Философская мысль средних веков
Второй пункт плана.
Если греческая философия выросла на почве античного рабовладельческого общества, то философская мысль средних веков принадлежит к эпохе феодализма (V-XV вв.). Важной особенностью этого периода является преодоление характерного для античной философии дуализма противоположных начал активного и пассивного: идей или форм с одной стороны, материи с другой. На место дуализма приходит монистический принцип: есть только одно абсолютное начало – Бог, всё остальное – его творение.
Христианский философ IV-V вв. Августин Блаженный (354-430) (в 387 принимает крещение) отождествляет Бога с бытием, следуя священному писанию. Основной его труд – «О граде Божием», в которым идет речь о двух государствах – земном (светском) и небесном (Божественном). Августин Блаженный развивает в своих работах христианскую эсхатологию, истоки которой в Ветхом завете (Книги пророков Иезекииля и Даниила).
Эсхатология (от греч. – последний, конечный и слово, учение) – религиозное учение о конечных судьбах мира и человеке. Различают индивидуальную эсхатологию, т.е. учение о загробной жизни единичной человеческой души, и всемирную эсхатологию, т.е. учение о цели космоса и истории, об их конце и о том, что за этим концом следует.
Лекция "6.8 Удаление затеняемых ребер" также может быть Вам полезна.
В становлении индивидуальной эсхатологии особая роль принадлежит ДревнемуЕгипту, а в становлении всемирной – иудаизму, сосредоточенному на мистическом осмыслении истории как разумного процесса, направляемого волей личного Бога: руководимая Богом история должна преодолеть себя самоё в приходе «рядущего мира». Индивидуальная эсхатология становится частью всемирной эсхатологии, ибо наступление «будущего века» окажется сроком для воскресения умерших праведников.
Хотя Августин Блаженный следует в основных своих воззрениях неоплатонизму, тем не менее, он пытается заново продумать старые идеи.
Новой чертой мышления Августина Блаженного было внимание к двум проблемам, мимо которых прошла античная мысль: динамики человеческой личности и динамики общечеловеческой истории.
Первой из них посвящена «Исповедь» – лирическая автобиография, рисующая внутреннее развитие Августина от младенчества до окончательного утверждения в ортодоксальном христианстве. С недостижимым для античной литературы и философии психологическим самоанализом Августин сумел показать противоречивость становления личности. От констатации тёмных «бездн» души Августин пришел к выводу о необходимости божественной благодати, которая выводит личность из греховной инерции и тем самым «спасает».
Проблема мистически осмысленной диалектики истории поставлена в трактате «О граде Божием», который написан под впечатлением взятия Рима ордами Алариха в 410г. Августин усматривал 2 противоположных вида человеческой общности: «град земной», т.е. государственность, которая основана «на любви к себе, доведенной до презрения к Богу», и «град Божий» – духовную общность, которая основана «на любви к богу, доведенной до презрения к себе». («Град Божий» никак не тождествен идеалу теократии, в духе которого истолковывали учение Августина в средние века идеологи католицизма.)
Для Августина всякое насилие – от насилия над ребенком в школе, выразительно описанного в «Исповеди», до государственного насилия – есть следствие греховной испорченности человека и постольку достойно презрения, однако насилие неизбежно. Исходя из этого, Августин признавал необходимость государственной власти, им же охарактеризованной как «большая разбойничья шайка».