Диссертация (1098878), страница 26
Текст из файла (страница 26)
Ведущую роль в создании этого вторичного психологического посвоему происхождению феномена играет познавательная творческая активностьпациента, одним из важных проявлений которой является когнитивная оценкаболезниугрожающегожизнитяжелогогенетическогозаболевания,чтоподтверждается также ранее проведенными исследованиями В.В. Николаевой (2009)[77]. Поскольку МВ заболевание с выраженной полимодальной симптоматикой, товопрос определения четких критериев тяжести его протекания по сей день остаетсяоткрытым, в рамках данного исследования решался в сотрудничестве с лечащимиврачами пациентов на основании клинических, физиологических показателей.Однаковбольшинствеслучаевтяжестьзаболеванияостаетсятолькозафиксированным фактом в истории болезни пациента, но феноменологическиумеренное и тяжелое течение за счет обширности и диффузной имеющейсясимптоматикитруднодифференцировать.Такимобразом,рискрецидивазаболевания и высокая загруженность симптоматикой и ее лечением на фоневероятности летального исхода сохраняются при обеих формах.138Субъективное восприятие болезни может не совпадать с объективнымиклиническими параметрами тяжести течения заболевания: пациент с тяжелымтечением, может воспринимать его как контролируемое им, привычное явлениежизни, не вызывающее интенсивной тревоги и заслуживающей его постоянноговнимания.
В то же время, у другого пациента с умеренной тяжестью заболеваниямогут отмечаться интенсивные негативные переживания о муковисцидозе, какболезни представляющей выраженную угрозу для жизни. Поэтому возрастаетважность исследования роли психологических факторов в формировании спецификиВКБ.На втором этапе описана многоуровневая структура ВКБ взрослых пациентов сМВ и ее особенности с учетом психологического параметра – когнитивной оценкиугрозы болезни для жизни.На наш взгляд исследование чувственного уровня ВКБ вне контекстаимеющихся на данный момент актуальных представлений о психосемантике, как онаправлении в современной психологии, было бы неполноценным и не позволило быполучить более достоверные результаты.
В связи с этим материалами дляисследованиянаданномэтапедескрипторовинтрацептивныхпослужилиощущений»результатыА.Ш.методикиТхостова(2002)«Выбор[112],позволяющей проводить исследования психосемантического телесного опыта.Методика позволяет осуществить анализ словаря интрацептивных ощущений потаким критериям как: общее количество слов, абсолютный показатель выбранныхслов, часть речи, метафора-телесные-психические, конкретность-диффузность,частотность.Полученные результаты свидетельствуют, что чувственный уровень ВКБвзрослых пациентов с МВ в целом носит диффузный и малодифференцированныйхарактер. Телесный опыт взрослых пациентов МВ представлен широким спектромразличныхинтенсивныхтелесныхощущений,носящихпреимущественнонегативный характер, что обусловлено большим полиморфизмом имеющейся вклиническойкартине симптоматики, существующейфактическис моментарождения и широким спектром применяемых для ее купирования методов лечения.Формирование малодифференцированных расширенных словарей внутреннего139телесного опыта может быть объяснено отсутствием телесного опыта здоровогоорганизма и неспособностью индивида с генетическим тяжелым хроническимзаболеванием к различению, категоризации и применению слов, описывающихинтрацептивные ощущения.Полученные данные совпадают с результатами, полученными Елшанским С.П.(2004) при исследования больных опийной наркоманией, тяжелого хроническогозаболевания, сопровождающегося регулярным введением сильных психоактивныхвеществ и синдромом отмены и формированием дефицитарности внутреннего опыта[35].Диффузностьинтрацептивныхощущенийбольныхмуковисцидозомобусловлена локализацией болезни во всех системах организма и развитиемпатологических процессов во всех жизненно важных органах (прежде всегопоражениемдыхательнойсистемы,желудочно-кишечноготрактаивсехэкзокринных желез организма) из-за чего трудно локализовать имеющиесяощущения, идентифицировать и дифференцировать их.
Кроме того, генетическоезаболевание характеризуется изначальным отсутствием состояние здоровья, периодаи опыта его проживания и отсутствием внутренней картины здоровья (ВКЗ), чтопрепятствует получению телесного опыта «здорового тела» и способствуетформированию «неполноценного», ограниченного чувственного уровня ВКБ на фонедефицитарности еще не созревших систем организма. Субъективно воспринимаемыйкак «норма» онтогенетически формирующийся фон телесных ощущений развиваетсяв направлении «разрастания» неприятных ощущений при прогрессировании МВ иих распространения по всему телу.При этом особенности восприятия собственного заболевания детерминируютскорее не количественные, но качественные изменения в структуре словарейинтрацептивных ощущений взрослых пациентов с МВ.
Результаты исследованиясвидетельствуют, что опыт телесных ощущений больных, воспринимающих МВ икак выраженную угрозу и как умеренную - диффузен и мало дифференцирован засчет клинических параметров изучаемого заболевания, сходной в обеих группах.Однако, взрослым пациентам, воспринимающим свое заболевание каквыраженную угрозу, свойственно чаще приписывать переживаемые телесные140ощущения к группе опасных и угрожающих здоровью.
Это может быть объясненотем, что восприятие болезни как выраженной угрозы может усиливать внимание искорость обнаружения пациентами сигналов болезни, увеличивать сканированиестимулов угрозы. Для взрослых же пациентов с восприятием болезни как умереннойугрозы, переживаемые телесные ощущения идентифицируются прежде всего ссамим заболеванием и не имеют сверхценного значения и гипертрофированноговнимания. Тем самым полученные данные подтверждают результаты, описанныеранее в исследовании Г.Е. Рупчего (2000), которые указывают на принадлежностьинтрацептивных ощущений к «первичным процессам», что говорит не о реализациис их помощью объективных характеристик стимула, а о проекции аффективныхкомпонентов самосознания (например, тревога, страхи, ожидания, желания, а вданном случае – реагирование на угрозу) [93].Таким образом, интрацептивный сигнал при восприятии муковисцидоза каквыраженной угрозы сфокусирован на факторе имеющейся угрозы здоровью, а привосприятии как умеренной – собственно на заболевании.
Поскольку в выделенныхгруппах когнитивная обработка интрацептивного сигнала осуществляется с разнымвектором (восприятие болезни как умеренной и как выраженной угрозы), то иповедение, связанное с заболеванием (копинг-стратегии, приверженность лечению)является дифференцированным и детерминированным особенностями параметровВКБ в группах с разным уровнем восприятия болезни как угрозы для жизни.Структура эмоционального уровня ВКБ взрослых пациентов с МВхарактеризуется наличием амбивалентных форм эмоционального реагирования нафоне повышенной личностной тревожности с негативной оценкой перспектив.Наряду с позитивными формами эмоционального реагирования на болезнь (чтоподтверждается при непосредственном общении и в ходе наблюдения), отмечаютсятакже негативные – гнев, печаль, повышенная тревога.
Избыточная тревогаочерчивает новый круг интересов, связанный с изменением состояния здоровья,возникновениемнеблагополучия,симптомовболезни,искажаетвосприятиеперспектив будущего, и направляет деятельность на поиск угрозы здоровью и жизнии на совладание с ней.141Доминирование эмоции гнева в структуре негативного эмоциональногореагирования на муковисцидоз взрослых возможно связано со следующимипричинами: а) муковисцидоз может восприниматься больными как независящее отних и существующее на протяжении всей жизни физическое и психологическоепрепятствие для достижения телесного и духовного комфорта, которого им оченьхотелось бы достичь и повысить качество жизни, «быть такими, как все».
Гневявляется периодической реакцией на это непреодолимое препятствие и нанеобходимость проведения трудоемких и требующих больших временных затратпроцедур по поддержанию приверженности лечению тяжелого заболевания; б) Гневможетбытьадаптивнойреакциейнастигматизациюобществомбольныхмуковисцидозом (возможно и на самостигматизацию). Стигма, связанная создоровьем,отражаетличныйопытотвержения,порицания,обесценивания,дискриминации, исключения из значимой социальной группы. В этом случае гневвыступает в качестве компенсаторной реакции на отвержение и дискриминациюсоциальным окружением; в) Оценка муковисцидоза как выраженной угрозы дляздоровья на фоне высокой личностной тревожности может обуславливатьсклонность к гневным реакциям в рамках личностной черты.
I. Götz, M. Götz (2000)относят гнев, отрицание, шок и депрессию к наиболее общим реакциям детей смуковисцидозом на нежелательную и неожиданную болезнь, которая полностьюменяет всю их жизнь [160]; г). Недостаточная сформированность навыковсовладания с гневом и другими негативными эмоциями снижает эффективностьиспользуемых эмоционально сфокусированных копинг-стратегий и ограничиваетдоступ к ресурсам личности для совладания с негативными эмоциями. Например, сэтой точки зрения понятен выбор копинг-стратегии «конфронтация» в качествеведущей как импульсивного способа снижения хронического эмоциональногонапряжения (гнева). Конфронтация приводит к импульсивному эмоциональномуотреагированию негативными переживаниями на фоне восприятия болезни каквыраженной угрозы и не способствует разрешению проблемы.
Кумулирующиесятревога ипечаль(депрессия) как ведущиев эмоциональном негативномреагировании на муковисцидоз могут выступать в качестве провокатора гневнойреакции. Существующее в течение всей жизни хроническое эмоциональное142напряжение угрожающей жизни болезни, высокая личностная тревожность, вструктуре которой доминируют эмоциональный дискомфорт, страхи, астенизация итревожная оценка перспектив, перенапрягает и без того ограниченные ресурсыадаптации к болезни и создает предпосылки, платформу для мало продуктивногоэмоционального (гневного) реагирования на болезнь.Полученныенамирезультатыподтверждаютсяранеепроведеннымиисследованиями эмоциональной сферы больных муковисцидозом и в целомсовпадают с результатами самых последних зарубежных исследований. Тревожные идепрессивные расстройства выявляются у больных муковисцидозом в детском,подростковом возрасте и сохраняются у взрослых.















