Популярные услуги

Главная » Лекции » Социология » Социология для технических вузов » Социальное действие, личность и социализация

Социальное действие, личность и социализация

2021-03-09СтудИзба

Тема  10. Социальное действие, личность и социализация

Теория социального действия

Классическую теорию социального действия, повлиявшую на становление всей мировой социологии, создал в конце ХIХ - начале ХХ в. немецкий социолог Макс Вебер. Он считал, что не всякое поведение человека может быть предметом исследования социологии. Социолог призван изучать только рациональное поведение, при котором индивид осознает смысл и цели своих поступков, не подчиняясь эмоциям и страстям.

Макс Вебер выделяет четыре типа социального действия: 1) инструментально-рациональное поведение, когда индивид ориентируется прежде всего на поведение других людей и эти ориентации или экспектации (предвосхищения) использует как «средства», или «инструменты» в своей стратегии действий; 2) ценностно-рациональное поведение, которое детерминируется верой в религиозные, нравственные и другие ценности, идеалы независимо от того, ведет ли это поведение к успеху или нет; 3) традиционное; 4) аффективное, т. е. эмоциональное, поведение.

Социология, по Веберу, должна быть «понимающей», ибо поведение людей и их действия осмысленны. Но социологическое понимание не является психологическим. Сам смысл не принадлежит к сфере психического и потому не является предметом изучения психологии. Он - часть социального действия, т. е. такого поведения, которое соотносится с поведением других, ориентировано таким соотнесением, корректируется и регулируется им.

Структура социального действия включает два компонента: 1) субъективную мотивацию индивида или группы, вне которой в принципе нельзя говорить ни о каком действии, и 2) ориентацию на других, которую Вебер называет «ожиданием» («аттитюдом»), без которой действие не является социальным.

Итак, социология - это исследование действий, ориентированных на поведение других. Социология как наука о социальном действии имеет дело не с конкретно переживаемым значением, а с гипотетически типичным или средним значением. Если, например, социолог при многократном наблюдении выяснил статистически повторяющуюся связь двух поступков, то это само по себе еще мало что значит. Такая связь будет значимой с социологической точки зрения, если доказана вероятность их связи, т. е. если ученый обосновал, что действие А с высокой долей вероятности влечет за собой действие В и между ними существует нечто большее, чем только случайная (статистическая) связь.

При таком сочетании и возникает причинное объяснение в социологии. Правда, индивид не всегда осознает смысл своих поступков, что случается, если он действует под влиянием традиций, коллективных норм и обычаев либо если его поведение аффективно, т. е. детерминировано эмоциями. Кроме того, индивид может не отдавать себе отчета в собственных целях, хотя они существуют, но не осознаются им. Подобные действия Вебер не считает рациональными (осмысленными и обладающими целью), а стало быть социальными. Такие действия он выводит за сферу собственно социологии, их должны изучать психология, психоанализ, этнография или другие «науки о духе».

К пониманию значения того или иного действия можно прийти через сопереживание, через выбор индивидом определенных средств (если пошел в буфет, значит, проголодался). В более сложных случаях мы можем мысленно представить конечные цели или ценности, на которые, как нам кажется, ориентируется в своем поведении индивид. И все же мы не способны до конца понять его действия, поскольку ценностный мир этого человека существенно отличается от нашего. Единственный выход, полагает Вебер, принять чужие ценности как факт.

Социолог, приступая к исследованию, должен освободиться от предвзятой установки, будто в реально существующих поступках людей доминируют рациональные элементы. Что преобладает в них на самом деле, мы не знаем. Конечно, нельзя быть уверенным, что социолог не станет применять рационалистическую интерпретацию там, где она неуместна. Подобная опасность существует, и ее нельзя исключить. Но быть «соавтором» человеческих поступков, домысливать то, что люди, возможно, и не вкладывали в свои действия, для настоящего ученого непростительно. К несчастью, говорит Вебер, опыт свидетельствует, что подобная опасность существует. Не каждое действие является социальным (манипулирование с неодушевленными объектами, религиозное поведение, экономическая деятельность…).

Социальное взаимодействие и социальное действие - явления, похожие по содержанию и характеру, но различающиеся по механизму протекания. В социальном действии участвует один индивид, а в социальном взаимодействии - как минимум двое. Отсюда вывод: взаимодействие - двунаправленный процесс обмена действиями между двумя или более индивидами. Стало быть, действие всего лишь однонаправленное взаимодействие.

Рекомендуемые материалы

Что есть в социальном взаимодействии и что отсутствует в социальном действии? Механизм обратной связи. Социальное взаимодействие отличается от действия обратной связью. Действие, исходящее от индивида, может быть направлено и не направлено на другого индивида. Только действие, направленное на другого человека (а не на физический объект) и вызывающее обратную реакцию, следует квалифицировать как социальное взаимодействие. Итак, социальное взаимодействие складывается из отдельных актов, называемых социальными действиями, и включает статусы (круг прав и обязанностей), роли, социальные отношения, символы и значения.

Эрвин Гоффман. Различные социологические направления по-своему пытались объяснить природу и механизм социального взаимодействия. Особенно упорные попытки предприняла понимающая социология. И неудивительно, поскольку «социология близкодействия» - это как раз то, на чем она специализируется.

Эрвин Гоффман, представитель социальной драматургии, представил реальное поведение людей так, будто оно происходит на театральных подмостках. Несмотря на проблематичность подобного подхода, ему удалось многое выяснить в поведенческом механизме.

Коммуникация это не только взаимодействие лицом-к-лицу, не только форма межличностного общения, но также способ познания социальной реальности, благодаря которому человек открывает себя и других для самого себя. Общение представляет собой не только перцептивное поле, на котором мы всматриваемся, вслушиваемся в партнера, но также и театральную сцену, к выходу на которую мы внутренне готовимся, подтягиваемся, прихорашиваемся, повторяя не раз использованные реплики, жесты, мимику. Есть свои «реплики в сторону».

Изначальным Гоффман принимает уважение друг к другу, если этот принцип нарушается, нарушается гомеостаз. Экстремальные ситуации играют в социальном взаимодействии роль творческого катализатора. В ситуациях замешательства, конфликта, недоразумения, спора, негодования и т.п., когда нарушается привычная логика поведения и у человека исчерпывается запас готовых решений, открывается творческий горизонт, где человек должен проявить свою неординарность.

Социальное взаимодействие такого рода в обыденной жизни встречается крайне редко. Наше существование наполнено рутинными взаимодействиями, которые выполняются по заведенному социальному ритуалу: надо утром вставать, чистить зубы, завтракать, собираться на работу, провожать ребенка в школу, здороваться с соседями и т.п.

Уставшему от однообразной рутины повседневных взаимодействий человеку в глубине души хочется необычных приключений и романтики. Однако наша урбанизированная действительность предоставить их не может. И тогда на свет является «замещающая активность» - сопереживание зрителя героям ковбойского фильма, детективного романа, «крутого» боевика. Погружение в искусственный мир позволяет человеку без особого напряжения почувствовать себя тем, кем он хочет. Но в замещающей активности снимается проблема выбора в пограничной ситуации. Здесь нет борьбы на жизнь или на смерть, здесь нет реального риска, а значит, нет настоящей мобилизации инновационного потенциала личности. Наш кругозор, быть может, и расширяется, но духовный опыт вряд ли обогащается. И когда перед индивидом возникают реальные трудности, как знать, не захочет ли он уйти от них в вымышленный мир, будет ли он к ним готов?

Сторонники концепции «новой коммуникации» (Дж.Бейтсон, Р. Бердуистелл и П. Уотцлэвик) рассматривают коммуникацию скорее как оркестр, в котором каждый человек «играет всем своим телом», нежели как телеграф, служащий для простой передачи вербального сообщения одним человеком другому1. Как отмечает Бёрдуистелл, люди, по сути дела, между собой не общаются. Они лишь участвуют в коммуникации, в которой вербальный язык неотделим от невербального. Последний служит дополнением к первому и усиливает его. В этом смысле коммуникация - это единое целое, а не толькое речевое сообщение.

По оценке Мерабяна, только 7% содержания сообщений передается смыслом слов, тогда как 38% информации определяется тем, как эти слова произносятся, и 55% - выражением лица. В любой момент времени стиль коммуникации уже сам по себе составляет сообщение, указывая на то, как следует понимать сообщаемое. Речь в этом случае идет о метакоммуникиции, т.е. о «коммуникации над коммуникацией»2.

Отличительной чертой социального взаимодействия, отличающим его от просто действия, является обмен. Любое взаимодействие - обмен. Согласно теории обмена, поведение человека в настоящий момент обусловлено тем, вознаграждались ли и как именно его действия в прошлом. Хоманс вывел следующие принципы обмена:

1. Чем чаще вознаграждается действие данного типа, тем вероятнее, что оно будет повторяться. 2. Если вознаграждение (успех) за определенный тип действий зависит от тех или иных условий, то высока вероятность, что человек будет стремится к ним. 3. Если вознаграждение велико, человек готов преодолеть любые трудности ради его получения. 4. Когда потребности человека близки к насыщению, он все в меньшей и меньшей степени прилагает усилия к их удовлетворению.

Понятие «социальное взаимодействие» является более широким, чем понятия «межличностные контакты» или «общение». Коммуникация - технический процесс обмена информацией между двумя и более индивидами (либо группами). Когда мы говорим о коммуникации, нас прежде всего интересует то, как информация передается.

Общение - социально-психологический процесс взаимодействия двух и более людей по поводу сообщенного. Люди, в отличие от телефонного аппарата, не просто передают информацию. Они ее формируют, уточняют, развивают, искажают, переживают и реагируют на сообщенное.

Общение как обмен информацией

В общении как коммуникативном процессе происходит не простое движение информации, но как минимум активный обмен ею. Главная «прибавка» в специфически человеческом обмене информацией заключается в том, что здесь особую роль играет для каждого участника общения значимость информации. Эту значимость информация приобретает потому, что люди не просто «обмениваются» значениями, но стремятся выработать общий смысл. Характер обмена информацией между людьми, в отличие от кибернетических устройств, определяется тем, что партнеры могут повлиять друг на друга. Иными словами, обмен такой информацией обязательно предполагает воздействие на поведение партнера.

В зависимости от характера и содержания сообщаемой информации выделяют следующие формы общения: служебное (деловое), повседневное (бытовое), убеждающее, ритуальное, межкультурное (межэтническое) и др.

Важной составляющей эмоционального общения является эмпатия - способность видеть мир с точки зрения другого, разделять радость и горе, которые тот переживает. Эмпатия - это, во-первых, чувствительность к эмоциональным потребностям другого человека, умение понять речевое и неречевое проявления чувств (слова, прикосновения, интонации, жесты), наконец, готовность разделить эти чувства. Во-вторых, это умение ответить на эмоциональную потребность таким способом, который будет уместен и действен для собеседника. В последнем случае говорят о культуре общения и проявления чувств.

Системный подход к изучению личности в социологии

Проблема личности философия + общенаучные принципы + экспериментальные исследования.

Систему в общем случае можно определить как совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом и образующих определенную целостность, единство. Среди стратегий теоретико-практического анализа природы личности можно назвать следующие:

конституционально-антропометрическую, где объектом изучения являются врожденные предрасположенности человека – типы характера, темперамент (Э. Кречмер, С. Шелдон, Л. Конрад);

факторную стратегию, (факторн. анализ, где объектом анализа являются черты личности, зафиксированные в языке) Общий недостаток - теоретическая необоснованность выбора базового основания, что в свою очередь означает оторванность теории от реальности (Р.Б. Кеттелл, Г.Ю. Айзенк, Д. Гилфорд);

блочная стратегия факторы объединяются в группы. Как и предыдущая стратегия, не выделяет системного качества (коллекционирование фактов). Большее внимание  - подструктурам личности, чем  раскрытию взаимодействия между такими подструктурами (Г. Олпорт, направление соционики в психологии);

мотивационно-динамическая стратегия подразумевает анализ как минимум трех составляющих поведения:

во-первых, потребностей, влечений и инстинктов,

во-вторых, его мотивов и установок и,

в-третьих, эмоций и субъективных переживаний, сопровождающих поведение. Поведение личности в рамках подхода можно описать с помощью формулы:

B = f (Р),

где B – behavior - поведение; f - функциональная зависимость; Р – properties - объективные внутренние качества личности;

поведенческо-интеракционистская стратегия

интеракция - взаимодействие личности с другими людьми и со средой. Отличие - в переносе фокуса исследования с внутренних процессов на внешние (Д. Мид, Э. Берн, Э. Фромм).

Поведение личности можно описать формулой:

B = f (E),

где  B – behavior - поведение; f - функциональная зависимость; E – event - событие, ситуация, в которой находится личность.

Различные уровни человеческого существования

В философии и антропологии для большинства случаев достаточно разделять два уровня существования человека - природный и социальный.

Для социальной психологии (А.В. Петровский) - семь ипостасей: как физическое тело, биологический организм, индивид, индивидуальность, исполнителя социальной роли, личность и «Я-концепцию».

Социальный контекст следует отделять от следующих подструктур:

1. Биологически обусловленной подструктуры, которая включает в себя темперамент, возрастные, половые особенности и прочее. Системообразующим основанием на биологическом уровне является специфичный для индивида образ жизнедеятельности. Индивид - единичное природное существо, представитель вида homo sapiens, продукт филогенетического и онтогенетического развития, носитель индивидуально-своеобразных черт. Индивидом человек становится от рождения.

2. Психологической подструктуры, в рамках которой изучаются индивидуальные свойства отдельных психических процессов индивида – особенности памяти, эмоций, мышления и т.п. В данном контексте под индивидуальностью человека принято понимать те особенности психики, которые отличают одного человека от другого.

Рассмотренные выше две подсистемы представления человека изменяются кардинальным образом в процессе социализации личности (обретения социальных качеств). В социальной системе человек и любые вещи, которых коснулась деятельность человечества, начинают вести «двойную жизнь», т.е. подчиняться одновременно природным и общественно-историческим закономерностям

С.Л. Рубинштейн, рассматривая соотношение природного и социального, психического и личностного в человеке, пришел к следующим положениям:

1. В любом психическом акте присутствуют три компонента: когнитивная (познавательная), аффективная (эмоциональная)  и моторная (связанная с действиями) составляющие. Как поступок такой акт может быть рассмотрен только в социальной системе. Любой поступок выражает отношение личности к социальной среде.

2. Осознание собственного действия, его рассмотрение в социальном контексте составляют основу личности. Таким образом, можно полагать, что любое осознанное действие является поступком, т.к. осознание предполагает привязку объекта к различного рода социально-культурным системам – языку, ценностям, отношениям с другими.

3. Личность – человек, особым образом относящийся к окружающему и сознательно устанавливающий свое отношение так, что оно проявляется во всем его существе и помогает другим самоопределяться.

Личностные свойства предшествуют личности – до ее становления они выступают как индивидуальные отличия. При изначально бедной индивидной основе человек может достичь высокого уровня личностного развития, если будет принимать активное участие в социальных процессах.

Социализация и генезис личности

В широком смысле слова под социализацией понимают процесс усвоения личностью системы социальных связей. Особой формой социализации является воспитание - целенаправленное воздействие на личность со стороны субъекта воспитательного процесса (воспитателя, педагога).

Социализация рассматривается как двусторонний процесс, включающий усвоение личностью системы социальных связей и их активное воспроизведение личностью. Социализация предполагает расширение и умножение социальных связей личности с миром в трех основных сферах – деятельности, общении и самосознании.

В рамках деятельностной сферы можно выделить два уровня социализации: ориентировку в системе деятельности (овладение новыми сферами) и центрирование на определенном виде деятельности (построение определенной иерархии этой самой деятельности).

В рамках общения не только происходит расширение его круга (выход за рамки семьи), но также совершенствуется и его качество (глубина общения). Наряду с опытом общения вырабатывается и противоположная способность -  умение уединяться, быть наедине с собой.

В сфере самосознания происходит осознание собственной тождественности, уникальности. Наряду с осознанием себя как активного начала, субъекта деятельности появляется чувство ответственности за свои поступки. В этот период (2-3 года) ребенок еще не имеет собственных критериев оценки поведения, поэтому он заимствует такие критерии от авторитетных лиц в референтных группах (прежде всего в семье).

В общем случае можно выделить два различных подхода к изучению движущих сил развития личности: рассмотрение человека как адаптивного существа (пассивность, среда вынуждает) либо признание за ним изначальной ориентации на саморазвитие (активность, сам хочет).

В схеме развития личности можно выделить три момента: индивидные свойства человека как предпосылки развития личности,  социально-исторический образ жизни как источник развития личности и совместную деятельность как основание осуществления жизни личности в системе общественных отношений. Человек становится личностью только в том случае, если он с помощью социальных групп включается в поток общечеловеческой деятельности и через ее систему усваивает фиксированные культурой значения.

Усвоение значений культуры происходит путем интериоризации – перевода во внутренний, психический план изначально внешних процессов. В отношении развития личности действует закон Жанэ: ребенок начинает применять по отношению к себе те формы поведения, которые другие применяли по отношению к нему.  Всякая функция в культурном развитии ребенка появляется на сцену дважды, в двух планах: сперва в социальном, затем в психологическом. Личность становится для себя тем, что она есть в себе, через то, что она предъявляет для других (с помощью других мы становимся сами собой).

Согласно представлениям А.Н. Леонтьева, человек развивается как личность в то время, когда жесткая иерархия мотивов начинает перестраиваться – в период личностных кризисов. Для кризиса развития личности характерны смена базовой деятельности (игровая, учебная, трудовая) и изменение социального окружения - увеличение или уменьшение числа значимых других.

Современные подходы к изучению личности

Для подхода в рамках психоанализа общим является признание бессознательного начала, влияющего на поведение личности. З. Фрейд. 

Согласно представлениям Юнга, личность состоит из эго (основы самосознания), личного бессознательного (подавленные или забытые конфликты и воспоминания, комплексы) и коллективного бессознательного (хранилище латентных следов памяти человечества). Коллективное бессознательное, согласно Юнгу, составляют архетипы (врожденные идеи и воспоминания, предрасполагающие к восприятию событий определенным образом). Их количество в бессознательном неограниченно. Наиболее важными из них являются: персона - то, как человек проявляет себя в отношении с людьми; тень - подавленная, животная сторона личности; анима  - образ женщины в мужчине; анимус - образ мужчины в женщине; самость - сердцевина личности, вокруг которой организованы другие элементы.  К.Г. Юнг выделял две установки личности: интраверсию (направленность личности на внутренние переживания) и экстраверсию (направленность на отношения с другими – вовне).

Другой модификацией теории Фрейда является концепция сверхкомпенсации А. Адлера. В качестве силы, движущей развитие личности, Адлер видит волю к власти – бессознательное стремление к доминированию. По мнению Адлера, дети, переживая данное стремление, реально не могут добиться власти в силу физической ограниченности. Однако недостаток в одних качествах (например, биологических) может быть компенсирован другими (социальными). Например, непривлекательная внешность может быть компенсирована высоким интеллектом, а нехватка смелости - хитростью.

Наряду с психоанализом можно выделить подход в рамках гештальт-структур. К. Левин разработал теорию поля, где приводит модель личности и окружающей среды.  Модель личности рассматривается в скалярных величинах (квази - потребность, энергия, напряжение), а модель среды – в векторных (целеполагание, направленность, валентность). Согласно представлениям Левина личность интерпретирует ситуацию,  порождая гипотетические конструкты реальности.

Когнитивная теория личности Г. Келли довольно близка к теории поля Левина. В основе теории лежит понятие личностного конструкта - теоретическая модель, которую человек пытается приспособить к действительности. По мнению Келли, человек нуждается в таких моделях для предотвращения когнитивного дисбаланса – ситуации выбора между несколькими равнозначными альтернативами поведения. Равнозначность альтернатив – следствие некорректного представления человека о себе и мире. Снятие когнитивного дисбаланса (достижение конгруэнтности) возможно благодаря коррекции конструктов.

В работах когнитивного направления также разрабатывается вопрос социально-перцептивной компетентности личности. Межличностная компетенция описывается К. Арджирисом как умение точно воспринимать других людей. К перцептивным способностям можно причислить наблюдательность, внимательность к людям, способность к эмпатии и т.п.

В середине XX в. психоаналитический и когнитивный подходы к личности получили критическую оценку как теории, огрубляющие или игнорирующие духовный мир человека. В рамках этой критики возник гуманистический подход, где направленность на целостное представление о личности позволяла руководствоваться различными теориями, порой противоречивыми. 

Центральное место в гуманистическом подходе занимает вопрос самоактуализации – условий и процессов, позволяющих индивиду наиболее полно проявить свои способности.  Роджерс.

Маслоу, разрабатывая вопрос самоактуализации, описывает иерархию потребностей, возникающих в определенной последовательности, – высшие потребности могут возникнуть только после удовлетворения низших. К низшим Маслоу относит физиологические нужды, затем потребность в принятии и, наконец, потребность в самоактуализации, которая никогда не может быть удовлетворена полностью.

В. Франкл в рамках экзистенциальной психологии выделяет базовую побудительную силу человека – стремление к смыслу, осмысленности собственного поведения и мира.  Франкл считает, что в личность от рождения ничего не закладывается, а присущие от рождения психологические особенности не влияют на развитие личности. 

Вместе с этой лекцией читают "6 Мешко П".

Подход в рамках интеракционизма (interaction от англ. «взаимодействие»), также как гуманистический, разделяет ценность самореализации человека. Согласно представлениям одного из представителей данного подхода, Э. Берна,  человеку присуща изначальная потребность в признании со стороны других. Свидетельством признания для человека является «поглаживание» - любой  акт,  предполагающий   признание присутствия  другого человека – от реального прикосновения, похлопывания другого, до вербального обращения к человеку. Обмен  «поглаживаниями» составляет  транзакцию  - единицу общения. Берн полагает, что наряду  с потребностью в признании существует  также  потребность  в  структурировании времени, и выделяет следующие формы ее удовлетворения: материальное  планирование (структурирование собственной деятельности), социальное планирование (ритуальное поведение в обществе) и индивидуальное планирование (игры по определенным правилам). Э. Берн считает, что игры устанавливаются между людьми как только они входят в личный контакт друг с другом, и происходят в большинстве случаев по неосознанным ее участниками правилам. Цель таких игр – не развлечение (многие игры опасны для участников), а структурирование собственных транзакций. Участник игры может получить следующие «выигрыши»: 1)  снятие  напряжения;  2) избежание психологически опасных ситуаций; 3) получение «поглаживаний»; 4) сохранение достигнутого равновесия.

У человека, находящегося в социальной группе, может возникнуть одно из состояний «Я»:

Основываясь на такой схеме личностных уровней, Э. Берн строит транзакционный анализ. Коммуникацию между людьми, - агентом и коммуникатом - Берн представляет через транзакционные стимулы (от агента к коммуникату) и транзакционные реакции. Цель   простого  транзакционного  анализа  -  выяснить,  какое  именно состояние «Я»  ответственно за транзакционный  стимул  и  какое состояние человека осуществило транзакционную реакцию. Э. Берн разделяет транзакции на два вида:

дополнительные, в которых стимул влечет за собой ожидаемую реакцию,

пересекающиеся, когда реакция коммуниката не отвечает ожиданиям агента.

Дополнительные транзакции позволяют продолжать коммуникацию длительное время, развивать отношения. Пересекающиеся транзакции могут разрушить коммуникацию, если один из ее участников не выполнит ожидания другого.

Свежие статьи
Популярно сейчас
Зачем заказывать выполнение своего задания, если оно уже было выполнено много много раз? Его можно просто купить или даже скачать бесплатно на СтудИзбе. Найдите нужный учебный материал у нас!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5167
Авторов
на СтудИзбе
438
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее