Популярные услуги

Главная » Лекции » Религиоведение » Конспект по литургике » Чинопоследование литургии верных

Чинопоследование литургии верных

2021-03-09СтудИзба

Чинопоследование литургии верных

Ектения и молитвы о верных. Херувимская песнь.

По раскрытии антиминса и по окончании ектении об оглашен­ных начинается основная часть службы - литургия верных. В это время диакон в ектении (малой) вновь обращается к верным, напо­миная выполнить необходимое для дальнейшего участия в богослу­жении условние - примирение друг с другом. "Елицы вернии, паки и паки миром (в мире) Господу помолимся...."

Священник читает тайно первую молитву верных, вознося Богу благодарение за то, что Господь удостоил его предстать Святому Жертвеннику, и просит Его благодатной помощи достойно совер­шить святую службу сию с чистой совестью.

На литургии св. Иоанна Златоуста

На литургии св. Василия Великого

"Благодарим Тя, Господи Боже сил..."

"Ты, Господи, показал еси нам великое сие спасение таинство..."

Диакон от лица верных произносит: "Заступи, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодатию".

Рекомендуемые материалы

Хор: "Господи, помилуй".

Диакон: "Премудрость".

Священник, заканчивая первую молитву верных, возглашает: "Яко подобает Тебе всякая слава, честь и поклонение, Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков".

Хор: "Аминь".

Диакон вновь произносит: "Паки и паки миром Господу помо­лимся".

Хор: "Господи, помилуй".

Диакон: "О свышнем мире и спасении душ наших Господу помо­лимся".

Хор: "Господи, помилуй".

Диакон: "О мире всего мира, благосостоянии Святых Божиих Церквей и соединении всех Господу помолимся".

Хор: "Господи, помилуй".

Диакон: "О святем храме сем и с верою, благоговением и страхом Божиим входящих в онь Господу помолимся".

Хор: "Господи, помилуй".

Диакон: "О избавитися нам от всякия скорби, гнева и нужды Господу помолимся".

Хор: "Господи, помилуй".

Священник во время второй ектении читает тайно вторую мо­литву верных, повторяя в ней прошения первой молитвы, и просит Господа даровать верным преуспеяние в доброй жизни, духовное вразумление и сподобить всех неосужденно причаститься Святых Тайн для стяжания вечной жизни.

На литургии св. Иоанна Златоуста

На литургии св. Василия Великого

"Паки и многажды Тебе припадаем и Тебе молимся, Благий и Человеколюбче..."

"Боже, посетивый в милости и щедротах смирение наше..."

 (Если священник служит без диакона, то он произносит только первое прошение: "Паки и паки..." и последнее: "Заступи, спаси, помилуй...", тайно читая вторую молитву верных).

Диакон: "Заступи, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодатию".

Хор: "Господи, помилуй".

Диакон  произносит: "Премудрость", благоговейно поклоняется и входит в алтарь северной дверью.

Священник по окончании второй молитвы верных возглашает: "Яко да под державою Твоею всегда храними, Тебе славу возсылаем Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков".

Хор: "Аминь", и поет Херувимскую песнь: "Иже Херувимы тайно образующе и Животворящей Троице Трисвятую песнь припевающе, всякое ныне житейское отложим попечение".

Во время возглашения священника "Яко да под державою Твоею..." отверзаются царские врата. Диакон, взяв кадильницу и получив на каждение благословение от предстоятеля, кадит, читая про себя 50-й псалом, престол с четырех сторон, жертвенник, алтарь, затем царскими вратами выходит на солею и кадит иконостас; входит в алтарь, кадит священника и предстоящих; опять выходит на амвон и кадит лики (хоры) и молящихся. Окончив каждение, по обычаю, становится рядом со священником, молящимся пред престо­лом.

Это каждение, совершаемое диаконом во время пения Херу­вимской песни, выражает молитвенное стремление верующих к Богу и желание их принять благодать Святаго Духа.

Священник во время каждения читает тайно молитву Херувим­ской песни (она - одна и та же для обоих литургий), в которой, сознавая все свое недостоинство, просит Господа соделать его достойным священнодействия, причем исповедует, что он, священник, есть лишь видимое орудие, чрез которое невидимо тайно дей­ствует Сам Господь Иисус Христос: "Никтоже достоин от связавшихся плотскими похотьми...".

По окончании чтения священником этой молитвы, а диаконом каждения оба они со умилением трижды вполголоса читают Херу­вимскую песнь, молясь об отрешении от житейских попечений. (В Великий четверг читают "Вечери Твоея Тайныя...", а в Великую субботу "Да молчит всякая плоть человеча...").

Священник, молясь, произносит: "Иже Херувимы тайно обра­зующе и Животворящей Троице Трисвятую песнь припевающе, вся­кое ныне житейское отложим попечение".

Диакон: "Яко да Царя всех подымем, ангельскими невидимо дориносима чинми. Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа".

И, делая крестное знамение, они трижды благоговейно покланяются пред престолом.

Во время чтения Херувимской песни священник руки возвы­шает горе (кверху), а диакон держит орарь в поднятой руке так же, как и при чтении ектений. Затем священник целует антиминс, а диакон - престол, и отходят к жертвеннику: священник - не­посредственно налево, а диакон чрез горнее место.

Великий вход

В отличие от малого входа с Евангелием вход с Честными Да­рами называется великим. Так он называется по величию воспоми­наемого в это время события и по важности цели, для которой совершается: Честные Дары переносятся на престол для соверше­ния Святого Таинства Причащения и принесения их в Жертву Богу и изображают Самого Господа Иисуса Христа, шествующего на вольные страдания и смерть за грехи людей; поэтому при собор­ном служении литургии выносятся еще крест, копие и лжица, на­поминающие орудия страданий и смерти Спасителя.

Молитвенное поминовение членов Церкви, бываемое на вели­ком входе, означает, что Честные Дары будут принесены в Жерт­ву Богу о здравии и спасении всех поминаемых.

Подойдя к жертвеннику, священник и диакон, благоговейно молясь, поклоняются пред ним, и священник заканчивает помино­вение имен о здравии и упокоении с выниманием частиц из при­несенных просфор.

Затем, взяв кадило, священник кадит Честные Дары, молясь тайно: "Боже, очисти мя, грешнаго" (трижды). Покадив Честные Дары, он отдает кадило диакону.

Диакон, приняв кадило, произносит: "Возми, владыко". Священник, взяв воздух, которым покрыты дискос и потир, возлагает на левое плечо диакона, говоря при этом: "Возмите руки ваша во Святая и благословите Господа".

Диакон, держа кадило за кольцо одним перстом правой руки (поднятой вверх таким образом, чтобы кадильница опускалась у него сзади правого плеча), становится на правое колено.

Диакон обеими руками принимает дискос, целует его сбоку, поднимает на уровень чела и отходит на солею северными дверьми.

Священник, поцеловав потир, также через покровец, берет его и идет за диаконом (если священник служит без диакона, то на великом входе он несет потир в правой руке, а дискос - в левой, возложив себе на левое плечо воздух).

Диакону предшествует свещеносец со свечой и становится за амвоном. Выйдя на солею, священнослужители останавливаются против царских врат лицом к молящимся, которые, воздавая честь Честным Дарам, в это время наклоняют главы.

Диакон: "Великого Господина и Отца нашего АЛЕКСИЯ, Святей­шего Патриарха Московского и всея Руси, и Господина нашего Преосвященнейшего (имя рек епархиального архиерея) митрополита (или: архиепископа, или: епископа) (титул епархиального архие­рея), да помянет Господь Бог во Царствии Своем всегда, ныне и присно, и во веки веков".

После этого диакон входит чрез царские врата в алтарь и, становясь с правой стороны престола, спускается на одно коле­но, держа дискос при челе.

Священник: "Всех вас, православных христиан, да помянет Господь Бог во Царствии Своем всегда, ныне и присно, и во веки веков".

Хор: "Аминь".

И поет вторую часть Херувимской песни: "Яко да 'Царя всех подымем, ангельскими невидимо дориносима чинми.[1] Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа".

1. "Иже Херувимы..." по русски: Мы (молящиеся), таинственно изображающие Херувимов и воспевающие Животворящей Троице трисвятую песнь (то есть: Аллилуиа - трижды), оставим ныне все житейские заботы, чтобы принять (в Причащении) Царя всех (Гос­пода Иисуса Христа, шествующего "под образом Честных Даров"), невидимо сопровождаемого с торжеством ангельскими чинами.

2. В Великий четверг на литургии св. Василия Великого вместо Херувимской песни поется: "Вечери Твоея Тайныя днесь..."

3. В Великую субботу на литургии св. Василия Великого вместо Херувимской песни поется: "Да молчит всякая плоть человеча..."

После перенесения Даров с жертвенника на престол Церковь воспоминает погребение Христа Спасителя.

По возгласе на солее священник входит в алтарь, и диакон говорит ему: "Да помянет Господь Бог священство твое во Цар­ствии Своем".

Священник отвечает: "Да помянет Господь Бог священнодиаконство твое во Царствии Своем всегда, ныне и присно, и во веки веков". (Эти поминовения должны произноситься тихо, "елико точию друг другу слышати", а не громогласно и не всеми присутствующими в алтаре и на клиросе, как теперь часто при­нято. Такое громогласие особенно неуместно в Великую субботу).

Произнося эти слова, священник поставляет потир на прес­толе, на развернутом антиминсе, в правой стороне его. Затем, беря от диакона дискос, поставляет его на антиминсе, в левой его стороне, и читает тропари:

"Благообразный Иосиф, с древа снем пречистое Тело Твое, плащаницею чистою обвив и вонями (благоуханьми), во гробе нове, покрыв, положи".

"Во гробе плотски, во аде же с душею, яко Бог, в рай же с разбойником, и на Престоле был еси, Христе, со Отцем и Ду­хом, вся исполняли Неописанный".

"Яко Живоносец, яко рая краснейший, воистину и чертога всякаго царскаго показася светлейший, Христе, гроб Твой, ис­точник нашего воскресения".

После передачи дискоса священнику диакон подходит к цар­ским вратам, кадит свещеносца, закрывает царские врата и завесу их и становится с правой стороны престола.

По прочтении тропарей священник снимает покровцы с дис­коса и потира и полагает их по обеим сторонам престола.

(Если священник служит без диакона, то, поставив потир и дискос на престоле, он обращается к западу, подходит к царским вратам, благословляет свещеносца, закрывает царские врата и завесу, снимает покровцы с дискоса и потира и полагает их по сторонам престола, читая: "Благообразный Иосиф...", "Во гробе плотски...", "Яко Живоносец...").

Далее священник берет с плеча диакона (или со своего пле­ча) воздух, обвивает им кадильницу, которую держит диакон (или прислужник), покрывает воздухом дискос и потир и произносит: "Благообразный Иосиф..."

Затем священник трижды кадит Честные Дары, говоря: "Ублажи, Господи, благоволением Твоим Сиона и да созиждутся стены Иерусалимския: тогда благоволиши жертву правды, возношения и всесожигаемая, тогда возложат на алтарь Твой тельцы"

Честные Дары, по внесении их в алтарь, поставляют на прес­толе на раскрытом антиминсе, как бы на гробе Христа Спасителя. В тропарях "Благообразный Иосиф...", "Во гробе плотски...", "Яко Живоносец...." воспоминаются снятие Господа со Креста, Его погребение, а также сошествие во ад. Каждение, которое в это время совершает священник, бывает в воспоминание тех бла­гоуханий, с которыми было положено Тело Спасителя во гроб.

Закрытие царских врат знаменует сошествие Иисуса Христа во ад, а закрытие завесы - стражу, поставленную у двери Гроба Господня. Воздух, которым покрываются Святые Дары, изображает камень, приваленный к двери Гроба Господня.

Отдавая кадильницу диакону (или прислужнику) и приклонив главу, священник испрашивает у диакона молитв о себе: "Помяни мя, брате и сослужителю".

Диакон, взяв кадильницу, отвечает: "Да помянет Господь Бог священство твое во Царствии Своем". Затем диакон отдает ка­дильницу прислуживающему в алтаре, наклонив главу и держа, как обычно, орарь тремя перстами, он, в свою очередь, испрашивает молитв священника: "Помолися о мне, владыко святый".

Молясь друг о друге, они призывают себе в помощь силу и действие Святого Духа.

Священник: "Дух Святый найдет на тя, и сила Вышняго осенит тя".

Диакон: "Тойже Дух содействует нам вся дни живота нашего. Помяни мя, владыко святый".

Священник, благословляя, говорит ему: "Да помянет тя Гос­подь Бог во Царствии Своем всегда, ныне и присно, и во веки веков".

Диакон: "Аминь", целует благословляющую руку священника. (Если священник служит без диакона, это поминовение опускается). Так заканчивается великий вход.

Просительная ектения, молитва приношения.

После великого входа Церковь начинает приготовление моля­щихся к принесению Бескровной Жертвы.

Диакон, выйдя северными дверьми на солею и став на обычном месте, произносит просительную ектению: "Исполним (восполним) молитву нашу Господеви".

Хор: "Господи, помилуй" (См. Служебник).

Во время просительной ектении священник тайно читает молитву приношения, которая по сходству с проскомидийной молитвой на­зывается "Молитвой проскомидии" и отличается от нее лишь тем, что относится к Честным Дарам, окончательно приготовленным для Святой Евхаристии.

На литургии св. Иоанна Златоуста

На литургии св. Василия Великого

"Господи Боже Вседержителю, Едине Святе..."

"Господи Боже наш, создавый нас и введый в жизнь сию..."

Священник, заканчивая молитву приношения, возглашает: "Щедротами Единородного Сына Твоего, с Нимже благословен еси, со Пресвятым и Благим и Животворящим Твоим Духом, ныне и прис­но, и во веки веков". Хор: "Аминь".

В просительной ектении есть прошение, прибавляемое только в этой части литургии: "О предложенных Честных Дарех Господу помолимся", то есть, чтобы Господь милостиво их принял от нас и освятил силою Святаго Духа. В тайной молитве приношения, чи­таемой в это же время, священник просит, чтобы Господь удос­тоил его принести Честные Дары в жертву духовную и ниспослал на них и на всех верующих благодать Святаго Духа, в силу Своих щедрот и милосердия.

Далее верующие приготовляются к святому возношению - вы­ражением мира и любви и исповеданием православной веры.

Священник, обратившись лицом к западу и благословляя моля­щихся, из алтаря возглашает: "Мир всем". Хор: "И духови твоему".

Мир душевный должен выражаться во взаимной любви; к ней и призываются затем молящиеся приглашением диакона единодушно выразить свою веру.

Диакон: "Возлюбим друг друга, да единомыслием исповемы" (то есть единодушно выразим, исповедуем свою веру).

Хор, доканчивая слова диакона, поет: "Отца, и Сына, и Святаго Духа, Троицу Единосущную и Нераздельную".

В это время священник читает тайно: "Возлюблю Тя, Господи, Крепосте моя, Господь - Утверждение мое и Прибежище мое..." (трижды), трижды поклоняясь пред престолом, и целует дискос и потир (сверх покрова), а также край престола пред собой.[2]

1. В Древней Церкви после указанных возгласов христиане в знак мира, любви и единомыслия лобызали друг друга (женщины - женщин, мужчины - мужчин). Этот обычаи лобзания друг друга сохранился в настоящее время среди священнослужителей. Называется это лобзанием мира. Если служащих священников несколько, они все целуют дискос, и потир, и престолу и друг друга в плечо. Старший священник говорит: "Христос посреде нас". Младший от­вечает: "И есть, и будет".

2. Так же и диаконы, если их служит несколько, целуют каждый свой орарь на месте изображения на нем креста и друг друга в плечо, произнося то же, что и священники. (В практике же диаконы совершают лобзание перед причащением Святых Тайн).

3. Со дня Святой Пасхи по ее отдание старший (священник или диакон) произносит: "Христос воскресе", а младший отвечает: "Воистину воскресе".

Символ веры

Вслед за кратким исповеданием Святой Троицы - "Возлюбим друг друга, да единомыслием исповемы Отца, и Сына, и Святаго Духа"..., следует подробное исповедание православной веры - в пении Символа веры.

Диакон, стоящий на амвоне, делает крестное знамение, пок­лоняется, целует крест на ораре и возглашает: "Двери, двери, премудростию вонмем!" (более точный пере­вод с греческого: "премудрости вонмем").

В это время в ознаменование Воскресения Христова откры­вается завеса царских врат (она остается открытой до возгла­шения: "Святая святым"). Священник отнимает воздух от Святых Даров, напоминая этим священнодействием о камне, отваленном от дверей Гроба Господня. Кроме того, открытие завесы царских врат и отнятие воздуха с Честных Даров совершаются в знак того, что вера открывает нам тайны Божественной Премудрости.

В Древней Церкви слова диакона: "Двери, двери..." относи­лись к привратникам-стражам церковных дверей храма, чтобы они тщательно наблюдали за входом в храм и не допускали с того времени кого-либо из оглашенных, или кающихся, или других лиц, которые не имели права присутствовать при совершении Таинства Святого Причащения. Со временем изменилось практическое значение этого возгласа. Церковь словами "Двери, двери..." пригла­шает верующих блюсти двери своего ума и сердца от посторонних помыслов и попечений. Словами "премудростию вонмем", предшествующими пению Символа веры, указывается на сокрытую в нем Божестввенную премудрость и на то, чтобы молящиеся внимательно и с благоговением слушали Символ веры.

По возгласе диакона хор поет (по благословению Святейшего Патриарха Алексия вошло в обыкновение общее пение народом): "Верую во Единаго Бога Отца, Вседержителя..."

Пением Символа веры молящиеся в храме свидетельствуют пред Богом и Церковью, что они являются верными, которым дозволено присутствовать при совершении великого Таинства и приступить к причащению Святых Тайн.

Во время пения Символа веры священник сам читает его, подъемля и колебля воздух над Честными Дарами. Это священнодействие совершается в знак веяния над ними и приблизившегося наи­тия Святаго Духа, подобно тому, как и сошествию Святаго Духа на апостолов предшествовало дыхание ветра. Кроме того, подня­тие и колебание воздуха напоминает о землетрясении при открытии Гроба Господня и о бегстве стражи от Гроба - событиях, бывших в то время, когда Господь Иисус Христос благоволил явить Свое Воскресение.

Если служат несколько священников, то они все держат воздух за края и производят им колебательные движения, читая про себя Символ веры.

По прочтении Символа веры предстоятель целует воздух и отлагает его в верхнюю левую часть престола.

После исповедания веры молящиеся несколькими возгласами совершенно приготовляются к достойному молитвенному участию в принесении бескровной Жертвы.

Диакон: "Станем добре, станем со страхом, вонмем, святое возношение в мире приносити".

"Станем добре", то есть будем стоять с благоговением, со страхом Божиим, будем внимательны, чтобы в душевном мире при­нести Богу Жертву (Честные Дары), помня, что эта Жертва при­носится Богу не только за нас, но и от нас, что мы присутствуем при этом не как посторонние зрители или слушатели, а как соучастники Божественной службы.

Хор, выражая от лица молящихся готовность к участию в святом возношении поет:

"Милость мира, жертву хваления", то есть будем возносить Святую Жертву, которая есть великая милость Божия (дар Божий), дарованная нам вследствие мира (примирения) нашего с Богом чрез Иисуса Христа и состоящая из благодатного прославления, хваления Бога, то есть Жертва Бескровная - Святая Евхаристия.

Диакон, поклонившись, в это время входит в алтарь южными дверьми и молится вместе с священником.

Священник, обращаясь лицом к молящимся и благословляя их, преподает им апостольское приветствие (благожелание), как изъявившим свою готовность участвовать в святом возношении, и призывает на них спасительные дары Святой Троицы:

"Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любы Бога и Отца, и причастие Святаго Духа буди со всеми вами".

Вместе с этой лекцией читают "Антигипертензивные средства".

Хор: "И со духом твоим". Словами "И со духом твоим" верующие молитвенно выражают пожелание предстоятелю взаимно тех же благ.

Священник: "Горе имеим сердца".

Хор: "Имамы ко Господу".

Этот возглас священник "Горе имеим сердца" (то есть отре­шимся от всего земного и устремимся к горнему, небесному) произносится для достойного приготовления верующих к участию в Евхаристии. Молящиеся словами "Имамы ко Господу", отвечают, что они имеют ум и сердце устремленными к Богу.



[1] Дориносима чинми - носимого, как в древности, победите­ля, поднятого на щите, поддерживаемом сложенными копьями вои­нов.

[2] По установившемуся обычаю, тайно произнося в это время Трисвятое.

Свежие статьи
Популярно сейчас
Почему делать на заказ в разы дороже, чем купить готовую учебную работу на СтудИзбе? Наши учебные работы продаются каждый год, тогда как большинство заказов выполняются с нуля. Найдите подходящий учебный материал на СтудИзбе!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5167
Авторов
на СтудИзбе
437
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее