Популярные услуги

Главная » Лекции » Религиоведение » Религиоведение » Свободомыслие как явление культуры

Свободомыслие как явление культуры

2021-03-09СтудИзба

10. Свободомыслие как явление культуры

Понятие сводомыслия и его исторические формы.

Свобода совести. Правовые основы свободы совести в Республике Беларусь.

Конституционно-правовое положение религиозных организаций в Республике Беларусь.

Понятие сводомыслия и его исторические формы

Свободомыслие – это духовная деятельность, исходящая из признания права разума на свободное, критическое рассмотрение религии, свободное исследование действительности.

Разновидности свободомыслия — богоборчество, скептицизм, антиклерикализм, индифферентизм, нигилизм, гуманизм, пантеизм, деизм, атеизм и т.д. Они занимают разное место в духовной жизни общества и играют неодинаковую роль в процессе его эволюции.

Богоборчество — самая ранняя и самая слабая форма критики религиозных представлений. Богоборец испытывает чувство протеста против Бога, создавшего мир, который представляется богоборцу жестоким, несправедливым. Богоборческие настроения вызываются осознанием социальной несправедливости, отчаянием, внезапным горем, неудовлетворенностью личной судьбой. Проявления богоборчества разнообразны: от робкого упрека в адрес Бога до яростного «хуления» его. Земные бедствия кажутся богоборцу несовместимыми с идеей высшего блага, Бог представляется существом несправедливым.

Накапливаясь в культурной традиции, богоборческие идеи оказывали сильное влияние на общественное сознание. Идеи богоборчества в последние столетия использовались деятелями культуры, не будучи сами богоборцами, они представляли фигуру богоборца в качестве символа свободы, борьбы против всякой тирании. Такая трактовка богоборчества противостояла официальной церковной линии осуждения его. Образы богоборцев в искусстве и литературе, как правило, служат возвышению гордой и сильной личности, отважившейся на поединок с Богом или богами. В этом отношении повезло мифу о Прометее: Гердер, Гете, Байрон, Лист, Скрябин и другие представляли Прометея как борца против тирании, претерпевшего мучения во имя благородной идеи. Но не всегда богоборческие идеи использовались как символы борьбы за свободу. «Ницшевский» богоборец Заратустра утверждает право личности на своеволие, презрение к общечеловеческой морали.

Рекомендуемые материалы

Процесс взаимодействия Русской Православной Церкви с органами государственной безопасности в Сибири и на Дальнем Востоке (во II половине XIX – начале ХХ вв.)
Таблицы - Развитие физической культуры
КМ-2. Общество как система. Социальная типология личности. Доклад + Презентация
Разработка мероприятий по формированию организационной культуры гостиничного предприятия
Определите, при какой температуре в системе устанавливается химическое равновесие
Российская авиастроительная компания представляла на знаменитой выставке-авиасалоне во Франции разработанную ею новую модель легкого пассажирского самолета. При этом части самолета были ввезены во Францию как комплектующие, в ящиках по железной дорог

Скептицизм (греч. skeptikos—рассматривающий, исследующий) — сомнение в истинности религии или отдельных ее положений. Сомнение как методологический принцип познания — одно из орудий постижения истины. Скептицизм обнаруживается не только в философии, но может проявляться у поэта, художника, естествоиспытателя, ученого гуманитария, простого труженика. Он исподволь подтачивает авторитаризм и догматизм сознания, способствует возникновению более обоснованных форм критики религии.

Критика религии с позиций скептицизма обнаруживается уже в культуре древнего общества.

Антиклерикализм (лат. anti —против, clericalis —церковный) — идейное и социальное движение, направленное против притязаний церкви и духовенства на господство в обществе. По своей направленности и результатам антиклерикализм неоднозначен, он может быть светским и религиозным. Светский характер антиклерикализма не гарантирует его прогрессивности; примером может служить борьба Бисмарка против католической церкви в Германии в ХIХ в. или же борьба против церкви и духовенства в нашей стране в 20 — 30-е годы. В Средние же века религиозный антиклерикализм сыграл положительную роль. Антиклерикальные крестьянские движения преследовали, прежде всего, экономические цели, хотя получали религиозное обоснование. Обличения социальной политики церкви расшатывали представления о незыблемости порядков, поддерживаемых духовенством, вели к сомнениям в верности церковного учения. Осуждение пороков служителей церкви — явление обычное для Средневековья и Нового времени. Светское обоснование антиклерикализм получает, начиная с эпохи Возрождения. В Новое время борьба с клерикализмом, как правило, связана с идеей веротерпимости, свободы совести. Ныне антиклерикализм играет заметную роль во всемирном движении свободомыслящих, выступающих против попыток религиозных организаций установить монополию на духовную жизнь — на образование, моральные предписания, трактовку социальных процессов и т.д.

