Учение о свободе человека
Учение о свободе человека
Человек, как учит Церковь, обладает свободной волею. В Ветхом Завете одно из наиболее ярких мест (Втор.30,19) : "Живот и смерть дах пред лицем вашим, благословение и клятву: и избери живот, да живеши ты и семя твое".
В речах Иисуса Христа человек изображается как существо совершенно свободное, могущее подчиняться действию на него Божественной силы и свободно развиваться при ее помощи в данном ею направлении или противиться действию Его Божественного слова, учения и чудес и все более и более ожесточаться. О том же говорит евангельская история, свидетельствующая о проявлении как доброй, так и злой человеческой воли, при обилии Божественной любви Христа Спасителя, обращенной ко всем: грешникам и врагам Его. В частности, в притчах: о сеятеле (Мф.13,3-23), о Царстве Божием (Мф.24,30) , о царской вечери (Мф.22,1-14; Лк.14,16-24) - изображается различное, зависящее от самих людей отношение их к евангельской проповеди. Христос говорит: "Аще кто хощет по Мне ити, да отвержется себе и возмет крест свой и по Мне грядет" (Мф.16, 24). Свобода человеческой воли видна и в обращении Спасителя к Иерусалиму, не восхотевшему быть собранным в лице своих чад вокруг Него, подобно птенцам под крылами матери (Мф.23,37; Лк.13,34), т.е. утверждается то же, что и в притче о царской вечери, где званные "не хотяху приити" (Мф.22,3) . О крайнем проявлении противной Богу злой человеческой воли или о состоянии ожесточения говорится во многих местах, в особенности по поводу исцеления бесноватых и объяснения этих чудес фарисеями (Мф.12,22-45), также по поводу нераскаянности городов, в которых наиболее явлено было «сил» Христовых (Мф.11,20-24)..Поэтому, признавая необходимым участие человеческих сил в содевании спасения, Христос Спаситель требовал известных усилий ума, сердца и воли Своих слушателей, призывал их к покаянию и вере, к исполнению воли Божией, к самоотверждению. "Царство Небесное, - учил Он, - нудится, и нуждницы восхощают е" (Мф.11,12).
Рекомендуем посмотреть лекцию "Модели надежности ПО".
Апостолы также постоянно внушали верующим мысль о необходимости веры, покаяния, бодрствования, непрестанного к себе внимания и неусыпных трудов при содевании спасения. Можно отверзать и затворять сердце при слышании евангельской пропопеди: "Се, стою при дверех и толку: аще кто услышит глас Мой и отверзет двери, вниду к нему и вечеряю с ним, и той со Мною" (Ап.3,20). "Днесь, аще глас Его услышите, не ожесточите сердец ваших" (Евр.3,7-8) .Человек может противиться Духу Святому, как обличал в этом иудеев св. первомученик Стефан: "Жестоковыйнии и необрезаннии сердцы и ушесы, вы присно духу Святому противитеся, якоже отцы ваши, тако и вы" (Деян.7,50) . Он может и угашать в себе уже действующую силу Божию: "Духа не угашайте", - увещевает Апостол (1 Сол.5,19) . Он убеждает возгревать дар благодати (2 Тим.1,6), не оскорблять Духа Святаго, "Имже знаменастеся в день избавления" (Еф.4,30) , возмогать "во Господе" (Еф.6,10) исполняться Духом" (Еф.5,18).
Вообще, в Священных книгах содержится множество увещаний, обетований, предостережений для возбуждения человека к добродетели. Цель этих увещаний вызвать в человеке согласное с Благодатию действие его сил. В творениях святых отцов мы находим согласные мысли.
Св. Василий Великий учит: "Дух в каждом из удобоприемлющих Его пребывает, как ему одному присущий, и всем достаточно изливает всецелую Благодать, которою наслаждаются причащающиеся, по мере собственной приемлемости, а не по мере возможного для Духа".
Св. Григорий Богослов утверждает: "Человеческая воля не всегда следует, но весьма часто противоречит и противоборствует воле Божией".
Св. Иоанн Златоуст говорит: "Бог не принуждает никого. И если Он хочет, а мы не хотим, то спасение наше невозможно ".
Св. Макарий Великий выражает то же учение о человеческой свободе: "Природа человеческая способна к принятию добра и зла, Божественной Благодати и противной силы, но принуждаема к тому быть не может