5 (1099116), страница 2
Текст из файла (страница 2)
Однако даже без предложенного расширения рассматриваемой работы она представляется самостоятельным завершенным исследованием, полностью отвечающим требованиям к кандидатским диссертациям. Сделанные диссертантом выводы полностью обоснованы и достоверны, они опубликовию в 1О работах, в том числе в 3 статьях из изданий, фигуриручощих в списке ВАК. Работа Ван Шилу полностью соответствует требованиям, предъявляемым к диссертационным исследованиям, а автор работы заслуживает присуждения ученой степени кандидата психологических наук по специальности 19.00.01. - общая психология„психология личности, исгория психологии.
Докгор психологических наук, профессор Зав. кафедрой методов психологического познания РГПУ им. А.И. Герцена Королева Н.Н Отзыв на автореферат диссертации Ван Шилу «Интернет-зависимость у участников компьютерных игр (на материале китайской культуры)», представленной на соискание ученой степени кандидата психологических наук по специальности 19.00.01 — Общая психология, психология личности, история психологии.
Диссертационное исследование Ван 111илу носит эмпирический характер и посвящено анализу нелинейных взаимосвязей между опытом «потока» и Интернет- зависимостью у китайских игроков в компьютерные игры. В работе впервые изучены особенности переживания опыта «потока» у он-лайновых игроков в китайской культуре. Актуальность исследования определяется широким распространением компьютерных игр и нарастанием процессов глобализации и межкультурного взаимодействия. Достоверность полученных данных обеспечивается глубокой теоретической и методологической проработкой поставленной проблемы и адекватными методиками исследования. Основные результаты исследования полностью излОжены в публикациях соискателя.
Определенным недостатком работы мне представляется то, что автор ограничивается исключительно количественными методами. Предполагаю, что проведение полуструктурированных интервью с несколькими игроками помогло бы понять важные качественные различия в переживании опыта гютока и Интернет-зависимости между китайцами и представителями других культур, между игроками мужчинами и женщинами, и между игроками разного возраста.
Несмотря на указанный недостаток, работа полностью соответствует требованиям Положения о порядке присуждения ученых степеней ВАК при Министерстве образования и науки Российской Федерации, предъявляемым к кандидатским диссертациям, а ее автор заслуживает присуждения ученой степени кандидата психологических наук по специальности 19,00.01 — Общая психология, психология личности, история психологии. Старший преподаватель кафедры психологии личности факультета псиь';Одогй~-,, У имени М.В. Ломоносова, кандидат пФхологичес ' аук - ' ' Е.1О.
Патяева Од ь руки л . Ф'~'. 4/А;ял:.~." ':~,-::й.'-, р ~хультеМ; РЙВ:''1 -1~',ИХОЛ~ ~~ЦИЯ, .'фф4й ЙбйфйжУщУдщ~пдц~рдщц~ .в.ломоюеова ЙБ.ФФйовова'Фу'Р~ 2О1 ~, ОТЗЫВ на диссертацию Ван Шилу ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТЬ У УЧАСТНИКОВ КОМПЬЮТЕРНЫХ ИГР ~НА МАТЕРИАЛЕ КИТАЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ), представленную на соискание ученой степени кандидата психологических наук по специальности: 19,00.01 — общая психология, психология личности, история психологии Тема диссертационного исследования Ван Шилу имеет актуальный характер, поскольку акцентирует внимание на теоретико-методологических и практических проблемах изучения феномена интернет-зависимости у участников компьютерных игр.
Перед автором данного диссертационного исследования стояла сложная задача: во-первых, разработать и представить теоретическую модель достаточно неоднозначного феномена интернет-зависимости, а также провести эмпирическое исследование связи этого феномена с другими психологическими факторами, которые могли бы помочь в его осмыслении. Однако изучение представленного для защиты текста диссертации вызывает ряд сомнений в эффективности решения поставленных автором задач. 1.
С самого начала вызывает неоднозначное отношение само понимание термина «интернет-зависимость» и лежащей за этим понятием психологической реальности. Если речь идет о понимании зависимости как психопатологического феномена, то избранный автором дизайн исследования, представляющий собой анализ корреляционных связей размещенных в интернете опросников, на которые отвечали респонденты, которых никто реально не видел, то обсуждение полученных результатов в рамках зависимости невозможно. Если речь идет о здоровых людях, то использование термина «зависимость» приводит к недопустимой в данном случае стигматизации респондентов.
Еще более неоднозначной ситуация становится в связи с тем, что, насколько можно судить, автор использует распространенные Китае методики оценки «зависимости», созданные на основе критериев патологического влечения к азартным играм (описание соответствует 0ЯМ-?У), или ориентированные на разработанные Американской психиатрической ассоциацией стандарты химической зависимости с (стр.
71). Автор сам отмечает в тексте, что вопрос об Интернет-зависимости не случайно приобрел большую актуальность в восточноазиатских культурах. В отличие от западных стран, в Китае, Южной Корее и на Тайване Интернет-зависимость уже достигла эпидемической степени, и это беспокоит специалистов (стр.б1.) 2. Описывая синдром отмены, ключевой признак психопатологической интерпретации любой формы зависимости автор пишет, что «синдром отмены — это негативная реакция Интернет-зависимых, возникающая при прекращении или сокращении пользования Интернетом.
Синдром отмены возникает как результат конфликта между личным выбором и общественными нормами: с одной стороны, человеку очень хочется играть в компьютерные игры, а с другой стороны, окружающие люди и обстоятельства требуют от него не играть. Хотя феномен зависимости от Интернета по внешнему виду напоминает другие зависимости, например, злоупотребление веществами или азартные игры, а синдром отмены является их общей характеристикой, нельзя лишь из-за этого сходства сделать вывод, что внутренний механизм этих феноменов одинаков.
Как едва ли не все клиенты, реально нуждающиеся в психологической помощи, Интернет-зависимые клиенты редко жалуются на проблемы, связанные с применением Интернета. Зачастую они отказываются считать это проблемой и не обращаются за психологической помощью по собственному желанию» (стр.43). В данном случае совершенно непонятно, почему же нельзя из-за этого сходства сделать вывод, что внутренний механизм этих феноменов одинаков? С этой точки зрения токсикоманию тоже можно интерпретировать как результат конфликта между личным выбором и общественными нормами: человеку очень хочется употреблять наркотики, а окружающие люди и обстоятельства запрещают ему делать это, а алкоголики тоже редко считают себя больными.
3. Обсуждая реально сложную проблему соотношения нормы и патологии, автор интерпретирует ее крайне упрощенно: «как отличить необходимое использование Интернета от чрезмерного или вредного? Например, 'часто считается, что чрезмерное применение Интернета вызывает сокращение времени для учебы и работы, а потому применение Интернета несет потенциальные опасности. Но в действительности все наоборот. Интернет уже стал необходимым средством почти в любой сфере жизни человека, он — неотьемлемая часть учебы и работы.
Агшйгопяапд Сазепзепс 12000, р.2) указывают, что компьютерная техника уже изменила общественную концепцию образования: если в школе нет компьютера и Интернета, вряд ли вообще стоит там учиться. Общественная организация 01.РС (Опе 1ар1ор рег сЫ1д огяап1уапоп, Ьпр://1арсор.ого) пропагандирует, что жизнь всякого ребенка будет значительно лучше, если у него появится компьютер» (стр. 42). Если бы автор привел мнение производителей компьютеров, то счастье было бы обеспечено каждому покупателю. В данном случае выпадает из обсуждения сам факт того, что решение вопрос об отнесении того или иного феномена к патологии не является чисто теоретическим, а затрагивает целый ряд социальных, политических экономических аспектов, например оплаты лечения страховыми компаниями и пр. 4.
В качестве модели для неклинического понимания интернет- зависимости используется концепция М.Чиксентмихайи о «потоке». Само по себе понятие «потока» не кажется мне эвристичным, поскольку феноменологически описывается в весьма неопределенных терминах, слабо операционализировано, пересекается с нарушениями переживания времени при других видах зависимости. Обоснование психопатологического подхода с точки зрения М.Чиксентмихайи также выглядит весьма странным.
«М.Чиксентмихайи отмечает наличие в традиционной клинической психологии догмы, согласно которой психология как наука не должна касаться тематики, которая связана со всем тем, что может иметь смысл. В связи с этим свобода воли и личный выбор — это только галлюцинации, потому что все определяется наследственностью и/или обществом» (стр.43). Я не знаю в современной клинической психологии догмы подобного рода, и мне кажется, что это некритичное следование субъективным представлениям М.Чиксентмихайи о клинической психологии.














