Автореферат (1099216), страница 5
Текст из файла (страница 5)
Согласно критериям принятия/отвержениямодераторных моделей, отобраны две модели, где переменной-модераторомвыступила интолерантность к неопределенности.В одной из моделей показано, что интолерантность к неопределенностивлияет на силу каузальной связи между общей осмысленностью жизни истратегией совладания «избегание» (по тесту Д. Амирхана) (χ² = 25.439,р = 0.000) (рис. 3).2354Избегание321Mo = –1Mo = 101-123-2-3-4-5СЖОРисунок 3. Зависимость выбора стратегии совладания «Избегание» отуровня осмысленности жизни (СЖО) при разных значенияхпеременной-модератора (интолерантность к неопределенности).При высоких значениях уровня интолерантности к неопределенности(пунктирная линия на рис.
3) общая осмысленность жизни оказывает болеесильное отрицательное влияние на выбор стратегии совладания «избегание»,тогда как при низких значениях уровня интолерантности к неопределенности(сплошная линия на рис. 3) с ростом уровня общей осмысленности жизничастота выбора стратегии «избегание» снижается незначительно. Полученныеданные позволяют говорить о том, что у людей, терпимых к неизвестнымобстоятельствам и открытых новому, с ростом уверенности в себе и своих силах,ощущающих смысл и полноту своей жизни, в трудной жизненной ситуациичастота обращения к уходу от разрешения трудной жизненной ситуации будетвыше, чем у людей, воспринимающих с опасением и беспокойством все новое,неизвестное или незнакомое.Результатымодераторногоанализауказываютна изменение силыкаузальной связи между общей осмысленностью жизни и стратегией совладания«избегание» под воздействием интолерантности к неопределенности.
Этопозволяетговоритьоналичииопосредствованнойсвязимеждуинтолерантностью к неопределенности и общей осмысленностью жизни, хотякорреляционная связь между ними отсутствует. Способность выступать24модератором и оказывать существенное влияние на детерминацию выборастратегийсовладанияподтверждаетсложностьинтолерантностикнеопределенности как личностной характеристики (Корнилова, 2010б).В четвертом параграфе «Общее обсуждение результатов исследования 1 иисследования 2»представленовыполненныхэмпирическихобобщающееобсуждениеисследований.результатовЦелостноерассмотрениепостроенных моделей показало разнообразие каузальных связей и механизмов,определяющих выбор стратегий совладания.Применениеметодовкаузальногомоделированияматематическипродемонстрировало идею опосредствования, построенные модели стали еенаглядными иллюстрациями. Показано, как человек, овладевая тем или инымресурсом, который начинает выполнять функции психологического орудия,становится способным овладеть ситуацией и своим поведением, обращаясь киспользованиюопределеннойстратегиисовладания.характеристики(толерантность/интолерантностькЛичностныенеопределенности,личностная тревожность, уровень субъективного контроля, осмысленностьжизни), рассмотренные на позиции предиктора, медиатора и модератора,выступилипсихологическимиресурсамисовладающегоповедения.Содержательный анализ построенных медиаторных и модераторных моделейпоказалнеобходимостьпоказателейвсехучеталичностныхнетолькоколичественногохарактеристик,ноивыраженияособенностиихфеноменологического выражения.
Подробно описано феноменологическоесодержание выбираемых стратегий совладания.Качественный анализ участия каждой личностной характеристики поотдельности в выборе стратегий совладания и в сочетании с остальнымиличностнымихарактеристикамипоказалсложностьиразнообразиеиндивидуальных особенностей. Высокий уровень личностной тревожностиможет быть как индикатором реакции на реальное неблагополучие, так иуказывать на конфликтное строение самооценки и защищать привычноепредставление о себе (Прихожан, 2006). Высокий показатель интолерантности кнеопределенностиможетозначатькак25нетерпимостьвсегоновогоинеизвестного, так и осторожность, осмотрительность и бдительность вопределенных обстоятельствах (подобное рассмотрение интолерантности кнеопределенности предложено в модели Х. Кроне (Krohne, 1993; Krohne, Hock,1993; 2011); «бдительность» как продуктивный копинг в ситуации принятиярешенийпредставленавМельбурнскомопросникепринятиярешений(Корнилова, 2013)).Интернальность/экстернальность также сложнее, чем просто представленияо «хорошей» внутренней и «плохой» внешней локализации ответственности.Так, можно быть ответственным за свои неудачи, принимая как данностьнедостаток своих способностей, и, наоборот, быть ответственным за своинеудачи и прикладывать больше усилий, чтобы их преодолеть (Реан, 1998).Высокийпоказательосмысленностижизниможетбытьиндикаторомдействительного наличия целей в жизни, эмоциональной насыщенности инаполненности жизни смыслом и, наоборот, это может быть лишь декларациейосмысленности, не подкрепленной реальной целеустремленностью и личнойответственностью (Леонтьев Д.А., 2006).Разнообразие каузальных связей и механизмов, определяющих выборстратегийсовладания,показало,чтопсихологическиересурсы,операционализированные через соответствующие личностные характеристики,выполняют разные функции в процессе детерминации выбора стратегийсовладания.Психологическиересурсымогутидетерминировать,иопосредствовать процесс выбора стратегий совладания.
При этом, один и тот жересурс, выполняя разные функции, может участвовать в выборе различныхстратегий совладания, или разные сочетания личностных ресурсов способныопределять выбор одних и тех же стратегий совладания.Показано, что процесс выбора стратегий совладания вариативен и в егооснове лежит обширная палитра сочетаний личностных ресурсов, которые могутбыть коррелятами, предикторами, медиаторами или модераторами.
Отсутствуетжесткая инвариантность, при которой только личностный ресурс X можетопределять выбор стратегии совладания Y и никак иначе. Построенныемедиаторные и модераторные модели отражают пластичность, динамичность и26изменчивость процесса совладания, а также сложность и разнообразиеиндивидуальных особенностей, сопутствующих этому процессу.В пятом параграфе «Исследование 3: Возможности применения методикиизучения фрустрационных реакций С.
Розенцвейга в исследовании особенностейсовладаниявситуациипримененияметодикинеопределенности»С. Розенцвейгавпредставленыисследованиирезультатынеосознаваемыхпсихологических средств совладания.Выполнена проверка наличия и характера связи между направлением итипом вербальных реакций в фрустрирующих ситуациях и исследуемыми намиличностнымихарактеристиками(толерантность/интолерантностькнеопределенности, личностная тревожность, общая осмысленность жизни,уровень субъективного контроля), способными принимать участие в выбореразличных стратегий совладания (Львова, Митина, Шлягина, 2015а, б).Мы использовали методику С.
Розенцвейга в диагностике неосознаваемыхкомпонентов совладания, опираясь на:представления о фрустрации как одном из видов критических ситуаций(Василюк, 1984);необходимость рассмотрения фрустрации «в контексте более широкойпроблемы выносливости по отношению к жизненным трудностям и реакции наэти трудности» (курсив наш) (Левитов, 1967, с. 118);определение фрустрации как «состояния человека, выражающегося вхарактерных особенностях переживаний и поведения и вызываемого объективнонепреодолимыми(илисубъективнотакпонимаемыми)трудностями,возникающими на пути к достижению цели или к решению задачи» (Левитов,1967, с. 120).Методику изучения фрустрационных реакций С. Розенцвейга выполнили199 из 314 педагогов; для каждого испытуемого оценены тип и направлениереакции, подсчитано общее количество реакций каждого типа и направления,выделены преобладающие тип и направление реакции.
Оценка типа инаправлений реакций выполнялась при участии группы из трех экспертов. Дляпроверки гипотезы построены таблицы сопряженности и выполнена оценка27различий отношения логарифмов правдоподобия биноминальных оценок,которые рассчитывались с помощью процедуры «Обобщенные линейныемодели» (распределение – биноминальное, функция связи – пробит).Возможность дифференцированной (качественной и количественной)оценки направления и типа реакции в фрустрирующей ситуации показаланаличие связей между типами и направлениями реакций в методикеС. Розенцвейга и личностными характеристиками:• толерантностью к неопределенности и использованием реакций сфиксацией на самозащите;• личностной тревожностью и использованием интрапунитивных реакцийи реакций с фиксацией на препятствии;• общей осмысленностью жизни и использованием реакций с фиксацией напрепятствии.Обсуждениевсехполученныхрезультатовпоказалосуществованиеопосредствованных связей между стратегиями совладания и типами инаправлениями реакций по методике С.
Розенцвейга:опосредствованная связь через интолерантность к неопределенностимежду реакцией с фиксацией на самозащите и стратегией совладания«планомерное решение проблем»;опосредствованнаясвязьчерезличностнуютревожностьмеждуреакциями с фиксацией на препятствии и интрапунитивными реакциями истратегиями совладания «планомерное решение проблем», «настойчивоерешение проблем» и «избегание»;опосредствованная связь через уровень осмысленности жизни междуреакциями с фиксацией на препятствии и стратегиями совладания «поисксоциальной поддержки» и «отвлечение».Сопоставительный анализ понятий толерантности к неопределенности ифрустрационной толерантности показал их близость по феноменологическомусодержанию, хотя они не являются синонимичными понятиями.
Обосновано,что фрустрация может рассматриваться как одна из форм реагирования натруднуюжизненнуюситуацию.Полученные28результатыэмпирическиподтвердили неоднократно продемонстрированный богатый диагностическийпотенциал методики С. Розенцвейга (Петровский, 1985, 2009; Петровский,Гуренкова, 1985; Шлягина, Ениколопов, 2011; Чернышкова, 2012; Тихонова,2013 и др.) и возможность ее применения к исследованию особенностейсовладания в ситуации неопределенности.Процедуранеопределенностивыполнения(инструкция,этойметодикиинформационныймоделируетдефицитситуациюстимульногоматериала), что может создавать дискомфорт для людей, нетерпимых котсутствию ясных и четких инструкций в поставленных перед ними задачах.Предложенные в качестве стимульного материала изображения отдельнымиучастниками исследования могли быть восприняты как трудные жизненныеситуации, в зависимости от их прошлого опыта и личностных ресурсов,которыми они обладают.
В процессе выполнения методики возможноотождествление испытуемых с героями предлагаемых картинок, котороепозволяетисследователюобратитьсякнеосознаваемымкомпонентамсовладающего поведения. Этот тезис опирается на отмечаемый в работахпоследних лет отказ от жесткого противопоставления психологических защит исовладающего поведения (Исаева, 2009; Богданова, Доценко, 2010; Лапкина,2012 и др.), а также на существование тесной связи между совладающимповедением, контролем поведения и психологическими защитами, в частности, вподростковом возрасте, которые представляют собой разные механизмыадаптивного поведения (Ветрова, 2011). Значительные изменения в развитиизнаний о защитных механизмах, неоднозначность критериев дифференциациизащитных механизмов и стратегий совладания (Соколова Е.Т., 2015а) позволяютговорить о представленности осознаваемых и неосознаваемых компонентов всовладании.














