Важнейшие нравственные элементы душепопечения
Глава IV
Важнейшие нравственные элементы душепопечения
Пастырское терпение и награда
«Если ты желаешь пасти словесное стадо с любовью и охотой, то вооружись терпением»[1].
Весьма труден был высокий подвиг Пастыреначальника, не столько в связи с переносимыми Им унижениями, оскорблениями и насмешками, сколько из-за одиночества.
Носимый Им крест пастырства утяжелялся фарисейскими издевательствами, враждой, попытками «уловить словом» (Лк. 1,53-54), замыслом свергнуть с Назаретской горы (Лк. 4,29-30), неверием братьев (Лк. 7,5), непониманием характера Его деятельности и искушения апостолами (Лк. 9,49).
Даже Апостолы ждали наступления земного Христова царства (Деян. 1,6), тогда как оно было не от мира сего (Мф. 10,20-25).
Рекомендуемые материалы
Великой тяжестью для Спасителя было постоянное присутствие около Него Иуды. На Тайной Вечери Господь преклонял пред ним колена, умывал ему ноги (Ин. 13,5).
Проф. архимандрит Вениамин говорит, что «и прочие апостолы, эти чадца, рожденные от Спасителя по духу и соединенные с Ним теснее младенца с матерью, не понимали Его подвига»[2] - в Гефсиманском саду не могли побдеть с Ним (Мф. 26,40-41), утешить Его своим участием во время страдания у Пилата и на кресте.
Силу ободрить учеников, молиться за распинателей, заботиться о Своей Матери Господь почерпал в сознании, что Он среди человеческого одиночества не одинок по единству с Отцом Небесным (Ин. 16,32).
Нечто подобное суждено испытать и каждому пастырю, верно идущему по стопам своего Пастыреначальника. Пастырь может страдать морально от чувства одиночества, находясь даже среди многих окружающих его людей. Современная практика пастырской жизни показывает, что действительной, надежной поддержки пастырь часто не имеет даже среди своих церковных людей.
Диавол не перестает воевать против пастыря чрез близких ему сослуживцев (даже семейных, родных), то устрашая его трудностями служения, то толкая его совесть пастырскую на разного рода сделки и компромиссы, то искушая внутренним душевным разладом или внешним нестроением церковных дел.
В подобном положении вещей пастырь должен вспомнить страдания своего Пастыреначальника и Его предсмертную молитву к Отцу Небесному, чтобы устоять в своем подвиге до конца, как в деле, порученном ему Самим Богом.
Следовательно, главная сила пастырского терпения лежит в сознании пастырства делом Небесного Отца и совершением его по Богоотеческой воле, с подчинением личных хотений всеобщей Божией воле.
Время пастырского действования в мире, по Христову обетованию, несократимо человеческой волей, потому что пастыри охраняемы от опасностей Божественной волей. Если же они самовольно начнут действовать вопреки воле Божией, то их неминуемо застигнет ночь всяких преткновений и отречений от идеалов во имя земного временного благополучия (Ин. 11,9-10; Лк. 12,4,7).
Идея промысла Божия должна быть у пастыря жизненным нервом, проходящим чрез всю его жизнь. Колебание в этом убеждении отнимает у него всякую надежду и уверенность.
Святитель Феофан Затворник пишет: «Что это у вас за состояние такое - боязнь какая-то, она ведь не натуральная. Молитесь против нее Господу. Она даст вам бодрость и силу»[3].
Огорчения Пастыреначальника - доля пастырей всех веков. Это - «крещение, которым Христос крестился» (Мк. 10,39). Пастыри - друзья Христовы, «избранные от мира» (Ин. 15,15-16) и боримые миром, поскольку все пастырство установлено для победы над миром терпением в смысле его освящения и спасения[4].
Истинным пастырем в Небесном Царстве предречены первые степени блаженства и особенная близость к Господу (Ин. 14,21-23). В случае положения ими души за дело благовестия они получают сторичное воздаяние, так как «Бог не есть Бог мертвых, но живых» (Мф. 22,32).
В притче о талантах говорится, что «по долгом времени (отсутствия) господин потребует у рабов отчета» (Мф. 25,19). Замедление прихода Домовладыки может весьма отсрочиваться, отчего Его имя может быть предано забвению, бытие Его - сомнению, а место сокрытия закопанного таланта порасти травой. Но Господь все же непременно придет и потребует отчета.
Истинному пастырю свойственна готовность жертвовать за святость служения своего и не терять веры в возрастание Царства Божия.
О святости служения напоминает пастырю и Святейший Патриарх Алексий в своем слове при наречении епископу Угличскому Кассиану (в Троице-Сергиевой Лавре, 26 марта 1961 года): «Блюди строго святость служения церковного и ревностно оберегай верных чад Церкви от людей, вторгающихся в ограду церковную не ради чистого святого служения, а ради корыстных и иных целей»[5].
Информация в лекции "Отрасли промышленности" поможет Вам.
Пастыреначальник предсказал пастырству наряду со скорбью на земле и великое утешение, говоря: «Я увижу вас опять, и возрадуется сердце ваше и радости вашей никто не отнимет у вас» (Ин. 16,20-22).
[1] Еп. Арсений. Духовный дневник. М., 1914, с. 19.
[2] Проф. архим. Вениамин (Милов). Лекции по Пастырскому богословию, 1953, с. 124 (машинопись, библиотека МДА).
[3] Еп. Феофан. Письма о христианской жизни. СПб., 1880, с. 64.
[4] «Нужно укреплять веру, не убивая, а умирая, не жестокостью, а терпением» (Лактанций). - Проф. В.В. Болотов. Лекции по Истории Древней Церкви. СПб., 1913, с. 42.
[5] Святейший Патриарх Алексий. Слова и речи, т. 4. М., 1963, с. 72.