Диссертация (1099094), страница 16
Текст из файла (страница 16)
Интеллектуальный потенциал личности находится в центревнимания теорий ПР (см., например, Карпов, 1999). Как отмечают В.И. Моросанова и Т.А.Индина (2011), исследования внешних и внутренних детерминант интеллектуальных стратегийстали связующим звеном между исследованиями мышления как процессов решения задач ирегуляции выборов субъекта как принятия интеллектуальных решений. Отечественныйисследователь Е.В. Лахманский выделяет рефлексивно-творческое мышление как один изпсихологических механизмов ПР в нестандартных ситуациях (там же).
В исследовании,проведенном М.А. Чумаковой (2009), было обнаружено, что более успешные в принятиирешенийиспытуемыехарактеризуютсяболеевысокимипоказателямипрактическогоинтеллекта. В.И. Моросанова и Т.А. Индина (2011), изучавшие психологические детерминантырационального выбора на примере ситуации политического голосования избирателей,подчеркивают, что рациональность как характеристика процесса ПР положительно связана синтеллектуальными ресурсами субъекта.60Работы, посвященные анализу связи особенностей совершения выбора и ПР сопределеннымииндивидуально-личностнымипеременными,становятсявсеболеевостребованными в современной науке, что в немалой степени продиктовано возрастающиминтересом к субъекту выбора и способам улучшения качества его решений.
Согласно Г.М.Шварцу (1997), свойства личности оказывают наиболее сильное влияние не на итог выбора, а наспособ принятия решений, что приводит к формированию индивидуального стиля ПР.Среди индивидуально-личностных переменных, сопряженных с теми или инымиаспектами совершения выбора и ПР, исследователи выделяют социальную креативность(Голованова,2011)итворческиеспособностивцелом(Исаев,Кормакова,2008),индивидуальную религиозность (Знаков, 2010), особенности эмоциональной сферы (Сунцова,2011) и эмоциональный интеллект (Emmerling, Cherniss, 2003; Корнилова, Новотоцкая-Власова,2009). Также обнаружена взаимосвязь решительности и интуитивности, воображения,рефлексивности и способности к саморегуляции эмоций (Шумилин, Горбачев, 2009).Ряд работ посвящен изучению связи особенностей совершения морального выбора смакиавеллизмом, определяемым как склонность человека к манипуляции другими вмежличностных отношениях.
В.В. Знаков (2010), исследуя связь макиавеллизма с пониманиемлюдьми моральной допустимости абортов, обнаружил, что испытуемые с высоким уровнеммакиавеллизма считают аборты допустимыми в большем числе ситуаций, чем испытуемые сменее выраженным уровнем этой личностной черты. И.А. Чигринова (2010) показала, чтоуровни нравственного самосознания опосредствуют влияние макиавеллизма на принятиерешения:макиавеллизмявляетсяатрибутом«доличностных»уровнейнравственногосамосознания, предполагающих отношение к другому как средству достижения своих целей.Автор также продемонстрировала, что уровни нравственного самосознания выступаютпредикторами выбора в моральных дилеммах, связанных с принятием неопределенности, когдапредполагается межличностное взаимодействие.
«Доличностные» уровни самосознания, невключающие ориентировку на ценности другого человека, связаны с интолерантностью кнеопределенности, то есть ее непринятием или избеганием, в то время как личностные уровни –с толерантностью к неопределенности.В ряду психологических механизмов ПР в нестандартных ситуациях Е.В. Лахманскийназываетэмоционально-волевуюустойчивость,мотивационныесоставляющиеипсихологическую саморегуляцию, подчеркивая, что эти качества определяют направленность,динамику и эффективность принимаемого решения (Моросанова, Индина, 2011).Осознанная саморегуляция как важная индивидуально-психологическая детерминантарациональности выбора и ПР находится в центре внимания исследований В.И. Моросановой иее коллег (там же).
В исследовании, проведенном на материале политического выбора61избирателей, было показано, что развитие системы осознанной саморегуляции опосредствуетвлияние как когнитивных, так и личностных характеристик субъекта. Авторы описываюткомплекс индивидуально-типических, стилевых особенностей саморегуляции «рациональных» и«эмоциональных» испытуемых, указывая, что первые характеризуются более высокойсформированностью(планированиясистемыосознаннойцелей, программированиясаморегуляциидействий,иеемоделированияосновныхзначимыхпроцессовусловийдеятельности, оценки результатов), а вторые – большей функциональной развитостью свойстварегуляторной гибкости при ПР.
«Эмоциональные» субъекты отличаются более выраженнымипоказателями экстраверсии, чувствования, импульсивности и готовности к риску, а у«рациональных»испытуемыхпреобладаютразвитаялогичность,рассудительностьиинтроверсия (при низкой готовности к риску и высоком уровне интеллекта). В другомисследовании авторов, посвященном анализу механизмов эффективности ПР в чрезвычайныхситуациях,былообнаружено,чтотакиеличностныесвойства,каксотрудничество,добросовестность, рациональность и открытость новому опыту (вкупе с осознаннойсаморегуляцией) характерны для специалистов МЧС, успешно принимающих решения, в товремя как менее эффективным специалистам свойственны высокий уровень готовности к рискуи нейротизм.В исследовании О.А. Таротенко (2007), проведенном на старшеклассниках Омска,определяется связь основных эмоционально-волевых свойств с рациональным и рискованнымпринятием решения в юношеском возрасте.
В ходе исследования были обнаруженыотрицательныекорреляциирациональностиПРссамостоятельностью,выдержкойиинициативой и положительные корреляции – с саморегуляцией и ответственностью (эти данныеподтверждаются приведенными выше результатами исследования В.И. Моросановой и Т.А.Индиной).
Связь особенностей совершения выбора с ответственностью человека установлена и висследованиях, посвященных выбору стратегий совладающего поведения (см., например,Алексеева, 2002; Реан и др., 2008). П. Коста и Р. Маккрей отмечают, что ответственностьявляется личностной переменной, играющей важную роль при выборе копинг-стратегии (Реан идр., 2008).Говоря о роли личностных ресурсов при выборе стратегии поведения в сложныхобстоятельствах, следует также упомянуть исследование авторов Д.
Навон и Д. Гофера,показавших, что на успешность совладания со стрессом влияют оптимизм, чувство связи смиром, вера в жизненные ценности и понимание человеком своих способностей (Арышева,2009).Многие зарубежные и отечественные авторы (в частности, Chubick et al., 1999; Wills et al.,2001; Алексеева, 2002; Zimbardo, 2004; Хачатурова, Болотова, 2011) подчеркивают важность62временной перспективы в выборе стратегий совладания с трудными и конфликтнымиситуациями.
Исследователи М.Р. Хачатурова и А.К. Болотова (2011) обнаружили, чтоориентация личности на будущее предполагает вариативность совладающего поведения; оназначимо коррелирует с выбором адаптивных вариантов когнитивных, эмоциональных иповеденческих стратегий и отрицательно связана с выбором неадаптивных вариантов. В то жевремя, направленность на негативное прошлое приводит к выбору наименее адаптивных копингстратегий, а ориентация на фаталистическое настоящее – к невариативности поведения.В исследовании Н.В.
Гришиной и М.В. Салитовой (Гришина, 2007), основанном наприменении биографических данных, было показано, что использование неконструктивныхстратегий преодоления трудностей отрицательно коррелирует с самостоятельностью выборов,совершаемых в жизненно значимых ситуациях. Согласно исследователям, самостоятельностьпри принятии решений является важнейшей характеристикой жизненных стратегий, то естьустойчивых паттернов поведения в значимых ситуациях.
Она положительно связана с такимипсихологическими особенностями человека, как интернальность, активность, независимость,эмоциональная устойчивость, выдержанность, умение устанавливать коммуникативные связи,общая осмысленность жизни, а также адекватная и устойчивая самооценка.СходныерезультатыбылиполученывисследованииИ.Е.Шумаковой(2009),установившей, что на успешность преодоления жизненных трудностей влияют самооценка,ценностные ориентации и акцентуации характера. Согласно данным исследования, наиболееуспешно совершают выбор в сложных ситуациях те, кто имеют адекватную самооценку,стремятся к новизне и глубоким переживаниям, кнезависимости, автономности исамостоятельности в мышлении и выборе способов действия. Люди, завышающие илизанижающие свои возможности, а также предпочитающие стабильность, безопасность, смирениеи тяготеющие к соблюдению традиций, преодолевают трудности значительно менее успешно.Также автором были обнаружены некоторые гендерные различия: в частности, женщины,которые умеют пробуждать чувство симпатии к себе, обладают артистическими способностямии используют эти качества при преодолении трудностей, а также стремятся удерживатьситуацию под контролем и мысленно перебирать все возможные варианты действий в поискахнаилучшего решения, справляются с жизненными трудностями успешнее по сравнению смужчинами, обладающими аналогичными характеристиками.Связь самооценки личности с особенностями совершения выбора и принятия решенияотмечается и в ряде других публикаций последних лет.
В исследовании Н.А. Лавровой (2010),выполненном на материале игры в шахматы, показано позитивное влияние высокого уровнясамооценки на успешность ПР как в условиях дефицита времени, так и при отсутствии какихлибо временных ограничений. В работе Е.В. Четошниковой и Ю.А. Мельниковой (2010)63самооценка выступает в качестве одного из факторов, влияющих на успешность решенияжизненных задач в процессе самоосуществления человека – наряду с ценностными иэмоциональными предпочтениями личности, ригидностью/флексибильностью и лабильностьюмышления.ОтдельныйинтереспредставляетисследованиеЕ.П.Муртазиной(2010),посвященное изучению самооценки человека в процессе самостоятельного выбора условийпсихофизиологического тестирования.Значимость влияния мотивационно-ценностных образований на процесс и результатвыбора не подвергается сомнению (см., в частности, Айламазян, 1990; Леонтьев, Пилипко, 1995;Василюк, 1997; Карабанова, 2005; Лэнгле, 2008).















