Становление социологии организаций как самостоятельной дисциплины
Слайд 2.01.
§ 2.Становление социологии организаций как самостоятельной дисциплины. Основные подходы.
1. Организационные идеи в древнем мире, в эпоху средневековья и Возрождения.
2. Зарождение организационной науки в ХIХ-ХХ вв. и модели организаций.
История – это память о социальных организациях и управлении ими. Обращение к историческому подходу в изучении организаций, организационных идей помогает глубже осмыслить социальную необходимость организаций, объект и предмет теории организации , понять ее основные идеи и проблематику.
1. Организационные идеи в древнем мире, в эпоху средневековья и Возрождения
Будем считать, что организации стары как мир. Они зарождаются вместе с цивилизацией, развиваются в ходе ее эволюции и являются одним из ее важнейших факторов. Одновременно возникновение вначале примитивных, а затем все более сложных организаций древнего мира и их развитие требовали постоянного совершенствования практики управления. Так, зафиксированные на глиняных табличках, датируемых III тыс. до н.э., сведения о коммерческих сделках и законах древнего Шумера доказывают существование там коммерческих организаций и практики управления. Дошедшие до нашего времени многочисленные исторические свидетельства убедительно показывают достаточно высокую степень сложности древних организаций и управления ими. Создание грандиозных архитектурных сооружений древности (египетские пирамиды, древние ацтекские города); существование крупных политических организаций (Империя Александра Македонского, Древняя Персия, а позже - Древний Рим); наличие крупных армий; успешное функционирование сложных и разветвленных религиозных организаций (прежде всего римско-католической церкви) — все это и многое другое было бы просто невозможным без организационных знаний, без иерархического и скоординированного управления.
Параллельно этому, хотя и гораздо медленнее, начинают складываться предпосылки для возникновения некоторых общих и отвлеченных, т.е. собственно теоретических представлений об организации, представлений об управлении, о формах и способах его организации. Процесс зарождения организационных идей оказался очень противоречивым, сложным и длительным.
Рекомендуемые материалы
Китайский философ Конфуций (551-470 гг. до н.э.) стремился упорядочить общественные процессы, систематизировать знания о рациональной организации общества. Он разработал концепцию человека, благородного не по происхождению, а благодаря воспитанию и самосовершенствованию. Для конфуцианства характерна защита идей строгой социальной дифференциации и иерархического разделения обязанностей между членами общества. Конфуций придерживался патерналистского подхода к управлению поданными. “Управлять - значит поступать правильно, т.е. относиться к подданным справедливо, как своим детям”.
Китайский политик и стратег Сан Цу в своей книге “Искусство войны” (500 г. до н.э.) признавал необходимость иерархической организации, организационных управленческих связей и кадрового планирования.
Определенные организационные и управленческие идеи получили свое развитие в Древней Греции. В 6-4 вв. до н.э. Греция представляла собой систему независимых управляемых полисов. Территория полиса состояла из города и прилегающих к нему селений. Полис был социально поляризован: состоял из рабовладельческой знати и демократических слоев населения; и между гражданами шла борьба за влияние на государственную власть, за те или иные формы правления.
Бесплатная лекция: "Основные психические процессы" также доступна.
Философ Сократ рассматривал управление как особую сферу человеческой деятельности, главной целью которой является поставить нужного человека на нужное место и добиться выполнения поставленных задач. Сократ считал, что основой управления является знание и умение навязывать свое мнение другому человеку.
Началом научного становления организаторской мысли в обществе считается период, связанный с жизнью и творчеством древнегреческого философа Платона (427-347 гг. до н.э.). Свои организационно-управленческие взгляды он выразил в трактатах “Государство”, “Законы”. В Древней Греции должны были работать только те, кого Платон называл «низший сорт людей». Роль привелигированного класса виделась философом в том, чтобы отделиться от работы, стать выше нее. Фундамент философии Платона - учение об идеях. Он считал, что все существующее на свете имеет свою идею. Идеи - это сверхчувственные образцы вещей. Платон занимался разработкой политических проектов, идеальной конституции государственной организации. Для Платона государство есть воплощение закона, порядка и меры.
Аристотель (384 - 322 гг. до н. э.) - философ, ученый. Социально-политическая теория Аристотеля представлена в сочинении “Политика”. Политика - учение о разумном устройстве государственной жизни. Аристотель считал человека “политическим животным”, социальным существом, т.е. изначально существующим в тех или иных политических образованиях, склонным к “совместному жительству с другими людьми”. Аристотель в отличие от Платона оставался реалистом, предлагавшим такую государственную конструкцию из всех существовавших, которая лучше всего подошла бы в данных условиях для данного народа. Аристотель ввел классификацию форм политического устройства, включающую три правильные (монархия; аристократия, полития) и три неправильные (тирания, олигархия, демократия) модели организации деятельности людей.
Но системы управления развивались не только на христианском Западе, но и мусульманском Востоке. Аль-Маварди исследовал (“Принципы руководства”, 1058 г.) исламское конституционное право, теоретические и практические аспекты политического мышления и поведения политиков, должностных лиц в исламских государствах. Ибн Тайминах - “отец исламского администрирования” - в труде “Принципы религиозного правления” (приблизительно 1300 г.) излагает принципы администрирования в структуре ислама, правила соответствия человека его работе, распределение постов и привилегий.
В эпоху Средневековья (с I тыс. н. э. до ХIII вв.) административная организация Римской католической церкви считалась совершенной формой управления даже по меркам нашего времени. Её вклад высоко оценивается в таких областях менеджмента как управление персоналом, система власти и авторитета, специализация функций управления.
Начиная с эпохи Возрождения (XV-XVII вв.), Западная Европа начала освобождаться от пут феодализма, засилья религиозной мировоззрения, схоластики, приступила к развитию науки, активному освоению природы, земного пространства и всей организации мира. В эпицентре всей действий оказался размышляющий и действующий политик, инициативный предприниматель. На первый план вышло организационно-управленческое творчество. В эпоху Возрождения и последующее время большое влияние на формирование управленческих взглядов оказал итальянский мыслитель и государственный деятель Н. Макиавелли (1469-1527). Созданный им труд “Государь” стал настольной книгой многих правителей, руководителей государств и других политических деятелей. Рекомендации Н. Макиавелли (в современной интерпретации) сводятся к следующим принципам: 1) чтобы управлять, необходимо всесторонне знать объект управления; 2)обоснованно подбирать кадры; 3)мотивировать персонал; 4)стремиться к достижению общей цели; 5)высокий профессионализм руководителя.