совладания демонстрирует богатый потенциалисследуемой феноменологии для научно-исследовательской и практической31работы.
Вместе с тем существующее разнообразие таит в себе ряд ловушек дляисследователей в силу их определенной «категоричности» в отношениипонимания совладания и его связи или с личностными характеристиками, или спроцессами целеполагания, или с когнитивным оцениванием и т.д., что взначительнойстепени редуцирует сложность феноменологиисовладания.Подходы, рассматривающие совладание как один из уровней процессапреодоления трудных жизненных ситуаций также, по нашему мнению, упрощаютизучаемую психологическую реальность, так как тяготеют к противопоставлениюпсихологических защит и совладания в плоскостях «хорошо – плохо» и«эффективно – не эффективно».Еще одной ловушкой разнообразия подходов к изучению совладанияявляется их отнесенность к конкретно-научному уровню методологии науки споследующей разработкой на их базе конкретных методик и техник диагностики.Одним из следствий сложившейся ситуации становится проблема измерения иэмпирического изучения совладания, к числу особенностей которой относят: 1)существование содержательных различий в понимании совладания с позицийразных подходов; 2) измерение с помощью диагностического инструментариякачественно различных компонентов совладания; 3) расхождения в пониманиисмысловогосодержаниякачественногосодержательнаяитипичныхколичественногогетерогенностьстратегийсовладания.сопоставлениятеоретическихНевозможностьэмпирическихподходовиданных,определенийуказывают на существование методологического и методического диссонанса впонимании природы совладания (Кружкова, Никифорова, 2012).В связи с описанными сложностями для нас наиболее близкими иметодологически разработанными являются рассмотренные выше психологияпереживания Ф.Е.
Василюка и многоуровневая модель взаимодействия снеблагоприятными обстоятельствами Д.А. Леонтьева, которые наиболее близки кметодологическимосновамнашегоисследования.Отсутствиежесткогоразграничения между психологическими защитами и стратегиями совладания,32учет сложности внутреннего мира и особенностей восприятия внешнего мира,особое внимание к психологическим ресурсам и способности человека имираспоряжатьсяслужатреализацииобъединенияводномисследованиисубъективного и объективного и утверждают неопределенность как атрибутсовременного внешнего мира, бросающий вызов человеку.§ 1.2 Феномены совладания в отечественной психологии (на примереэмпирических исследований)Сегодня психология совладания востребована среди широкого кругаотечественных исследователей.















