Популярные услуги

Социальные изменения

2021-03-09СтудИзба

Тема 3

Социальные изменения. Теории развития общества

3.1. Марксистская система общественно-экономических формаций

       Учение о социально (общественно)-экономических формациях было создано в середине XIX в. классиками марксизма —К. Марксом и Ф. Энгельсом. Социально-экономическая формация —это стадия в развитии общества с присущей ей социально-экономической структурой (базисом общества) и политической надстройкой.

       Базис общества (способ производства материальных благ) — это экономический фундамент общества, состоящий из производительных сил и производственных отношений. Производительные силы общества включают два фактора материального производства: личный и вещественный. Личный фактор материального — это люди, обладающие рабочей силой. Вещественный фактор — средства производства: средства труда и предметы труда. Средства труда — это то, с помощью чего люди производят нужный им продукт. Предметы труда — это то, из чего люди изготавливают полезные вещи.

       Производственные отношения имеют два уровня:

1. Организационно-экономические отношения — это отношения, складывающиеся между людьми в процессе производства на каком-либо предприятии или в какой-либо отрасли экономики.

2. Социально-экономические отношения складываются между людьми в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ в обществе в целом.

       Производственные отношения зависят от характера собственности на средства производства, который, в свою очередь, определяется уровнем развития производительных сил. В производительных силах наиболее динамичным, быстро меняющемся элементом являются средства труда.

Рекомендуемые материалы

       Экономический базис общества определяет его надстройку. Надстройка общества — это все общественные отношения (политические, юридические, семейные, морально-нравственные, религиозные и т. д.), а также общественные институты, соответствующие этим отношениям (государство, семья, религия, право, мораль, образование и т. д.). К надстройке общества относится сфера общественного сознания. Надстройка не является пассивным отражением базиса, она активна по отношению к нему, может влиять на него и даже изменять его. Марксистская схема социальных изменений имеет следующий вид:



1. Социально-экономическая формация; 2. Способ производства материальных благ (экономический базис общества).

Основными характеристиками социально-экономической формации являются форма собственности на средства производства и классовая структура общества. Согласно формационной системе марксистов, выделяются пять исторических ступеней развития общества, пять общественно-экономических формаций: первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, коммунистическая (на первой фазе —социалистическая). Рабовладельческое, феодальное, капиталистическое общества рассматриваются как классово-антагонистические, враждебные человеку труда, а коммунистическое (социалистическое) — как наиболее справедливое и гармоничное.

3.2. Цивилизационный подход к развитию общества

       Развитие общественной практики и теории показало односторонность, схематизм формационного анализа общества. Для характеристики многообразия человеческого общества, его форм и для подчёркивания разнообразия общественного развития употребляется понятие «цивилизация». Л. Морган и Ф. Энгельс трактовали «цивилизацию» как обозначение конкретного этапа общественного развития, наступившего после эпохи дикости и варварства. Для цивилизации характерно производительное хозяйство, а не присваивающая экономика, наличие частной собственности и классов, возникновение городов, государств, разделение умственного и физического труда, зарождение письменности. Цивилизация предполагает сознательную социальную стратификацию, государственно-правовое регулирование отношений людей к природе и друг к другу.

       Под цивилизацией также понимается своеобразие материальной, духовной, социальной жизни тех или иных обществ на определённом этапе развития. В связи с этим понятие «цивилизация»  соотносится с понятием «культура». В социально-философской и социологической науке это соотношение трактуется по-разному:

· цивилизация — определённая ступень в развитии культуры отдельных народов и регионов (А. Тойнби, П. А. Сорокин);

· цивилизация — ценность всех культур, то, что объединяет все культуры,  подчёркивая  их единый общечеловеческий характер (К. Ясперс);

· цивилизация — конечный момент в развитии культуры того или иного народа или региона, означающий её «закат» или упадок (О. Шпенглер);

· цивилизация — внешняя организованность общества, высокий уровень материальной деятельности человека: орудий труда, технологии, экономических и политических отношений и институтов; а культура — проявление духовной сущности человека (Н. А. Бердяев, С. Н. Булгаков). Здесь цивилизация противопоставляется культуре как материальное, техническое духовному, как стандартное и бесчеловечное уникальному и гуманному.

Во всех случаях понятия «культура» и «цивилизация» тесно связаны друг с другом, и в основе этой связи лежит цивилизационная концепция развития общества. В соответствии с ней,  развитие каждого народа, каждой страны характеризуется качественной спецификой, прежде всего, ценностно-культурного плана. «Цивилизация», в отличие от социоэкономической категории «формация», — социокультурное понятие. Если при использовании формационного подхода внимание сосредотачивается на характеристике общих закономерностей развития разных обществ, то, применяя цивилизационный подход, можно выявить характерные особенности каждой страны или определённой группы стран, существующие на всех этапах их исторического развития. Если главной характеристикой социально-экономической формации является уровень технологического развития общественного производства, то сущностной чертой цивилизации выступает цивилизационный менталитет. Цивилизационный менталитет — система стереотипов мышления, деятельности и поведения людей, которая вытекает из относительно постоянных природно-географических и геополитических условий формирования и существования данной цивилизации и обеспечивает сохранение, выживание  цивилизации в этих условиях. Природно-географические условия — состояние природной среды, в которой существует общество. Геополитические условия — социо-географическое место общества в мировом сообществе. Характеристика социо-географического положения общества складывается из следующих компонентов:

· плотность населения;

· доля населения другой национальности на территории данного общества;

· характеристика соседних обществ;

· степень пригодности естественно-природных географических границ общества для контактов с соседями.

Цивилизационно-культурные характеристики являются более устойчивыми, фундаментальными чем формационные. Это объсняется:

во-первых, тем, что природно-географические и геополитические условия развития общества менее изменчивы, чем средства производства;

во-вторых, тем, что культура характеризуется высокой степенью преемственности за счёт того, что каждое новое поколение воспитывается в среде предыдущих поколений.

Существует два основных типа цивилизаций, которые можно рассматривать как суперцивилизации: традиционная цивилизация (восточное общество) и либеральная цивилизация (западное общество). Традиционными обществами были Древняя Индия и Китай, государства мусульманского Востока, Вавилон, Египет. Эти общества поддерживали сложившейся образ жизни, то есть в них велика была сила традиций. Виды деятельности, их средства и цели менялись очень медленно. Западная (либеральная) цивилизация начинает своё развитие в эпоху Возрождения. Она основывалась на других ценностях нежели традиционная цивилизация. Среди них —наука, постоянное стремление к прогрессу, к изменениям сложившихся форм жизни и деятельности.

Сравнительная характеристика ценностей и идеологических доминант Востока и Запада:

Восток

Запад

Коллективизм

Индивидуализм

Государство

Личность

Умеренность в потреблении

Сверхпотребление, вещизм

Предпочтение личностных отношений

Предпочтение вещных отношений

Традиционализм

Инновации

Ориентация на совершенствование человека

Ориентация на изменение окружающего мира

Мир, порядок, иерархия

Свобода, равенство, братство

Миролюбие

Агрессивность

Приоритет идеалов справедливости

Приоритет идеалов свободы личности

Каково место России в системе мировых цивилизаций? К какой цивилизации — восточной или западной — принадлежит Россия и как следует ей двигаться дальше? Ответы на эти всегда злободневные и актуальные вопросы давались и даются разные. Так, ещё в 40—50-х г. г. XIX в. в российской общественной мысли сформировалось два идейных течения: западники и славянофилы. В 20—30-х г. г. ХХ в. возникло самостоятельное идейное течение —евразийство. Его сторонники, в основном русская интеллигенция, эмигрировавшая из России после Октября 1917 г. (П. Н. Савицкий, Н. С. Трубецкой и др.), утверждали, что Россия занимает срединное положение между Европой и Азией, поэтому в ней сочетаются признаки западной и восточной цивилизаций. Россия — евразийская страна. Действительно, Россия — это страна, в которой встречаются и пересекаются две суперцивилизации. Исследователи выделяют следующие системообразующие характеристики российского общества (См.: Гаджиев К. С. Введение в политическую науку: Учебник для высших учебных заведений. М., 1999. С. 466—467):

Многослойность — сосуществование элементов традиционно российских (этатизм, авторитаризм, персонификация власти, анархизм, коллективизм, мессианство, соборность, солидарность, нигилизм и т. д.), советских (идеализм, вождизм, коммунистический эсхатологизм, баррикадное сознание, уравнительство и т. д.) и модернистских (индивидуализм, права и свободы человека, ориентация на успех и конкуренцию, рынок и демократию и т. п.).

Гетерогенность — сосуществование множества этнонациональных, региональных, конфессиональных и иных субкультур.

Фрагментарность — текучесть, неопределённость, неструктурированность, незавершённость, разорванность установок и ориентаций.

Конфликтность — отсутствие базового консенсуса, разлом по линиям общество — власть, народ — интеллигенция, прошлое —натоящее — будущее.

Антиномичность: этатизм — монархизм, коллективизм —персонификация, архаизм — футуризм, консерватизм — радикализм, шовинизм — интернационализм, прерывность — преемственность и пр.

Из сказанного следует, что Россия может и должна способствовать диалогу цивилизаций, диалогу культур и на этой основе вырабатывать систему собственных ценностей, которая послужила бы основой общественного развития.

3.3. Теория трёх стадий общественного развития

В 50—60-х г. г. ХХ в. западными социологами (американцами Д. Беллом, У. Ростоу, французом Р. Ароном и другими) была выдвинута теория трёх стадий общественного развития. Согласно этой концепции,  основу общественного развития составляет экономика, а в глобальном развитии человечества выделяются три стадии: доиндустриальная, индустриальная, постиндустриальная. Когда одна стадия приходит на смену другой, то изменяются техника и технология производства, форма собственности, социальные институты, социально-политическая организация общества.

Доиндустриальное общество возникло в результате неолитической революции, сущность которой заключалась в переходе от присваивающей экономики к производящей. Основной отраслью экономики доиндустриального общества было сельское хозяйство, а главными общественными институтами являлись церковь и армия.

Переход от доиндустриального (аграрного, традиционного) общества к индустриальному называется промышленной революцией. В индустриальном обществе определяющим фактором развития выступает промышленное производство с финансово-промышленными корпорациями во главе.

Сущность постиндустриального (информационного) общества  его крёстный отец, Д. Белл, выразил в следующих словах: «Понятие «постиндустриальное общество» указывает на центральную роль теоретического знания как некоей оси, вокруг которой располагаются новая технология, экономический рост и социальная структура общества» (Bell D. The coming of post-industrial society. N. Y. 1973. p. 112). Таким образом, постиндустриальное общество — это общество, в котором основным экономическим фактором является знание, информация, а основной сферой производства —сфера производства знания, информации. В связи с этим главенствующую роль в обществе играют центры производства, хранения и передачи знаний, информации.

3.4. Понятие модернизации

В настоящее время в мировой социологии широкое распространение получила концепция модернизации. Ряд видных западных социологов определяет модернизацию как «тотальную трансформацию традиционного домодернистского общества в такую социальную организацию, которая характерна для «продвинутых», экономически процветающих и в политическом плане относительно стабильных наций Запада» (В. Мур).

Наиболее распространённой в социальных науках является трактовка модернизации как протекавшего в XVII—XIX в. в. процесса социальных изменений, в результате которого сложились два типа социальных систем: западноевропейский и североамериканский. В этом контексте различают два вида модернизации: органическую («первичную») и неорганическую («вторичную»). Органическая модернизация является естественным моментом развития общества, она органично вытекает из всей его предшествующей эволюции. Примером органической модернизации может служить переход Англии, Франции, США от феодализма к капитализму в результате промышленной революции второй половины XVIII в. — первой половины XIX в. Выделяют четыре фазы органической модернизации:

1. мануфактурная (раннекапиталистическая) — XVI в. — сер. XVIII в.;

2. индустриальная — конец XVIII в. — XIX в.;

3. позднеиндустриальная — первая половина ХХ в.;

4. постиндустриальная — современная фаза.

       Неорганическая модернизация не подготовлена естественным ходом развития общества, она представляет собой ответ на внешний вызов со стороны более развитых стран. Такая модернизация искусственно осуществляется «сверху»: правящие круги отставших в своём развитии обществ, осознав необходимость перемен, проводят их принудительно. Подобная модель социальных изменений, которая реализуется, как правило, в отсталых странах, получила название «догоняющее развитие». Если органическая модернизация начинается с культуры, с изменений в общественном сознании, в укладе жизни, то есть исходит «снизу», то неорганическая модернизация охватывает, прежде всего, экономику и политику и носит «верхушечный» характер.

       Современные российские обществоведы, предпринимающие попытки раскрыть сущность процесса модернизации применительно к истории России, приходят к выводу о том, что модернизация — это не просто переход общества от его традиционного состояния к современному, а активный, действенный поиск наиболее подходящей для данного социума модели органического развития, а также концентрация материальных и духовных сил и средств государства и общества на воплощение этой модели в жизнь (См.: Журавлёв В. В. Россия ХХ столетия: реформы или социальный эксперимент // Социально-гуманитарные знания. 2001. № 5. С. 6.).

Тесты по теме 3 (раздел II)

I. Найдите соответствие (составьте пары) положений, отмеченных цифрами, и понятий (терминов), имеющих буквенные обозначения:

       а) социально-экономическая формация; б) базис общества; в) производительные силы общества; г) средства труда; д) предметы труда; е) организационно-экономические отношения; ж) социально-экономические отношения; з) надстройка общества; и) цивилизация;

к) цивилизационный менталитет; л) природно-географические условия существования общества; м) геополитические условия формирования и развития общества; н) социо-геграфическое положение общества; о) традиционная цивилизация; п) либеральная цивилизация; р) евразийство; с) многослойность российского социума; т) гетерогенность российского социума; у) фрагментарность российского социума; ф) конфликтность российского социума; х) антиномичность российского социума; ц) теория трёх стадий общественного развития; ч) доиндустриальное общество; ш) индустриальное общество; щ) постиндустриальное общество; э) модернизация; ю) органическая модернизация; я) неорганическая модернизация.

1. Система стереотипов мышления, деятельности и поведения людей, которая вытекает из относительно постоянных природно-географических и геополитических условий формирования и существования данной цивилизации и обеспечивает сохранение, выживание  цивилизации в этих условиях.

       2. Способ производства материальных благ, экономический фундамент общества.

       3. Идейное течение, утверждавшее, что Россия занимает срединное положение между Европой и Азией, поэтому в ней сочетаются признаки западной и восточной цивилизации.

       4. Стадия в развитии общества с присущей ей социально-экономической структурой (базисом общества) и политической надстройкой.

       5. Сосуществование в российском социуме множества этнонациональных, региональных, конфессиональных и иных субкультур.

6. Общество, основной отраслью экономики которого является сельское хозяйство, а главными общественными институтами — церковь и армия.

       7. Личный и вещественный факторы материального производства в совокупности.

       8. Состояние природной среды, в которой существует общество.

       9. Сосуществование в российском обществе элементов традиционно национальных и модернистских.

10. Общество, определяющим фактором развития которого выступает промышленное производство с финансово-промышленными корпорациями во главе.

       11. То, с помощью чего человек изготавливает полезный продукт.

       12. Совокупность обществ, поддерживающих сложившийся образ жизни, в которых велика сила традиций, а виды деятельности, их средства и цели меняются очень медленно.

13. Преобразования, не подготовленные естественным ходом развития общества, представляющие собой ответ на внешний вызов со стороны более развитых стран, искусственно осуществляющиеся «сверху».

       14. То, из чего люди с помощью средств труда изготавливают нужный им продукт.

       15. Противоречивость российского социума, сочетание в нём «не сочетаемого».

       16. Общество, в котором основным экономическим фактором является знание, информация, а основной сферой производства —сфера производства знания, информации.

       17. Все общественные отношения (политические, юридические, семейные, морально-нравственные, религиозные и т. д.), а также общественные институты, соответствующие этим отношениям (государство, семья, религия, право, мораль, образование и т. д.).

       18. Переход общества от его традиционного состояния к современному, сопровождающийся активным, действенным поиском наиболее подходящей для данного социума модели органического развития, концентрацией материальных, духовных сил и средств государства и общества на воплощение этой модели в жизнь.

       19. Отношения, складывающиеся между людьми в процессе производства на каком-либо предприятии или в какой-либо отрасли экономики.

       20. Своеобразие материальной, духовной, социальной жизни тех или иных обществ на определённом этапе развития.

       21. Характеризуется такими параметрами как: плотность населения; доля населения другой национальности на территории данного общества; характеристика соседних обществ; степень пригодности естественно-природных географических границ общества для контактов с соседями.

       22. Преобразование общества, являющееся естественным моментом его развития, органично вытекающее из всей его предшествующей эволюции.

       23. Отношения, складывающиеся между людьми в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ в обществе в целом.

       24. Социо-географическое место общества в мировом сообществе.

       25. Отсутствие базового консенсуса в российском обществе, разлом по линиям общество — власть, народ — интеллигенция, прошлое — настоящее — будущее.

       26. Теория, согласно которой основу общественного развития составляет экономика, а в глобальном развитии человечества выделяются три стадии: доиндустриальная, индустриальная, постиндустриальная.

       27. Совокупность обществ, стремящихся к прогрессу, к изменениям сложившихся форм жизни и деятельности.

       28. Текучесть, неопределённость, неструктурированность, незавершённость элементов российского социума, разорванность ценностных установок и ориентаций.

II.Вставьте по смыслу слова в текст:

1) ... общества (способ производства материальных благ) — это ... фундамент общества, состоящий из ... сил и производственных ... .

Экономический ... общества определяет его ... . ... общества — это все ... ... (политические, юридические, семейные, морально-нравственные, религиозные и т. д.), а также ... ... , соответствующие этим ... (государство, семья, религия, право, мораль, образование и т. д.).

2) ... отношения имеют два уровня:1. ...-экономические отношения — это отношения, складывающиеся между людьми в процессе ... на каком-либо ... или в какой-либо ... экономики. 2. ...-экономические отношения складываются между людьми в процессе... , ... , ... и ... материальных благ в ... в целом. ... отношения зависят от характера ... на средства производства, который, в свою очередь, определяется уровнем развития ... сил.

3) Основными характеристиками социально-экономической формации являются ... ... на средства производства и ... структура общества. Согласно формационной системе марксистов, выделяются пять исторических ступеней развития общества, пять ... (...) -... ...: первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, коммунистическая.

4) Для цивилизации характерно ... хозяйство, а не ... экономика, наличие ... собственности и ... , возникновение ... , ... , разделение ... и ... труда, зарождение ... . Цивилизация предполагает сознательную социальную ... , ...-... регулирование отношений людей к природе и друг к другу. Под ... понимается своеобразие материальной, духовной, социальной жизни тех или иных обществ на определённом этапе развития.

5) «Цивилизация», в отличие от ... категории «формация», — ... понятие. Если при использовании ... подхода внимание сосредотачивается на характеристике общих закономерностей развития разных обществ, то, применяя ... подход, можно выявить характерные особенности каждой страны или определённой группы стран, существующие на всех этапах их исторического развития. Если главной характеристикой социально-экономической формации является уровень ... развития общественного ... , то сущностной чертой цивилизации выступает ... ... .

6) Согласно теории трёх стадий общественного развития,  основу общества составляет ... , а в глобальном развитии человечества выделяются три стадии: ... , ... , ... . Когда одна стадия приходит на смену другой, то изменяются ... и ... производства, форма ... , социальные ... , ...-... организация общества.

7) Если органическая модернизация начинается с ... , с изменений в общественном ... , в ... жизни, то есть исходит «...» , то ... модернизация охватывает, прежде всего, экономику и политику и носит  ... характер.

III. Выберите верные ответы:

       1. Для либеральной цивилизации характерно:

а) господство частной собственности;

б) коллективные формы жизни и деятельности;

в) подавление личности коллективом;

г) освобождение гражданского общества из-под опёки государства;

д) индивидуализация сознания.

       2. Процесс осовременивания общества называется:

а) социализация;

б) институционализация;

в) модернизация;

г) легитимация.

       3. К надстроечным элементам общества относятся:

а) государство;

б) мораль;

в) производительные силы;

г) общественное сознание;

д) производственные отношения.

       4. Для традиционной цивилизации характерно:

а) индивидуализм;

б) инициатива и предприимчивость;

в) преобладание коллективного начала над личным;

г) господство государства над обществом.

       5. Цивилизация — это:

а) совокупность людей, объединённых единством религии;

б) духовная культура общества;

в) материальная культура общества;

г) своеобразие материальной, духовной, социальной, политической жизни той или иной группы стран, народов на определённом этапе развития.

       6. Исторический тип общества, основывающийся на определённом способе производства материальных благ:

а) цивилизация;

б) политическая надстройка;

в) общественно-экономическая формация;

г) государство.

       7. К появлению индустриального общества привели:

а) охота и собирательство;

б) урбанизация и индустриализация;

в) земледелие и скотоводство;

г) компьютеризация и информатизация.

       8. Распространение конвейерного производства характерно для общества:

а) традиционного;

б) индустриального;

в) аграрного;

г) постиндустриального.

       9. К какому типу общества относится следующий признак: «Главная статья экспорта — мясо, цитрусовые, железная руда»:

а) традиционному;

б) индустриальному;

в) постиндустриальному.

       10. Формационный подход к исследованию общества получил обоснование в концепции:

а) З. Фрейда;

б) Ф. Ницше;

в) К. Маркса;

г) О. Конта.

       11. Сфера услуг — главная сфера экономической деятельности в обществе:

а) традиционном;

б) индустриальном;

в) постиндустриальном.

       12. Термин «постиндустриальное общество» ввёл в научный оборот:

а) К. Маркс;

б) Д. Белл;

в) Т. Парсонс;

г) М. Вебер.

       13. Для постиндустриального общества характерно:

а) распространение конвейерного производства;

б) доминирование аграрного уклада;

в) ведущая роль науки, знаний, информации;

г) господство сословной иерархии;

д) сфера услуг — главная сфера экономической деятельности.

       14. Элементы базиса общества:

а) государство;

б) право;

в) производительные силы;

г) производственные отношения.

       15. Экономический базис общества — это:

а) способ производства материальных благ;

б) социальная структура общества;

в) совокупность всех социально-экономических групп;

г) техника, технология и информация.

       16. Закон ускорения истории гласит о том, что:

а) происходит углубление разделения труда и специализации;

б) на каждую последующую стадию развития уходит меньше времени, чем на предыдущую;

в) на смену традиционному обществу приходит либеральное;

г) феодализм неизбежно должен уступить место капитализму.

       17. Переход от традиционного общества к индустриальному называется промышленной революцией:

а) верно;

б) неверно.

       18. Признаками доиндустриального общества являются:

а) невысокий уровень жизни;

б) главная ценность — знания, информация;

в) сословная организация общества;

г) преобладание аграрного производства.

       19. Деньги — главная ценность постиндустриального общества:

а) верно;

б) неверно.

       20. «Цивилизация — этап общественного развития, наступивший после эпохи дикости и варварства», — утверждал:

а) П. А. Сорокин;

б) Ф. Энгельс;

в) Л. Морган;

г) К. Ясперс.

       21. Цивилизационно-культурные характеристики являются более устойчивыми, фундаментальными чем формационные:

а) верно;

б) неверно.

       22. Создатели теории трёх стадий общественного развития:

а) К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин;

б) О. Шпенглер, К. Ясперс, А. Тойнби;

в) У. Ростоу, Д. Белл, Р. Арон;

г) П. А. Сорокин, Н. А. Бердяев, С. Н. Булгаков.

       23. «Россия занимает срединное положение между Европой и Азией, поэтому в ней сочетаются признаки западной и восточной цивилизаций», — утверждали:

а) западники;

б) евразийцы;

в) славянофилы;

г) марксисты.

       24. Для цивилизации характерно:

а) производительное хозяйство;

б) присваивающая экономика;

в) наличие частной собственности и классов;

Физические упражнения во время беременности - лекция, которая пользуется популярностью у тех, кто читал эту лекцию.

г) главный способ передачи информации — устная речь.

       25. Базовый элемент цивилизации:

а) способ производства материальных благ;

б) надстройка общества;

в) менталитет нации;

г) форма собственности на средства производства.

Свежие статьи
Популярно сейчас
Почему делать на заказ в разы дороже, чем купить готовую учебную работу на СтудИзбе? Наши учебные работы продаются каждый год, тогда как большинство заказов выполняются с нуля. Найдите подходящий учебный материал на СтудИзбе!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5155
Авторов
на СтудИзбе
439
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее