Протокол заседания совета №19 по защите (1091215), страница 3
Текст из файла (страница 3)
Ломоносова), д.х.н. профессора кафедры химической технологии углеродных материалов Бухаркиной Т.В. (ФГБОУ ВО «Российский химико-технологическийуниверситет имени Д.И. Менделеева»).Все отзывы положительные. В отзывах содержатся следующие замечания:Дьячкова Т.П. указала на то, что в автореферате не приведено обоснованиевыбора теплопроводящих компонентов (карбид кремния, алюминий, медь,цинк).
В частности, известно, что материалы на основе наноструктурированныхформ углерода (углеродные нанотрубки, малослойные и многослойные графеновые пластинки) могут применяться в качестве теплопроводящих добавок.Почему автор не использовал их в своей работе?Кузьмина Р.И. отметила, что применение цеолита существенно влияет наосновные параметры синтеза, однако не обоснован выбор данного цеолита(HBeta). Было бы интересно исследовать данные системы с другими цеолитами,а также с их комбинациями; продукты синтеза на исследованных катализаторахпредставлены, в основном, жидкими углеводородами, однако, не дано рекомендаций по поводу дальнейшего применения продуктов СФТ; нет заключения поповоду того, какие условия эксплуатации прототипа промышленного катализатора являются актуальными для промышленной реализации процесса.Самойлов Н.А.
сделал три замечания: 1) синтез Фишера–Тропша изучалсяв диапазоне температур 170–230 °С, однако в автореферате не приводятся данные о константах скорости реакции и энергиях активации, что затруднит моделирование работы промышленного реактора; 2) исследование каталитическогопроцесса проводилось в двух реакторах одинакового диаметра (10 мм) и различной длины (200 и 2100 мм), при этом первый из них назван лабораторным, авторой — опытно-промышленным.
Практически оба реактора являются лабораторными с одинаковым временем пребывания реакционной среды в аппаратеи, как следствие, с практически совпадающей удельной производительностью(рис. 6,б). По данным непосредственных экспериментов даже при производительности всего 6000 нм3/ч по синтез-газу и объеме катализатора 1 м3 потребуется реактор с 5000 трубок длиной 2 м. В связи с этим говорить о «масштабировании технологии» (с. 17) несколько не корректно; 3) в автореферате следовалопредставить основные положения и допущения, использованные при математическом моделировании, не приводятся данные о диаметре гранул катализаторов(с.7). косвенно можно полагать, что он существенно больше 0,2–0,4 мм (с.
10),но тогда на результаты исследований должен дополнительно влиять пристенный эффект.Чернавский П.А. указал, что автором приведены результаты исследованияпо составу поверхностных и объёмных фаз катализатора, однако не отраженаих корреляция с каталитическими свойствами.8Бухаркина Т.В. сделала три замечания: 1) на с. 9, табл. 2. линейная скорость потока в лабораторном аппарате на два порядка меньше, чем в опытном.Проверялось ли отсутствие диффузионных торможений реакции на лабораторной установке? 2) Для моделирования аппарата применяется двухпараметрическая квазигомогенная модель. Однако отношение длины к диаметру трубки(2100/10,22) таково, что, как правило, применима более простая модель реактора идеального вытеснения.
Тем более, что катализатор с высокой теплопроводностью снижает градиент температуры по радиусу трубки. 3) Хотелось бы увидеть дифференциальные уравнения, составляющие математическую модель.Каким образом в нее вводили кинетические данные? Ведь один из компонентовматематической модели аппарата − кинетическая модель осуществляющейся внем реакции, а о ней в автореферате ничего не сказано.Выбор официальных оппонентов и ведущей организации обосновываетсятем, что:– д.т.н., профессор Савостьянов Александр Петрович является профессоромкафедры «Химические технологии» ФГБОУ ВО «Южно-Российский государственный политехнический университет (НПИ) имени М.И.
Платова», в круг егонаучных интересов входят технология получения синтетических углеводородовна кобальтовых катализаторах синтеза Фишера–Тропша, разработка новых катализаторов для данной технологии, а также исследование процессов тепло- и массопереноса в стационарном слое катализатора. Оппонент имеет 5 опубликованных работ по тематике рассмотренной диссертации (за последние 5 лет);– д.х.н., Елисеев Олег Леонидович является ведущим научным сотрудником Лаборатории каталитических реакций оксидов углерода ФГБУН «Институторганической химии имени Н.Д. Зелинского РАН», в круг его научных интересов входят исследования физико-химических и каталитических свойств кобальтовых катализаторов синтеза Фишера–Тропша, а также влияния носителя ипромоторов на активность и селективность таких катализаторов.
Оппонентимеет 7 опубликованных работ по тематике рассмотренной диссертации (за последние 5 лет);– ведущая организация АО «Всероссийский научно-исследовательский институт по переработке нефти» (г. Москва) занимается экспериментальными итеоретическими научными исследованиями, направленными на разработку исовершенствование технологий производства моторных топлив из различныхсырьевых источников, а также катализаторов процессов гидрирования с цельюполучения синтетических углеводородов. По тематике рассмотренной диссертации сотрудниками организации опубликовано 12 работ (за последние 5 лет).Диссертационный совет отмечает, что на основании выполненных соискателем исследований:– предложено применение теплопроводящего компонента в составе композитного гранулированного катализатора для эффективного отвода тепла реакции синтеза углеводородов из CO и H2;9– доказана возможность применения высокопроизводительного кобальтового катализатора синтеза Фишера–Тропша в реакторах промышленного размера со стационарным слоем.Теоретическая значимость исследования обоснована тем, что:– впервые проведено сравнительное исследование гранулированных кобальтовых катализаторов синтеза Фишера–Тропша, содержащих различные теплопроводящие компоненты как в виде частиц металлов (алюминий, цинк,медь, скелетный кобальт) микронного размера, так и в форме гранулированногокарбида кремния.
Сделан вывод об оптимальном теплопроводящем компоненте;– показано, что катализатор, содержащий чешуйчатый алюминий в качестве теплопроводящего компонента, по совокупности физико-химических и каталитических показателей является наиболее подходящим для реализации технологии синтеза Фишера–Тропша в промышленном масштабе.Значение полученных соискателем результатов исследования дляпрактики подтверждено тем, что:– разработан прототип промышленного кобальтового катализатора синтезаФишера–Тропша для получения жидких углеводородов;– разработана лабораторная методика приготовления скелетного кобальта,который по удельной поверхности и активности не уступает мировым аналогам.Оценка достоверности результатов исследования выявила, что:– экспериментальные результаты получены с использованием комплекса современных методов исследования (оптической и растровой электронной микроскопии, гелиевой пикнометрии, метода БЭТ, рентгенофазового анализа, термопрограммированного восстановления, газовой и газожидкостной хроматографии);– в заявленном диапазоне объемных скоростей по синтез-газу наблюдаетсяхорошая сходимость результатов, полученных при физическом и математическоммоделировании катализаторного слоя для реакторов различных масштабов;– основные результаты работы не противоречат работам, опубликованнымотечественными и зарубежными исследователями.Личный вклад соискателя состоит в участии во всех этапах выполненияработы, в разработке ключевых элементов экспериментальных установок, впланировании и проведении экспериментов; в обработке экспериментальныхданных, полученных лично автором; в подготовке основных публикаций повыполненной работе.Диссертационный совет считает, что диссертация Грязнова К.О.
представляет собой научно-квалификационную работу, которая соответствует требованиям п. 9 «Положения о присуждении ученых степеней» (Постановление Правительства РФ от 24.09.2013 г. №842 «О порядке присуждения ученых степеней» с изменениями, утвержденными Постановлением Правительства РФ от21.04.2016 г.
№335 «О внесении изменений в Положение о присуждении ученых степеней»), поскольку является завершенной научно-квалификационнойработой, в которой на основе выявленных закономерностей реакции Фишера–10Тропша решена научная задача по созданию прототипа промышленногокобальтового катализатора процесса Фишера–Тропша, что имеет существенноезначение для нефтехимии и технологии синтетических топлив.На заседании 19 декабря 2017 г.