Диссертация (1098912), страница 26
Текст из файла (страница 26)
Также в 17% случаевучастники исследования допускали ошибки при переносе поз с одной руки на другую беззрительного контроля. Ошибки в пробах динамического праксиса в большей степени былисвязаны с трудностями переключения с одного элемента моторной программы на другой (58%);испытуемые также демонстрировали ошибки, связанные с трудностями вхождения в задание,потерей или упрощением программы (47%); у 19% участников исследования отмечались такжеошибки, связанные с дефицитомнейродинамического обеспечения движений. В пробе нареципрокную координацию были выявлены как ошибки, связанные со сбоями в одной из рукили общей дезавтоматизацией выполнения пробы (34%), так и ошибки, связанные свхождением в задание или потерей программы (11%). В пробах Хэда 40% участникиисследования допускали «зеркальные» ошибки, доступные лишь вторичной коррекции; у 30%испытуемых отмечалась самокоррекция допущенных ошибок или некоторое упрощение позыобразца.
29% испытуемых допустили ошибки в пробе на реакцию выбора, которые былисвязаны с дефицитом регуляции (29%).В пробе на запоминание пяти слов испытуемые чаще всего допускали ошибки, связанныес пропуском слов (74% испытуемых) или нарушением их порядка (60%); дефицитизбирательности оказался причиной ошибок у 23% испытуемых. Пропуск фигуры оказалсянаиболее частой ошибкой в пробе на запоминание пяти фигур (64% испытуемых). 27%испытуемых были неточны в воспроизведении порядка фигур; по 21% испытуемых совершалитакие ошибки, как поворот фигуры и пропуск деталей. При непроизвольном запоминаниитекста допустили ошибки 17% участников исследования.
В целом, в клинической группе у 83%испытуемых отмечался дефицит произвольного запоминания, а в 17% страдало какпроизвольное, так и непроизвольное запоминание. В 83% случаев мнестический дефицит носилмодально-неспецифический характер.Среднее время поиска чисел в таблицах Шульте в контрольной группе оказалось равным59 с. Тенденция к утомляемости была характера для 17% участников исследования.
У 69%испытуемых были отмечены колебания внимания, которые чаще всего проявлялись при поискечисел в рамках одной таблицы, из них у 83% выраженность колебаний внимания была среднейили высокой. Дефицит фактора внимания оказался характерен для 74% участниковисследования.100Висследованиибыливыявленысвязимеждупеременными,отражающимиспецифические особенности восприятия времени, а также результатами выполнения пробнейропсихологического обследования.Переотмеривание субъективной минуты, а также снижение количественных, процентныхи весовых показателей погрешности при отмеривании минуты соответствовало увеличениюколичества и процента верно выполненных субтестов в пробе на определении времени по«немым» часам. Нарушенное выполнение этой пробы, возрастание в ней ошибокпространственного характера было связано с недоотмериванием субъективной минуты, а такжевозрастанием количественных, процентных и весовых показателей погрешности при ееотмеривании.Увеличение погрешности при отмеривании субъективной минуты соответствоваловозрастанию числа случаев нарушенного восприятия простых ритмов, увеличению количестваошибок при их оценке (p<0,05).
Нарушение оценки простых ритмов было связано снедоотмериваним минуты; при отсутствии таких нарушений также превалировала тенденция кнедоотмериванию, но она встречалась наряду с точным отмериванием и ошибками в сторонупереотмеривания субъективной минуты (p<0,05).Показатели отмеривания субъективной минуты испытуемыми клинической группыоказались связаны с некоторыми параметрами выполнения проб, направленных наисследование праксиса.
Возрастание процента погрешности при отмеривании минутысоответствовало увеличению числа ошибок в кинестетическом праксисе, в частности, припереносе поз с правой руки на левую (p<0,05). Тенденция к переотмериванию минуты быласвязана с увеличением числа ошибок в пробе на реципрокную координацию (p<0,05).По данным корреляционного анализа, параметры отмеривания субъективной минутытакже связаны с особенностями зрительной и слухоречевой памяти. Возрастание погрешностипри отмеривании субъективной минуты соответствовало уменьшению общей продуктивностинепосредственного воспроизведения слов и фигур (p<0,05).
Тенденция к недоотмериваниюминуты превалировала как при нарушениях слухоречевой памяти, так и при модальнонеспецифическом дефиците памяти; тем не менее в последнем случае тенденция кпереотмериванию минуты возрастала (p<0,01 по критерию Хи-квадрат Пирсона).Особенности оценки коротких временных интервалов (в частности, ретеста) такжеоказались связанными с показателями выполнения ряда проб нейропсихологическогообследования.
Переоценка пятисекундного интервала, а также интервала в десять секунд приретесте соответствовала возрастанию числа случаев нарушенного выполнения пробы наопределение времени по «немым» часам. Появление ошибок «на шаг» при определении временипо «немым» часам соответствовало переоценке пятисекундного интервала. При увеличении101общего числа различных пространственных ошибок в пробе на определение времени по«немым» часам было связано с переоценкой пятисекундного интервала а также интервала вдесять секунд при ретесте.
Тенденция к переоценке коротких временных интервалов ивозрастание погрешности при их оценке (как каждого, так и в среднем по трем интервалам),соответствовали увеличению числа ошибок «на шаг» при расстановке стрелок на «немом»циферблате,переоценкадесятисекундногоинтервала–увеличениюобщегочислапространственных ошибок в данной пробе.
Нарушение восприятия простых и акцентированныхритмов соответствовало увеличению погрешности при оценке и тенденции к переоценкекоротких временных интервалов, в частности, при ретесте (p<0,05).Тенденция к переоценке пятисекундного интервала и увеличение погрешности при егооценке, а также возрастание веса погрешности при ретесте оценивания десятисекундногоинтервала были связаны с увеличением числа ошибок в праксисе позы пальцев (p<0,05).Возрастанию количества ошибок в пробах динамического праксиса соответствовали увеличениепогрешности при оценивании пяти- и пятнадцатисекундных интервалов, тенденция кпереоценке интервала в пятнадцать секунд, в среднем по трем интервалам, а также приповторной оценке десятисекундного интервала (p<0,05).
Отсутствие ошибок в пробахдинамического праксиса было связано с тенденцией к недооценке временных интерваловразличной длительности, наличие ошибок – с тенденцией к переоценке (p<0,05). Возрастаниепогрешности при оценке пяти- и десятисекундных интервалов (в частности, при ретесте), атакже средней погрешности при оценке интервалов соответствовало наличию билатеральныхсбоев в пробе на реципрокную координацию (p<0,05 по критерию Хи-квадрат Пирсона).Тенденция к переоценке десятисекундного интервала (при первой и второй оценках), атакже увеличение веса погрешности при оценке всех коротких интервалов соответствоваливозрастанию числа ошибок в пробах Хэда (p<0,05).
Преобладание ошибок в т.н. «простых»(унилатеральных) позах в пробах Хэда было связано с тенденцией к недооцениванию пяти- идесятисекундных временных интервалов (в частности, при ретесте), в «двуручных»(билатеральных) позах – тенденции к их переоценке и увеличению веса погрешности приоценке данных интервалов, а также в среднем по трем интервалам (p<0,05).
При возрастаниидоли отдельных, доступных самостоятельной коррекции, ошибок в пробах Хэда отмечалосьувеличение точности оценивания десятисекундного интервала при его первом предъявлении;при отсутствии таких ошибок чаще всего в обоих случаях интервалы оценивались точно илипереоценивались (p<0,05).Увеличение числа «зеркальных» ошибок в пробах Хэда соответствовало увеличениюсреднего веса погрешности при оценивании коротких временных интервалов (p<0,01 покритерию Хи-квадрат Пирсона).
Совпадение тенденций к переоценке десятисекундного102интервала при первом и втором предъявлениях соответствовало увеличению числапространственных ошибок в пробах Хэда (p<0,05). Увеличение погрешности при оценкекоротких временных интервалов и их переоценка (как каждого интервала, в частности, приретесте, так и в среднем по всем интервалам) было связано с увеличением общего числаошибок в пробе на реакцию выбора (p<0,05).Возрастание средней величины погрешности при оценке коротких временных интервалови погрешности при оценке интервала в десять секунд было связано с уменьшением общейпродуктивности непосредственного воспроизведения в слухоречевой памяти, увеличение весапогрешности при оценке десятисекундного интервала – с уменьшением числа верновоспроизведенных слов на данном этапе (p<0,05).
Совпадение тенденций к переоценкедесятисекундного интервала при первом и втором предъявлениях соответствовало возрастаниючисла ошибок, связанных с нарушением порядка слов (p<0,05). Увеличение числапропущенных при воспроизведении слов было связано с увеличением среднего показателяпогрешности оценивания коротких временных интервалов (p<0,05).Тенденция к переоценке пятисекундного интервала и увеличение погрешности при егооценке соответствовало увеличению числа предъявлений фигур при исследовании зрительнопространственной памяти (p<0,05).
Несовпадение знаков оценивания десятисекундногоинтервала при первом и втором предъявлениях соответствовало нарушениям слухоречевойпамяти, тенденция к переоценке интервала в обоих случаях – модально-неспецифическимнарушениям памяти (p<0,05). Возрастание погрешности при оценке интервала в десять секундбыло связано с увеличением тенденции к утомляемости или врабатываемости (т.е.















