Популярные услуги

Главная » Лекции » Религиоведение » История христианской церкви на Западе » Еретические и предреформационные движения на Западе

Еретические и предреформационные движения на Западе

2021-03-09СтудИзба

Еретические и предреформационные движения на Западе

в эпоху классического средневековья

Еретические движения отражают «движение умов» в эту эпоху. Их предпосылки – те же, что и предпосылки появления схоластики и новых монашеских орденов: 1) расширение кругозора как результат крестовых походов и Реконкисты; 2) знакомство с греческой арабской, еврейской философией; 3) развитие «третьего сословия» с его рациональным мышлением и борьбой за социальные права; 4) распространение грамотности и образования.

Религиозное сектантство этой эпохи по своему духу во многом предвосхищало грядущую протестантскую Реформацию. Секты, одна за другой, возникали в Италии, Франции, Фландрии, Германии. Свои разнообразные названия получали по месту (ломбарды), имени вождя (арнольдисты) или характеру учения и деятельности (катары). Стояли в резкой оппозиции к официальной Церкви и пытались создать не только новое учение, но и новые формы религиозно-общинной жизни.

Катары – совершенные или чистые. Катаризм – духовный стержень многих духовно-религиозных движений эпохи. Духовная основа – манихейство (пророк Мани) на базе древнеперсидской религии (дуализм добра и зла, Ормузд и Ариман). Проникновение через Болгарию – богомилы в 10 в. (проклинают богатых, отвергают государство, непослушание властям). Успех катаров в народной среде основан как на стремлении к аскетическому совершенству, так и на критику существующего строя. В Южной Франции и Италии поддерживались антиклерикальными настроениями городской буржуазии, которая боролась с духовенством из-за управления городом и податных привилегий. Критика катарами высшего духовенства имела серьезные основания: даже папа Иннокентий 2 обрушивался с упреками на своих прелатов (с. 258). Апостольская бедность для катаров – идеал, частная собственность, брак и семья – зло. Зло воплощается не только в мирском, но и вообще в материальном. Привлекали воздержанием, заботой о больных и бедных, миролюбием, отрицали присягу и уголовное право. Их победа привела бы к политическому и социальному перевороту, но едва ли искоренила бы зло, коренящееся в человеческой природе. Пользовались постоянной рознью между папским престолом, императорами, королями и городской буржуазией. Однако папы использовали все возможности для искоренения ереси, от дипломатического нажима на ее покровителей, обличительных посланий и миссионерских усилий (св. Доминик в Лангедоке) до крестовых походов и жестокостей инквизиции.

Секта арнольдистов. Ее основатель – Арнольд из Брешии, изучал богословие в Париже, ученик Абеляра. Крайний аскетизм, нравственная проповедь. Обладание имуществом и притязания на светскую власть – зло для Церкви. Под его влиянием народное восстание в Риме в 1146 г. (террор, разграбление имущества патрициев, кардиналов, священников и изгнание папы) приобрело церковно-реформистский характер.  Объявлен папой еретиком в 1148. Секта ломбардов. Св. Бернард: «у него голова голубя и хвост скорпиона».

Иоанн Солсберийский: «То, о чем учил Арнольд, вполне согласно с законом христианским, но не совместимо с действительной жизнью». Воодушевлял республиканский Сенат Рима и пытался заключить союз с Конрадом против папы. Требовал подчинения власти папы императору, ссылаясь на традицию до Григория 7: «священнослужители не должны в одно и то же время держать меч и святую чашу; они должны проповедовать и подтверждать проповедь своим добрым примером, а не возбуждать войн и распрей в мире». Конрад на это не пошел, а исход борьбы решил договор Фридриха Барбароссы с новым папой Адрианом, который впервые наложил на Рим интердикт. Фридрих предпочел иметь дело со слабым папой, чем со своевольными гражданами, и получить власть Божьей милостью, а не милостью народной. Верующие потребовали от Сената покаяния, а Арнольд был сожжен на костре (+1155).

У ломбардских еретиков было широко поставлено школьное дело. Наиболее способные учились схоластике в Париже, чтобы вести диспуты с официальным учением. В 1209 г. преподавались гностики, Фридрих 2 в 1236 г. назвал Милан «рассадником ереси».

После гибели Арнольда центр сектанского движения переместился во Францию, где в начале 1170-х гг. возникла секта вальденсов, широко распространившаяся по Европе. Петр Вальденс, богатый лионский купец, несмотря на отсутствие образования, стал сам изучать Библию в романском переводе. Проповедь аскетического идеала. «Лионские бедняки». Получив в 1179 г. отказ в благословении папы на свою проповедь, «вальденсы» попали под влияние катаров.

Рекомендуемые материалы

В начале 13 в. стали наиболее распространенной сектой в Европе, центр их был в г. Альби (Лангедок, Южная Франция). Движение альбигойцев разгромлено в результате крестовых походов. Трагический исход, где не отличали еретиков от ортодоксов-католиков: «Бейте их всех, ибо Господь познает своих». (Рожков, с. 266). Ср. с. 270. В середине 13 в. Катары были полностью истреблены в Южной Франции, но победа была куплена ценой полного опустошения этой цветущей области. Особенно упорно сопротивлялись богомилы. В Боснии ок. 1400 г. их учение были объявлено государственной религией. В !5 в. Сменили манихейство на ислам.

Во Фландрии на рубеже 12–13 вв. сектантские движения были представлены бегинками и беггардами. Основатель Ламберт ле Бег (+1180), Бега – мать Пипина Геристальского. Мирской орден, близкий терциариям (францисканцы). Бедность, труд (потом милостыня), обеты целомудрия и послушания, правила гостеприимства и ухода за больными. Хозяйственные общины как решение женского вопроса. Стремление к благочестивой жизни на братских началах, религиозная экзальтация. Трудолюбие, воздержание и бережливость. Оседлые бегины и беггарды, подчиненные строгой дисциплине ордена, пользовались защитой церкви, странствующие втягивались в антицерковные движения. Пантеизм в духе Амальрика (+1206), читал лекции в Париже, оправдался перед Иннокентием 3, отрекся от заблуждений перед смертью. (Бог есть все, христианин–член тела Христова, пребывающим в любви не вменяется в вину никакой грех). Последователи вывели другие заключения. Троица – троякое Откровение: Отца (от Авраама), Сына (от Иисуса), Духа Святого (от Амальрика). Близок к Иоахиму из Флоры. Внешний церковный порядок потерял значение. Святой Дух открывается в сердце отдельного человека. Бог проникает всю природу. Человеческая душа – часть силы, сотворившей мир, и после смерти тела она возвращается к Богу. Человек развоплощается и ставится вне законов морали. Для подтверждения использовались тексты апостола Павла против ветхозаветного законничества. Учение Амальрика особенно активно проповедовал Ортлиб из Страсбурга. В Германии, особенно в бассейне Рейна, борьба с сектантами не была столь успешной, как во Франции и Испании – не только из-за отсутствия инквизиции, но из-за сопротивления князей императорам и прелатам.

«Апостольские братья» середины 13 в. В Италии (Герард Сегарелли). Лионский собор 1274 г. запретил «дикие ордена», но не все подчинились. В 1286 г. булла папы против. В 1294 г. борьбу с сектой взяли в свои руки доминиканцы, и в 1300 г. Сегарелли сожжен на костре. Борьбу сектантов с крестоносцами возглавил Дольчино. Увлеченный идеями Иоахима из Флоры, ожидал наступления Тысячелетнего Царства в 1303 г., когда император победит папу. Авторитет Дольчино возрос, когда в 1303 г. Филипп Красивый ввел своих солдат в Ватикан, а папа Бонифаций скончался от происшедшей катастрофы. Дольчино укрылся в горах и в течение ряда лет наносил тяжелые поражения крестоносцам, но потом голод и зима сломили его сопротивление.

Несмотря на поражение сектантских движений, они оказали глубокое влияние на психологию народа и судьбу католической церкви. С одной стороны, доказали необходимость возрождения в Церкви древнехристианских идеалов святости, с другой – послужили дальним предвестником и глубинной подготовкой Реформации.

Джон Уиклиф (1320–1384) – один из выдающихся предшественников Реформации, оказал влияние на богемских гуситов, а через них на христиан Германии. Вовремя учебы в Оксфорде увлекся идеями Оккама (+1347). Стремился освободить Англию от господства римского престола. Утвердить светскую национальную власть короля и парламента, защитить крестьянскую общину от частного предпринимательства.

В борьбе с римским престолом Уиклиф, схоласт «реалистического» направления, отвергал таинства, тайную исповедь, отпущение грехов, почитание святых. Многие из его положений осуждены папой в 1377 г. и объявлены Лондонским Синодом (1382) еретическими. Отстаивал отказ Церкви от имущества, требовал участия священства и монахов в общинном хозяйстве. Разделял идущий от блаж. Августина и Григория 7 взгляд, что государственная власть «пахнет грехом» и может смыть его только путем поддержки общинного хозяйства. Отстаивал идеи Платона об общественном хозяйстве, к которому, однако, надо идти не путем насилия, а путем морального воспитания народа. Однако вожди крестьянских движений сделали отсюда иные выводы.

Идеи Уиклифа нашли отклик в Богемии, где реформаторские настроения питались национальными устремлениями чехов, так как опорой римской Церкви в Богемии были немцы, занимавшие ведущие места в экономике и культуре. Сочинения Уиклифа привез из Оксфорда Иероним Пражский. Они послужили теоретическим обоснованием церковного реформаторства, почва для которого в Богемии была подготовлена вальденсами и некоторыми представителями католической церкви. Так, уже архиепископ Милич, личный секретарь Карла 4, добровольно сложил свои государственные и архипастырские обязанности, чтобы стать народным проповедником. Он осуждал торговлю, капитал и церковную собственность, призывал священников к апостольской бедности, разделял некоторые идеи Иоахима из Флоры (1132–1201). Матиас, духовник Карла 4, также выступал с требованием церковных преобразований.

Различные духовные течения и стремления чехов нашли свое воплощение в лице Яна Гуса (1369–1414). Священник. Декан философского факультета, с 1402 ректор Пражского университета и пламенный проповедник Вифлеемской церкви.

Вдохновленный идеями Уиклифа, начал призывать к церковным реформам. Его проповедь вызывала недовольство многих духовных лиц, его обвинили перед архиепископом в распространении еретических учений. Главными противниками Гуса оказались немецкие теологи и философы из Пражского университета. Национальная вражда совпала с расхождением в богословских вопросах. Ян Гус опирался на Уиклифа, поклонника Платона, и сам был «реалистом», немцы же защищали номинализм и осудили основные положения Уиклифа (1408).

Гус добился у короля ограничения немецкого влияния в университете, в ответ на что немецкие профессора и студенты покинули Прагу и основали университет в Лейпциге. Все эти события завоевали Гусу уважение и любовь чехов, они увидели в нем духовного вождя нации.

В 1411 г. Гус выступил на публичном диспуте против очередного крестового похода, посчитав его несовместимым с учением Христа. Диспут имел огромный успех. Кардинал предал Гуса анафеме, и ему пришлось покинуть Прагу. В 1414 г. собор в Констанце обвинил Гуса в поддержке платонизирующего схоластического «реализма». Ему было инкриминировано также учение об обязательном причащении мирян под двумя видами (хлеба и вина, что на самом деле совершил один из его сторонников). Признанный злостным еретиком, Гус был сожжен.

В гуситском движении было два направления: утраквисты (умеренное – изъятие церковных земель и причастие под обоими видами) и радикальное (табориты, от названия горы Фавор). Затем оно раскололось на несколько партий. Умеренные табориты во главе с Яном Жижкой истребили «адамитов», которые защищали многоженство и не считали нужным носить одежду. Запрещение процессий с причастием вызвало гуситские войны, где король и крестоносцы потерпели поражение. Базельский мир в 1433 г.

Дополнительный материал по раннему христианству

1-я пол.2 в. – Игнатий Антиохийский, Поликарп Смирнский, Юстин Философ.

2-я пол 2 в. – Ириней Лионский, Тертуллиан Карфагенский, Климент Александрийский.

Татиан Ассириец обратился под влиянием Юстина Мученика (пер.пол.2 в.). В 172 г. он отправился на Восток, в Сирию, где впал в гностические заблуждения и сделался ярым противником греческой философии. Увлекся строгой аскезой, основал секту энкратитов, отвергавших брак и употребление мяса и вина. Крайними энкратитами были акварии, которые совершали евхаристию с хлебом и водой, но об их связи с Татианом ничего не известно. Евангельская гармония, где опущено родословие Христа.

1-я пол. 3в. – Киприан Карфагенский, Ориген Александрийский, Ипполит Римский (Ученик Иринея Лионского).

2-я пол. 3 в. – Дионисий Римский, Дионисий Александрийский, Григорий Неокесарийский (Чудотворец), Павел Самосатский (антиохийский) (модализм, или савеллианство+антиохийский историзм, антиоригенист), Лукиан Самосатский.

Арий: борьба с модалистами.

Обратите внимание на лекцию "Кадровое делопроизводство".

Апологии судебные и научные. Судебные апологии: обращения к правительству остановить преследования. Доказывали несостоятельность обвинений, призывали к беспристрастию, отвергали клевету, доказывали чистоту жизни. Кодрат Аристид, Юстин Философ, Мелитон, Афинагор. Прекратились к концу 2 в., ибо не достигали цели. Научные апологии: полемика с языческими философами и иудеями. Юстин Философ: Обличение эллинов, Разговор с Трифоном иудеем. «Для иудеев соблазн, для эллинов безумие». В ходе научной полемики складывалось христианское богословие, то есть рациональное объяснение истин веры.

Школы: Римская, Карфагенская, Александрийская, Антиохийская.

Юстин Философ. Тертуллиан – предшественник Августина Блаженного. Противоположность веры и разума выразил в формуле «Верую, потому что абсурдно». Материалистические тенденции. Реалист, практик. Св. Писание понимает буквально. «Душа человеческая по природе христианка». «Христианами становятся, а не рождаются».

Климент Александрийский. «Строматы». Ориген. «Против Цельса». Величайший экзегет. Аллегорическое понимание Библии. Антиохийская школа.

Борьба с ересями. Разновидности ересей. Иудействующие (иудеохристиане). Гносис как смешение христианского вероучения с языческой философией и восточными религиями. Значительное влияние на гносис оказал неоплатонизм (Плотин и Прокл). Против гностиков выступали Ириней Лионский и др.

Ереси внутри христианского богословия: Антитринитарии-монархиане. Утверждали главенство Бога-Отца в Св. Троице. Считали лица Св. Троицы либо «энергиями», исходящими от Отца (динамисты), либо «модусами» существования Отца (модалисты).

Свежие статьи
Популярно сейчас
Как Вы думаете, сколько людей до Вас делали точно такое же задание? 99% студентов выполняют точно такие же задания, как и их предшественники год назад. Найдите нужный учебный материал на СтудИзбе!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5167
Авторов
на СтудИзбе
438
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее