Популярные услуги

Определения социологии

2021-03-09СтудИзба

3. Определения социологии: классические и современные варианты

В данном разделе главы мы приведем, правда, без какого-либо специального и подробного анализа некоторые определения социологии как науки. Это будут высказывания наиболее авторитетных ученых, внесших в развитие социологии значительный вклад. Хотя применительно к современному этапу в развитии социологии и особенно отечественной, будут представлены также рабочие определения, содержащиеся в некоторых учебниках и учебных пособиях.

Все определения мы разделили на пять групп, и приводим в следующей последовательности:

1 группа – это определения, которые были даны О. Контом, а также другими основоположниками социологии (Л. Гумплович, Э. Дюркгейм, Г. Зиммель, М. Вебер, Ф.Г. Гиддингс) и относятся к классическому периоду в ее развитии;

2 группа – определения, высказанные в последней трети XIX – начале XX вв. русскими социологами (П.Л. Лавров, Н.И. Кареев, М.М. Ковалевский, К.М. Тахтарев, Е. де Роберти)

3 группа – определения, которые были даны социологии в советское время в СССР (50-  80-е гг.);

4 группа будет представлена высказываниями (определениями), скажем так, современных западных социологов (вторая половина XX в.);

5 группа – это определения социологии как науки, которые предлагают современные отечественные социологи (конец XX – начало XXI вв.).

Рекомендуемые материалы

Итак, представим первую группу определений социологии. Отец социологии, О. Конт исходил из того, что каждая наука, в том числе и социология – это социальное явление. В силу своего социального происхождения она должна иметь и социальную цель. «Конечным предметом социологии, - пишет он, - является собственно не одно из многих существующих обществ, а лишь будущее единое общество, которое охватит все человечество, в этом смысле, следовательно, предметом социологии является само человечество».В о всех науках будущего, по О. Конту должен господствовать социологический дух. В будущем все науки будут переработаны с точки зрения этого духа.

Польско-австрийский социолог Л. Гумплович (1838 - 1909) в качестве предмета социологии рассматривал социальные группы, постоянная и беспощадная борьба между которыми, по его мнению, является главным фактором социальной жизни. В работе «Основания социологии» он писал, что она призвана заниматься «исследованием процесса возникновения человеческих соединений, вечное повторение которых дает содержание всякой истории... Она удовлетворяется установлением законосообразности этого процесса, исследованием рода и характера социального развития – словом она изучает закономерный процесс, возникающий из данного соприкосновения человеческих обществ и совершенствующийся благодаря этим соприкосновениям человеческих обществ и совершающийся благодаря этим соприкосновениям и взаимным влияниям».

Французский социолог Э. Дюркгейм (1858 - 1917) определял социологию как «... науку об институтах, их генезисе и функционировании». Под социальным институтом же он понимал «...все верования, все поведения установленные группой».

Немецкий социолог создатель так называемой формальной социологии (от «формальный метод анализа человеческих взаимодействий») Г. Зиммель (1858 - 1918), учитывая, что социология это – наука об обществе, пишет: «я исхожу при этом из самого широкого представления об обществе... общество существует там, где несколько индивидов вступают во взаимодействие. Это взаимодействие всегда возникает из определенных влечений или ради определенных целей... Эти взаимодействия означают, что из индивидуальных носителей этих определяющих влечений и целей создает единство, словом, создается и общество».

Американский социолог, оказавший заметное влияние на формирование эмпирической социологии США Ф.Г. Гиддингс (1855 – 1931), считал, что социология «... будучи в самом широком смысле слова обширною наукой об обществе... может быть определена как наука социальных элементов и первых принципов». В качестве непосредственного предмета социологии, утверждал он, является изучение «плюралистического поведения», которое интерпретировалось в бихевиористском смысле, то есть как совокупность реакций индивидов на внешние стимулы.

Немецкий ученый, основоположник «понимающей социологии» и теории социального действия, общепризнанный классик социологии м. Вебер (1864 - 1920) писал, что «Социология... есть наука, стремящаяся истолковывая, понять социальное действие и тем самым каузально объяснить процесс и воздействие». Что касается социального действия, то М. Вебер считал: «Социальным мы называем такое действие, которое по предлагаемому действующим лицом или действующими лицами смыслу соотносится с действием других людей, ориентируется на него"4.

Приведем определения социологии как науки некоторых из наиболее известных русских (российских) социологов, предварительно указав на то, что русская социология, а она начала конструироваться лишь во второй половине, а, точнее, даже в последней трети XIX века, с самого начала своего зарождения характеризовалась значительным плюрализмом: она включала в себя целый ряд, порой существенно различающихся теоретико-методологических направлений и школ. В силу этого определения социологии, которые давались ей русскими социологами, весьма различаются между собой.

П.Л. Лавров (1828 - 1900) представлявший так называемую субъективную социологию, определял социологию как науку о солидарности, «другими словами» о взаимодействии людей. «Социология, - писал он, - есть наука, исследующая формы проявления солидарности между сознательными органическими особами». Социология, по его мнению, это научная дисциплина, изучающая, группирующая повторяющиеся факты солидарности между особями человеческого сообщества и стремящаяся открыть ее законы.

А вот определения социологии, которое дано ей как науке наиболее видным представителем психологического направления в русской социологии Е.В. де Роберти (1843 - 1915). «Сама социология, писал он, - справедливо и  очень точно определяется как наука о культуре или, вернее, о факторах культуры в широком смысле слова». В результате этого социология стала трактоваться как комплексная, универсальная наука, включающая в себя многие отрасли знания. Особенно Де Роберти связывал социологию с этикой. «Этика, как мы ее понимаем, - писал он, - есть мораль, ставшая абстрактной социологией».

А представитель этого же направления в русской социологии Н.И. Кареев (1850 - 1931) считал, что «социология должна быть учением об обществе, подобно тому, как существует общее учение о жизни».

К.М. Тахтарев (1871 - 1925) русский социолог-неопозитивист, считавший, что единицей социального анализа должно быть «социальное общение», писал: «Установление социальных законов предполагает всестороннее выявление и установление необходимых соотношений различных явлений, равно и изменение этих соотношений в общем ходе общественной жизни. Это и составляет главное дело социологии, как особой науки о закономерностях общественной жизни. Это и является ее конечной целью.

Установлением закономерностей общественной жизни и должна заниматься научная система социологии, как особая номологическая, должным образом организованная и построенная отрасль знания...»

М.М. Ковалевский (1851 - 1916), о котором Г.В. Плеханов сказал, что он относится к тем немногим русским авторам, сочинения которых могут быть признаны серьезными социологическими исследованиями, считал, что социология это наука, цель которой – установление (обнаружение) законов и тенденций общественного развития. «Социолог, - писал он, - устанавливает одни верховые столбы, указывает общую тенденцию, приводя каждый раз свои выводы в соответствие с другими, столь же общими». Цель социологии заключается в том, чтобы «...раскрыть причину покоя и движения человеческих обществ, устойчивости и развития порядка в разные эпохи в их преемственной и причинной связи между собой».

Теперь обратимся к 3 группе определений социологии как науки – определениям, которые были даны ей некоторыми советскими социологами (иногда философствующими социологами, иногда пытающимися социологически мыслить философами), в период начала возрождения в стране данной науки, после того как в 30-е годы XX века она была по существу изгнана из страны как буржуазная наука. Он охватывает время с середины 50-х годов и до конца 80-х годов XX века.

Предварительно несколько слов о том, что было существенным для интерпретации социологии в этот период. Это, во-первых, отождествление социологии и исторического материализма – социальной философии марксизма – ленинизма; социология объявляется, по крайней мере, теоретическая ее часть, философским учением, философией, каковой она, как известно не является. По сути, это была попытка, лишить социологию статуса науки и объявить ее мировоззрением, философией, идеологией. Во-вторых, социологии давались урезанные определения: или только как макросоциологической или только как микросоциологической науке. В-третьих, нередко в определениях социология сводилась только к эмпирической науке. В-четвертых, появление по мере возрождения и развития социологии, освоения зарубежного опыта социологии все более адекватных ее трактовок и определений.

В 1955 году, - а это время только начинавшегося возрождения социологии в России (в СССР в целом) – академик В.С. Немчинов (1894 - 1964) – экономист и статистик – интерпретировал социологию именно как философскую науку «... исторический материализм и есть марксистская социология».

Затем несколько позже стало подчеркиваться (В.Ф. Константинов, В.Ж. Келле), что исторический материализм это всего лишь общесоциологическая теория, которая включает в себя исследование законов функционирования различных социальных общностей, совокупность специальных социологических теорий различного уровня общностей и, наконец, конкретные социологические исследования. А поскольку журнал «Коммунист» был теоретическим органом ЧК КПСС, такую трактовку социологии как науки можно было считать официальной и она должна быть «руководством к действию» для научной общественности.

Некоторые авторы, как уже было отмечено ранее, рассматривали социологию как эмпирическую научную дисциплину. «Социология, - писал, например пользующийся в свое время большой популярностью советский философ и социолог Ю.А. Левада, - это эмпирическая социологическая дисциплина, изучающая общественные системы в их функционировании и развитии».

К 80-м годам XX века в советской литературе появляются более адекватные определения социологии, в которых подчеркивается то, что предметом данной научной дисциплины выступают общественные отношения, а также социальные общности людей. Одно из таких определений социологии дал известный социолог, внесший немалый вклад в методологию социологических исследований, В.А. Ядов (1929): «Марксистско-ленинская социология, - писал он в 1987 году, наука о становлении, развитии и функционировании социальных общностей и социальных процессов, наука о социальных отношениях как механизмах взаимосвязи и взаимодействиях между этими общностями, между общностями и личностью».

В кратком словаре по социологии, изданном в 1988 году под общей редакцией Д.М. Гвишиани и Н.И. Лапина, говорится: «социология... – наука о законах становления, функционирования, развития общества в целом, социальных отношениях и социальных общностях».

Теперь четвертая из обозначенных нами ранее групп определений социологии как науки. Это определения, которые были даны социологии западными учеными в постклассический период ее развития.

Откроем мы эту группу определений определением социологии, которое дал ей русско-американский социолог, представитель бихевиористского направления, первый доктор социологии в России П.А. Сорокин (1889 - 1968). Социолог, как его называли иногда, «милостью Божьей», П.А. Сорокин завершает собой классический период в развитии социологии и одновременно, рядом с другими западными социологами стоит в начале нового, постклассического периода, который в известном отношении можно называть и современным.

П.А. Сорокин считал, что социология должна быть самостоятельной наукой, изучающей наиболее общие, родовые свойства человеческого общества. Родовым типом различных проявлений общества как «системы систем» он объчвляет «социальное взаимодействие». Поэтому социология это наука о взаимодействии людей. «Социология, - пишет П.А. Сорокин, - изучает явления взаимодействия людей друг с другом, с одной стороны, и явления, возникающие из этого процесса взаимодействия, - с другой». О семьи взаимодействий людей П.А. Сорокин говорил: «... когда изменение психических переживаний или внешних актов одного индивида вызывается переживаниями и внешними актами другого (других), когда между теми и другими существует функциональная связь, тогда мы говорим, что эти индивиды взаимодействуют».

Известный американский социолог-теоретик, представитель структурно-функционального направления Т. Парсонс (1902 -1979) считал, что «... главным предметом социального анализа является институциональный аспект социального действия. Говоря в самых общих выражениях, это область, в которой выявляются действующие в социальных системах нормативные экспектации, ожидания, коренящиеся в культуре и определяющие, что именно надлежит делать при тех или иных обстоятельствах людям в различных статусах и ролях одного или нескольких различных значений. Эти экспектации интегрируются с мотивами деятелей в ролях, то есть с тем, что они «испытывают побуждение»сделать или «хотят» сделать в соответствующих ситуациях и обстоятельствах. Однако, поскольку социологическая система соотнесения ориентирована не на личность отдельного человека, а на социальные системы, социология интересуется, прежде всего, коллективами, составленными из людей, а не самими этими людьми, пусть даже исполняющими роли».

Английский социолог, выдвинувший широко известную ныне «теорию структурации» - проект интегративного макро – микроподхода к социальным явлениям, Э. Гидденс (1938) утверждает, что «социология – наука о социальной жизни человека, групп и общества». При этом он считает, что объектом интереса социологии, как и вообще социального познания, является не индивидуальный опыт и не формы социальной тотальности, а социальный опыт, упорядоченный во времени и пространстве.

Н. Смелзер (Смелсер), американский социолог, представитель эволюционного функционализма (1994 году был переведен на русский язык и издан в России его учебник по социологии) дает следующее определение социологии: «социология, попросту говоря, это один из способов изучения людей... Если кратко, социологию можно определить как научное изучение общества и социальных отношений».

Информация в лекции "Действия с сокетами" поможет Вам.

Шведский социолог, - автор прекрасной книги для начинающих изучать социологию «Лодка на аллеях парка: введение в социологию» (1985) (В России она была издана в 1995 году), П. Монсон рассматривает в качестве важнейшей задачи социологии как науки «... изучение человека в обществе и изучение общества через человека» далее: «предметом изучения (социологии – В.Л.) является не только всеобъемлющие общественные структуры, но и люди как индивидуальные экзистенции». Социология изучает «...социальную действительность, в которой мы, люди, живем – в точке пересечения нашей индивидуальной экзистенции и коллективной жизни».

В 1996 году в России была издана замечательная популярная книга по социологии «Мыслить социологически». Ее автор британский социолог З. Бауман пишет в ней: «Можно сказать, что основными вопросами социологии являются следующие: в каком смысле значима зависимость одних людей от других, что бы они ни делали; в каком смысле значимо то, что они всегда живут (и не могут иначе) сообществом, во взаимосвязи, обмениваясь, конкурируя и кооперируясь с другими людьми. Все это, охватываемое такого рода вопросами, составляет особую область социологического анализа и позволяет определить социологию как относительно самостоятельную область из гуманитарных и социальных наук. Итак, мы можем заключить, что социология является первым и основным способом осмысления человеческого мира... ».

И, наконец, последняя пятая группа из обозначенных нами ранее определений (трактовок) социологии как науки, ее предмета и задач. Это – те определения, которые даны в последнее время отечественными авторами.

В книге С.А. Кравченко, М.О. Мнацаканян, Н.Е. Покровский «Социология: парадигмы и темы» говорится: «...социология – наука, которая, опираясь на эмпирически подтвержденные данные, теоретически изучает социальную жизнь, социальное поведение и действие людей, функционирование и развитие общества, его институтов и организаций, взаимодействие индивидов и социальных групп, восприятие и понимание индивидами окружающей действительности в контексте социальных изменений на макро- и микроуровнях».

«Социология изучает, - говорится в учебном пособие, изданном в 200 году под редакцией А.Г. Эфендиева, - общие принципы Воспроизводства (функционирования) и изменения основных (простых и сложных) форм социальных воздействий, в том числе общество как целостную систему социальных взаимосвязей на основе широкого привлечения эмпирических данных, фактов реальной жизни, выделяя повторяющиеся, устойчивое в этих взаимосвязях в различных сферах общественной жизни».

Своеобразную трактовку социологии как науки дает Ж.Т. Тощенко.  Он пишет: «... социология – это наука о движущихся силах сознания и поведения людей как членов гражданского общества. Предмет социологии как науки включает: реальное общественное сознание во всем его противоречивом развитии; деятельность, действительное поведение людей, которые выступают как предметное воплощение (по форме и содержанию) знаний, установок, ценностных ориентаций, потребностей и интересов, фиксируемых в живом сознании; условия, в которых развивается и осуществляется реальное сознание и деятельность, действительное поведение людей».Говоря о новом понимании предмета социологии, которое только еще зарождается сегодня, доктор социологических наук, профессор В.Г. Немировский в статье «Современная социология и культурные российские традиции» пишет: «предметом универсумной социологии является эволюционирующих посредством человека социум в единстве его природных, социальных, духовных связей и проявлений, относящихся как к объективной реальности (внешнему миру, макрокосмосу), так и реальности субъективной (внутреннему миру, микрокосмосу). Благодаря своему происхождению от иных, весьма «непохожих родителей» - научных дисциплин и направлений, универсумная социология использует различные категории и понятия, перешедшие как из традиционной социологии, так и восточной философии и системного анализа, современного христианства и эзотерических учений».

Свежие статьи
Популярно сейчас
Как Вы думаете, сколько людей до Вас делали точно такое же задание? 99% студентов выполняют точно такие же задания, как и их предшественники год назад. Найдите нужный учебный материал на СтудИзбе!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5160
Авторов
на СтудИзбе
439
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее