Популярные услуги

Главная » Лекции » Религиоведение » Лекции по литургике » Полиелейные праздники в дни Великого Поста

Полиелейные праздники в дни Великого Поста

2021-03-09СтудИзба

Лекция № 17. Тема: Полиелейные праздники в дни Великого Поста

В дни Великого поста могут случиться:

- во-первых, праздник Благовещения, мы его еще с вами рассмотрим;

- во-вторых, престольный праздник – в этом случае будет совершаться Всенощное бдение, состоящее из Великого повечерия, далее будет лития, благословение хлебов и полиелейная утреня, в общем, примерно такое же, как на Благовещение, это мы тоже рассмотрим еще. А если любой другой праздник в Великий Пост празднуется: 40 Мучеников, Иоанн Предтеча, Державная икона Божьей Матери или еще какой-либо праздник, то совершаются службы по типу полиелейной

- полиелейная служба в один из постных дней. Если праздник попадает на субботу или воскресенье, тогда особенностей уже постовых нет, поется просто полиелейное последование, если эти суббота и воскресенье не слишком важные. Если они достаточно важные, напр. Суббота Акафиста, то они так или иначе соединяются. Это описано в Марковых главах.

Разберем сначала самый простой вариант, а именно: полиелейный праздник в один из постных дней, ничем особенным не выделяющихся. Берем праздник в любой день Великого поста, кроме особых дней – среды и пятниц Крестопоклонных, кроме четверга и пятницы 5 седмицы – Стояния Марии Египетской, т.е. полиелейный праздник в один из постных дней с понедельника по пятницу, ничем особенным не выдающемся. Специальной главы в Типиконе нет: как праздновать такой праздник; и служба совершается по аналогии со службой 24 февраля старого стиля I и II Обретение Главы Иоанна Предтечи. В 48 главе Типикона в Месяцеслове под 24 февраля помещено большое число Марковых глав – их тут всего 15. Что делать, если попадет на подготовительный период к Великому Посту, этому посвящены первые 6 Марковых глав. 7-8 главы Марковы – что делать, если Обретение Иоанна Предтечи попадает на первую седмицу Поста. Седьмая Маркова глава говорит, что если попадает на понедельник – переносится на воскресенье – на день раньше, 8 глава – если со вторника по пятницу – то переносится на субботу. Т.е. на 1 седмице поста, это особенность 1 седмицы поста, особенно усиленный строгий пост – праздники не празднуются, если случается праздник на этой седмице – он переносится или назад – на день, или вперед – на субботу. Так было именно в этом году: праздник 40 Мучеников Севастийских попал на пятницу первой седмицы поста, и на основании этой главы этот праздник был перенесен на субботу. 9, 10 Марковы главы – как праздновать полиелейный праздник в соответствии с 1-й субботой поста и 1-й неделей поста Торжества Православия, и вот, наконец, следующие 2 Марковых главы – как раз то, о чем сейчас идет речь, - устав соединения полиелейной службы с постовой. В Типиконе, кроме праздника Обретения главы Иоанна Предтечи есть только еще один полиелейный праздник, попадающий на Великопостный цикл: это 40 Мучеников Севастийских – 9 марта – здесь Марковы главы предельно кратки – они говорят: смотри такую-то Маркову главу Иоанна Предтечи. Других полиелейных праздников Великим Постом Типикон не знает, но ничто не мешает их праздновать, скажем, в Киево-Печерском монастыре. До революции была традиция каждый день Великого Поста праздновать, кроме 1-й седмицы, память одного из Киево-Печерских святых, не в главном соборе монастыря, а в пещерах – там множество пещерных храмов, т.е. это вполне возможно, такие службы, еще раз повторю напоследок, совершаются по аналогии по Марковым главам от 24 февраля. Если сейчас мы будем праздновать полиелейную службу, мы будем поступать по аналогии с 24 февраля (Марковы главы). Итак, Маркова глава – Аще случится обретение главы Иоанна Предтечи в понедельник Великого Поста, и след. Глава – Аще случится обретение главы Иоанна Предтечи в едино от дней постных, т.е. с вторника а по пятницу.

Почему понедельник выделен в отдельную главу? Чем принципиально отличается богослужение понедельника великопостного от остальных дней недели? Почему понедельничные службы специально выделены, неужели чем-то отличаются богослужения в понедельник от других служб. Какая служба будет отличаться? Суточный круг начинается с вечерни, песнопения праздничные поются уже на вечерне. В будние дни поста вечерня совершается с многочисленными поклонами, может соединяться с Преждеосвященной Литургией и т.д., а вот в воскресенье вечером вечерня (мы это записывали на прошлой лекции) имеет особый устав. Понятно, чем отличается понедельник от других дней? В неделю вечером будет особый тип вечерни, кроме того, в неделю вечером служится не великое, а малое повечерие – вот отличия. Рисует на доске. Полиелей в понедельник. Полиелей в любой постный день. Что в этой главе должно быть описано? Только то, что отличает службу в понедельник, т.е. вечерня накануне. По логике, здесь должна была быть описана вечерня в неделю вечера, повечерие и все, а здесь уже утреня и все остальные службы… здесь описана вечерня в воскресенье вечером (в неделю вечера) повечерие, затем здесь описана полиелейная… утреня, часы и, наконец, вечерня с литургией Преждеосвященных Даров. А в этой главе описан только порядок вечерни накануне. Если мы совершаем службу в один из постных дней, то вечерня накануне чем будет отличаться? – Есть 3 типа Великопостной вечерни: - вечерня в неделю вечером, … если мы служим службу, например, в четверг, то вечерня накануне будет с литургией или без? В четверг утром праздник, вечером накануне вечерня – в среду вечерня с литургией или без? А если, например, мы служим во вторник, то в понедельник без литургии вечерня, правильно в понедельник служится Преждеосвященная Литургия?

Еще раз разберем… Полиелейный праздник попадает на один из постных дней, но нам необходимо различить вторник, среду, четверг, пятницу с одной стороны и понедельник с другой. Почему понедельник необходимо отделить? Потому что суточный цикл начинается не с утра, а с вечера – накануне, а в понедельник – если праздник, то вечером накануне воскресенья – значит есть свои особенности. Вот почему 2 главы: полиелейный праздник в понедельник из-за того, что накануне вечером есть свои особенности, и полиелейный праздник просто в постный день. Как бы следовало сделать по логике – вот в этой главе следовало бы описать всю службу, начиная с вечерни и заканчивая Преждеосвященной: вечерня, утреня, часы, Преждеосвященная, а в этой главе – только вечерня накануне, потому что она имеет некоторые отличия. Но все совершенно наоборот: здесь описан полный цикл служб: вечерня в неделю вечером, повечерие, полиелейная утреня Великопостная, часы, вечерня с Преждеосвященной Литургией; а здесь описана только вечерня накануне, а дальше говорит Типикон, см. выше. Это немного запутывает незнакомых с Типиконом уставщиков.

Начнем разбираться: вечерня накануне праздника. Поскольку праздник полиелейный, то это вечерня со входом, в честь святого читается паремия на этой вечерне, т.к. сколько всего паремий получается? 3 паремии святому, 2 рядовые паремии. Дальше после паремии, если этот день без Преждеосвященной Литургии, то совершается дальше вечерня по обычному порядку (постовую), но вместо постовых тропарей в конце вечерни мы поем тропарь праздника, сугубую ектению произносим, об этом мы сейчас поговорим, если же - Преждеосвященная Литургия, то совершается Преждеосвященная Литургия, а если – это воскресенье вечером, то какие еще будут дополнительные особенности? Будет не 5 паремий, а 3 – почему? – потому что в воскресенье вечером нет 2-х постовых паремий (будет только 3 паремии святому, потому что в воскресенье вечером постовых триодных паремий нет). Зато будет прокимен великий. Кроме того, если праздник в понедельник, в неделю вечера будет петься «Блажен муж» - тоже особенность. Когда будете составлять эти службы, сами посмотрите. Заучивать, я думаю, нет смысла.

Давайте отдельно разберем окончание вечерни и утрени при полиелейном празднике. Вспомним окончание утрени будничной сначала и вечерни будничной: - Ныне отпущаеши, - Трисвятое по Отче наш, тропарь, сугубая ектенья, Премудрость, говорит дьякон, - Сый Благословен, - Утверди Боже и отпуст. Это окончание будничной вечерни.

Рекомендуемые материалы

Окончание постовой вечерни: тоже – Ныне отпущаеши, - Трисвятое, но затем вместо всех обычных текстов – специальные – вместо тропаря святому – специальные постовые тропари – Богородице Дево, радуйся; вместо сугубой ектеньи – 40 р. Г.П., вместо – Премудрость – Честнейшую Херувим, Именем Господним благослови, Отче, затем также, как и на обычной службе возглас – Сый Благословен, после этого вместо Утверди, Боже – Небесный Царю – специальный текст и 16 поклонов Ефрема Сирина – вот постовое окончание.

Окончание полиелейных служб – это сейчас актуально, потому что в связи с Благовещением и на Лазареву Субботу, если не будет Преждеосвященная Литургия… Окончание полиелейных праздников, служб на полиелейные праздники в постные дни – оно занимает промежуточную позицию между будничным и постовым, а именно: поется тропарь, произносится сугубая ектения, а затем Типикон говорит: таже ектения сугубая и поклона 3. Так что в уставе Розанова, известном и очень удобном так и говорится: произносится сугубая ектения и сразу 3 поклона. Также мы найдем и в указаниях: ектенья и 3 поклона. И тогда у нас выпадает некий важный возглас – Сый благословен. Мы видим, что и на обычном окончании вечерни он присутствует и на постовом присутствует. С какой стати он выпадает на праздничной службе? Это нелогично. И вот, мы находим ответ у Никольского в уставе. Никольский дает правильный порядок, а именно: (такое же окончание имеет утреня и на Мариино стояние) ектения, Премудрость, Благослови, как на обычной службе, - Сый благословен, а затем вместо – Утверди, Боже – Небесный Царю и 3 поклона – так должна оканчиваться такая служба (полиелейная постовая). При этом возглас – Сый благословен – не пропадает. К сожалению, указания здесь неправильно ссылаются на Розанова, а Розанов – тот не разобрался, Никольский разобрался лучше. Давайте запишем для ясности. Рисует таблицу Окончания служб.

На будничной службе: гимн, на утрене – Благо есть, на вечерне – Ныне отпущаеши, - Трисвятое, тропарь, сугубая ектенья, Премудрость, Благослови, Сый благословен – будничная служба, теперь постовое окончание: гимн, Благо есть, 2-жды, Трисвятое, вместо тропаря – постовые тропари, здесь тропарь Минеи, а здесь постовой тропарь… 40 Г.п., вместо сугубой ектеньи, Слава и ныне, вместо – Премудрость – Честнейшую Херувим, … Сый благословен… - Небесный Царю и 16 поклонов.

А вот окончание полиелейных вечерни и утрени великим постом и вообще тех служб, когда устав указывает вместо 16 – 3 поклона будет такое (называется смешанное окончание): гимн, - Трисвятое, тропарь Минеи, сугубая ектенья, - Премудрость, Благослови – Сый Благословен, Небесный Царю и 3 поклона. Небесный Царю и 3 поклона соответствуют постовому окончанию, а все остальное – обычное окончание. Также будет оканчиваться, например, вечерня в пятницу вечером перед Лазаревой Субботой, если мы по какой-то причине не служим Преждеосвященную Литургию, вечерня уже к субботе относится, поэтому 3 поклона вместо 16.

Например, на приходе батюшка служит редко, а в субботу должен случиться праздник, почему бы ему вечером не послужить вечерню и утреню без Преждеосвященной Литургии, вместо того, чтобы служить повечерие и утреню, лучше, мне кажется, служить вечерню и утреню, по уставу – аще нет Преждеосвященной Литургии.

Полиелейная Великопостная утреня. Она совершается и не как полиелейная утреня, в обычное время года и не как Великопостная. Скорее, она совершается как будничная утреня с прибавлением полиелей. Начинается, как обычно: 2-псалмие, 6-псалмие, мирная ектенья, затем Бог Господь, вместо Аллилуйя – Бог Господь и тропарь праздника, затем читаются кафизмы, седальны Октоиха отменяются, когда бывают седальны. Октоих на Великопостной службе? После какой кафизмы – после 1-й кафизмы седальнов нет. Поэтому те седальны Триоди, которые после 2-й кафизмы – они поются после 1-й, те седальны Триоди, которые после 3-й напечатаны, они поются после 2-й перемещаются на 1 кафизме вверх, а после 3-й кафизмы поются седальные праздника. Обычно бывает: по 1-й кафизме седальны Октоиха, по 2-й и 3-й Триоди, а здесь ? по 1 и 2 – Триоди, а по 3-й – праздника. Из-за этого после 1-й и 2-й кафизмы ектений нет, а после 3-й кафизмы ради праздника будет малая ектенья. Такая странная вещь: ектенья не после всех кафизм, а только после 3-й. Обычно бывает, что ектеньи после кафизм или вообще нет, или после всех кафизм, а здесь вот такая необычная ситуация, когда после 1-й, 2-й кафизмы ектеньи нет, тоже седален Триоди, а после 3-й кафизмы ради седальна праздника – малая ектенья. После седальнов поется полиелей – почему, собственно, утреня называется полиелейной. Совершенно по обычному уставу, как во весь год – полиелейные псалмы, избранный псалом с величанием, малая ектенья, седален по полиелею, степенны антифоны – От юности моея, прокимен, Всякое дыхание, Евангелие, 50 псалом, припевы к 50 псалму, стихиры по 50 псалме, Спаси, Боже, люди Твоя и, наконец, - Милостию и щедротами, - т.е. полиелей по совершенно обычному уставу, который вы уже должны знать. Полиелей и Евангелие как обычно это бывает на весь год (на полиелейной службе). Канон поется в тех песнях, где есть трипеснец по тому же уставу, что и на обычной Великопостной утрене, т.е. 6 тропарей Минеи, ирмос Минеи, 8 тропарей Триоди, плюс дополнительный тропарь Триоди, плюс катавасия Триоди – по обычному типу Великопостных служб, а в тех песнях, где трипеснца нет – устав несколько иной – вместо того, чтобы петь Минею на 4, Минея поется на 8, ирмос в начале во всех песнях без исключения, в конце катавасия «Отверзу уста мои». В 1-й песне – Отверзу уста мои, а в других песнях – соответственно катавасия, песня с трипесцем по тому же типу, что и на Великопостной службе обычно, песнь без трипеснца – ирмос Минеи, тропарей – всего 8 и катавасия; по 3-ей песне – малая ектенья, седален, по 6-й песне – малая ектенья, кондак и икос, по 8 песне – Честнейшую, по 9-й песне – Достойно есть не поется, потому что есть катавасия во всех песнях, по 9-й песне вместо готовых светильнов – светилен праздника. Почему, скажите мне, не отменяются эти постовые светильны? Правило такое: все, что принадлежит системе Октоиха – отменяется все, что принадлежит системе Триоди, остается на месте: светильны на Великопостной утрене принадлежит к системе Октоиха, а не к системе Триоди, они зависят от гласа или от дня Великого Поста. В каждый день Великого Поста – свой светилен – во вторник 3-й седмицы Великого Поста – свои светильны. Вспомним, какие песнопения на Великопостной утрене принадлежит к системе Октоиха – седальны по 1-й кафизме, троичны и светильны – всего 3 песнопения. – Они все отменены: вместо троична – спели тропарь на Бог Господь, седальны передвинули и вместо светильнов – светильны Минеи. [Хвалитные псалмы, если есть стихиры – должны петься; если нет стихир, то хвалитные псалмы читаются. Они могут петь со слов: 1) Хвалите Господа с небес, или 2) со слов Всякое дыхание да хвалит Господа. Всякое дыхание да хвалит Господа – с этих слов поется только, когда есть Великое Славословие или в особые дни – Великую Пятницу, например, а так, если нет Великого Славословия, а есть только стихиры, то, начиная со слов – Хвалите Господа с небес, как обычно, но должны петься, но обычно на практике читаются, конечно.] На хвалитех есть стихиры святою, затем читается вседневное славословие, если утреня полиелейная – славословие нужно петь, но вот ради Великого Поста славословие читается, затем стиховные стихиры Триоди – они не могут быть никак отменены, Благо есть, и вот это окончание, которое мы уже записали – Трисвятое, тропарь, сугубая ектенья, Премудрость, Благослови, Сый благословен, Небесный Царю, 3 земных поклона. Отметьте себе, что при полиелейных праздниках 1) вместо 16 поклонов бывает только 3 поклона и 2) не бывает конечного Трисвятого. Затем читается 1 час.

Часы - Великопостные. На часах кафизмы не отменяются – остаются, за исключением понедельника – на 1 часе нет кафизмы по общему правилу, если часы с кафизмами, но вместо тропаря часа читаются, не поется, а читается тропарь святого, вместо по Отче наш особых тропарей Часослова читается кондак Часослова или праздник. На 6 часе, как и положено, читается тропарь пророчества и паремии читаются 3 поклона на всех часах вместо 16, не бывает конечного Трисвятого, т.е. изобразительные кончаются….

Наконец, самая яркая особенность полиелейной службы заключается вот в чем: обычный наш круг суточный начинается с вечерни и заканчивается 9 часом или изобразительными, т.е. вечерня уже относится к следующему дню. Но здесь мы должны отслужить литургию ради праздника хотя бы Преждеосвященную, а литургию в пост мы служим только на вечерне. Что же получается? Получается, что литургия, которую мы будем служить, она будет уже вроде бы на вечерне следующего дня. Понятно это или нет? Выходит так, что ради праздника суточный круг продолжается на одну службу. Это самая яркая особенность. Суточный круг удлиняется еще на одну службу, и тогда следующий суточный круг начинается с повечерия. Видите, отодвигается уже эта черта, разделяющая 2 богослужебных дня ради литургии, и поется вечерня, на этой вечерне стихиры святого, хотя вроде уже должны были петься стихиры следующего святого, но нет, стихиры именно этого святого, вместе со стихирами Триоди, а затем Литургия Преждеосвященных Даров. Паремии при этом читаются только 2 триодных паремии, потому что паремии святому мы прочли уже накануне на вечерне. Кроме того, читается Апостол и Евангелие после 2 паремий и 3 земных поклонов, после 2-х паремий, Да исправится молитва моя – 3 земных поклона читается прокимен, Апостол, Аллилуйя, Евангелие. Обычно у нас Прежд. без Евангелия, после паремии и Да исправится уже сугубая ектенья, а здесь ради святого мы читаем еще Апостол и Евангелие.

А теперь, допустим, у нас такой случай: нет священника, он заболел, и мы не можем служить литургию. Допустим такой вариант, типикон такой вариант учитывает. Тогда выходит, что нам нет никакого смысла суточный цикл удлинять, зачем нам его удлинять, если литургии все равно нет? Правильно? Нет литургии, а мы удлиняем цикл ради литургии, чтобы по праздникам еще служить литургию, чтобы она еще относилась к празднику. А вот теперь ее, скажем, нет. Имеет смысл удлинять суточный круг. Удлиним, но литургии все равно нет. Смысла это не имеет никакого. И тогда суточный цикл заканчивается, как обычно, после часов и изобразительных. Вечерня уже относится к следующему дню. После какой службы идут в трапезу? После изобразительных. И действительно, Типикон указывает, что когда нет литургии, то на изобразительных поются Блаженны с тропарями, затем читается Апостол и Евангелие – те, которые на литургии должны были быть, затем текст: Помяни нас, Господи, помяни нас, Владыко, помяни нас, Святый. На этом суточный цикл заканчивается. А на вечерне мы уже тогда поем стихиры святого следующего дня. Уже тогда не бывает этого удлинения. Суточный цикл заканчивается на изобразительных, а литургийные Апостол и Евангелие переносятся в этом случае на изобразительные.

Можно ли совершать службы без священника, и как это делать? Все службы суточного круга, я не говорю о литургии: вечерня, повечерие, полунощница, утреня, часы содержатся в книге, называемой Часослов. Мы с вами разбирали это из истории богослужения, что Часослов возник в Палестине, как регулятор монашеской богослужебной жизни монахов-келиотов, которые живут в келиях, без всякого священника. Эти службы создавались в условиях совершения без священника, они так созданы были специально. Старый кафедральный устав требовал участия большого числа священников, а тут один священник – это уже хорошо, можно, в принципе, и вообще без него. Я не говорю о литургии, я говорю о вечерне и утрене. Совершается по одному уставу со всеми Апостол, Евангелие, но, естественно, не бывает входов (без священника). Вместо всех священнических возгласов произносится возглас – Молитвами Святых Отец наших. Святые Отцы – это духовенство. Не дерзая произнести возглас, мы призываем молитвы духовенства. Вместо ектении произносится Господи помилуй, вместо мирной - 12 раз Господи помилуй – Слава и ныне, вместо малой - 3 р. Господи помилуй, Слава и ныне, вместо просительной – тоже 12 раз Господи помилуй – Слава и ныне. Вот и все правила - очень просто. Вышла книга “Воскресная служба для тех, кто не может быть в храме” Данилов монастырь выпустил. Там как раз это все расписано: вечерня, повечерие, полунощница, утреня, часы, изобразительны, как раз для совершения их мирским чином воскресным со стихирами 6 гласа. Вполне допустимо дома совершать вечерню и утреню.


Тема: Благовещение

У нас для каждого большого значительного праздника у нас в Типиконе есть Марковы главы, означаются значком Марк-Мр. В них описываются правила соединения службы этого значительного праздника с теми или иными событиями других циклов, например, вне Великого поста этот праздник будет и как служить этот праздник в воскресенье, или попразднство этого праздника в воскресенье. Великим Постом число Марковых глав умножается, потому здесь не просто: воскресенье, а все воскресенье еще и разные: Крестопоклонная неделя, изнесение Креста; Вход Господень в Иерусалим, вообще двунадесятый праздник - все каждый раз по-разному. Поэтому число Марковых глав у нас же Обретения Главы Иоанна Предтечи 24 февраля, не 2-3 как в обычное время года бывает, а 15 глав. Еще больше Марковых глав у Благовещения - Благовещенские главы - так они называются. У всех праздников - Марковы главы, а у Благовещения - Благовещенские главы Типикона. Выделяют их в особую статью. Первые Благовещенские главы появились уже в Студийский уставах - очень рано - гораздо раньше Марковых. В самых ранних редакциях Студийского устава уже существовали. Угадайте, под каким числом они помещены в Типиконе? - 24 марта есть несколько глав Предпразднства Благовещения, остальные - с 25 и 26 марта. Благовещением может быть от 3-ей седмицы поста и доходить до Светлой седмицы, попадать на этот период. Сейчас Пасха - одна из самых поздних, еще бывает самая поздняя - 8 мая. Соответственно, Благовещение сейчас одно из самых ранних - в Крестопоклонную неделю, можем еще немножко раньше попадать. И, наоборот, в раннюю Пасху Благовещение попадает в Светлую седмицу, самая ранняя пасха 7 апреля или даже раньше. В связи с этим и число глав чрезвычайно разнообразно: Благовещение просто в будний постный день, Благовещение в Крестопоклонную неделю, в субботу Акафиста, например, Благовещение в другую субботу поста, Благовещение в недели 4 и 5 поста Иоанна Лествичника и Марии Египетской, когда эти службы можно спокойно отменить. Благовещение, начиная от Лазаревой Субботы, на каждый день - по-своему соединяется со службой Страстной седмицы, поэтому там свои Благовещенские главы на каждые дни Страстной седмицы, конец Благовещения в день Пасхи - Киреопасха, тоже особая глава, совпадение Благовещения с Пасхой, и, наконец, Благовещение на Светлой седмице - такой спектр. Мы не можем все это разобрать, сами можете этим заняться, мы разберем только сначала Благовещение в один из постных дней:

Как и в случае с полиелейным праздником здесь есть 2 варианта:

1) Благовещение в Понедельник и

2) Благовещение в другие дни.

- Если Благовещение в Понедельник, т.е. накануне - воскресенье, то мы можем вечером отслужить нормально Всенощную - будет обычная Всенощная - вечерня и утреня совершается обычная в неделю вечера, а уже в сам день Благовещения будут отслужены часы, после часов обязательно крестный ход, здесь можно отметить, что по уставу в году есть 2 обязательных крестных хода: Благовещенский и крестных ход в Светлую седмицу. Вот два обязательных крестных хода. Они есть уже в древнейших Типикона. Независимо от того, чему посвящен храм, на Благовещение обязательно должен быть крестный ход. Не все, к сожалению, это знают. Итак, крестный ход возник как обычай освящать монастырские угодья. На Афоне так и ходят: крестный ход на Светлой седмице устраивают только 1 раз в седмицу, не так как у нас - каждый день, но у них это крестный ход на много часов, не как у нас - на 5 минут, а часа на 4, на 3. Ходят по всем монастырским виноградникам, садам, читают молитвы, Евангелие, и все это весьма надолго, все это освящают. Вот такой же крестный ход устраивают на Благовещение. Соответственно - часы, затем крестный ход и, наконец, вечерня с литургией, если это обычный постный день, то с литургией Иоанна Златоуста. Вот порядок, в общем, служб. Когда Благовещение будет в понедельник, накануне - Всенощное примерно обычного типа с незначительными особенностями, на другой день: часы и вечерня с Литургией.

- Если Благовещение в другой какой-то день постный, то накануне у нас есть два варианта, как всегда, совершается Литургия Преждеосвященных Даров или нет. Здесь нужно отметить вот какую вещь: согласно Типикону накануне Благовещения ради предпразднства Благовещения Преждеосвященная Литургия должна быть отслужена обязательно, перед Благовещением. Великая вечерня со входом Благовещенская и ради праздника она должна увенчиваться Литургией Преждеосвященных Даров. Типикон дает 2 варианта: вечерня накануне с Литургией или без. А Всенощное бдение состоит из Великого повечерия, литии, благословения хлебов, и утрени, порядок ее такой же как у полиелейной Великопостной утрени, как мы только что записали. Утреня такая Великопостная: т.е. с полиелеем, но без праздничного окончания - будничная, ну а дальше - часы, крестный ход, вечерня и литургия.

- Если Благовещение состоится в какой-то день, когда положена литургия Василия Великого, совершается лития Василия Великого, более торжественно, даже лучше, более празднично. Вот такие общие правила у Благовещения.

- Если Благовещение случится в Великую пятницу - совершается лития Иоанна Златоуста. На утрене читается 13 Ев.:12 и Ев. Благовещения. Интересно соединение устава Благовещенской службы и службы Киреопасхи. Читайте.

Есть такой вопрос, как соединить Благовещение Триоди в этом году. В этом году Благовещение был на крестопоклонную неделю. Какой же был устав? Устав был такой: Благовещение соединяется с воскресной службой, по типу соединения службы Двунадесятого Богородичного праздника с воскресным днем, примерно также, как соединяются Рождество Богородицы с воскресеньем, или любой Богородичный праздник, примерно такой устав, Богородичный двунадесятый праздник с воскресным днем. Ну, и кроме того, после Великого славословия совершается чин изнесения Креста. Всенощная, Литургия была Василия Великого, поскольку это было воскресенье. Должен был бы совершаться крестный ход. Это ход в общих чертах, что вам нужно отметить. Если вам более подробно хочется узнать - откройте нужную Благовещенскую главу, открывайте 26 марта.

Благовещения предпразнство - 24 марта, отдается оно 26 марта на утрене. Интересно, почему? Потому что если Благовещение - постный день, а это скорее всего и будет постный день, в постный день литургии праздника не бывает, обычно - напомню вам - праздники двунадесятые отдаются на литургии. Обычно отдание праздника - это литургия - через неделю, скажем. Благовещение отдается не на литургии, а на утрене, поскольку 26 марта будет постным днем, литургии не будет. Но если вдруг случится, что Благовещение празднуется в пятницу, следующий день Суббота - 26 марта, то тогда Благовещение будет отдаваться на литургии. Если 26 марта - Суббота или воскресенье, то отдается Благовещение на литургии, а если 26 марта - постный день, то отдание бывает на утрене. Вот по поводу отдания Благовещения.

Мы переходим к кругу тем, связанных со Страстной седмицей. Считайте, что вкратце, в общих чертах мы разобрали богослужение Великого Поста, Великопостного цикла. Мы разобрали богослужение подготовительного к посту цикла, и сейчас мы переходим к циклу служб Страстной седмицы и Пасхи. Итак:

Тема: Лазарева Суббота

Вся 6 седмица Великого Поста уже отчасти посвящена празднованию Воскресения Лазаря. В текстах Триоди 6 седмицы Великого Поста многократно говорится о Лазаре, и описываются события, какие предшествовали этому чуду, говорится, что Господь получил известие о смерти Лазаря, как они с учениками собрались и пошли смотреть на его гроб, и т.д. Вся эта седмица не является предпразнством этого праздника, но уже в текстах содержится множество намеков на эти события. В пятницу на вечерне поется стихира 8 гласа “Душеполезную совершивши четыредесятницу” слова указывают на окончание Великого Поста. Начинается то, ради чего она устроена - празднование Страстей и Воскресения. Четыредесятница подготавливает нас к празднованию Страстей Христовых. На повечерии в эту пятницу поется канон на воскресение Лазаря, написанный Андреем Критским. Интересная особенность этого канона - он имеет вторую песнь.

Утреня Лазаревой Субботы. Бывают издания Постной Триоди, где от недели мытаря и фарисея до Великой Субботы все в одном томе помещено, но более распространено издание в 2 томах. Соответственно 2-й том Триоди начинается с Лазаревой Субботы - с утрени. Поскольку праздник чуда воскрешения Лазаря является прообразом чуда воскрешения Самого Христа, с одной стороны, а с другой стороны, поскольку на другой день за Лазаревой субботой будет празднование Господского праздника Входа Господня в Иерусалим, и все воскресные тексты в этот праздник отменяются, то в Лазареву субботу поются кроме песнопений, посвященных воскрешению Лазаря, некоторые воскресные песнопения. Во-первых, поскольку воскрешение Лазаря есть прообраз Воскресения Христова, во-вторых, постольку эти песнопения перенесены как бы с воскресного дня. Итак, иными словам, утреня Лазаревой Субботы имеет ряд воскресных песнопений, содержит ряд воскресных песнопений, что сближает ее отчасти с воскресной утреней. Эта утреня славословная. Полиелей поется только в храме, посвященном Лазарю, - если храм Лазаревский, то будет полиелей, а так - славословие.

Порядок утрени. После двупсалмия, шестопсалмия, мирной ектеньи, Бог Господь и тропарь на Бог Господь трижды: “Общее Воскресение прежде Твоея страсти». Итак, из тропаря следует, что события Воскрешения Лазаря и Вход Господень в Иерусалим, тесно связаны - чуть ли не одно событие даже. Но ведь Евангелие от Иоанна, мы знаем, говорит, что между чудом воскрешения Лазаря и Входом Господним в Иерусалим прошло немалое время, 11 гл. от Иоанна 54 стих. “Иисус же ктому не яве хождаше во иудеех, но иде оттуду во страну близ пустыни, во Ефрем нарицаемый град и ту хождаше со ученики своими. Итак, после того, как Господь воскресил Лазаря, он удалился в Ефраим и там достаточно долгое время пребывал с учениками. Но мы из богослужений видим и из текстов и из самого положения этого праздника непосредственно перед Входом Господним в Иерусалим, что эти события... Не надо думать, что составители богослужебных последований знали Евангелие хуже нас. Но зачем же они так сделали? Это нам объясняет синаксарь на Лазареву субботу, где говорится, что эти события между собой тесно связаны внутренне, о чем нам и говорит само Евангелие и Синаксарь о Входе Господнем в Иерусалим. В Евангелии от Иоанна мы видим, что многие уверовали во Христа из-за воскрешения Лазаря. И именно ради воскрешения Лазаря, собственно, и пришли встречать Иисуса огромные толпы народа. Вот говорит Евангелие от Иоанна 12 глава: ... приидоша не Иисуса ради токмо, но да и Лазаря видят, егоже воскреси от мертвых. Так многие уверовали во Христа по причине воскрешения Им Лазаря и для этого пришли встречать Его, поэтому и празднии тесно связаны между собой, поэтому они и празднуются один за другим, поэтому и в текстах прослеживается тесная связь этих двух событий. После тропаря читается кафизма, и после кафизмы - седален, затем читается вторая кафизма в субботу 2-й кафизмой у нас бывают “Непорочны” всегда - 17 кафизма. Она читается как обычная кафизма, затем после нее вместо малой ектении сразу поются тропари воскресные “Благословен еси, Господи”, “Ангельский собор удивися”. К кафизме именно воскресные тропари к “Непорочным”. Во время этих тропарей совершается каждение всего храма, затем малая ектения и седален, затем поется “Воскресение Христов видевше”. Это вторая воскресная особенность утрени Лазаревой Субботы, и читают 50 псалом. Затем поется канон. Канон утрени Лазаревой Субботы составлен из нескольких текстов. В его основе лежат 2 четверопеснца Косьмы Маюмского и Иоанна Дамаскина. Итак, Косьма и Иоанн (палестинские гимнографы VIII в.) изначально писали по четверопеснцу на этот праздник, а затем более поздние студийские гимнографы дописали этот канон до полного - Феофан и другой Иоанн. Получается, что у этого канона 4 автора - 2 четверопеснца и 2 автора, которые этот канон дописали. Таков канон Лазаревой Субботы. Канон поется с катавасиями, по 3-й песни - седален, по 6-й кондак и икос, на 8-й песни - не бывает пения “Честнейшую”. Начиная с Лазаревой Субботы и до понедельника второй седмицы после Антипасхи, до понедельника второй седмицы по Пасхе отменяется пение “Честнейшую”. Это припевы библейской песни Божьей Матери “Величит душа моя Господа”. А начиная от Лазаревой Субботы и до Антипасхи, канон поется не с библейскими песнями, а с припевами специальными: на Страстной седмице это припев: “Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе”, на Пасху это будет припев “Христос воскресе из мертвых”. Поскольку канон без библейских песен, постольку отменяется “Честнейшую”. Единственный раз, когда за эти 2 недели - Страстную и Светлую - употребляется по Уставу Библейские песни - это Великая Суббота, и они поются там не на утрене, а на полунощнице. Мы к этому вопросу вернемся. Далее возглашается: “Свят Господь Бог наш” - 3-я воскресная особенность, и затем эксапостиларий, затем Хвалитные псалмы, стихиры - Стихир хвалитных 8, не 4, не 6, а 8, как бывает только в воскресные дни. Это еще одна особенность (4-я). При этом стихов у нас только 6 в Часослове, нужны еще 2 дополнительных стиха. Так вот эти два дополнительных стиха тоже воскресные: “Воскресни, Боже мой, да вознесется рука Твоя, не забуди убогих Твоих до конца, “Исповемся Тебе, Господи, всем сердцем моим, повем вся чудеса Твоя”. Два воскресных стиха. Стихир не 6, а 8, и стихи дополнительные - воскресные - вот еще одна воскресная дополнительная особенность. Наконец, на И ныне - на Хвалитех поется воскресный Богородичен - “Преблагословенна еси, Богородице Дево”. Этот Богородичен бывает только на воскресных утренях, на воскресных Всенощных. Вот еще одна воскресная особенность. Давайте еще раз вспомним:

1) тропари по непорочных

2) Воскресение Христово видевше

3) Свят Господь Бог наш

4) 8 стихир на Хвалитех с воскресными стихами

5) на И ныне - Преблагословенна еси Богородице Дево, поем Тя.

Затем славословие великое, тропарь, ектении. Вот порядок утрени на Лазареву субботу.

Литургия Иоанна Златоуста совершается. Вместо Трисвятого поется “Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся. Аллилуйа”. Лазарева Суббота наряду с Великой субботой была в Византии одним из основных крещальных дней - дней, когда совершается Таинство Крещения. В Великую Субботу старались крестить взрослых и подростков. В основном крестили в Византии детей около 3 лет - вот таких старались крестить в Великую Субботу, а более маленьких если крестили, то старались крестить в Лазареву. В Великую Субботу - мы это увидим - совершались специальные чины, связанные с Крещением, сразу же наставления произносились, поучения традиционные, а в Лазареву субботу крестили детишек маленьких, которым были безразличны поучения, и поэтому на литургии вместо Трисвятого поется “Елицы” - перед литургией, потому что совершалось Таинство Крещения детей в Лазареву субботу. Крещальный прокимен “Господь просвещение мое и Спаситель мой, кого убоюся” (Пс. 26). Просвещение - это термин для обозначения Таинства Крещения в Византии. Таинство просвещения человека, вот почему прокимен “Господь просвещение мое”. Именно поэтому, потому что он крещальный прокимен, он попал в чин малого освящения воды, вы знаете, в чине малого освящения воды, тоже этот прокимен, который связан с Таинством Крещения; затем Апостол Послание к Евреям 133 зачало и Аллилуйя с воскресными стихами: Господь воцарися в лепоту облечеся и т.д. Аллилуарий с воскресными стихами - вот можно тоже отметить особенность, сближающую службу с воскресной. Евангелие от Иоанна 39 зачало - рассказ о воскрешении Лазаря. Хотя нигде в Типиконе не указано, на Литургии поется Задостойник, хотя это нигде не отмечается, это исключительно традиционное - Задостойник на Лазареву субботу. Единственная полуофициальная книга, где говорится о том, что надо петь задостойник на Лазареву субботу - это Обиход. Задостойник - это ирмос 9 песни первого четверопеснца - “Чистую славно почтим”. Дается каждому брату по 3 онгии икры на трапезе. Почему икру едят на Лазареву? С одной стороны - это еще не праздник, не Вход Господень в Иерусалим, но вот уже как бы предпразднование, т.е. разрешение на рыбу - рыбная икра. Воскрешение Лазаря прообразует Пасху, а главным стимулом пасхальной Трапезы является яйцо, поэтому на Лазареву субботу прообраз яйца - икринка.

Тема: Вход Господень в Иерусалим

Один из двунадесятых праздников, один из 3-х переходящих двунадесятых праздников. Из двенадцати двунадесятых праздников 3 - переходящие: Вход Господень в Иерусалим, Вознесение и Пятидесятница. Пасха к Двунадесятым праздникам не относится. Поскольку праздник двунадесятый и Господский при этом, то по общему правилу воскресная служба отменяется, воскресная служба не поется. Это мы видели: воскресные тексты перенесены частично на Лазареву субботу.

Этот праздник имеет 2 отпустительных тропаря - единственный двунадесятый праздник с двумя отпустительными тропарями. Первый - “Общее Воскресение прежде Твоея страсти”, второй - “Спогребшеся Тебе Крещением Христе Боже наш”. Почему идет речь только о Крещении? Потому что в Лазареву субботу крестили младенцев, и многие христиане были крещены в субботу Лазареву, многие в этот день праздновали Крещение.

Как на вечерне, так и на утрене многократно повторяется стихира “Днесь благодать Святаго Духа нас собра”. Немножко странный текст. Откуда нас собрала благодать Святаго Духа? С одной стороны, можно усмотреть связь с очень древним богословием - богословием молитв 1, 2, 3 веков, которые мы находим в Дидахи, в Евхологии Серапиона, в древних христианских текстах, богословие, которое можно вот как кратко охарактеризовать: это богословие выражает собрание Церкви воедино... Как церкви собраться вместе? Только в Царствии Божием. Итак, когда мы молимся о собрании Церкви воедино, согласно древнему богословию - мы молимся о собрании в Царствии Небесном, иными словами, об освящении Церкви, об освящении верующих. Здесь может быть аллюзия на этот богословский момент, потому что стихира весьма и весьма древняя. И тогда здесь можно усмотреть связь с таинством Крещения. Это с одной стороны. Мне кажется, что это объяснение более логично, но есть и иное объяснение, вот какое. На время Великого Поста в некоторых монастырях Египта и Палестины существовал обычай уходить в пустыню, а затем из пустыни возвращался народ, и вот как раз ко Входу Господню в Иерусалим, но это мы видим... люди разошлись, а потом собрались вместе - “Днесь благодать Святаго Духа нас собра”, стихира. А дальше уже понятно - речь идет о Входе Господнем в Иерусалим “Благословен Грядый во Имя Господне”. Эта стихира поется помимо праздника Вход Господень в Иерусалим, когда бывают церковные соборы, на архиерейских соборах поется вначале. Повторяется многократно: она поется на Господи воззвах дважды, затем на Славу и ныне - она же поется по уставу; она же поется на Славу и ныне - на стиховне, и, наконец, она поется по 50 псалме на утрене и всего повторяется 7 раз. Многократно повторяется. Стихира эта очень древняя, гораздо древнее других стихир на этой службе. Наверное, такая же древняя, как тропарь Пасхи “Христос воскресе из мертвых” (IV в.). 3 паремии:

1) Бытие 49 глава. О благословении Иаковом, Ветхозаветным патриархом, своих сыновей, но не всех, а Иуды, от которого произошел Христос по человечеству,

2) Пророка Софронии, 3 гл.: “Так глаголет Господь: радуйся дщи Сионова” “Воцарися Господь посреде тебе”. О пришествии Господа в Иерусалим: радуйся Иерусалим, ибо приходит твой Господь,

3) пророка Захарии 9 гл.: “Тако глаголет Господь, радуйся дщи Сионя” Уже абсолютно во всех деталях в этих пророчествах описывается Вход Господень в Иерусалим. Входит в Иерусалим Господь Царь, сидя на подъяремном.

Сама Всенощная особенных отличий не имеет в порядке. Порядок такой, как и в других двунадесятых праздниках, единственно, что следует указать: по Евангелии (83 зачало от Матфея) Воскресение Христово не поется, 50 псалом и после него бывает благословение ваий и молитва: иерей кадит ваии, и читает молитву “Господи Боже наш, седяй на Херувиме, восставивый силу своему Сыну Господу нашему Иисусу Христа...”

После этого все подходят целовать Евангелие, а настоятель раздает народу вайи. На Афоне например, не просто раздает молча, но говорит: “С воскресением”. У нас обычно вайи все носят с собой. Народ более предусмотрительный. Можно отметить вот что. В русской практике есть окропление водой, хотя это нигде не указано и совсем необязательно. Вайи по уставу нужно держать в руках до причащения. Тем самым мы ждем Христа, как же самые еврейские дети, мы исповедывали, что Христос - истинное Тело и Кровь Христа - Сам Христос приходит в причащении - не какой-то символ, а Сам Христос. Мы Его встретили. И на этом заканчивается сюжет. Отсюда следует, что после литургии вайи освящать не только не нужно, но даже не очень правильно. Хотя многие просят. И в самой молитве это четко сказано: в предпраздновании. ну, и можно, наверно, снисходить к немощам людей, которые хотят вайи освятить. Смысл понятен, это литургический символ: мы встречаем Христа, пока он не придет, а Он приходит на литургии. Если человек не ходит в Церковь, и пришел в конце Литургии с вайями, зачем их ему освящать? Для церковных людей это понятно, зачем нужно. Тем самым мы приобщаемся к тому самому древнему событию, соучаствуем. Это очень важно, но если человек не ходит в Церковь ему не все ли равно? Именно эта молитва читается на Всенощной, чтобы мы всю службу приобщались к этому событию.

Далее поются припевы по 50 псалме, “Слава и ныне”, стих “Помилуй мя Боже” и стихира по 50 псалме “Днесь благодать Святаго Духа нас собра” все та же самая стихира, затем канон, полный канон, автор его Косьма Маюмский. Начиная с Лазаревой Субботы, - мы видели там уже был четверопеснец Косьмы - всю Страстную седмицу у нас будут каноны Косьмы Маюмского. Косьма Маюмский - величайший гимнограф.

В современной традиции канон поется только на Пасху, в некоторых храмах поют каноны и в другие праздники - и на Рождество поют, где 2 хора есть и на Благовещение где-то поют. Но все-таки это не повсеместная практика. Повсеместная практика - на Пасху все поют, а в другие праздники - как получится. Можете себе отметить, что у старообрядцев в повсеместной практике - петь канон на Пасху и на Вербное тоже. И на самом деле это очень реально - он очень короткий, в каждой песни всего по 2-3 тропаря, можно спеть даже на один хор. По 3-ей песни канона есть ипакои, что свидетельствует о важности праздника. Ипакои бывают только на воскресной службе, там они находятся после Евангелия, и в самые большие праздники по 3-ей песни канона. Вот так у Входа Господня в Иерусалим по 3-ей песни канона - ипакои, по 6 песни - кондак “На престоле, на небеси” и икос. “Честнейшую” не поется, это мы уже отметили, после 9 песни поется “Свят, Господь Бог наш”, наверное, единственный воскресный элемент остался, и нет эксапостилария - это единственный день в году, вообще, когда нет эксапостилария, что тоже странно, потому что в греческой Триоди эксапостиларий есть. На Хвалитех 6 стихир, а не 8, не по воскресному чину, а по праздничному, Славословие, тропарь, ектении, крестный ход, тоже должен совершаться, на литургии - праздничные антифоны, как и всегда в Господский праздник, входное, прокимен - “Благословен Грядый во имя Господне” Апостол послание к филиппийцам, 247 зачало, Аллилуарий, Евангелие, задостойник, на трапезе - утешение - едим рыбу и вино пием, благодаряще Бога. Вот такой праздник.

Отдание праздника бывает вечером на вечерне в этот же день, даже не на утрене, как на Благовещение, а в этот же день на вечерне. Вечерня на Вход Господень в Иерусалим. На “Господи, воззвах” 6 стихир. Вместо великого прокимна, к которому мы уже привыкли за время Великого Поста, обычный прокимен дня. На стиховне стихиры - первая - Входа Господня в Иерусалим, а две другие - посвященные страстям Христовым, на Слава и ныне - снова Входа Господня в Иерусалим, т.е. такая тематика: еще Вход Господень в Иерусалим, но уже начинается тематика Страстей. Окончание вечерни - как и всегда в неделю вечера Великого Поста: тропари, 40 раз “Господи, помилуй”, 3 земных поклона и отпуст. На этом заканчивается вечерня.

В этот день положено малое повечерие с трипеснцем Андрея Критского. Мы видим, что почти каждый день в Страстной седмице в Триоди 2 канона: один - для утрени, другой - для повечерия накануне. Утренние каноны принадлежат Косьме Маюмскому, а каноны на повечерии в большинстве своем принадлежат Андрею Критскому, т.о. другой величайший гимнограф Андрей Критский тоже присутствует в Страстных богослужениях. В некоторых храмах, поскольку повечерия не служат, их переносят и поют или читают вместе с канонами утрени, соединяют канон повечерия вместе с канонами утрени. Это совсем нехорошо, поскольку они и с литературной содержательной точки зрения весьма различны - сочинения Андрея Критского и Косьмы Маюмского. Лучше было бы просто прочесть этот канон перед утреней, а затем начать утреню. Есть канон, зачем его куда-то вставлять? Ну, и конечно, нехорошо сокращать трипеснцы Андрея Критского. Почему-то Великий канон Андрей Критского все обязательно вычитывают сначала и до конца. Не так уже много у нас песнопений Андрея Критского осталось - и так спокойно их выкидывать.

Тема: Богослужение Великих Понедельника, Вторника и Среды

Хотя мы отметили, что в пятницу накануне Лазаревой поется стихира об окончании Великого Поста - “Душеполезно совершивши четыредесятницу”, т.е. пост закончился, но в эти 3 дня в Понедельник, Вторник и Среду служба снова совершается по Великопостному уставу. Более того, в Великую Среду настоятель просит прощения у братии во всем, чем он согрешил во время Великого Поста, тем самым получается такая двоякость в определении границ Великого Поста: то ли он оканчивается перед Лазаревой субботой, то ли он оканчивается в Великую Среду. С одной стороны пост заканчивается у нас празднованием Страстей, а Лазарева Суббота уже отчасти относится к событиям Страстей Господних, тем более Вход Господень в Иерусалим. С другой стороны, все-таки главное событие - Тайная Вечеря, Распятие Христово и Воскресение. Поэтому, такая двоякая ситуация - она оправдана. Служится по Великопостному типу, но не совсем, а с рядом каких-то отличий.

Основное тематическое содержание этих служб: воспоминание тех слов, которые говорит Христос перед Своими Страстями в последние дни. Что мы узнаем из Евангелия? Что после Входа Господня в Иерусалим Христос каждый день пребывал в храме и учил в притчах. После того, как Он пришел в Иерусалим, Он входит не просто, а чтобы умереть. После этого Он каждый день ходил в Храм учить народ в течение трех дней. Это - в общем. А в частности - в каждый из 3-х дней есть своя специальная тематика: в Понедельник особым образом вспоминается чудо о проклятии смоковницы, когда Господь, идя в Храм, увидел смоковницу неплодную и проклял ее, и она высохла. Здесь я еще раз хочу напомнить вам про синаксари: по 6 песни канона на каждый день Страстной седмицы есть специальный синаксарь. Они очень глубокие и с богословской точки зрения, и интересны по содержанию. Рекомендую вам с ними ознакомиться. Вполне можно разобраться, тем более что есть русский перевод. Здесь разбираются подробно все эти события, их символика. Это первая тема понедельника, вторая тема понедельника - это воспоминание Иосифа Прекрасного (которого братья продали в рабство). Как Христа продали, так и Иосифа. Иосиф прообразует Христа. Во Вторник вспоминается притча о 10 девах, в среду - предательство Иуды, с одной стороны, а с другой стороны, оно противопоставляется тому, как грешница помазала Христа миром, приготовив его к погребению.

Теперь перейдем к рассмотрению самих служб. Утреня Великого Понедельника начинается, как обычно, после Аллилуйа поется трижды тропарь “Се Жених грядет в полунощи…  …Свят, Свят, свят Боже, Богородицею помилуй нас”. Здесь у нас какая притча вспоминается? О 10 девах. Этот тропарь более подходит к Великому Вторнику, ну, и вообще подходит ко всем этим трем дням, поэтому он поется все эти три дня - в Понедельник, Вторник и Среду. Окончание его характерно для какого жанра? На самом деле можно сказать, что это троичен: он поется трижды и заменяет собой тот обычный троичен, какой мы имеем на Великопостной службе. В некоторых храмах совершается каждение храма. В Типиконе это указано. Затем читается кафизма, далее седален, и, наконец, после кафизм читается Евангелие - вот особенность - на Страстной Седмице на каждой утрени, на каждой вечерне читается Евангелие, причем какое Евангелие? Евангелие о событиях этого времени, например, Евангелие на утрене в Понедельник говорит нам, что произошло в Понедельник с утра, на вечерне Евангелие говорит нам, что произошло вечером и т.д. У нас в Москве распространена практика служить утреню с вечера, а вечерню утром, получается некоторая аберрация: то, что произошло, например, в Великую Среду с утра, об этом мы узнаем в Великий Вторник вечером, а то, что произошло в Среду вечером мы узнаем в Среду с утра. Немножко печально, но ничего не поделаешь. Эта проблема, которая требует решения, но решения однозначного нет. В некоторых храмах служат на Страстной, как на 1 седмице поста утреню с утра, потом сразу часы и вечерню. Вот это было бы решением.

Поскольку Минея, начиная с Лазаревой Субботы отменяется - 2 недели Минея не поется, а куда девать эти службы Минеи - по уставу - где они должны быть? Поскольку Минеи нет, то канон состоит из трех песен: 1, 8, 9 песни. Трипеснец Косьмы Маюмского. После 1-й песни Трипеснца - ектения по 6 песни канона, почему по 6, потому что никаких других нет, и после этой ектении - кондак и икос, как обычно бывают по 6 песни, синаксарь, затем 8 песнь, “Честнейшую” не поется, 9 песнь, после малой ектении - эксапостиларий “Чертог Твой вижу, Спасе мой украшенный” поется по уставу трижды, стихиры на Халитех, после которых читается будничное славословие, затем стихиры на стиховне. Далее обычное постовое окончание утрени (великопостной).

Информация в лекции "Система психических процессов" поможет Вам.

Часы по Великопостному уставу с кафизмами на 3 и 6 часах, но кроме кафизм и паремий на 6 часе на часах читается Евангелие - все целиком, начиная с самого 1 зачала от Матфея, заканчивая Евангелием от Иоанна перед Прощальной беседой 17 главы, т.е. до Прощальной беседы Христа с учениками доходит и на этом останавливается. В чем смысл такого чтений Евангелия на Часах Страстной Седмицы в первые дни, которых не было до XIV-XV вв. Эта практика одна из самых поздних. Одно из самых поздних Евангелий нашего устава - Евангелие на Страстной седмице. Они призваны изобразить символически Христа, учащего в храме, Евангелие - слово Божие, поэтому когда мы слышим Евангелие - с нами говорит Сам Христос. Что получается? Человек заходит в Церковь и видит храм, и в храме он слышит слово Божие - заходит в храм и слышит учащего там Христа - вот символика этих Евангелий, почему они читаются на часах. Утреня заканчивается на рассвете, вечерня начинается вечером. Весь день, весь этот промежуток заполнен Евангелием. Понятно, что такое осуществимо только в монастыре, где монахи могут на всю Страстную седмицу послушания отложить и заняться молитвами. На приходах это неосуществимо, поэтому достаточно давно возник обычай Евангелие начинать вычитывать заранее. В большинстве храмов и даже на Афоне сейчас во многих местах Евангелие начинают читать заранее. Обычай этот - весьма распространенный, но он разрушает символику чтения. Имеется определенная символика, когда в другие дни церковного года читают обычные часы, а в эти дни именно часы, во время которых мы слышим как бы Самого Христа в храме. А когда уже начинаем Евангелие читать на Часах, уже со 2 седмицы поста, или с 6 седмицы - заранее, то эта символика полностью теряется, получается, что просто это какой-то элемент Великопостной службы - читать Евангелие на часах. Мне представляется, что лучше меньше прочитать на Страстной седмице, необязательно все Евангелие прочитывать: Евангелие и так прочитывается за год на Литургии. Лучше почитать поменьше на Страстной, чтобы народ мог работать, но не разрушать эту символику. Святые Отцы Евангелия из постных служб убрали, а мы его туда обратно вставляем. На вечерне - вместо обычных постовых Бытия и Притчей на Страстной мы читаем Исход и Иова, соответственно вместо пророчества книги Исаии на 6-м часе - пророчества книги Иезекииля, вместо законоучительного Бытия - законоучительный Исход, наконец, вместо нравоучительных Притчей - нравоучительный Иов, ну и дальше Литургия.

На вечерне в Понедельник Евангелие от Матфея, зачало 98 о конце света учение Христа, Он не только в храме учил, это беседы Его с учениками. Вечерня соединяется с Литургией Преждеосвященных Даров.

На повечерии - повечерие Великое положено, на повечерии опять трипеснец Андрея Критского.

Утреня Великого Вторника - абсолютно тот же порядок, что и в Понедельник, но другое Евангелие - Матфея 90 - 96 зачала, 22-23 глл.: Господа искушают фарисеи с саддукеями и затем разные притчи Господа, например, о 10 девах и обличение книжников и фарисеев, Он в ответ их опровергает, говорит им притчи, и, наконец, говорит им обличение. Любопытная особенность: здесь у нас не трипеснец, а двупеснец. Поэтому, после молитвы “Спаси, Боже, люди Твоя” перед каноном читается ектения по 6 песни канона. Вечером опять Преждеосвященная Литургия, на повечерии снова трипеснец Андрея Критского.

Богослужение Великой Среды. Утреня имеет тот же порядок, что и в Великий Понедельник, евангелие от Иоанна - 41, 42, 43 зачало: эллины спрашивают про Христа, и Христос говорит уже явно о Своей близкой смерти. Трипеснец Косьмы Маюмского, все, в общем, как в Великий Понедельник. По окончании изобразительных в этот день настоятель выходит в середину храма и говорит “Благословите, отцы святии, простите мне грешному, яже согреших во все дни жизни моей...” На вечерне - последняя Преждеосвященная литургия в этом году. Следующая будет только через год в следующий Великий Пост. В эту Великую Среду среди прочих стихир присутствуют стихиры инокини Кассии, известной женщины-гимнографа. Она написала, в частности, стихиры на Рождество “Августе, единоначальствующему земли”, стихиру в Великую Среду - “Господи, яже вомногия грехи впадшая жена”. Единственная женщина-гимнограф. В богословских трудах есть про нее. На вечерне Евангелие от Матфея 108 зачало и дальше, о том, как грешница омыла Христа миром. Еще раз обращаю ваше внимание, что есть два вида Евангелия в эти 3 дня Страстной седмицы. С одной стороны, Евангелие утреннее и вечернее, рассказывает о том, что произошло именно в тот или иной момент на Страстной седмице. С другой стороны, Евангелие на Часах, которое имеет исключительно изобразительный характер, они изображают учащего Христа, не так важно какой момент читается - начало, конец, середина, главное - это изображение учащего Христа. Два разных Евангелия.

Поскольку в Великую Среду пост уже закончился, вечером в этот день повечерие не Великое, а Малое. На нем поется Трипеснец Андрея Критского о Тайной Вечере - очень красивый трипеснец. Все тексты Страстной седмицы изумительной красоты.

Свежие статьи
Популярно сейчас
Почему делать на заказ в разы дороже, чем купить готовую учебную работу на СтудИзбе? Наши учебные работы продаются каждый год, тогда как большинство заказов выполняются с нуля. Найдите подходящий учебный материал на СтудИзбе!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5167
Авторов
на СтудИзбе
437
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее