Смыслообразующая функция мотива
Лекция 47. Смыслообразующая функция мотива
Под смыслообразованием разумеется придание отдельным действиям, их содержаниям личностного смысла.
Ведь описание всякого действия, описание всякой цели может вестись с двух позиций.
В плане объективном — на уровне объективного описания. Но есть план утаенный. Мы говорим — человек движим познавательным мотивом. Значит, его деятельность познавательная. Мы можем сказать — это только так кажется. К.Д.Ушинский - Помимо объективного значения для человека имеют еще и личностный смысл. И то, что определяет личностный смысл, есть мотивация человеческого поведения, есть действительные мотивы его деятельности.
Раз мотивы придают личностный смысл целям, действиям — то мы должны отдавать себе отчет в смысле собственного поступка. То есть отдавание себе отчета в мотивах. И эта задача не решается сразу. Это именно задача, которая требует внутренней работы. Мы вступаем в еще одну проблему — отдавание себе отчета в мотивах действия, в смысле действия. Очень часто мотив скрыт. Но он побуждает, он смыслообразует.
Осознание мотивов действий начинается лишь в подростковом возрасте. Сначала появляется в виде маленьких островков, подготовительных форм. Строится мотивационная сфера личности. То есть круг мотивов, понимаете?
Вопрос об отношении мотива к сознанию.
1. Мотивы могут актуально не осознаваться.
Рекомендуемые материалы
При вопросе о том, ради чего вы совершаете действие, вы испытаете затруднение: по крайней мере, вам нужно либо дать мотивировку, то есть открыть значение вашего акта, объективное значение, либо пойти по другому пути. Дать себе отчет в действительном побуждении сразу может, и не удастся.
Ещё посмотрите лекцию "Реклама в Советской России в 1917 - 1991 годах" по этой теме.
В.Вундт назвал механизмом гетерогонии целей. - Иногда перед человеком возникают цели, которые он стремится достигнуть ради чего-нибудь постороннего этим целям. А иногда эти цели, достигаемые ради чего-то другого, превращаются в самоцели, то есть приобретают собственную ценность. Некоторые мотивы так именно и происходят. Таковы, например, познавательные мотивы. Т.о., одно из происхождений мотивов есть приобретение целью сознательной побудительной и смыслообразующей функции. Не всякая цель способна стать мотивом.
Значит, мы пришли к представлению об очень сложной классификации мотивов, которую невозможно осуществить по одному какому-нибудь основанию. По-видимому, есть ряд отношений, рассмотренный — порождение мотивов. Вот первый случай — трансформация цели. Соответственно, меняется и место в сознании. Есть мотивы не осознаваемые, есть мотивы, которые могут быть осознаны путем своеобразной работы, наконец, мотивы, проспективно сознаваемые, которые по своему происхождению состоят в том, что они, которые выступают прежде в виде целей, приобретающих самостоятельную побудительную силу.
В большинстве случаев актуальные мотивы не осознаются.
Фрейд: «Что самое главное, что движет человеком, где оно коренится?» Была выдвинута гипотеза, не очень новая, что есть что-то, глубоко внутри человека коренящееся. И это мир биологических влечений. Можете это называть инстинктами. Самое-самое главное это либидо. То есть это влечение сексуальное, половое. Какова же судьба этого влечения? И тогда выясняется, что судьба этого и подобных им влечений, для фрейдистов, состоит в том, что это влечение пытается реализовать себя и наталкивается на массу преград, которые создает наша культура, общество. В результате разыгрывается динамика, которая выражается в том, что эти влечения подавляются, а вместе с тем проявляются. Сублимация, символизация.
Чтобы иметь потребность знания, нужно, чтобы было накоплено научное знание, правда? Тогда могут быть периодические научные интересы.
Что такое осознание мотивов? Их возвышение, а не подавление! Выше мотивы сознаваемые.