Индифферентизм (лат. indifferens—безразличный) — безразличие, равнодушие к религии или к ее существенным идеям. В века господства религии в обществе безразличие к религии далеко не всегда означало отсутствие духовности и мировоззренческую индифферентность. Об этом свидетельствуют произведения, свободные от обращения к богам, ставящие в центр внимания человека и его творческую деятельность. Безрелигиозный подход к миру и человеку в духовной культуре Средневековья нередко заключал в себе протест против религиозной трактовки мира.

Есть еще одна форма критики религии — нигилизм. Это бунт против религии с позиций эгоистического индивида считающего, что ему «все позволено», это отрицание религии, не связанное с положительными идеалами. На обыденном уровне он выражается в бездуховности, попрании морали, прагматическом отношении к жизни и людям, на теоретическом — опирается на философские учения волюнтаристского толка. Нигилизм воюет с религией во имя утверждения анархистского своеволия, во имя «сильной личности», беззастенчиво попирающей ценности «серой массы». Выпады против религии, связанные с провозглашением индивидуализма и эгоизма, были направлены на отбрасывание любых духовных ценностей общества. Нигилистические моменты содержатся и в творчестве Ницше, презиравшего моральные ценности «маленьких людей», уделом которых является религия «слабых» — христианство. Критика религии, включенная в контекст антигуманной доктрины тотального отрицания, бесплодна.

Деизм можно представить так: для теизма Бог и трансцендентен, и имманентен миру (этого рода имманентность выражается в божественном провидении), для пантеизма — имманентен, для деизма — трансцендентен. Если теизм представляет Бога как персонифицированное существо, личность, то для деизма и ряда форм пантеизма Бог как личность не существует.

Пантеизм (греч. pan — все, theos — бог) сближает Бога и мир, признает их единство, вплоть до тождества. Истоком пантеизма является учение стоиков и неоплатоников. Наиболее распространенной разновидностью пантеизма в Средние века был пантеизм мистический: природа и человеческие души растворяются в Боге. На мистический пантеизм опирались средневековые ереси. Другой разновидностью пантеизма является пантеизм натуралистический, сливающий природу и Бога в единое целое, в единую субстанцию. Устраняется идея первичности Бога по отношению к природе, Бог растворяется в природе, рассматривается как безличный дух, внутренне присущий природе. Такой взгляд характерен для ряда философов эпохи Возрождения и Нового времени. С пантеизмом связаны положения о несотворенности мира Богом во времени (антикреационизм), о бесконечности Вселенной, о естественной закономерности в природе.

Деизм (лат. deus — бог) дает иную трактовку Бога: это некий безличный разум, перводвигатель, находящийся вне природы. Дав толчок, движение, законы миру Бог не оказывает с того момента никакого воздействия на земные дела, будь то природа или человек. Мир развивается по строгим законам, которые познаваемы человеческим разумом. Человек не зависит от божьей воли, он обладает правом на самостоятельность и активность. Деизм появляется уже в Средние века, но наивысший его расцвет приходится на

XVII —XVIII вв. в связи с развитием механики, которая как бы подтверждала наличие первотолчка, двинувшего механизм Вселенной. Деистическая позиция позволяла отказаться от идей Божественного Откровения, провидения, чуда, от религиозной догматики и обрядности; деисты выступали за веротерпимость и свободу совести.

