Популярные услуги

Главная » Лекции » Религиоведение » Пастырское богословие » Цель воспитания в духовной школе

Цель воспитания в духовной школе

2021-03-09СтудИзба

Цель воспитания в духовной школе

         Если воспитание вообще является искусством и делом огромной важности, то воспитание в духовной школе - особенно серьезное и ответственное мероприятие.

         Епископ Феофан говорит: «Воспитание духовное из всех святых дел самое святое. Воспитатель сам должен пройти все степени духовного совершенства, чтобы уметь держать себя, быть способным замечать направления воспитуемых и потом действовать на них с терпением, успешно, сильно, плодотворно... Надо расположить дух учеников так, чтобы у них не погасло убеждение, что самое главное дело есть Богослужение, а научность есть придаточное качество... Нет ничего ядовитее, гибельнее для духа христианской жизни, как внешняя научность и всецелая о ней забота. Наука - холодило»1.

         Что такое школьное воспитание и каково его значение для воспитания?

         По словам проф. А. Ветелева, богословское образование в духовной школе нельзя мыслить не связанным со всей системой семинарско-академического воспитания. И наоборот, систему воспитания нельзя представить себе в отрыве от  образования. «Дух духовной школы, - говорит он, - един и неделим во всех моментах жизни этой школы»2. Поэтому школа, образовывая юношу, тем самым воспитывает его и, воспитывая, духовно растит и умудряет его.

         Единство образовательно-воспитательного процесса в школе должно в полной мере осознаваться самими учащимися (особенно студентами Академии). Никто из них не может позволить сказать себе: богословское образование я признаю, а систему воспитания, как стесняющую меня, отвергаю. Сказать так, значит, встать в непримиримое противоречие с самим собой. Как дух всей школы, так и дух каждого учащегося един и неделим. В свете своего христианского самосознания каждый учащийся должен сам определить свое отношение к школьному режиму. Здесь ему поможет аналогия своей жизни с жизнью монастырской.

         Истинный инок в монастырском режиме находит для себя помощь в борьбе с самостью и распущенностью своей природы, в «совлечении ветхого... и облечении в нового человека» (Еф. 4,22-24). Так и вдумчивый семинарист - студент - в твердом школьном режиме найдет для себя помощь в создании внутренней дисциплины и внутренней духовной свободы. И тогда вопрос о дисциплине в школе перейдет в вопрос о самодисциплине.

         Как это возможно? Какая связь режима со свободой? В этой связи мы убедимся в большей мере, если ответим на вопрос: чем определяется развитие внутренней дисциплины и внутренней духовной свободы?

         Оно определяется постижением и памятованием каждым учащимся истины, прежде всего, о себе самом, о своем призвании. «Познайте истину, и истина сделает вас свободными», - говорит Слово Божие (Ин. 8,32).

Рекомендуемые материалы

         Целью воспитания в духовной школе является созидание двух принципов - послушания и церковности.

         Для учащегося духовной школы постигать истину о самом себе значит проверять себя в каждый момент школьной жизни с точки зрения тех задач, которые стоят перед ним. Этими задачами, прежде всего, являются: созидание в себе внутреннего «сокровенного человека » (1 Петр. 3,4), то есть, христианина и затем, подготовка себя к служению Церкви. Ту и  другую задачу немыслимо разрешить на путях «противления», противопоставления себя школьному режиму и школьному коллективу. Поэтому необходимо возникает потребность послушания Церкви и Богу.

         Смирением и кротостью украшается внутреннее существо воспитанника, терпением и подчинением себя школьному руководству и режиму создаются в нем эти украшения и достоинства. Так неизбежно учащийся, исходя из истины о себе самом, побуждается вырабатывать в себе принцип послушания Церкви и Богу и тому руководству и режиму, которому он призван подчиняться по самому своему положению, пока как воспитанника духовной школы, а  затем и будущего пастыря Церкви Божией1.

         Наряду с принципом послушания должен выступать перед учащимися и другой, связанный с ним принцип - принцип церковности.

