Популярные услуги

Главная » Лекции » Религиоведение » Лекции по истории религий » Протестантизм и его разновидности

Протестантизм и его разновидности

2021-03-09СтудИзба

Лекция 8. Направления в христианстве: протестантизм и его разновидности.

Реформация и ранний протестантизм.

В 1546 г. перед Консисторией (органом руководства религиозной общиной) Женевы предстали два глав­ных сановника города. Они обвинялись... в участии в танцах. Нелегко было этим солидным людям прино­сить публичное покаяние за свой грех... Вот уже пять лет как в городе-государстве утвердилось чрезвычайно влиятельное положение (фактически полная власть) одного из проте­стантских вождей Жана Кальвина. Он попал сюда случайно: будучи про­ездом, остался, следуя уговору одного проповедника, и, как выяснилось, навсегда. Этот человек был хил и слаб от природы, но необыкновенно си­лен духом, умен, последователен, фанатичен и жесток. Именно он в ко­роткий срок абсолютно изменил образ жизни горожан. Еще вечер, но на улицах нет прохожих, закрыты почти все трактиры, не звучит музыка, запрещены танцы и театр, азартные игры. Не дай Бог кому-нибудь одеться ярко или богаче других! Завтра с раннего утра женевцы начнут добросовестно трудиться. Кто имеет успех в своем деле, будет считать­ся отмеченным Богом. Труд, скромность, бережливость, вера и нрав­ственность — вот главные лозунги Кальвина. Крайность, чудачество, фанатизм - так выглядит учение Кальвина.. Отчасти да. Но, по сути, это начало новой цивилизации, развитую стадию которой мы ви­дим сейчас в Западной Европе и в Северной Америке. Кальвин, как и многие его сторонники — вожди нового протестантского направления в христианстве — заложили идейную основу капиталистического укла­да жизни. Именно деятельность миллионов безвестных людей, повино­вавшихся религиозному долгу и считавших самым главным в своей жиз­ни скромный, упорный труд, успешное предпринимательство, — заложила основу богатства и огромных достижений этой цивилизации.

Реформация (от лат. геformatio преобразование, исправ­ление) — это широкое общественное и духовное движение, получившее наибольшее развитие в XV в., направленное против католичества. Цель Реформации — исправление, рефор­мирование христианства, возвращение его к первоначальным апостольским идеалам. Многих людей той эпохи возмущало богатство церкви, злоупотребления и ханжество священников, аморальность некоторых римских пап и многое-многое другое. Недовольные находились и в среде самого католического ду­ховенства. Из истории вы наверняка помните Яна Гуса, со­жженного на костре за еретические взгляды и породившего своим учением целую серию гуситских войн в Чехии в первой половине XV в.

Огромное влияние на духовные искания XV—XVI вв. ока­зало учение гуманизма (от лат. Humanias -  человечность). В его основе лежит положение о том, что человек ценен сам по себе. Именно он, человек, со своим человеческим поведением, с талантами и слабостями находится в центре философской си­стемы гуманизма. Высшая ценность — это человеческая жизнь, разум, с помощью которого можно постичь весь мир и законы его существования. Гуманизм стал связующим звеном между философией античности и веком Ренессанса (Возрождения). Из гуманизма выросло учение философов-просветителей XVIII в. Основоположниками гуманизма были Данте, Петрар­ка, Бокаччо, Лоренцо Балла, Мишель де Монтень, Томас Мор и многие другие. Очень глубокие корни пустил гуманизм в Гер­мании (особенно в крупнейших университетах), в этой стране он и перешел постепенно в церковную Реформацию. Возникновению Реформации и протестантизма предше­ствовали не только духовные, но и социально-экономические предпосылки. Для Европы это время ознаменовалось глубо­ким кризисом феодальной системы, зарождением капиталис­тического уклада. Доживала свой век «Священная Римская Империя германской нации», рушились многие привычные устои жизни, назревали первые буржуазные революции. Преобразующую роль в жизни европейцев сыграли Великие гео­графические открытия, изобретение книгопечатания.

Обычно начало Реформации и протестантизма связывают с конкретной датой и конкретным событием (конечно, это несколько условно). В 1517 г. в Германии шла широкая прода­жа индульгенций (вспомните предыдущую тему), средства от которой католическая церковь намеревалась направить на строительство Собора св. Петра в Риме. С этой целью в г. Виттенберг приехал доминиканский монах, который сумел со­брать с горожан немалые деньги. Миссия доминиканца и стала поводом для резкого выступления местного священника и про­фессора богословия Мартина Лютера, который в знак проте­ста 31 октября 1517 г. запер свой храм и прибил на дверь зна­менитые 95 тезисов, осуждавших продажу индульгенций. Первоначально Лютер, вероятно, не предполагал становиться рас­кольником церкви: сам ход истории вывел его на эту роль. По меткому выражению Ф. Энгельса, выступление священника стало «ударом молнии в бочку пороха». Вызванный вскоре папой Львом X для разбирательства, Лютер отказался явить­ся в Рим и публично сжег папскую буллу (грамоту), отлуча­ющую его от церкви. Затем деятельность «вероотступника» была осуждена на соборе в городе Вормсе, а германский им­ператор Карл V Габсбург объявил его вне закона. Озлобление было столь сильно, что Карл решил убить Лютера со всеми сторонниками. В ответ на это несколько германских князей и городов объявили протест, защитив реформатора. С этого момента к сторонникам Лютера стал применяться термин про­тестанты, от которого все течение получило название про­тестантизм. Это название наполнилось позже более широ­ким смыслом, как протест против католической церкви и власти папы.

После этих бурных событий, расколовших общество, Лю­тер не только продолжал развивать свое учение, но и призвал к широкому обновлению церкви, возврату ее к апостольским временам раннего христианства. Мартин Лютер был не толь­ко великим теологом и реформатором церкви, но и переводчиком Библии на родной язык, внесшим большой вклад в раз­витие немецкого языка, а кроме того — теоретиком музыки, композитором (автором хоралов и религиозных песен, осно­ванных на немецком фольклоре), т.е. очень талантливым и разносторонним человеком.

Новое течение было официально оформлено в 1521 г. в виде документа «Аугсбургское исповедание», которое составил друг, последователь и систематизатор учения Лютера- Филипп Меланхтон. Еще более радикальными оказались последователи М. Лю­тера в Швейцарии - Жан Кальвин и Ульрих Цвингли. Оба они пришли к выводам о необходимости религиозной рефор­мы самостоятельно и помимо Лютера. Кальвину удалось ре­ализовать свое учение в свободном швейцарском городе-госу­дарстве Женеве, а Цвингли развернул деятельность в Цюрихе. Последний пошел очень далеко: он закрыл все монастыри, отменил мессу, изгнал из церквей живопись и музыку. Богат­ства церкви он пускал на медицину, благотворительность и об­разование. Цвингли полемизировал не только с католиками, но и с протестантами, в том числе и с Лютером, считая, что они остановились в реформах на полпути. Цвингли погиб в сраже­нии с католиками, сопровождая войско протестантов в каче­стве священника. Кальвин был не только смелым реформато­ром, но и одним из первых протестантских богословов, оставившим 59 томов своих произведений. Его учение отли­чалось от других важным положением «об абсолютном пре­допределении», то есть о том, что посмертная судьба каждо­го человека уже заранее предопределена Богом. Реформация в Германии породила в 1524—1529 гг. крово­пролитную крестьянскую войну, вождем которой стал Томас Мюнцер, находившийся под влиянием идей Лютера и чешс­ких таборитов (вспомните историю средних веков). Реформа­ция толкнула Мюнцера на борьбу за всеобщую социальную справедливость в защиту бедных и обездоленных. Большинство реформаторов — протестантов осудили Мюнцера за ра­дикализм его взглядов и кровопролитие.

Католическая церковь пыталась пойти на незначительные уступки, одновременно усиливая террор против непримиримых деятелей Реформации. Не случайно именно в это время был создан монашеский орден иезуитов (см. предыдущую тему).

Рекомендуемые материалы

Характерные черты и принципы вероучения протестантизма.

Несмотря на то, что между учениями различных направ­лений протестантизма существует большая разница, можно выделить основное исходное ядро этого учения. Вот в чем оно заключается.

1. Католическая и православная церкви признают как Свя­щенное писание (Библию), так и Священное Предание (уче­ние о церкви, богослужении, жития святых, произведения Отцов церкви, святителей, т.е. все то, что было выработано в письменной или устной форме за длительную историю церк­ви помимо Библии). Разница между православием и католицизмом в плане признания Священного предания с весьма существенна, так как Католики признают решения 21 Вселенского собора, в отличие от православия, признающего решения первых семи соборов раннего христианства. Протестантизм же, в отличие и от православия, и от католицизма признает исключитель­но Священное писание, предание же, созданное людьми, с точки зрения протестантов, не является истинным. Лютер, например, считал, что в учении церкви правильно все, что не противоречит. Писанию. Цвингли шел еще дальше, утверж­дая: истинно только то, что подтверждено Библией. Лишь Библия является вечным источником Божественной мудрости. Это сам «голос Божий», обращенный к людям. Следовательно, надо максимально бережно и внимательно относиться к каждому слову, каждой букве Писания. Имен­но поэтому первые протестанты немедленно принялись за пе­ревод Библии с латыни на все европейские языки.

2. Протестанты утверждают, что человека могут оправдать и спасти не молитвы, не исполнение обрядов, не «сверхдолжные дела», не благодать священников, а личная вера в Бога.

Догмат «оправдания одной верой» центральная идея протестан­тизма, впервые сформулированная М. Лютером. Трудно сказать, что именно подтолкнуло великого богосло­ва к этому заключению. Скорее всего это была его собствен­ная непростая жизнь, полная упорного духовного поиска, ра­зочарований и тяжелых кризисов. Безуспешно ища путь к спасению в монастыре он сделал для себя важный вывод: че­ловек слишком слаб, чтобы стать праведным. Христос своим крестным страданием уже расплатился за все прошлые и бу­дущие человеческие грехи, следовательно, каждый, кто ис­кренне уверует в Иисуса, независимо от его праведности, бу­дет спасен.

3. С точки зрения протестантов, никто не может быть по­средником между Богом и людьми. У человека достаточно сил для того, чтобы самостоятельно и индивидуально найти путь к Богу. Следовательно, каждый может получить божествен­ную благодать и любой человек может являться сам для себя священником (принцип всеобщего священства). Более того: каждый живущий по вере и справедливости может, хотя бы немного, стать для окружаю­щих самим Иисусом Христом. Для протестанта пастор (или другой руководитель общины) — не священник, а наиболее знающий и авторитетный человек, организатор службы, зна­ток писания. Священнослужитель не наделен никакой апос­тольской благодатью и, следовательно, не имеет права от­пускать грехи, говорить от имени Бога. Из этого вытекает и категорическое отрицание монашества протестантами. Протестанты мотивируют это положение очень просто: в Евангелиях ничего не сказано впрямую о необходимости ду­ховенства и тем более о его духовной власти над другими людьми. Естественно, что не может быть речи о безбрачии (целибате) церковных служителей, которые по положению ничем не отличаются от людей, занятых другими делами: учителей, врачей,  военных и т.д. Из этого следует, что в качестве  служителей церкви во многих протестантских деноминациях (букв, наименованиях, т.е. течениях) женщины могут высту­пать наравне с мужчинами. Протестанты заявили, что никакая земная организация, включая и любую церковь (в том числе и протестантскую), не может быть признана безгрешной и нереформируемой. Все в жизни течет и меняется, меняются и формы религиозной жиз­ни. Одно лишь неизменно — само Писание.

4. Последователи Реформации признают меньшее количе­ство таинств (обычно крещение и причащение, т.е. два из семи). Таинства у протестантов имеют не мистический, т.е. тайный, непознаваемый, а символический смысл. Православный, вкушая хлеб и вино, верит в то, что они «пресуществлены» в тело и кровь Христову, а для протестан­та это скорее напоминание о Христе, символ. Месса не явля­ется, таким образом, священнодействием. Нет в протестантизме и заупокойных богослужений, молитв за усопших.

5. В протестантских церквях нет культа Богородицы и свя­тых, так как эти культы считаются выдуманными людьми. «Слава только Богу» — говорят протестанты.

6. Протестантское богослужение чрезвычайно упрощено (в некоторых течениях сведено до минимума). Здания церк­вей простые, могут использоваться обычные комнаты. Нет культа икон (кроме того, большинство протестантских деноминаций культы поклонения иконам считают идолопоклонством), статуй, святой воды, мощей, четок, не горят све­чи. Крест воспринимается некоторыми протестантами как символ, но и это не обязательно. Очень упрощено музыкаль­ное оформление служб, хотя в протестантской духовной и бо­гослужебной музыке немало величайших мировых шедевров. Правда, в вопросе о церковной службе различные течения протестантизма сильно различаются: от полного ее отрицания до упорядоченного богослужения с разработанными текстами и правилами.

7. У протестантов нет церковной иерархии. Очень важно, что протестантизм, расколовшийся на множество течений, сект, групп, не имеет единого руководства и управления. Исходя из представления о самоценности и силе человека, вопросы веры предоставлено решать каждому самостоятельно. Это стало предпосылкой для постоянных расколов и дробления протестан­тских церквей, что считается нормальным и никого всерьез не смущает. С православной же точки зрения, многочисленные расколы протестантов — Божье наказание за самоволие.

8. В протестантизме каждый человек имеет право и свобо­ду читать и по-своему трактовать Священное Писание. Сво­бода трактовки дает простор человеческому уму и творчеству, но имеет и побочное следствие: новые протестантские объеди­нения иногда так далеко уходят от первоначальной основы, что подчас утрачивают главное содержание христианского учения.

9. Для протестантизма характерно активное внедрение цер­кви в мирскую жизнь верующих. Грань церковного и мирского (светского) совершенно размыта, церковных праздников мень­ше, чем в католичестве и православии, часто они сочетаются с гражданскими праздниками и памятными датами. Протестан­тское миссионерство (от лат. missio посылка, поручение), т.е. распространение своей веры, отличается активностью и наступательностью, что можно наблюдать в последние годы в Рос­сии. Быть миссионером - долг каждого протестанта. Проте­стантизм более гибко приспосабливается к современным условиям жизни, активно ищет поддержку и новых сторонни­ков среди людей всех стран и национальностей.

Таким образом, можно сказать, что протестантизм - это христианство без мистики, без священства, с упрощенными обрядами и богослужением, с идеологией, которая поощряет трудолюбие, скромность, бережливость, нравственное поведе­ние. Протестантизм в целом сориентирован на обустройство земной реальной жизни людей, дистанция между светским и церковным в нем гораздо меньше, чем в православии или ка­толичестве. Логично было бы думать, что страны, где господ­ствует протестантская идеология или, как принято говорить сейчас, протестантская ментальность (менталитет -  слово, пришедшее из латинского языка, которое обозначает образ мышления, общую культурную и духов­ную настроенность человека или чаще группы людей, нации), должны давать миру образец нравственности... Увы, добро и зло, по истине действительно морально-нравственные категории -  и нтерпретируются, и воплощаются в жизнь с существенными различиями, как отдельными людьми, так и деноминациями.

 Течения раннего протестантизма.

Рекомендуем посмотреть лекцию "12 Гипоксия внутриутробного плода и асфиксия новорожденных".

Протестантизм отнюдь не сразу получил общественное и го­сударственное признание. В Европе XVI в. шли религиозные войны, в которых пролилось немало крови за утверждение но­вой веры. Если в Германии после длительных столкновений был подписан Аугсбургский договор (1555 г.), определивший, что выбор веры — дело каждого отдельного княжества, то во Франции борьба католиков с протестантами (их там называли гугенотами) оказалась затяжной и кровопролитной. Слово huguenotos пришло во французский язык скорее всего из немецкого и первоначально означало «союзник». Куль­минацией этой борьбы явилась Варфоломеевская ночь, ставшая символом жесточайшей расправы. В ночь на 24 августа 1572 г. (день святого Варфоломея) в Париже католики убили около 30 тыс. протестантов, съехавшихся в столицу на свадьбу од­ного из лидеров гугенотов — Генриха Бурбона, короля Наваррского (будущего короля Франции). Невестой на этой свадь­бе была сестра французского короля Маргарита Валуа, мать которой — Екатерина Медичи фанатично следовала католи­цизму. Именно королева-мать и стала организатором хорошо продуманной и заранее подготовленной «кровавой бойни», ус­троенной протестантам. Однако и это не дало католикам окон­чательной победы: в 1586 г. и во Франции гугеноты получи­ли свободу вероисповедания (хотя позже она была снова отменена). В Англии утверждение протестантизма произош­ло мирным путем при поддержке королей. В других европей­ских странах сохранялось преимущественное влияние католи­чества.

Как уже говорилось, протестантизм очень разнообразен, и существующие внутри него церкви сильно различаются по своему вероучению. Некоторые протестантские деноминации основаны в XVI—XVIII веках и их условно можно считать старыми, иные, возникшие в XIX и XX веках, обычно на­зывают поздними. Одна из самых крупных и ранних по времени возникнове­ния протестантских церквей - лютеранская. Ее название происходит от имени Мартина Лютера, на учение которого она главным образом и опирается. Одна из главных вероучительных книг лютеранства - «Аугсбургское исповедание». Для своего времени Лютер был радикальным реформато­ром, однако, как это часто бывает, со временем выяснилось, что его учение и реформы отнюдь не самые решительные в протестантизме. Через некоторое время после начала реформ их вдохновитель сам ужаснулся тому, что сделал. Он видел разграбленные храмы и монастыри, кровавые столкновения, жуткий крестьянский бунт, вожди которого во многом опира­лись на идеи Реформации. Пугала Лютера анархия в вопросах вероучения и явная тенденциях дроблению протестантизма на многочисленные секты. Он замечал, что люди часто идею трактовали об «оправдании одной верой» таким образом, что чело­век вообще не должен стремиться к совершению добрых дел. Для упорядочения ситуации Лютер написал «Катехизис», лег­ший в основу учения будущей лютеранской церкви. Лютеранская церковь — самая традиционная из всех про­тестантских деноминаций. Она сохранила немало элементов католичества. Богослужение идет в соответствии со специаль­ными правилами (есть канонические тексты и последование служб), сохранена месса, два таинства, имеющие мистическую окраску (крещение и причащение). Кроме этого существует церковный брак, рукоположение в священство, соборование больных и умирающих, исповедь, конфирмация (миропомаза­ние, символизирующее достижение молодыми людьми церков­ного совершеннолетия). Но это все у лютеран — просто об­ряды, дань традиции, а не таинства. Храмы лютеран - кирхи (букв, церковь), строятся по определенным канонам архитек­туры и представляют собой подчас интереснейшие памятники. Внутри они скромны, нет икон, но есть распятие, алтарь. Свя­щенники (пасторы - с лат. букв, пастух) облачены в спе­циальные одежды. В кирхе звучит музыка так называемого протестантского хорала (орган, хор, оркестр), исполняются кантаты, пассивны (на темы Страстен Господних), оратории. Шедевры немецкой протестантской музыки создали Г. Телеман, И. С. Бах, Г. Ф. Гендель, Д. Букстехудс, И. Пахельбель. Церковная и светская музыка в протестантизме не разделены столь резкой гранью, как, например, в православии. Строго­го музыкального канона также нет (в протестантской музыке (не только лютеранской), - есть немало зна­чительных произведений в стиле рок; одно из самых ярких — знамени­тая рок-опера «Иисус Христос — Суперзвезда»). Лютеранская церковь распространена в Германии, странах Скандинавии, США, Эстонии, Латвии. Даже в Казахстане, Киргизии и на юге Сибири есть лютеранские храмы, что свя­зано с насильственным переселением сюда в сталинские вре­мена поволжских немцев (жителей России с XVIII в.). Все­го в мире около 70 млн. лютеран. Единого управления они не имеют и продолжают дробиться (что характерно для всех про­тестантских церквей).

Близкие друг другу старинные направления протестантизма - кальвинизм и пресвитерианство. О том, кто такой Жан Кальвин, вы уже знаете. Все основные принципы про­тестантского вероисповедания характерны для кальвинизма. Но это направление отличается большим радикализмом, чем лютеранство. Полное повиновение верующих дисциплине в об­щине, простота, аскетизм, суровые принципы, регламентация жизни до мелочей — все это, как уже говорилось, следствие главного догмата, выдвинутого Кальвином. Это знаменитый догмат об «абсолютном предопределении». Согласно ему, ни вера, ни деятельность человека не смогут повлиять на его судьбу после смерти. Все уже предопределено Богом, но его решение является для людей тайной. Зачем же тогда усилия и старания человека? Кальвинисты отвечают на это так: успех человека в деле (главным образом, в образовании, профессиональной де­ятельности, бизнесе) - признак того, что он избран Богом. Отсюда следует стремление к соревновательности, бережливо­сти, к накоплениям, т.е. ко всему тому, что в конечном итоге способствовало развитию капиталистической общественной и экономической системы. Никаких излишеств, праздности — только ежедневный упорный труд. Имущество, учил Кальвин, дается человеку Богом во временное пользование, и за его со­стояние после смерти придется держать ответ. Надо заметить, что уже после смерти Кальвина, в процессе дальнейшего развития кальвинистского течения оно постепенно утратило столь жесткий и радикальный характер. Современные последователи кальвинизма уже отнюдь не столь строги к себе и окружающим. Современный кальвинизм распался на многочис­ленные церковные объединения, которые выросли на его базе.

 Пресвитериане (от гр. Ргеsbyteros -  старший, старейший) как церковное направление -продукт развития кальвинизма. Родина пресвитерианства — Англия и главным образом Шотландия, куда в 1559 году вернулся ученик Кальвина Джон Нокс. С конца XVI в. пресвитерианство стало государ­ственной религией Шотландии. Учение пресвитерианства направлено не на теоретическое построения о потустороннем мире, не на схоластическое бо­гословие, а на практику, то есть оно регламентирует жизнь «на этом свете» Вьющий идеал - повседневная трудовая дея­тельность и приумножение богатства. У пресвитериан вообще нет священства. Общины (конгрегации) возглавляются пре­свитерами (иногда пасторами) и абсолютно независимы друг от друга. Пресвитеры выбираются из числа мирян. Богослу­жение, идущее на родном языке, до предела упрощено: чтение Евангелия, молитвы, песнопения, исполняемые хором верую­щих. Канона и утвержденного последования служб, по сути, нет. Богослужение может происходить в любом помещении. В Англии протестантов-кальвинистов называли пуритане (от лат. Purus - чистый). Именно они и были создателями пре­свитерианской церкви в противовес католической и англикан­ской (см. ниже). Впоследствии пуритане сыграли активней­шую роль в Английской буржуазной революции.

Пуританская нравственность была так строга, что даже стала на­рицательным выражением. Времена средневековой поэзии и романтики, воспетые в куртуазных романах, прошли. Протестантам, строящим но­вый мир, некогда было заниматься изящными любовными приключени­ями. Главной ценностью стала теперь семья. Женщина должна была яв­лять собой саму добродетель. Неприличным могло считаться все, что хотя бы намекало на чувственность. По этой причине, например, в Англии плотно зачехлялись ножки стульев... Последователями Кальвина во Франции стали те самые знаменитые гугеноты, пострадавшие в Варфоломеевскую ночь. Немало кальвинистов было в Нидерландах, Венгрии, Чехии и Германии, все они также внесли свой вклад в создание пре­свитерианской церкви.

Англиканство еще одно крупное и очень раннее тече­ние протестантизма, как это видно из названия, происходит из Англии. Зарождение этой протестантской церкви связано во многом с геополитическими (Геополитика — политика, связанная с географическими интересами тех или иных держав в мире) обстоятельствами. Англия обладала немалым промышленным и военно-морским потенциа­лом, но во все времена держала себя по отношению к осталь­ной Европе весьма независимо: во-первых, английские коро­ли соперничали и воевали с французскими, во-вторых, они очень тяготились зависимостью от римских пап, которые обо­гащались в Англии больше, чем сами короли. Изоляции Ан­глии способствовало и ее островное положение. Зародивша­яся Реформация стала для английской монархии хорошим поводом к разрыву местной церкви с Римом. Поводом к разрыву послужили «дела семейные»: король Генрих VIII никак не мог добиться от папы Климента VII раз­решения на развод с Екатериной Арагонской, чтобы жениться вторично на ее фрейлине Анне Болейн. После непродолжи­тельной «пикировки» с папой в 1534 году Генрих при помощи парламента объявил самого себя земным главой английской (в будущем англиканской) церкви. Началась секуляризация (От лат. saecularis — светский, мирской; под секуляризацией пони­мается изъятие у церкви ее земельной или иной собственности) церковных владений и имуществ в пользу короля, закрывались монастыри. Уже при следующем правителе Эдуарде VI были введены строгие канонические правила ведения англиканской литургии. Правда, при королеве Марии Тюдор, яростной католичке, процесс утверждения но­вой церкви прервался, а многие ее сторонники были осужде­ны и казнены, но в правление Елизаветы I (1558—1603г.) были приняты основные вероучительные положения англикан­ства и, в первую очередь, окончательная редакция «Символа веры» из 39 пунктов. Как мы видим, освобождение от власти пап, чего так хотели английские короли, и было основным содержанием официальной «Реформации сверху» в Англии. Новая церковь стала некоей «средней линией» между католичеством и про­тестантизмом. В ее учении сохранились католические идеи о спасительной роли церкви, но добавилось протестантское по­ложение о спасении личной верой («оправдание верой»). Со­хранилась церковная иерархия и священство, но в то же вре­мя единственным источником вероучения было признано исключительно Священное Писание (но не Предание!). Англикане признали только два таинства (Крещение и Евхаристию), а рукоположение в священство сочли символическим, а не мистическим актом. Священнослужители - англикане, в отличие от католических, получили право состоять в браке. Особенно интересно то, что в этой церкви к священству сей­час допускаются и женщины. Англиканская церковь, подобно другим реформатским цер­квям, не едина (состоит из более чем двух десятков автоном­ных церквей и различных течений). В мире около 70 млн. англикан. Церковь имеет немалую собственность и капиталы. Здания храмов, как и у католиков, - торжественные и богато украшенные. Центр англиканской церкви - Кентерберийская епархия, архиепископы Кентерберийский и Йоркский назначаются монархом. Но главой церкви является сам король или короле­ва. Сейчас это Елизавета II, посетившая в 1995 г. Россию, где принималась не только как глава государства, но и как глава церкви.

Свежие статьи
Популярно сейчас
Зачем заказывать выполнение своего задания, если оно уже было выполнено много много раз? Его можно просто купить или даже скачать бесплатно на СтудИзбе. Найдите нужный учебный материал у нас!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5167
Авторов
на СтудИзбе
437
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее