Популярные услуги

Этап творческого поиска

2021-03-09СтудИзба

Лекция № 5

Этап творческого поиска

Этап творческого поиска – центральное структурное звено цепи единого творческого процесса архи­тектурного проектирования. Поиск идеи и замысла проектного решения основывается прежде всего на инфор­мации, полученной студентом из прог­раммы и методологической стадии. Не­достаточность этой информации для целенаправленного творческого дейст­вия компенсируется через аппарат интуиции и сопутствующих ему эмоций. Именно эмоция и интуиция на­ряду с опытом, мастерством и овла­дением техникой являются движущей силой поиска и источником догадки, приводящей к решению.

В основе творческого процесса АП лежит прежде всего концентрация во­левых усилий, направленных на поста­новку и достижение цели. Эта установ­ка связана с увлеченностью, вдохнове­нием. «Мы можем столько, сколько знаем, плюс то, что дает нам эмоциональное напряжение». Творческий акт характери­зуется взаимодействием мышления и эмоций.

Этап творческого поиска в соот­ветствии со структурными уровнями содержит три фазы: исполнение клаузуры, эскиза-идеи и первичного эскизи-рования.

При разработке клаузуры интуитив­ное мышление работает с множеством исходных данных, однако в клаузуре происходит неполное их отражение. Цель этой фазы – получить первич­ное образное представление об объ­екте.

В эскизе-идее проектная модель вы­ражается в полуинтуитивной форме первичной гипотезы. Нечетко осознан­ные отдельные звенья мыслительного процесса имеют своим результатом зарождение замысла, учитывающего отдельные факты и условия. Цель фазы – ограничить область поиска и перевести проектирование в проблем­ную ситуацию.

В первой фазе эскизирования пер­вичная гипотеза проверяется на эскиз­ных вариантах, которые служат отправ­ным пунктом новых поисков. Первич­ное экскизирование включает анализ и синтез ряда вариантов. Цель фазы – добиться совместимости всех учиты­ваемых требований и гармонии со средой. Проектирование ведется двой­ным ходом – от внешнего к внутрен­нему и изнутри наружу.

Рекомендуемые материалы

Таким образом, эффективность творческого поиска достигается на ос­нове теснейшего взаимопроникновения и взаимодействия интеллектуаль-ного и интуитивного, логического и эмоцио­нального, доказательного и гипотети­ческого, эмпирического и теоретичес­кого, абстрактного и конкретного. Каж­дая последующая фаза творческого поиска характеризуется усложнением структурной организации задачи – ростом упорядоченности решения и композиционной целостности проект­ной модели объекта.

5.1. Клаузура

Кратковременная клаузура имеет целью концентрировать творческую энергию студента, побудить его к интенсивной работе фантазии и вызвать продуктивное использование навыков при первом знакомстве с те­мой «схватить» ее основную суть, выя­вить с наибольшей отчетливостью свое отношение к теме, определить в общих чертах архитектурный и композицион­ный замысел объекта в конкретной среде. Клаузура — особый вид творче­ства, близкий к импровизации на за­данную тему, когда сочинение происхо­дит непосредственно в процессе испол­нения клаузуры, внезапно и неожидан­но.

В клаузуре проявляется творческая интуиция студента. Интуитивное пости­жение условий задачи при разработке клаузур обладает «быстродействием», несмотря на разрывы в полученной информации. Используя механизмы памяти и воображения, студент интуи­тивно учитывает требования, отбирает «целостные» структуры и выражает представление об объекте в виде обоб­щенного зрительного образа. Продук­тивность клаузурного поиска обеспечи­вается способностью интуиции переша­гивать через информационные пустоты. В клаузуре всегда остаются моменты неожиданности, неоднозначности вы­бора, неполноты наличного знания, не­осознанных мотивов. Разработка клаузур не гарантирует полноценного архитектурного результата, но в этом-то и особенность эвристических прие­мов: с их помощью не всегда приходят к удовлетворительному замыслу. За одно занятие совершается сложный творчески-психологический процесс познания сущности программы в образ­ном и эстетическом планах. Клаузура проходит успешно при состоянии го­товности и предрасположении к твор­ческой активности – вдохновении.

Клаузурный метод. Концентрация внимания студентов на творческом пои­ске самых общих идей и концептуаль­ных замыслов формируется клаузурным методом.

Описание: ар куликов3436

Схема 7

Проведение клаузур как метод, сис­тематических тренировочных упражне­ний направлен на интенсификацию обу­чения, на развитие композиционных способностей и воображения у студентов[1] (схема 7). Клаузура мобилизует знания и опыт, провоцирует состоя­ние вдохновения, на что и рассчиты­вает педагог на первых этапах творчес­кого поиска. Метод вырабатывает у студента умение продуктивно мыслить, формирует стремление к новым идеям, творчеству, развивает находчивость при разработке темы, приучает студентов к быстрой реакции, сосредоточенности воли и целеустремленности, требует напряженного внимания, работы мысли и памяти. Время на срабатывание механизма интуиции у студентов раз­ное, поэтому по результатам клаузуры нельзя в полной мере судить о его творческой потенции, однако важ­ность систематических тренировок оче­видна. Достоинства коротких проектов не делают их способными заменить длительные проекты. Необходимо их сочетание.

Исполнение клаузуры требует от студентов напряжения сил. Процесс выражения первичных образных пред­ставлений о теме индивидуален. Поэто­му клаузура исполняется без вмеша­тельства педагога, чтобы не нарушить начала творческого поиска.

Клаузура может задаваться с различными целями: для поиска общего замысла, для решения локальной проб­лемы, в качестве контрольного упраж­нения.

Программа на клаузуры. Тема для свободной клаузуры обычно простая. Программа не содержит подробных описаний, а указывает основную цель проектирования, состав помещений, особенности ситуации, возможные кон­струкции и материалы, объем проекта, масштаб и характер исполнения. Про­грамма должна возбудить творческие интерес у студента и рассчитываться на выполнение в течение 4 - 8 ч или одного-двух дней.

Студенты предупреждаются о пред­стоящей клаузуре, хотя тема не всегда объявляется заранее. Предоставляется свобода выбора средств выражения.

Клаузурный набросок должен содержать лишь то, что необходимо для раскрытия идеи: изображение должно быть обобщенным и выразительным.

Размещение проекций на листе подчиняет­ся общим компоновочным требованиям, однако основное место может получить перспективный рисунок или одна какая-либо проекция, наибо­лее ясно раскрывающая концепцию или образ­ную характеристику объекта в окружающей среде. Исполнительская манера должна соот­ветствовать жанру темы.

Клаузура на свободную тему. На первых занятиях семестра для побуж­дения начала творческого процесса за­дается клаузура на свободную тему. Программа клаузуры, как правило, об­щая для всего курса. Клаузура про­водится в течение одного дня. В усло­виях неполноты и неопределенности информации об объекте и ограничен­ности времени создается эмоциональ­ный фон, способствующий творческому поиску. Иногда проводят клаузуру по одной теме, к примеру «Морской маяк», одновременно на III и IV кур­сах.

Клаузура по основной теме. После вводной лекции проводится клаузура на основную тему. Благодаря избыточной информации, полученной студентом, тема встает перед ним во всей слож­ности. Навык позволяет студенту ото­брать важнейшие исходные данные и в течение нескольких часов графи­чески сформулировать свою первичную гипотезу о композиции объекта. Клау­зура не всегда определяет дальнейший ход развития проекта, однако она со­храняет свою определенную творческую и познавательную ценность как субъективный образный охват темы в целом.

Клаузура в процессе проектирова­ния и опережающие клаузуры. В про­цессе проектирования метод клаузур применим при разработке программ, в которых можно выделить частные ас­пекты темы, например на стыках це­почки подтем квартира – дом – груп­па домов.

По заданиям, выполняемым после­довательно, но связанным между со­бой, рекомендуется проводить в про­цессе проектирования первого задания опережающую клаузуру по последующей теме. Так, на III курсе к просмотру стадии эскиза клуба испол­няют клаузуру на интерьер зала или фойе; имея в виду последующее проек­тирование поселка при разработке

двух-, четырехэтажного жилого дома, проводят клаузуру на группу домов.

Зачетная клаузура. Проверочная клаузура определяет степень развития композиционного мышления студента и навыков самостоятельного творчества. Клаузура выполняется в период экза­менационной сессии. Качественный ее уровень учитывается при определе­нии оценки по архитектурному проектированию за семестр и при аттестации студента[2]. В МАрхИ успешно прово­дятся клаузуры в макетном исполне­нии[3].

Эксперимент исполнения клаузур в дополнительные часы. Нуждается в экспериментальной проверке проблема исполнения в дополнительные часы (вслед за проектными) клаузур на ком­позиционные темы, в развитие аспектов проекта или в направлении углубле­ния специализации. В МАрхИ компо­зиционная двухнедельная клаузура на свободную тему параллельно с проек­тированием школы была успешно про­ведена на IV курсе. В соответствии с проектированием клуба на III курсе проведены три клаузурных задания: на проблему общения (1), по решению клуба в ансамбле поселкового центра (2) и конструктивному замыслу объек­та в целом или его составляющих (3) зала, фойе, зимнего сада[4]. Результаты клаузурного поиска конструкций выри­совывались затем в эскизный проект, разработка конструкций проводилась параллельно с исполнением интерье­ра и завершалась в дни инженерного сплошного проектирования.

Для теоретического обеспечения клаузурных разработок были привле­чены кафедры истории градостроитель­ства и советской архитектуры (корот­кие лекции при выдаче 1-й и 2-й клау­зур) и кафедры архитектурных конст­рукций (клаузура 3). Опыт оказался также удачным. Возникла дилемма, что предпочесть, – клаузуры по темам, свя­занным с развитием отдельных аспек­тов проекта, непосредственно либо опосредованно (например, при проек­тировании среднеэтажного жилого до­ма исполнение клаузуры на тему «ре­шение крыш на группе домов»), или исполнение свободных клаузур по широкому спектру композиционных тем, или исполнение клаузур в виде практических работ по специализации. Эксперимент показал – в зависимости от творческого развития студентов кон­кретной группы следует за руководи­телем оставить право предпочесть тот или иной характер клаузурного проек­тирования, однако с представлением клаузур к просмотру основного проек­та,

Клаузурное построение учебного процесса. Расчленение процесса на ступени позволяет с целью достижения максимальной самостоятельности и ак­тивности работы в аудитории провести эксперимент по преобразованию учеб­ного процесса в непрерывную цепочку клаузур – когда каждую операцию вся группа исполняет в течение одного занятия[5].

Обсуждение клаузуры. На следую­щем после исполнения клаузуры заня­тии проводится ее разбор. Этот важ­ный учебно-воспитательный этап в обу­чении: педагог обосновывает оценку каждому, студенту, анализирует клау­зуры, представляющие общий интерес. Метод клаузур способствует приоб­ретению студентом навыков самостоя­тельности творческой работы, развитию самоконтроля студента, формированию уровня его самооценки.

Самостоятельный клаузурный проект. Проверке роста творческой мо­бильности служит развитие клаузурно­го метода в форме исполнения само­стоятельного короткого поискового проекта. Клаузурный самостоятельный проект должен быть собственно кон­курсом идей, отсюда максимальная обобщенность темы, ориентация на ее домысливание и отстраненную интер­претацию. Концептуальный проект ис­полняется в течение пяти дней как взаимосвязанная цепочка клаузур, сда­ваемых ежедневно к концу занятий.

Такое расчленение творческого процес­са имеет свои недостатки, однако обе­спечивает самостоятельность деятель­ности.

В первый день исполняются кроки и наброски поиска ведущей идеи проекта и за­мысла градостроительного решения; во второй день – вариантное эскизирование архитекту­ры и планировки, исполнение чернового маке­та объекта; в третий день – исполнение проек­та на подрамнике в карандаше; в четвертый день – графическое исполнение

проекта; в пя­тый день – выставка, обсуждение студентами и педагогами проектов, оценка. Качественные результаты контрольного самостоятельного про­екта учитываются при выведении оценки за семестр.

5.2. Эскиз-идея

Разработка эски­за-идеи объекта происходит по недо­статочно освоенным условиям програм­мы. Параллельно организуются два процесса: исследовательский и собст­венно творческий. Фаза эскиза-идеи дает новый уровень раскрытия темы – попытку полуинтуитивно сформулиро­вать идею решения. Поиск полезной идеи плодотворен, так как дает толчок мыслям.

Анализ исходных данных и струк­турообразующих факторов служит воз­никновению первичной гипотезы. Бла­годаря творческому воображению, опы­ту и памяти аморфная информация, разобщенные факторы путем осмысли­вания целевой установки преобразуют­ся в варианты объемно-пространст­венных моделей.

При поиске эскиза-идеи находит себе место метод «проб и ошибок» – метод случайного перебора вариантов, который используется при отсутствии целевой установки, недостаточности предварительных сведений и невозмож­ности опираться на прошлый опыт. Когда студент проводит ряд «проб и ошибок», задача педагога состоит в том, чтобы компенсировать несовер­шенство его мыслительного аппарата, исключить абсурдные пробы и подска­зать ему возможность применить более перспективные приемы. При наличии информации, опыта, с помощью ассо­циаций и анализа появляется вероятность лучше организовать поиск, не об­ращаясь к перебору всех вариантов, – использовать эвристический метод.

Педагог регулирует эвристическую процедуру, рекомендует ограничить об­ласть поисков, направить творческую мысль и воображение студента на прин­ципиальный   выбор   проблемы.   Здесь происходит пересечение исследования и    творческого    поиска.    Постановка проблемы локализует сферу исканий, при этом внимание становится направ­ленным, а поиск избирательным. Эскиз-идея выполняется в графических на­бросках и рабочих макетах, которые подвергаются    логическому    анализу. Фаза  эскиза-идеи  определяет  ве­роятностные  направления разработки выбранной   целевой   установки.   Фаза завершается  просмотром  руководите­лями с целью выявить авторский замы­сел – проблему, которая может лечь в основу    дальнейшего    эскизирования. Ценность   эскиза-идеи – в   прогнозе, догадке,   предположении   творческого развития проблемы, в индивидуальной трактовке темы.

5.3. Фаза первоначального эскизирования

Первичное эскизирование – сложный творческий процесс развития рабочей гипотезы, выраженной в эски­зе-идее. Ведется в масштабах эскиза. На  этой   стадии   одно  представление сменяется другим, ассоциируются но­вые образы и идеи, на основе повтор­ного анализа исходных данных и освое­ния информации, связанной с выбран­ной проблемой, происходит попарное сравнение вариантов и эвристический «сокращенный их перебор». Возникает необходимость самоконтроля.

Творческая деятельность представ­ляет собой поиск индивидуального от­вета на индивидуальные обстоятельст­ва. Вариантное эскизирование и служит этой цели, оно направлено на изуче­ние: связей объекта со средой; функ­циональной организации жизненных процессов и других формообразующих факторов, определяющих выбор объем­но-пространственной и конструктивной

структуры,  параметры и взаимосвязи отдельных помещений и их групп. Вна­чале каждый вариант в пределах проб­лемы должен чем-то существенно отли­чаться от предыдущего. Эскизы, кото­рые не приводят к необходимому результату, все же подготавливают его. Исполняются варианты художествен­ного выражения идейного содержания программы.

В   процессе   эскизирования   новые идеи формируются путем оценки ситуа­ции и состояния объекта, маловероят­ные   направления   решения   отбрасы­ваются,   отдельные   элементы   исклю­чаются, другие входят в новый эскиз, происходит постепенное уточнение за­мысла.   Возникает   центральное   пред­ставление о решении задачи – «навяз­чивая идея».  Промежуточные  эскизы заменяют собой «творческую память». Запись творческого  процесса  следует сохранить   для   повторного    анализа. Процесс   сопровождается   оценкой   и критикой    собственных    результатов. Здесь важна помощь педагога, который в ошибках студента может найти воз­можность остроумного решения зада­чи. Поиск упорядоченности – структу­ры в расположении элементов компо­зиции – имеет большее значение, чем сами элементы.

Первичное    эскизирование    сопро­вождается   постоянным   соотнесением разрабатываемого варианта со сформу­лированной   концепцией   и   исходной программой. Фаза первичного эскизи­рования дает простор внезапным про­зрениям, возможности как бы заново увидеть задание. Одно из эвристичес­ких  правил  как  раз  и  предполагает движение в обратном направлении – от прогнозируемого решения к исход­ным данным, посылкам.

К концу первого периода эскизи­рования педагог помогает студенту со­поставить альтернативные решения в границах рабочей гипотезы, перейти к обобщению решения, подвести «об­щий знаменатель» поискам. Упрочение эскиза после выбора принципиального решения происходит путем разработки

серии вариантов, из которых каждый последующий является модификацией предыдущего и исходным пунктом для последующего («кальку на кальку»). Уточнения и изменения решений ведут­ся в рамках данной композиционной схемы, Дж. Пойа рекомендует пере­становку или перегруппировку элемен­тов как средства изменения структуры.

Постепенное накопление усовер­шенствований (стратегия «прираще­ния» Дж. Джонса) функционально-планировочной и конструктивной под­структур упрочает эскизное решение, Анализируя проделанную работу, кри­тически оценивая эскизы, студент до­бивается согласованности компонентов композиции. Возникает эскиз, который соответствует характеру и жанру темы. В выборе лучшего варианта важную роль играет эстетическая оценка.

Итог первичного эскизирования вы­ступает в двойном качестве: как резуль­тат предшествующего хода творческой мысли и как отправной пункт ее даль­нейшего развития.

5.4. Стадия завершения эскиза

Важнейшая методическая задача эскизирования – научить студента систем­ному подходу. В эскизировании играют роль анализ, оценка и синтез, рассуж­дения от частного к общему и от общего к частному. Эскиз – всегда обобщение, его структура неустойчива до тех пор, пока не принято прин­ципиальное решение. Эскизирование нельзя рассматривать как непрерывный процесс, оно сочетает в себе единст­во непрерывного и прерывного. Доста­точно изменить одно из исходных усло­вий, придать, большее значение одному из факторов, как цепочка эскизных решений прерывается и возникает но­вое предложение, отличающееся от исходного, – происходит переструкту­рирование модели. Постановка особой проблемы, ответом на которую будет новый эскиз, оживляет и направляет мышление и творческий поиск студен­та, Если прежняя тема исчерпана, а результат не достигнут, педагог вправе поддержать новое направление поиска.

Новый эскиз проходит те же стадии возникновения и упрочения решения. При этом сказывается дидактическая польза первичного эскизирования.

Упрочение эскиза занимает не­сколько недель. В этот период проис­ходят сбор дополнительной информа­ции, формулирование концепции, вы­полняется при необходимости опере­жающая клаузура. На заключительной ступени эскизирования студент и руко­водитель выбирают эскизное решение, удовлетворяющее важнейшим требова­ниям программы и содержащее опреде­ленную концепцию. Студент исполняет эскиз проекта во всех основных проек­циях, в уменьшенных масштабах по сравнению с окончательным проектом.

Эскизы проектов выставляются на просмотр. Это позволяет студентам увидеть достоинства и недостатки своей работы в сопоставлении с эски­зами товарищей, а педагогам точнее оценить относительное качество реше­ний. Утверждение эскиза и его оцен­ка – важный этап проектирования. Ру­ководители проводят обсуждение эски­зов с позиций потенциальных воз­можностей их творческого развития.

5.18 Танзимат - лекция, которая пользуется популярностью у тех, кто читал эту лекцию.

Утвержденный эскиз – это итог творческого поиска и програм-мирова­ние дальнейших действий по усовер­шенствованию и упорядочению реше­ния в стадии творческой разработки.



[1] Успешно метод клаузур применяется на архитектурном факультете Института живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е.Репина. Клаузура как короткое творческое упражнение задается вне основных занятий по проектированию раз в две недели. Хорошая подготовка студентов по изобразительным дисциплинам облегчает проведение этого метода. Следует отметить преемственность в применении клаузур в институте. До 1917 г. на архитектурном факультете Петербургской академии художеств клаузуры носили проверочный характер. Студенты выполняли клаузуры в отдельных помещениях, самостоятельно, в течение одного дня (перед дипломной работой – трех) и без права пользоваться литературными источниками.

[2] Заслуживает внимания эксперимент, проведенный на IV курсе МАрхИ по организации двухдневной клаузуры. В первый день требовалось разработать замысел в виде эскизных набросков. Второй посвящался разработке эскиза и исполнению клаузуры на доске. Из 30 студентов две трети оказались способными устойчиво сформулировать свою идею в течение первого дня. Черновые наброски учитывались при оценке клаузуры.

[3] Так, зачетная клаузура в макетном исполнении была проведена по тематике и методике архитектурного факультета Йельского университета (Нью-Хейвен, США). На IV курсе в пространство полого куба следовало вписать лестницу любого очертания. Заранее  заготовленные для макета три глухие плоскости и каркас остальных ребер в едином для курса масштабе позволили тотчас по объявлению темы перейти к поиску решения.  Неординарность темы и возможность увидеть свое предложение в макете вызвали состояние вдохновения и творческого подъема. На IV курсе задана клаузура по восполнению в квадратном в плане квартале, застроенном одновысотными объемами, вакантного углового пространства структурой любого функционального назначения. Клаузура прошла также продуктивно.

[4] По инженерным конструкциям, по которым тематика проектов не дает исходного материала, может быть проведена клаузура на замысел покрытия спортивного зала с применением деревянных (клееных) и металлических конструкций.

[5] Эксперимент проведен в МАрхИ на разработке жилого района в группе IV курса проф. Н. Кострикиным.

Свежие статьи
Популярно сейчас
Зачем заказывать выполнение своего задания, если оно уже было выполнено много много раз? Его можно просто купить или даже скачать бесплатно на СтудИзбе. Найдите нужный учебный материал у нас!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5160
Авторов
на СтудИзбе
439
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее