Спас на престоле
Спас на престоле
В древнерусской иконописи был распространен извод, называемый Спас на престоле. Изображения Спаса на престоле самостоятельно не употреблялись, но часто становились центрами Деисиса (Псков, Новгород; в Москве чаще изображали Спас в Силах).
На царственную власть Христа указывает само восседание на престоле. Здесь Христос – Владыка мира. Но в этих изображениях ясно выступает то, что Владыка мира является и его Судьей, так как всякий царь есть и верховный судья, поэтому, «воссев на престол», Спаситель будет творить свой последний суд над людьми и миром.
Евангелие установлено на левом колене Христа. На седалище престола обязательны подушки, в ногах подножие. Обе детали, как знаки верховного достоинства, являются атрибутами Божества. Но не вещественный трон изображается в иконе, а символический Престол Небесный – это престол Славы Божества.
В контексте образа раскрывается несколько измененная символика отдельных его элементов. Так, изображаемый в образе Христа Пантократора жест благословения становится здесь знаком окончательного решения человеческих судеб. Евангелие, обычно наставляющее ко спасению, здесь – критерий праведности, которым измеряется духовно-нравственное состояние человека. Это книга СУДА.
Этот извод часто использовался в монументальной живописи Византии. На Руси распространился сначала в новгородских землях, затем – в Москве, Ярославле и др.