Свободомыслие в отношении религии может выступать и в форме натурализма (лат. naturalis — естественный). Хотя натурализм как философское направление оформился в США в 20 — 40-е годы XX в., он имеет давние традиции. Натурализм исходит из признания того, что существует лишь природа, представляющая собою всеохватывающее бытие; он выступает против супранатуралистических представлений, признающих нечто сверхприродное. С позиций натурализма, человек и общество — часть природы, неотделимая от нее. Природа, общество и человек познаются естественными средствами; не случайно натурализм в каждый исторический период опирался на естественнонаучные знания своего времени. Натурализм неоднороден, к натуралистам относят стихийных, естественнонаучных, механических, вульгарных материалистов, мыслителей, наделяющих природу одушевленностью (гилозоисты, панпсихисты). Представлениями о некоей внеисторической «природе человека» питались просветительские концепции XVII — XVIII вв. Среди них концепции «естественного человека», «естественного общества», «естественной морали» и т.д.

Формой свободомыслия по отношению к религии является также атеизм (греч. а — отрицат. частица и theos — бог, букв, «безбожие»). Атеизм — это форма мировоззрения, совокупность взглядов, характеризующихся непринятием религиозных представлений о мире. Атеистические идеи находили выражение в искусстве, художественной литературе, народном творчестве, в научных, этических, философских и других сочинениях. Эти идеи и тенденции в определенные эпохи систематизировались и обобщались в теоретическом атеизме, содержавшем концептуальное обоснование критики религии. Атеистические учения не равноценны по глубине, последовательности, уровню разработки проблем. Вульгарный атеизм, например, может в чем-то смыкаться с религиозным нигилизмом.

Атеизм существовал не во все исторические эпохи. Например, в эпоху феодализма, когда богословские представления были возведены в ранг абсолютных и непререкаемых, возможности для конструирования атеистической системы взглядов не было. В отличие от теоретического стихийный атеизм существовал в более широких хронологических рамках. Стихийный атеизм — это признание самодостаточности природы и человека. Проявления его также разнообразны: от интуитивных догадок до убежденности, подкрепленной практикой жизни и знаниями из разных областей культуры.

Свободомыслие находило свое выражение и в светском гуманизме (лат, humanus — человеческий, человечный), представляющем собой течение в культуре разных исторических эпох, главной чертой которого является защита достоинства человеческой личности, ее права на счастливую жизнь на земле, на свободное развитие, в том числе духовное. Идея достоинства свободной, независимой личности, созидающей ценности культуры, нашла свое выражение уже в культуре древнего мира, в частности в Древней Греции. Гуманистические идеи не исчезли и в Средние века, они воплотились в учениях, отказавшихся от идеи изначальной и фатальной греховности человека, направленных против религиозного аскетизма, религиозной нетерпимости, за установление согласия между людьми независимо от их вероисповедания. В эпоху Возрождения гуманистические идеи были приведены в стройную систему, человек был поставлен в центр мира, провозглашалось его право на земное счастье. Он рассматривался как высшее существо во Вселенной, способное к безграничному развитию своих творческих способностей, неповторимое, обладающее самостоятельной ценностью.

Не все проявления свободомыслия были благотворными для развития культуры. Критериями благотворности тех или иных проявлений свободомыслия являются гуманистическая направленность, духовное раскрепощение человека, способствующее возрастанию его творческой деятельности, развитие способности критического осмысления действительности, преодоление авторитаризма и догматизма, содействие нравственному совершенствованию человека и общества.

Среди наиболее распространенных направлений в современном западном сводомыслии можно выделить: неопозитивистское (Б.Рассел и др.), фрейдистское (З.Фрейд), нефрейдистское (Э.Фромм), течение «атеистического экзистенциализма» и др.

Сводомыслие как культурная традиция связана с процессами секуляризации.

Секуляризация (от позднелат. saecularis — мирской, светский), обращение государством церковной собственности (преимущественно земли) в светскую. Это одно из центральных понятий философии и культурологии, обозначающее процесс освобождения общества, различных его сфер и групп от религиозной опеки, контроля, мотивации. Включает политические, социальные, культурные проявления. Современное общество и культура — результат процесса секуляризации, секулярный мир. С конца XIX в. секуляризация обозначает всякую форму эмансипации от религии и церковных институтов. В Новое время происходит передача некоторых функций (административных, судебных, благотворительных и др.) из ведения церковных властей в ведение светских, отделение церкви от государства, возникает светская система ценностей, перестает быть обязательная в прошлом религиозная обусловленность символов, из которых строится культура. Составной частью общего процесса секуляризации являлось разграничение властей: за церковью закреплено руководство только морально-нравственной стороной жизни людей, а за государством — правовой и социально-экономической. Разграничение властей долгое время дебатировалось философами, юристами, политиками.

В XVIII—XIX вв. благодаря произведениям Гоббса, Бэкона, Вольтера и других философов из разрозненных идей формируется стройная теория разделения властей, ставшая позже основой идеологии либерализма, ценности которого составляют фундамент европейской культуры. Секуляризация культуры означает освобождение европейской культуры от диктата церковной ортодоксии, обмирщение культуры. Она разворачивалась в Новое время через ряд культурных революций и имела несколько составляющих. Первая — художественный Ренессанс, начавшийся в Италии и захвативший все европейские страны. Рафаэль, Микеланжело, Ботичелли в чисто религиозных сценах изображали совершенно земных людей, земные чувства и страсти. Изменение сюжетной линии и изобретение линейной перспективы совершили революцию в области живописи. Секуляризация в этой области привела к расцвету светского искусства, освобождению человеческих чувств от аскетической целомудренности христианской морали, возникновению плюрализма эстетических оценок и зарождению многообразия жанров, которое было возможно только в рамках светского искусства. Второй составляющей явилось открытие научно-экспериментального метода в естествознании, перестройка науки на опытно-эмпирическом фундаменте. Ее совершили Бэкон, Ньютон, Кеплер, Галилей, Декарт. Секуляризация в этой области привела к быстрому развитию научных исследований и технического изобретательства, серии великих географических открытий и распространению европейской культуры на все континенты. Одним из следствий секуляризации культуры явилось возникновение особого феномена — частной жизни. Именно с раскрепощения, выражаясь языком М.Бахтина, телесно-низменной тематики, снятия с нее церковных запретов начинается культивирование гармонически развитого тела, гигиена и уход за телом, косметика и культуризм, массовые занятия физкультурой и спортом, увлечения модной одеждой, ухаживание за своей кожей, лицом, походкой, манерами. Культура открывает для себя новые просторы — просторы человеческого тела. Обнаженное тело перестали стесняться, она перестало быть стыдным. Оно, особенно — женское тело, превратилось в предмет поклонения. Оно стало объектом искусства.

В конце XX в. культурологи и религиоведы обратили внимание на противоречивые тенденции секуляризации, которая включала в себя как позитивные, так и негативные моменты. Позитивные результаты заключались в том, что появилось гражданское общество, и установилась демократия, развилась экспериментальная наука, получило расцвет светское искусство, дальнейший толчок получила вся человеческая культура. К негативным последствиям относят отчуждение от духовной культуры и релятивизм моральных ценностей. Две мировые войны, десятки миллионов погибших, страшный экологический кризис, всеобщее падение нравов и морали, угроза атомного уничтожения, абсурд тоталитарных коммунистических режимов — все это причислили к таким последствиям. Сегодня в Западной и Восточной Европе, а также в исламском мире нарастает движение за возрождение религии на основе внутренней свободы и веротерпимости. Вновь предлагается ввести религиозный диктат над всеми сферами общественной жизни. Особенно радикально настроен арабский фундаментализм — течение, исповедующее принципы нераздельной власти шариата над светской жизнью.

Свобода совести. Правовые основы свободы совести в Республике Беларусь

Важное место в системе личных (гражданских) прав и свобод человека занимают свобода совести и свобода вероисповедания. Понятие совесть означает чувство нравственной ответственности человека за свое поведение перед окружающими людьми, обществом; понятие вероисповедание предполагает официальную принадлежность к одной из разновидностей религии как системы. Под свободой совести принято понимать право человека исповедовать любую религию (верить в Бога) или не исповедовать никакой религии (быть атеистом), распространять религиозные и антирелигиозные убеждения. Свобода вероисповедания означает право человека на выбор религиозного учения и беспрепятственное отправление соответствующих культов (обрядов) по этому учению. Свобода совести включает: право человека мыслить и поступать в соответствии со своими убеждениями, независимость в моральной самооценке и самоконтроле своих поступков и мыслей, а также право самостоятельно решать вопрос, руководствоваться ли ему в оценке своих поступков и мыслей поучениями религии или отказываться от них.

Свобода вероисповедания включает: право каждого гражданина свободно выбирать, иметь и распространять религиозные или атеистические убеждения, исповедовать любую религию или не исповедовать никакой и действовать в соответствии со своими убеждениями при условии соблюдения законов государства.

В настоящее время имеется международная правовая основа, закрепляющая свободу совести и свободу вероисповеданий. Назовем некоторые важнейшие международные правовые документы: Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 г. в ст. 18 записано: «Каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии; это право включает свободу менять свою религию или убеждения и свободу исповедовать свою религию или убеждения как единолично, так и сообща с другими, публичным или частным порядком в учении, богослужении и выполнении религиозных и ритуальных обрядов»; Международный пакт о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г., Декларация о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии и убеждений от 25 ноября 1981 г., Декларация прав лиц, принадлежащих к национальным или этническим, религиозным и языковым меньшинствам от 18 декабря 1992 г. также признают право гражданина на свободу мысли и религии и свободу выражения своего мнения. Свобода совести и вероисповедания закреплена и в белорусском законодательстве. Конституция РБ в ст. 31 провозглашает: «Каждый имеет право самостоятельно определять свое отношение к религии, единолично или совместно с другими исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, выражать и распространять убеждения, связанные с отношением к религии, участвовать в отправлении религиозных культов, ритуалов, обрядов, не запрещенных законом». Статья 16. Конституции гласит: «Религии и вероисповедания равны перед законом.

Взаимоотношения государства и религиозных организаций регулируются законом с учетом их влияния на формирование духовных, культурных и государственных традиций белорусского народа.

Запрещается деятельность религиозных организаций, их органов и представителей, которая направлена против суверенитета Республики Беларусь, ее конституционного строя и гражданского согласия либо сопряжена с нарушением прав и свобод граждан, а также препятствует исполнению гражданами их государственных, общественных, семейных обязанностей или наносит вред их здоровью и нравственности».

Более подробно свобода совести и вероисповедания регламентируется законом Республики Беларусь «О свободе совести и религиозных организациях» от 31 октября 2002г. В законе закреплены следующие основные гарантии свободы совести и вероисповеданий в РБ: равноправие граждан независимо от их отношения к религии; светский характер системы государственного образования; равенство религиозных объединений перед законом; запрещено обязывать человека сообщать о своем отношении к религии; весьма важно признание тайны исповеди - ни при каких обстоятельствах от священнослужителя нельзя потребовать сведений, которые стали ему известны на исповеди.

Право на свободу совести и вероисповедания представляется нам одной из основных духовных потребностей человека, т.к. дает ему возможность поступать согласно собственной совести, выносить независимые суждения и исповедовать свободно избранную религию. Суть проблемы заключается не в свободе мысли, совести и религии, а в праве выражать свои мысли, поступать в соответствии со своей совестью, в праве свободно исповедовать свою религию.

Свобода совести и вероисповедания признается во всех демократических конституциях. Долгое время в нашем государстве (до конца 80-х годов) статус церкви был ограничен, антирелигиозная пропаганда была государственной политикой, а религиозная вера закрывала путь на государственные должности, не говоря уже о прямых притеснениях верующих и священнослужителей, разрушении церквей. Ныне Республика Беларусь является светским государством (государством, где последовательно проведено отделение церкви от государства, не существует какой-либо государственной или обязательной религии, признается свобода религии и атеизма, религиозных и антирелигиозных взглядов) и провозглашает, что никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной, а религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом (ст. 16 Конституции РБ). Наличие в республике различных конфессий (вероисповеданий), религиозных верований (православие, католицизм, протестантизм и др.) делает эту конституционную норму особенно значимой, т.к. она обеспечивает свободу выбора религии, не стесненную никакими внешними, посторонними мотивами. Наличие религиозных убеждений запрещено фиксировать в официальных анкетах. Личным правом человека является принятие или непринятие религиозных верований, возможность исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.

Государство не вмешивается в вопросы определения человеком своего отношения к религии. Свободе выбора религиозных или атеистических воззрений содействует и светский характер национального образования. Оно не преследует цели формирования того или иного отношения человека к религии. Преподавание вероучений может осуществляться в негосударственных учебных и воспитательных заведениях, частным образом на дому или при религиозных объединениях. Воспрепятствование осуществлению права на свободу совести и вероисповедания (например, принуждение к совершению религиозных обрядов или, наоборот, неправомерное создание препятствий для совершения таких обрядов) наказуемо в уголовно-правовом порядке; равным образом наказуемо и причинение вреда здоровью людей под видом исполнения религиозных обрядов. Коренное изменение политики государства по отношению к религии, происходящее в последнее время, возвращает обществу его духовные силы, тем самым создаются материальные условия для реализации гражданами одних из важнейших свобод - свободы совести и свободы вероисповедания.

Конституционно-правовое положение религиозных организаций в Республике Беларусь

Конституционно-правовое положение церкви и религиозных объединений в различных государствах зависит от множества разных факторов, в том числе от исторических традиций, духовно-нравственной ориентации общества, взаимоотношений государства и церкви, ряда политических факторов и т.д. В истории взаимоотношений церкви и государства немало драматических страниц: соперничества и открытого противостояния, стремления церковной власти подчинить себе государственную власть и, напротив, стремление государства взять под свой контроль религиозные организации и т.д.

В современных условиях общество воспринимает религию, церковь, конфессиональные объединения, как правило, как часть культуры народа, носителей культурных традиций и национального самосознания людей, как хранителей нравственности общества.

В зависимости от конституционно-правового положения церкви и конфессиональных организаций в том или ином государстве принято различать светские, клерикальные, теократические и атеистические государства.

В светском государстве все виды конфессиональных объединений отделены от государства, они не вправе выполнять ни политических, ни юридических функций, не могут заниматься политической деятельностью и вмешиваться в дела государства.

Для конституционно-правового режима церкви в светском государстве характерны следующие особенности:

государство и его органы не вправе контролировать отношение своих граждан к религии, в частности, не ведут учета по признаку вероисповедания;

государство не вмешивается во внутрицерковную деятельность, если не нарушается действующее законодательство;

ни одной из конфессий государство не оказывает ни материальной, ни финансовой, ни какой-либо иной помощи;

религиозные организации не выполняют по поручению государства юридических функций (регистрация актов рождения, смерти, заключения брака и т.д.);

конфессии не вмешиваются в политическую жизнь страны, а занимаются лишь деятельностью, связанной с удовлетворением религиозных потребностей населения.

Государство охраняет законную деятельность религиозных организаций, гарантирует свободу религии, обеспечивает равенство всех религиозных объединений перед законом.

Статус светского государства конституционно закрепили в настоящее время Россия, Германия, Франция, все государства СНГ и др.

Клерикальным считается государство, где та или иная религия официально имеет статус государственной и занимает привилегированное положение по сравнению с другими конфессиями. Статус государственной религии предполагает тесное сотрудничество государства и церкви, которое охватывает различные сферы общественных отношений.

Для конституционно-правового статуса государственной религии характерны следующие особенности:

В сфере экономических отношений – признание права собственности на широкий круг объектов - землю, здания, сооружения, предметы культа и др. Во многих случаях государство освобождает собственность религиозных организаций, принадлежащих к государственной конфессии от налогообложения или предусматривает для них налоговые льготы. До октября 1917 г. Русской православной церкви, которая являлась государственной церковью, принадлежало до 3 млн. десятин земельных угодий и она была освобождена от податей и гражданских повинностей;

Церковь получает от государства различные субсидии и материальную помощь. Например, в дореволюционной России на содержание аппарата православной церкви из казны отпускалось приблизительно столько же денег, сколько и Министерству народного образования;

Церковь наделяется рядом юридических полномочий: она вправе регистрировать брак, рождение, смерть, а в ряде случаев регулировать брачно-семейные отношения;

В области политических отношений - право участвовать в политической жизни страны, в том числе через представительство церкви в государственных органах. Например, все государственные должности в Дании, Норвегии, Швеции, Парагвае могут занимать только лица, исповедующие государственную религию;

Осуществление церковью контроля в области образования, воспитания. Устанавливается религиозная цензура печатной продукции, кино, телевидения и др. Законодательством ряда стран предусмотрено обязательное преподавание религии в школе, а также в учебных заведениях по подготовке учителей и воспитателей детских садов.

В клерикальном государстве, тем не менее, несмотря на сильные позиции государственной религии слияния государства и церкви не происходит объявление той или иной религии государственной, как правило, означает, что государство уважает исповедуемую большинством населения религию и придерживается религиозных традиций, составляющих духовно-культурную ценность народа.

К клерикальным можно отнести в настоящее время Великобританию, Норвегию, Швецию, Данию и др.

Теократические государства обладают следующими чертами конституционно-правового положения религиозных организаций:

Государственная власть принадлежит церкви, которая имеет статус государственной;

Религиозные нормы составляют основной источник законодательства и регулируют все сферы частной и публичной жизни. Более того, религиозные нормы имеют приоритет перед законом;

Глава государства одновременно является высшим религиозным деятелем, верховным священнослужителем. Так, согласно Конституции Ирана государственное управление страной находится под контролем Факиха, стоящего выше президента Исламской Республики Иран. Он назначает генерального прокурора, председателя Верховного суда, утверждает в должности президента, объявляет амнистию и др. Послания Факиха стоят выше закона и ими должны руководствоваться судебные органы.

К теократическим государствам обычно относят Иран, Саудовскую Аравию, Пакистан, Афганистан и др. В конституциях названных и некоторых других государств закреплена исламская форма правления и соответственно привилегированное положение ислама. Все стороны жизни общества регулируются правовой системой, основанной на исламе, - мусульманским правом. Конституционное объявление ислама государственной религией служит закреплением верховенства мусульманского права по отношению к принимаемым государством законам.

В атеистических государствах не только провозглашается отделение церкви от государства, но и религиозные организации и священнослужители преследуются властями. Это выражается в том, что:

церковь лишается своей экономической основы - собственности, которая передается государству;

религиозные объединения либо запрещаются, либо находятся под жестким контролем государства;

Рекомендация для Вас - 5.4. Способ изолиний (изолиний с послойной окраской).

религиозные организации лишаются прав юридического лица и не могут участвовать в гражданском обороте;

запрещается проведение в общественных местах религиозных шествий, обрядов, ритуалов, издание религиозной литературы и ее распространение.

Государство стремится ослабить церковь не только жесткими законодательными мерами и репрессиями, но и инициированием внутрицерковных распрей и раскольнических движений.

Государством воинствующего атеизма было Советское государство, особенно в первые годы его существования. К атеистическим можно отнести и некоторые бывшие социалистические государства, например, Албанию. Конституцией 1976 г. в этой стране была запрещена всякая религия.

При конституционно-правовой регламентации статуса религиозных организаций законодательство большинства государств исходит из признания свободы совести, т.е. права исповедовать любую религию, выбирать и распространять религиозные убеждения или не придерживаться никакой религии. Свобода совести подлежит ограничению лишь в интересах охраны общественной безопасности, порядка, здоровья, морали, прав и свобод других лиц. Свобода совести отнесена ныне к общечеловеческим ценностям.

Несмотря на провозглашение светского характера многими государствами, фактической изоляции государства и церкви не происходит. Они находятся в отношениях особого рода - социального партнерства, т.е. сотрудничают в сферах, представляющих взаимный интерес. К таким сферам относятся духовно-нравственная, благотворительность, восстановление церковных зданий и других церковных ценностей в качестве национальных памятников, развитие сотрудничества в период социальных конфликтов и т.д. Здесь невозможно строго разграничить сферы деятельности только государства или только религиозных организаций, т.е. отделить политику от духовно-нравственных проблем. Таким образом, государственно-конфессиональные отношения должны строиться на началах равноправия в делах, представляющих взаимный интерес.

Свежие статьи
Популярно сейчас
Зачем заказывать выполнение своего задания, если оно уже было выполнено много много раз? Его можно просто купить или даже скачать бесплатно на СтудИзбе. Найдите нужный учебный материал у нас!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5168
Авторов
на СтудИзбе
438
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее