Диссертация (1099108), страница 14
Текст из файла (страница 14)
Это обосновывается тем, что многие понятия имеют восновемоторные(двигательные)репрезентации.Такоеутверждениеосновано на данных, что, например, при слове «молоток» активизируютсямоторные отделы (там же). Однако эти данные не позволяют сказать,являются ли моторные зоны «частью понятий» или они «стоят за важнымипричинно-следственными связями». Эксперименты, направленные на поискимозговых субстратов моральных решений, показывают, что при решениичеловеком моральных дилемм оказываются активированы лобные доли,медиальная лобная извилина и другие мозговые структуры (левая лобнаядоля, передняя височная, передняя поясная кора, лимбические структуры)(Moll et аl, 2003).Достаточно часто приверженцы данного подхода опираются на данныепсихопатологических исследований, что в большей степени связано сэтическими аспектами подобных экспериментов и вызывает вопрос приперенесении результатов на здоровую популяцию.
Так, например, в одном изисследованийР.Блэр(Blаir)былапоказанарольминдалиныивентромедиальной префронтальной коры в моральных решениях: миндалинавыполняет важную функцию при обучении с отрицательным подкреплением,позволяяобъединятьдействия,закоторымиследуетнаказание.Предполагалось, что моральные суждения, основанные на заботе о других,непосредственно касаются причинения вреда другим. Утверждалось, чтоинтегративная работа систем, ответственных за научение с подкреплением,составляет базис таких суждений. При исследовании моральных решений вкачестве отрицательного подкрепления выступал вид несчастной жертвы, вкачестве же наказуемых действий - все те, которые вели к причинению вредадругим. При психопатологии - при дисфункции этих структур - снижаетсявозможность моральных суждений, основанных на заботе, что ведет кинструментальномуиспользованиюантисоциальногоповедениядлядостижения собственных целей.
Таким образом, предполагается, что69моральное поведение основано на научении с подкреплением - мы учимся,что некоторые действия причиняют вред другим и их следует избегать. Тоесть у людей есть «автоматическая моральная установка» к моральнымнарушениям, которая включает активацию миндалины через условныйстимул, которым является представление человека о моральном нарушении.Затем миндалина обеспечивает ожидаемое усиление информации (как приположительном подкреплении, так и при отрицательном), которая ужепредставлена как подкрепленный исход в коре.
Следовательно, можноформировать стремление к моральным поступкам через научение сподкреплением (Blаir, 2007).Другиеисследователисчитают,чтоважнойдетерминантойпросоциального поведения, включая и моральное, является уровеньокситоцина, поскольку именно он отвечает за «социальное» распознавание уживотных (Bаrtz et аl, 2011). Кроме того, многие видят в одновременнойактивации разных структур мозга при моральном выборе указание на тотфакт, что в мозговых структурах нет специфических зон, ответственных замораль, что при моральном выборе мозг работает как целое (Young, Dungаn,2012).Несмотря на подобные бихевиористские и редукционистские выводы,характерные для исследований, нацеленных на выявление мозговогосубстрата морали, полученные в них данные являются весьма ценными дляизучения проблем морали, поскольку в некоторой степени позволяют понять,как именно работает мозг при принятии моральных решений, какие зоныпринимают участие в этом процессе.
Таким образом, понимая данные онейропсихологическихкоррелятахпринятияморальныхрешений,исследователи могут перейти к изучению более высоких уровней личностной регуляции, рассматривая, что нового в эти процессы вносит самаличность, обладающая самосознанием.Другиеисследователи,придерживающиесяидейэволюционизма,рассматривают мораль как культурный феномен, как этап становления70человека и человеческого общества.
Здесь можно выделить понимание филои онтогенеза морали З. Фрейдом - как интериоризацию запретов и норм,бихевиоральную теорию оперантного научения моральному поведению черезпробы и ошибки, социальную когнитивную теорию морали А. Бандуры.З. Фрейд понимал мораль как интериоризированные родительские запреты,подавляющие либидо. По Фрейду, человек приобщается к нравственности(здесьпонятиенравственностивыступаеткаксинонимморали,воригинальных текстах Фрейд использует слово «Sittlichkeit», переводимое икак мораль, и как нравственность) и социальности через развитие инстанцииСверх-Я, то есть через переход внешнего принуждения во внутреннее. Приэтом Фрейд подчеркивает, что мера интериоризации различных запретовразлична, большинство запретов соблюдается лишь при строгом внешнемконтроле (Фрейд 1913, 1927/2008, 2009).
Таким образом, по Фрейду, человекне волен в своей личностной регуляции.А. Бандура ввел различия между моральной компетентностью,являющуюся результатом работы когнитивно-сенсорных процессов, иморальными представлениями, зависящими от мотивации и стимуладействовать в определенном направлении. Он также утверждал, чтоонтогенез морали должен рассматриваться в совокупности когнитивных исоциальных факторов.
Мораль относится при этом к сфере саморегуляции(Bаndurа, 1989).Современные исследования моральной компетенции (Blаsi, 2005;Musschengа, 2009; Nаrvаez, Gleаson, Mitchell, 2010) также основываются напредставлениях, схожих с представлениями А. Бандуры – моральнаякомпетенция развивается из интеграции восприятия и действия; достижениепозитивных исходов в моральных ситуациях зависит от распознавания«размерности»окружающейдействительностиивсоответствующейподгонке действий.
Моральная компетенция возникает из взаимодействиямежду убеждениями, желаниями и действиями. Изначально выступая каксознательные и контролируемые, в процессе практики моральные действия71«свертываются»истановятсяавтоматическими,т.к.называемыми«моральными привычками», при высокой степени интеграции которых онимогут выступать основой принятия решения в моральных ситуациях (Nаrvаezet аl, 2010). Таким образом, понимание моральной компетентности всовременной зарубежной психологии имеет много общего с пониманиемвысших психических функций в теории Л.С.
Выготского.Е.В. Субботский выделял три возможных сценария становленияморальной сферы в онтогенезе: 1) интериоризация внешнего контроля, 2)когнитивная идентификация с положительным образом, 3) эмоциональнаяидентификация, появление чувства вины (Субботский, Чеснокова, 2011).Исследования, рассматривающие эволюционную составляющую моралив онто- и филогенезе, внесли значительный вклад в понимание проблемыпроисхождение морали, выделения зон мозга, ответственных за моральныйвыбор. Однако они практически не дают ответа на вопрос, как именно этизоны мозга, или как эти интериоризованные нормы регулируют выбор вситуации здесь и сейчас и какое место в этой регуляции занимает самаличность, способная к свободному самоопределению.Когнитивный подходОсновное развитие идей о проблеме нравственности в когнитивнойпсихологии идет по пути дихотомии рационального и эмоционального.
Так,можно выделить два основных подхода: деонтологический (развитие идейИ. Канта) и утилитаристский (развитие идей Д. Юма).Включениеидейдеонтологическогоподходавпсихологиюпроисходит по двум направлениям. Во-первых, многие психологи началипереосмысливать нравственный регулятив И. Канта и включать его в круграссматриваемых проблем. Отечественные исследователи, в частностиА.Н.
Поддьяков,рассматриваюткантианскийподходсфилософско-аксиологической точки зрения. Обсуждая кантовские парадоксы, связанные сложью (нарушать ли императив в ситуации столкновения ценностей) ивытекающие так или иначе из общего рационального подхода к морали72Канта, Поддьяков видит в них чрезмерную абсолютизацию, «редуцирующуюпростоту в ущерб адекватности» (Поддъяков, 2010). Отметим, что именнотакая возможность оценить исходы конкретной ситуации не только с точкизрения ее развития, но и с точки зрения возможности развития собственногоЯ,выделяетсявконцепциипсихологическойрегуляциивыбораТ.В. Корниловой - как один из атрибутов авторского выбора, совершаемогона произвольном уровне регуляции (Корнилова, 2003).Подходя к философии Канта с точки зрения психологическойпроблематики, В.В.
Знаков довольно четко разделяет сферы психологии ифилософии в этом предмете: так, по словам В.В. Знакова, для Канта важнымявляется не внутренний мир субъекта с его установками, мотивами, целями иценностями,асоотнесениелюбыхеговысказыванийсвнешнимиаприорными моральными нормами (Знаков, 1997). По Канту, источникправдивости - вовсе не мотивационная сфера, а сфера долга и априорныхимперативов.Однако, все же большинство психологов интересует вопрос не о том,могут ли люди нарушать моральные императивы, а о том, почему они этоделают и что за этим стоит (т.е.
интерес фокусируется именно на«внутреннем мире говорящего», по В.В. Знакову (Знаков, 1997, с. 5)).Представленный Д.M. Берсофф анализ подходов к моральному выборууказывает на то, что проблема реализации в реальном поведении моральныхнорм действительно стоит как психологическая проблема в зарубежнойпсихологии, причем не только как теоретическая, но и как практическиориентированная на воспитание и развитие моральных ценностей у детей иподростков (Bersoff, 1999). Н. Брэйди и Д. Харт пытаются выделить изфилософской теории предмет психологии, устанавливая связи междуформальными этическими теориями и психологией развития (Brаdy, Hаrt,2007), Н. Гранитц и Д.















