Божество сына
Божество сына
Христианское Откровение в самых ясных чертах изображает и ту мысль, что Сын Божий есть Бог, Бог в собственном и строгом смысле (метафизическом), Бог по Естеству, а не Бог или Сын Божий в каком-либо не собственном или переносном смысле, как называются в Писании иногда люди и ангелы богами и сьгнами Божиими. Правда, в Откровении Нового Завета Сын Божий изображается по преимуществу как Бог воплотившийся, явившийся для спасения мира, но в нем много мест, которые относятся к Божес ему Естеству Второго Лица Св. Троицы и изображают Его равным Отцу. Учение о Божестве Сына и равенстве Его с Отцом находится и в наставлениях Самого Сына Божия - Иисуса Христа и святых апостолов.
УЧЕНИЕ САМОГО ИИСУСА ХРИСТА - Христос Спаситель учил о Себе, как об Истинном Сыне Божием, как о Боге, во всём равном Отцу. Из многочисленных примеров этого укажем на некоторые.
1. Как на яснейшее Откровение и исповедание Себя Сыном Божиим и Богом со стороны Иисуса Христа можно указать прежде всего на Его беседы по поводу исцелении Им расслабленного при овчей купели в день субботний (Ин. 5 гл.). Иисус Христос сказал: «Отец Мой доселе делает, и Аз делаю» (17 гл.).
2. В другой раз Иисус Христос с особенной ясностью предложил учение о Своем Божеском достоинстве при таких обстоятельствах. Иудеи в один из праздников (обновления храма), окружив Иисуса в притворе Соломоновом, спрашивали Его - кто Он. В ответе им (Ин. 10,25-39), указав на данное прежде свидетельство дел Своих, Он говорил: «Не восхитит их (овец) никтоже от руки Моея; Отец Мой, Иже даде Мне (овец), болий всех есть, и никтоже может восхитити их от руки Отца Моего: Аз я Отец едино есма» (28 30 ст.).
Обратите внимание на лекцию "3.10. Регистры общего назначения (РОН)".
3. Ту же истину засвидетельствовал Иисус Христос пред Своею кончиною на суде пред первосвященниками и старейшинами. Здесь по выслушании лжесвидетелей на Иисуса, Каиафа первосвященник спросил: «Заклинаю Тя Богом Живым, да речеши нам, аще Ты еси, Христос, Сын Божий» (Мф. 26, 63). Христос, не отвечавший на лживые обвинения, на такой торжественный, именем Божиим сделанный вопрос, и притом относительно истины, для утверждения которой Он и жил, отвечал: «Ты рекл еси (Мф. 26, 64), - т. е. твои уста исповедали, что Я Сын Божий. - Аз есмь (Мк. 14, 62) ». Подтверждая и усиливая это, Он сказал: «Отселе узрите Сына Человеческаго седяща о десную силы и грядуща на облацех небесных» (Мф 26,64).
УЧЕНИЕ АПОСТОЛОВ. - Учение Апостолов о Сыне Божием таково же, как и Иисуса Христа. Все, что говорил о Себе Сам Спаситель, говорят и они, с тем отличием, что добавляют к этому и свои взгляды, как взгляды самовидцев служения и дел Его. Эту веру в Божество Иисуса Христа, ап. Петр от лица всех апостолов исповедал пред Самим Господом, когда на вопрос Его: «Вы же кого Мя глаголете быти», - ответил: «Ты еси Христос. Сын Бога Живаго» (Мф. 16, 15-16). На этой вере, как на краеугольном камне, Господь обетовал непоколебимо основать Свою Церковь. Ту же веру исповедал ап. Фома, когда, увидев явившегося по воскресении Спасителя, сказал: «Господь мой и Бог мой». (Ин. 20, 28). В своих писаниях апостолы усвоят Сыну Божию все, что приличествует единому Истинному Богу. В посланиях апп. Иакова, Петра, Иуды даются Ему наименования: Господь славы (Иак. 2, 1), Господь и Спас Иисус Христос (Иак. 1, 1; 2 Петр. 1, 1-2), Сын Божий или Сын Отца (2 Петр. 1, 17; 1, 3), Владыка Бог и Господь Иисус Христос (Иуд. 4 ст.), предназначенный прежде сложения мира, но явившийся в последние времена (1 Петр. 1,20). Более же частым чертами изображёно Божество Сына Божия апостолами Иоанном и Павлом.
УЧЕНИЕ АП. ИОАННА представляет ту особенность, что Сын Божий им именуется Словом и Божество Его показывается как в состоянии Его воплощения, так и независимо от акта Его явления миру.
УЧЕНИЕ АП. ПАВЛА. Учение «Апостола языков» о Сыне Божнием по существу такое же, как и прочих апостолов. Истина о Божественном Его достоинстве выражена им особенно полно и разнообразно. По его учению, Сын «любве» Отчей весть образ Бог невидимаго, перворожден всея твари. Яко Тем создана быша всяческая, яже на небеса и яже на земли, видимая и невидимая, аще престоли, аще господствия, аще начала, аще власти: всяческая Тем о Нем создашася. И Той есть прежде всех, и всяческая в Нем
состоятся» (Кол. 1, 13, 15---17). Он, следовательно, есть такое Лицо, с Которым не могут иметь сравнения никакие твари, даже самые высшие между ними. Его природа не тварная, но Божеская, и Сам Он - Творец. Он есть Сын Божий собственный (Рим. 8,32), а не Божий по усыновлению или по благодати. В послании к евреям св. Павел пишет о Нем, Он есть сияние славы и образ Ипостаси Его - Бога Отца,т.е.отображение славы Отца, почему Они есть образ Ипостаси Его (1, 3).
В других местах своих посланий ап. Павел именует Сына Божия великим Богом и Спасителем (Тит. 2, 13), Господом, «Им же вся, и мы Тем» (1 Кор. 8,6), Божнею силою и Божиеэо премудроствю (1 Кор. 1,24), усвояет Ему всеведение (Кол. 2,3; 1 Кор. 4, 5), неизменяемость (Евр. 13.8; ср. 1, 12) и другие Божеские свойства. Наконец, апостол научает призывать Его в молитвах (Рим. 10, 13) и воздавать Ему поклонение, подобающее Богу: «Да о имени Иисусове всяко колено поклонится небесных и земных и преисподних, и всяк язык исловесть, яко Господь Иисус Христос в славу Бога Отца» (Флп. 2,10-11; ср. Евр. 1,6; Рим. 1, 4, 9; Кол. 1,16).