         Церковь Христова - «столп и утверждение истины» (1 Тим. 3,15). Она имеет в своей истории неисчислимые опыты духовных подвигов, представляющих воплощение в жизнь учения Христова. Она в течение тысячелетий боролась с различными ересями, видела и самые разнообразные направления духа времени. Как гранитная скала, незыблемая пред непрестанным яростным напором морских волн, Она видела у своих ног крушения многих кораблей, не управляемых единым Кормчим, Которому «ветры и море повинуются» (Мф. 8,27). Здесь в Церкви верующий получает твердое настроение, прямолинейные убеждения, цельность мировоззрения, способность распознавать и испытывать всякое явление в мире мысли и жизни; словом, все, что делает человека глубоко убежденным, опытно умудренным, светло и ясно настроенным, дает Церковь.

         Православие показуется, а не доказуется... Только опираяясь на непосредственный живой религиозный опыт, можно обозреть и оценить духовные сокровища Церкви. Подвижники церковные живы для живых и мертвые - для мертвых. Для потемневшей души лики святых угодников темнеют, для параличной - тела их застывают в жуткой неподвижности. Разве неизвестно, что кликуши и бесноватые боятся их? И не грех ли перед Церковью заставляет боязливо коситься на нее? Но ясные очи по-прежнему видят лики угодников Божиих сияющими, как «лице Ангела». Для очищенного сердца они по-старому приветливы, как и в старь они вопиют и взывают к имеющим уши слышать...

         Можно спросить, почему чистая непосредственность народа невольно тянется к этим праведникам? Почему у них народ находит себе и утешение в немой скорби, и радость прощения, и красоту небесного празднества?

         ... Не обманываюсь я. Знаю твердо, что зажег я себе не более как лучину или копеечную свечечку желтого воска. Но и это дрожащее в непривычных руках пламешко мириадами отблесков заискрилось в сокровищнице святой Церкви...

         Многими веками изо дня в день собирали сюда сокровища: самоцветный камень за камнем, золотая крупинка за крупинкой. Как благоуханная роса на руно, как небесная манна выпадала здесь благодатная сила озаренной души. Как лучшие жемчужины ссыпались сюда слезы чистых сердец. Небо, как и земля, многими веками делало тут свои вклады. Затаеннейшие чаяния, сокровеннейшие порывы к богоуподоблению, лазурные после бурь наступающие минуту ангельской чистоты, радость богообщения и святые минуты острого раскаяния, благоухание молитвы и тихая тоска по небу, вечное искание и вечное обретение, бездонно-глубокие прозрения в вечность и детская умиренность души, благоговение и любовь, и любовь без конца...

         Текли века, а это все складывалось здесь, накапливалось и хранилось. И каждое мое духовное усилие, каждый вздох, слетающий с кончика губ, привлекает мне на помощь накопленный здесь залог благодатной энергии. Невидимые руки носят меня по цветущим лугам духовного мира. Неисчислены, несметны, неописуемы духовные богатства Церкви. И мне можно взять часть их для себя, для своей пользы, - могут ли глаза не разгореться? Жадность разбирает меня,  я хватаю первую попавшуюся пригоршню. Я даже не посмотрел, что это - алмазы или смарагды, или быть может, нежные маргариты?...

         Церковность - вот имя тому пристанищу, где умиряется тревога сердца, где успокаиваются притязания рассудка, где великий покой нисходит в разум.

         «Пусть ни я, ни другой кто, - говорит П. Флоренский, - в полноте не мог определить, что есть церковность. Самая эта неопределимость церковности, ее неуловимость для логических терминов, ее несказанность не доказывают ли, что церковность - это сама жизнь, особая, живая жизнь, данная людям»1.

         Церковность есть Тело Христово, полнота, наполняющая все во всем (Еф. 1,23). Она есть та Богочеловеческая стихия, из которой, так сказать, сгущаются и выкристаллизовываются чинопоследования таинств, формулировки догматов, канонические правила и отчасти даже текущий, временный уклад церковного быта. Где нет духовной жизни, необходимо нечто внешнее как обеспечение церковности. Определенная личность, папа или система кардиналов, - вот критерий церковности для католика. Определенная вероисповедная формула, символ или система формул, текст Писания, - вот критерий церковности для протестанта. В конечном счете и там и тут решающим является понятие. Но, становясь высшим критерием, понятие тем самым делает уже не нужным всякое проявление жизни.

         Итак, церковность - это новая жизнь, жизнь в Боге, полнота жизни в ограде церковной. Спрашивается, какой же критерий правильности этой жизни? - Красота. Да, есть особая красота духовная, и она неуловима для логических формул. Старцы духовные «набили руку» в распознании доброкачественности православной духовной жизни. Вот почему для всякого, желающего понять православие, есть один только способ - зажить православно, стать настоящим православным человеком, окунуться разом в самую стихию православия.

         Епископ Феофан, замечательный богослов последнего времени, пишет, что самое действительное средство к воспитанию истинного вкуса в сердце есть церковность, в которой неисходно должны быть воспитываемы дети и юноши. Сочувствие ко всему священному, сладость пребывания среди него ради тишины и теплоты, отрешение от всего блестящего и привлекательного в мирской суете..., Церковь, духовное пение, святые иконы, - вот основные идеи и предметы, исключительные по содержанию и силе2.

         Говоря о церковности как особой изящной красоте, как о встрече с прекрасным, мы спешим пояснить, что здесь красота разумеется даже не художественная, которую сколько не догоняй, она все-таки где-то впереди, но красота высшая, духовная, нравственная.

         «Недавно был я у Всенощной; диакон и священник произносили «славословие» и прошения. Хор отвечал им возгласами и радостью песен. Предшествуемый диаконом со свечей священник обходил церковь и приветствовал, склоняясь и кадя сияющие лики святителей, Божию Матерь с Младенцем, - и была церковь полна тишины, благоговения, глубокой, неизъяснимой радости. Мгновениями искоса я видел лица умиленные, кроткие, восторженные, сияющие любовью. «Все вместе, все одно», - радостно проносилось во мне. Как величаво, как тихо-прекрасно, как неописуемо... Слезы лились из моих глаз. Я плакал, я не мог сдержаться. Если бы можно было не сходить никогда с этого места... Чувствовал, как сердце мое расширяется, и не было ему преград. Оно устремлялось ввысь, к светлому пространству, которому нет конца. Разошлись стены храма. Сияет беспредельность... Какая красота! Как красиво! Как неописуемо!... Это райское жительство!»1.

         А вот еще. «За Всенощной поют «Честнейшую». Все опускаются тихо на колена. Море голов в разных платочках: белых, красных, зеленых, голубых, - точно сад Эдемский. Тихо несется песнь Пречистой, плывет фимиам благовонный... Море людей стоят на коленах, кротко, тихо, умиленно молятся, клонятся головы, точно нива золотая. Сколько здесь красоты, сколько небесности! Где вы еще встретите подобное, в каком здании, в каком общественном месте?!». Церковность... Как ты прекрасна, изумительна!

         А вот еще. «Евхаристический канон. Покоится Великая Жертва... Тишина и торжественность вокруг. Духовными очами зрится Царь славы, сияющие и кроткие лица небожителей смотрят долу. Священник робко-трепетно взирает на Святые Дары. Слезы, тихие слезы бегут. Позади льются благодарения любви... Хор умиленно исполняет гимн великой тайны. Тысяча сердец кротко, по-детски веря, кланяясь, впитывают сладость небесной красоты, мира душевного, полноты неземного счастья... Как все это красиво! Полно, истинно-жизненно!»2.

         А как неизъяснимо премудро вселяется Христос в сердца миллионов людей разом в малой доле (крошечке Святых Таин). Как Он освежает жизнь Собою. Как Он и каплей Крови освящает нашу кровь, жжет терния грехов наших, вселяет радость полной жизни. И все это разом, в один почти миг, минуту и везде, и всюду, во всем мире, в бесчисленных миллионах верующих людей... Как премудро, прекрасно!...

         Да, церковность - это красота, благолепие, и красота даже не художественная, внешняя, а прежде всего, красота нравственная, возвышенная, духовная, красота вечная, неувядающая - красота кротких, смиренных душ, красота тихих поклонов, красота светлых, любящих взоров, красота жизни, жизни полной, святой, вечно счастливой1.

         Церковность условно может быть понята двояко: в узком и широком смысле.

         Что разуметь под церковностью в узком смысле? Каждый из верующих людей, принадлежащих Православной Церкви, с детства привыкает жить по-церковному: соблюдать посты, молиться дома и в храме установленными Церковью молитвами, хранить себя от греха исповедью и причащением, благотворить, жить со всеми в мире и любви.

         Здесь, как мы видим, один шаг связан с другим;  следование церковным установлениям в одном влечет за собой послушание в другом. Этот строй и порядок жизни и может по праву быть назван церковным. Если оформление жизни по церковным установлениям обязательно для каждого верующего члена паствы, то тем более оно обязательно для тех, кто готовит себя для духовного руководства этой паствой. В силу этого распорядок семинарско-академической жизни строится по уставно-церковному режиму: с соблюдением постов, молитв, посещением Богослужений, с укреплением духовных сил исповедью и причащением, с соблюдением братолюбия и благочиния, с несением послушаний и проч. В этом режиме нет строгой монастырской установки с требованием аскетических подвигов в молитве, воздержании и др. Но, однако, есть тот необходимый минимум церковности, без которого немыслима жизнь православного священника.

         Вставая на путь этой церковности, учащийся по выходе из школы не будет поставлен перед необходимостью резко изменять свой образ жизни, перестраивать одни привычки и нормы в жизненном укладе на другие. Короче говоря, церковно-уставная жизнь в школе подготавливает к пастырской жизни на приходе. Чрезвычайно важно учащимся понять эту сторону в жизни духовной школы. Духовная школа есть как бы преддверие церкви (храма), ее паперть и притвор. Пройдя паперть и притвор, люди обычно начинают уже предощущать самую Церковь и благоговейно настраиваться, чтобы достойно войти в дом Божий.

         Воспитанием в духовной школе - этого преддверия Церкви - учащийся и призывается по мере сил проникаться предощущением своего будущего пастырства, преисполняться  готовностью подготавливаться к великому подвигу пастырского служения.

         И здесь со всей остротой встает перед ним задача - борьба с самим собой за строгое соблюдение школьного режима.



1  Свт. Феофан Затворник. Нравственные изречения. М., 1899, с. 15.

2  Проф. А. Ветелев. Лекции по Пастырскому богословию для 2-го курса, с. 24.

Ещё посмотрите лекцию "Реальность ХХ века в романах - антиутопиях Д. Оруэлла 1984 и У. Голдинга Повелитель мух" по этой теме.

1  Желающим шире ознакомиться с вопросом приготовления к пастырству советуем прочесть книгу проф. В. Сокольского «Евангельский идеал христианского пастыря». Казань, 1904, с. 30-67.

1  Свящ. П. Флоренский. Столп и утверждение истины. М., 1914, с. 5.

2  Свт. Феофан Затворник. Нравственные изречения. М., 1898, с. 11.

1  Архиеп. Вениамин. Небо на земле. Париж, 1932, с. 11.

2  Там же, с. 21.

1  Архиеп. Вениамин. Небо на земле, с. 47.

Свежие статьи
Популярно сейчас
Почему делать на заказ в разы дороже, чем купить готовую учебную работу на СтудИзбе? Наши учебные работы продаются каждый год, тогда как большинство заказов выполняются с нуля. Найдите подходящий учебный материал на СтудИзбе!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5168
Авторов
на СтудИзбе
438
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее