Популярные услуги

Общество и личность

2021-03-09СтудИзба

2. Общество и личность. СОЦИАЛЬНАЯ РОЛЬ И СТАТУС

2.1. Личность

В обыденной жизни часто отождествляют такие поня­тия, как «человек», «индивид», «личность». Но в социоло­гии данные понятия не рассматриваются как синонимы и достаточно четко различаются при всей их близости и взаимосвязи. И для того чтобы понять, что такое лич­ность, необходимо в первую очередь провести разграни­чение этих понятий.

Понятие «человек» употребляется для характеристики всеобщих, присущих всем людям качеств и способностей тогда, когда важно отметить принадлежность лица к чело­веческому роду. А когда необходимо подчеркнуть, что речь идет не о всем человечестве, а об отдельном предста­вителе человечества, конкретном носителе всех социаль­ных и психологических черт человека (разума, воли, инте­ресов, потребностей и т.д.), то употребляют понятие «ин­дивид». В данном случае понятие «индивид» означает «конкретный человек».

И.С.Кон о личности

Понятие «личность», как отмечает известный россий­ский социолог И.С.Кон, очень многообразно. В своей работе «Социология личности» (М., 1967) он подчеркива­ет, что,

«с одной стороны, оно обозначает конкретного индивида (лицо) как субъекта деятельности, в единстве его индивидуальных свойств (единичное) и его социаль­ных ролей (общее).

С другой стороны, личность понима­ется как социальное свойство индивида, как совокуп­ность интегрированных в нем социально значимых черт, образовавшихся в процессе прямого или косвенного вза­имодействия данного лица с другими людьми и делающих его, в свою очередь, субъектом труда, познания и обще­ния. Этот второй аспект понятия наиболее важен с точки зрения социологии, которую отдельный человек интере­сует не сам по себе, а как член определенного общества, класса, социальной группы, воплощающий в себе некото­рые социально типичные черты».

Таким обра­зом, данное понятие употребляют в двух смыслах. В пер­вом случае под личностью понимается человек как

— субъ­ект отношений и сознательной деятельности (т.е. лицо в широком смысле слова), а во втором, как

— устойчивая систе­ма социально значимых черт и качеств, характеризующих индивида как члена определенного общества или об­щности.

Рекомендуемые материалы

— Личность в философии

— Личность в педагогике

— Личность в психологии

— Личность в социологии

Личность является объектом изучения ряда гуманитар­ных наук, прежде всего философии, педагогики, психологии и социо­логии.  Но каждая из них понимает под личностью не одно и то же.

Отличия поддаются условной классификации. Все они проходит по линии общее—особенное—единичное.

А) Время:

— прошлое-настоящее-будущее в целом;

— обозримый период

— настоящее.

Б) Личность как субъект отношений и система связей:

— индивид-человечество.

— индивид-общество,

— индивид-группа,

— индивид-индивид,

В) Ценности:

— все ценности в конкретно-исторических условиях развития человека и общества,

— ценности, значимые для настоящего,

— позитивный (в условиях настоящего) ряд.

Философия не вправе отвечать на вопрос о том, является ли личностью тот или иной индивидуум, — это прерогатива прикладных наук. Философию проблема личности интересует в ши­роком историко-теоретическом плане. Она намечает под­ходы к решению существующих «вечных» вопросов. Философия занимается исследованием смысла жизни, сущности человека, а также общих закономерностей его развития как биологического, так и социального существа (цели, идеалы, пути их достижения). Таким образом, фи­лософию интересует личность с точки зрения ее положе­ния в мире как субъекта деятельности, познания и твор­чества. При этом мир, в свою очередь, предстает как целостная же историко-теоретическая реальность, которая не замыкается в настоящем, но обнимает собой и прошлое, и будущее.

В педагогике  личность — это индивидуум, воспитавший в себе известную совокупность позитивных ценностей социума. При этом, чем полнее их ряд, тем богаче личность.

Социальная психология ограничивается пределами поддающейся наблюдению реальности и под личностью подразумевает субъект сознательной деятельности, погруженный исключительно в настоящее и окруженный живыми людьми, группой. Здесь, во взаимодействии с нею, личность предстает как устойчивая совокупность всех  качеств (включая аморальные и асоциальные). «Для социальной пси­хологии главным ориентиром в исследовании личности является взаимоотношение личности с группой (не просто личность в группе, а именно результат, который получает­ся от взаимоотношения личности с конкретной группой)». В связи с этим главная проблема анализа личности в социальной психологии заключается в выяв­лении того, каким образом общество влияет на личность, какую роль в процессе формирования личности играет микро- и макросреда.

В условном «количественном» аспекте социология занимает промежуточное место между психологией и философией. Она изучает настоящее общества, но вместе с тем ставит своей задачей дать прогноз его развития на обозримую перспективу. Поэтому для нее личность — это категория, которая не может быть осознана без учета динамики развития среды. В свою очередь, среда — это уже не поддающаяся прямому наблюдению группа, но все общество в целом.  Кроме того, понятие личности здесь обнимает собой не только тех, кто впитал позитивные ценности общества, но и тех, кто отрицает их.

Социология выделяет социально-типичное. Социологическую теорию личности интересует процесс формирования личности и развитие ее потреб­ностей в неразрывной связи с функционированием и развитием социальных отношений, изучение закономер­ной связи личности и общества, личности и группы, регуляция и саморегуляция социального поведения лич­ности. Некоторые проблемы являются общими для соци­ологии и социальной психологии, поэтому граница между ними в значительной степени условна.

В современной науке, как отмечает Е.А.Ануфриев, можно выделить два подхода к определению личности:

— формально-логический и

— диалектико-логический.

Первый подход разделяют психологи и педагоги, он как бы опирается на «здравый смысл». При этом подходе понятие личность определяется через подве­дение его под более широкое, родовое понятие человека, а после этого указываются его видовые отличия, Т.е. перечисляются признаки, наличие которых отличает лич­ность от человека вообще. Данные признаки включают различные положительные характеристики. В связи с этим сторонники первого подхода признают личностью не всех людей, а только тех, кто обладает определенными положительными качествами. Процесс социализации, в данном случае, будет заключаться в приобретении необ­ходимого набора положительных качеств. Несмотря на рациональность своего содержания, данному подходу все-таки свойственна определенная ограниченность — кого конкретно и почему нельзя считать личностью, например, если ребенка, то до какого возраста, если преступника, то за какое преступление, и т.д.

Второй подход позволяет избежать вышеуказанные противоречия. Личность в данном случае определяется через диалектику единичного и общего, как нечто особен­ное, рассматриваемое в социальном аспекте. Для всех людей свойственно обладание рядом определенных общих черт, как биологических, так и социальных. Но в то же время каждому человеку присуще что-то свое, осо­бенное (своя биография, своя профессии и т.д.). Совокуп­ность общих характеристик человека с его индивидуаль­ными особенностями и будет создавать особенное — лич­ность. Таким образом, сторонники данного подхода считают, что понятие личности применимо ко всем людям без исключения. Т.к. каждый человек обладает и общими, и индивидуальными признаками. Личность — как уникальная совокупность — будет требовать ряда дополнительных характеристик, указывающих, какая именно личность имеется в виду (развитая или неразви­тая, сознательная или несознательная). Следует отметить, что данные подходы не взаимоисключают друг друга, они составляют единство, которое обязательно необходимо учитывать в социологии личности.

Центральной проблемой всех социологических иссле­дований выступает проблема взаимоотношения общества и личности. В центре внимания социолога постоянно находится сложное взаимо­действие общества и личных интересов. Для социолога общественный интерес выступает не в виде некоего обще­го понятия, а в конкретной форме — в виде интересов тех или иных общественных организмов, институтов, соци­альных систем. В связи с этим структуру социологии  А.Г. Здравомыслов в своей работе «Методология и проце­дура социологических исследований» (М., 1969) представил в виде схемы (см. схему).

На данной схеме конкретизируется положение К.Маркса о том, что человек есть «совокупность всех общественных отношений». Общество является результатом взаимодействия трех главных систем: полити­ки, экономики и духовной жизни общества. А социология как раз и выясняет, каким образом человек участвует в этих важных сферах общественной жизни. Хотя экономи­ка и играет решающую роль при объяснении историчес­кого развития человеческого общества в целом, того, как и почему происходит смена общественных формаций, но она не в состоянии объяснить, как происходит формирова­ние личности, так как не только экономика влияет на это.

2.2. Личность и общество

Нельзя, рассматривая связи человека с обществом говорить о личности вообще и об обществе вообще, так как каждый человек принадлежит к определенной соци­альной общности (нация, город, класс и т.д.). Все это существенным образом влияет на структуру общения между людьми. Например, образ жизни жителей города и их отношения отличаются от образа жизни и отношений жителей деревни, и они имеют больше возможностей для дальнейшего развития и утверждения личности.

Обращают внимание социологи и на процесс станов­ления личности, на то, как проходит его социализация. Ведь превращение ребенка во взрослого происходит бла­годаря воздействию на него двух социальных институтов: семьи и системы общественного воспитания (в данном случае социальным институтом могут выступать не только какие-то учреждения, а даже улица, оказывающая опреде­ленное влияние на воспитание человека).

Превращение ребенка в личность происходит благода­ря процессу социализации. В процессе своего становле­ния (социализации) человек сначала усваивает средства общения между людьми (учится говорить), потом у него вырабатываются навыки различной деятельности (от умения держать ложку до освоения профессий). Он усваивает набор необходимых знаний и норм поведения, также общепринятую в его социальной общности систему цен­ностей. Но даже после того как человек стал взрослым, связь его с обществом не обрывается. На уже сформиро­вавшуюся личность продолжают оказывать воздействие по меньшей мере две системы отношений, во-первых, на производстве, а, во-вторых, в семье.

СОЦИАЛЬНЫЕ ОБЩНОСТИ (ГРУППЫ),Экономика

,Политика,Духовная
 жизнь
,Рабочее время,Внерабочее время, связанное с работой,Время на удовлетворение естественных потребностей,Домашний труд и уход за собой,Свободное время,Народность, нация, город,
деревня
,Личность,Система общественного воспитания, образования
,Производ-
ственный коллектив
,Семья


Сферы                                   Социальные   Социализация        Основные                  Формы деятельности,

общественной          Общности       индивидуума           сферы            выраженные

жизни                                                                                              общения        в бюджете времени

Социология и психология содержат много разнообраз­ных теорий личности, которые существенно отличаются друг от друга своими методологическими установками (теория личности марксизма; теория «зеркального Я» — Ч.Кули, Дж.Мид; психоаналитические теории — З.Фрейд, Э.Эриксон; теория развития познания — Ж.Пиаже; тео­рия нравственного развития — Л.Колберг; ролевая теория личности — РЛинтон, М.Морено, Т.Парсонс и др.). В настоящее время в научной литературе утвердилось мнение, что именно ролевая концепция личности является специальной соци­ологической теорией личности. Основ­ными понятиями этой теории являются «социальная роль» и «социальный статус». В связи с этим возникает необходимость рассмотреть, что означают данные поня­тия.

2.3. Социальный статус

2.3.1. Определение социального статуса

Термин «социальный статус» (от лат. status — состоя­ние дел, положение) впервые в социологическом смысле употребил английский историк Г.Д.С.Мейн (Ancient law. N.Y., 1885). Первоначально в Древнем Риме данный тер­мин означал правовое положение юридического лица. С середины 30-х гг. XIX в. разработкой теории социального статуса занимались Р.Линтон, Ф.Мерилл, Т.Шибутани, Р.Тернер и др.

В широком смысле социальный статус это положе­ние индивида в обществе, которое он занимает в соответ­ствии с возрастом, полом, происхождением, профессией, семейным положением.

В настоящее время этот термин использу­ется социологами в двух основных смыслах:

— обозначе­ние позиции индивида в группе, организации или группы в соци­альной системе;

— обозначение ранга, престижа этой позиции.

Социальный статус имеет соответствующий список прав и обязанностей. Статус можно сравнить с пустой ячейкой в организации или группе, которую может занимать тот или иной человек: люди приходят и уходят, а статусы в организации остаются. Организация – это система взаимосвязанных и специализированных статусов. Каждый статус имеет свою функцию в организации, например, функция руководителя состоит в руководстве рядовыми сотрудниками, функция учителя состоит в обучении учащихся, функция рабочего состоит в управлении и ремонте технических устройств и т.д. Каждый человек занимает одновременно несколько статусов, например, рабочего, мужа, спортсмена, друга, студента вечернего отделения университета, члена партии, автора газетной публикации, посетителя больницы и т.д.

2.3.2. Классификация социальных статусов

Ученые различают:

прирожден­ный (приписанный): национальность, социаль­ное происхождение, сословие, пол, раса, каста и т.д.

достигнутый (приобретенный): образование, заслуги, квалификация и т.д., например, президент, академик, генерал.

Социальный статус не определятся произвольно, а за­висит от господствующей в данном обществе системы ценностей и культуры. Например, для исследования стра­тификационной структуры современного американского общества используют следующие критерии:

— род занятий,

— величина дохода,

— уровень образования,

— этническая при­надлежность.

Кроме них существует огромное множество эпизодических, неосновных статусов. Таковы статусы пешехода, прохожего, пациента, свидетеля, участника демонстрации, забастовки или толпы, читателя, слушателя, телезрителя и т. д. Как правило, это временные состояния. Права и обязанности носителей таких статусов часто никак не регистрируются. Они вообще трудно определимы, скажем, у прохожего. Но они есть, хотя влияют не на главные, а на второстепенные черты поведения, мышления и чувствования.

Со временем в общественном мнении вырабатывается, передается, поддерживается, но, как правило, ни в каких документах не регистрируется иерархия основных статусов и социальных групп, где одних ценят и уважают больше других. Так, например: коммерсанты ценятся выше сантехников или разнорабочих; мужчины обладают большим социальным «весом», чем женщины; принадлежность к титульному этносу в государстве не одно и то же, что принадлежность к национальному меньшинству, и т. д.

Необходимо различать социальный статус и личный статус индивида. Если социальный статус связан с принадлежностью индивида к определенной группе и с престижем группы, то личный статус, наоборот, с поло­жением внутри первичной группы, как правило, малой, и личностными качествами, вызывающими уважение (не­уважение) окружающих. В заключение следует отметить, что как статус не может существовать без роли, так и роль не может существовать без статуса.

В ролевой теории (У.Томас, Р.Дарендорф), начиная с 40-х гг. XX в., все чаще вместо термина «социальный статус» используется термин «позиция», как более нейтральный, свободный от ценностного подхода, так как понятие «со­циальная роль» все чаще ассоциируется с совокупностью определенных прав и обязанностей, как с предписанным или ожидаемым поведением. В данном случае социальная структура рассматривается как разные типы отношений между позициями. Социальный статус, приобретая каче­ство ранга, престижа позиций индивида или группы, ста­новится элементом теории социальной стратификации.

Человек смотрит на мир и относится к другим людям в соответствии со своим статусом. Бедные презирают богатых, а богатые с пренебрежением относятся к бедным. Владельцы собак не понимают людей, любящих чистоту и порядок на газонах. Профессиональный следователь, хотя и бессознательно, делит людей на потенциальных преступников, законопослушных и свидетелей. Русский скорее проявит солидарность с русским, чем с евреем или татарином, и наоборот.

Социальный статус и социальная стабильность

Значимость проблемы для общественной жизни определяется не в последнюю очередь политическими соображениями. Несовпадение статусов по разным критериям может служить причиной социальных возмущений.

Так, подмечено, что противоречие между высоким образовательным цензом, родом занятий, уровнем доходов и низким этническом статусом стало одной из причин вовлечения в революционный процесс пассионарной еврейской молодежи.

2.4. Социальная роль

2.4.1. Определение социальной роли

Шекспир («Как вам это понравится») ввел в оборот образ человека как актера, играющего заданные ему роли, изменение которых нахо­дится в прямой зависимости от изменения его социально­го положения и возраста.

Весь мир — театр.

В нем женщины, мужчины — все актеры.

У них свои есть выходы, уходы,

И каждый не одну играет роль.

Семь действий в пьесе той. Сперва младенец,

Ревущий горько на руках у мамки...

Потом плаксивый школьник с книжной сумкой,

С лицом румяным, нехотя, улиткой

Ползущий в школу. А затем любовник,

Вздыхающий, как печь, с балладой грустной

В честь брови милой. А затем солдат,

Чья речь всегда проклятьями полна,

Обросший бородой, как леопард,

Ревнивый к чести, забияка в ссоре,

Готовый славу бренную искать

Хоть в пушечном жерле. Затем судья

С брюшком округлым, где каплун запрятан.

Со строгим взором, стриженой бородкой,

Шаблонных правил и сентенций кладезь,

Так он играет роль. Шестой же возраст —

Уж это будет нищий Панталоне,

В очках, в туфлях, у пояса — кошель,

В штанах, что с юности берег, широких

Для ног иссохших; мужественный голос

Сменяется опять дискантом детским:

Пищит, как флейта... А последний акт,

Конец всей этой странной, сложной пьесы –

Второе детство, полузабытье:

Без глаз, без чувств, без вкуса, без всего.

Термин «социальная роль» начали разрабатывать в на­чале XX века Э.Дюркгейм, М.Вебер, а позднее — Т.Пар­сонс, Т.Шибутани, Р.Линтон и др. В дальнейшем свое развитие он нашел в различных социологических теориях. В нашей стране разработке концеп­ции ролевой теории личности много внимания уделяли в своих работах такие ученые, как И.С.Кон, В.А.Ядов и другие.

Социальная роль — это поведение, которое ожидается от того, кто имеет определенный социальный статус. Социальные роли — это совокупность требований, предъявляемых индивиду обществом, а также действий, которые должен выполнить человек, занимающий данный статус в социальной системе. У человека может быть множество ролей.

И.С.Кон о социальной роли

«Социальная роль, — пишет И.С.Кон, — это нечто безличное, не связанное ни <...> с чьей индивидуальностью, это то, что ожидается в данном обществе от всякого человека, занимающего определенное место в социальной системе». Таким образом, социальная роль — это совокупность требований (предписания, пожелания и ожидания соответствующего поведения), которые обще­ство предъявляет лицам, занимающим определенные со­циальные позиции. Данные требования находят свое вы­ражение в конкретных социальных нормах. Надлежащее исполнение требований, связанных с социальной ролью, обеспечивает система социальных санкций как позитив­ного, так и негативного характера.

Удивительным фактом, характеризующим социальную роль, является то, что даже заключенные испытывают уважение к охраннику, если тот в точности соблюдает все предписания роли и не выходит за их рамки.

Социальная роль состоит из:

— ролевого ожидания (экспектации),

— исполнения этой роли (игры).

Социальные роли могут быть институционализированными и конвенциональными.

2.4.2. Виды социальных ролей

Социальные роли подразделяются на:

Институционализированные,

Они, как правило, регулируются кодексами, уставами, должностными инструкциями и другими нормативными документами. Так, например, институт брака, семьи предполагает социальные роли матери, дочери, жены, многие из которых регулируются семейным кодексом; армия предполагает роли командира и подчиненного, обязанности которых регулируются законами государства, воинскими уставами, обязанности руководителя, исполнителя в организации регулируются должностными инструкциями.

Таким образом, соблюдение  требований, предъявляемых к институционализированной социальной роли, является обязательным. Несоблюдение их имеет своим следствием утрату статуса.

Конвенциональные принимаются по соглашению (спортивное общество, добровольные объединения...)

Помимо различия в статусах социальные роли могут (Т. Парсонс) отличаться по другим признакам:

Люди также интересуются этой лекцией: 8 Концепция морской силы А. Мэхэна.

— Одни роли требуют эмоциональной сдержанности, например, роли судьи, зубного врача, владельца похоронного бюро, хирурга. Другие роли, напротив, требуют откровенного показного выражения чувств, например, роли актёра или вдовы на похоронах.

— По способу получения роли бывают приписанные (ребёнку предписано играть в песочнице) и достигнутые (руководитель, президент страны, академик).

— Одни роли ограничены рамками, например, полномочия учителя ограничены рамками устава школы, он может поставить неудовлетворительную отметку за плохие знания, но он не может диктовать ученику длину юбки и фасон причёски. Другие роли не имеют рамок, например родителей волнуют все стороны жизни малыша.

— Одни роли предусматривают общение с людьми по формальным правилам, в «казённом» стиле, примеры таких ролей — роли чиновника, полицейского или судьи. Другие роли допускают неформальные, личные отношения, например, мы не должны платить деньги брату или сестре за оказанную услугу

— Разные виды ролей связаны с разными мотивами. Предприниматель поглощён стремлением получить максимальную прибыль, чиновник – сделать карьеру, учитель работает ради общего блага, учёный – ради служения истине.

Но следует отметить, что ни одна роль не является жестко фиксированной моделью поведения. Хотя общест­во и навязывает индивиду социальную роль, характер индивида оказывает решающее влияние на то, в какой мере его поведение будет соответствовать ожиданиям дру­гих.

Свежие статьи
Популярно сейчас
Зачем заказывать выполнение своего задания, если оно уже было выполнено много много раз? Его можно просто купить или даже скачать бесплатно на СтудИзбе. Найдите нужный учебный материал у нас!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5173
Авторов
на СтудИзбе
436
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее