Время происхождения ангелов
Время происхождения ангелов
Моисей, подробно изложив историю мироздания умалчивает о творении ангелов ,следовательно, прямого указания о времени их происхождения Откровение не дает. Но из Св.Писания можно вывести вполне обоснованное предположение, что ангелы были созданы не только прежде человека, но и прежде образования видимого или чувственного мира. Бытописатель упоминает об искусителе первых людей в образе змия: этим искусителем мог быть никто иной, как один из падших духом (Быт.3) . Это ясно показывает что около времени создания первых людей не только существовал уже мир бесплотных духов, но и что в этом мире успел даже произойти некоторый нравственный переворот, окончившийся отпадением от Бога некоторых духов. В книге Иова говорится, что когда созданы были Господом звезды, все сыны Божии, под которыми у Иова разумеются ангелы (Иов. 1,6;2, 1) восклицали от радости (Иов.38,7) . В греко-славянском переводе сказано прямо:"Восхвалиша Мя гласом велиим вси ангели Мои". Это значит, что они были созданы прежде четвертого дня. Ни в один из предшествовавших дней о творении ангелов не говорится. Остается, поэтому, сделать только то предположение, что мир духовный создан был изначала, прежде образования мира вещественного. С этим предположением согласуются все приведенные повествования Писания. Между тем и сам Моисей дает твердое основание для такого предположения в своих начальных словах: "В начале сотвори Бог небо и землю"(Быт.1,1) . Подобно тому, как под землею нужно разуметь не нынешнюю землю, а разуметь весь вещественный мир в его первоначальном состоянии, так и под небом нужно понимать не видимое небо, созданное впоследствии, а небо невидимое жилище горных сил.
Мнение о сотворении мира ангелов прежде мира вещественного было господствующим в древней Церкви. Св. Григорий Богослов, касаясь этого предмета, говорит: "Так как для Благости не довольно было только созерцать Себя Самого, а надлежало, чтобы благо разливалось, идя все далее и далее, так чтобы число благодетельствованных было как можно больше (потому что это свойственно высочайшей благости) , то Бог измышляет прежде всего ангельские небесные силы: и мысль стала делом, которое исполнено Словом и совершено Духом... Поелику же первые твари были Ему благоугодны, то измышляет другой мир - вещественный и видимый, или что тоже, стройный состав неба и земли и того, что есть между ними".