Философия войны и мира
2.1.4 Философия «войны» и «мира»
Война и ее философия являлись предметом внимания, изучения и научного интереса многих выдающихся военных ученых, стратегов, историков и военных писателей.
Тему философии войны затрагивали практически все авторы классических трудов о войне, а такие авторы как, например А. Керсновский, А. Снесарев - прямо назвали свои работы «Философия войны».
В российской военной и философской мысли наиболее полно рассматривал эту тему выдающийся военный ученый, генерал русской армии и первый начальник Академии генерального штаба Красной армии Андрей Снесарев.
В своей работе «Философия войны» он писал:
«Конечной целью философии войны будет сведение к нравственно-научному синтезу всех понятий о войне и присоединение этого синтеза как слагаемого к сумме других научных обобщений, объединяемых общей философией».
«Все темы, о которых я сказал как о входящих в содержание философии войны, как-то: война, наука о ней или основные темы; военный гений, военная дисциплина, принуждение к войне, военное право и т.д. - настолько интересны и актуальны, что каждый человек, особенно военный, неизбежно, часто даже не отдавая себе отчета, должен рано или поздно задуматься над ними и выстрадать в душе тот или иной вывод о них. Совокупность таких выводов относительно войны и всего связанного с ней, присущая тому или другому человеку, может быть названа его военным миросозерцанием: по аналогии с тем, как совокупность разумения того или иного человека».
«На первой стадии своего развития философия войны занимается только вопросом о войне, и ничем более. В толковании войны намечаются три течения: научное, художественное и правовое, или, говоря иначе, война рассматривается под тремя углами: под углом разума, красоты и правды. В конечных целях авторы трудов старались выяснить такие вопросы: есть война положительное или отрицательное явление в жизни народов, естественное или искусственное, вечное или временное? Средний вопрос чаще всего исчезал в третьем, и главными вопросами оставались два: положительность (или отрицательность) и вечность (или временность) войны. Те авторы, которые склонны были рассматривать войну как явление условное и ограниченное, пытались ввести в свое рассмотрение еще вопрос о том, какими путями может быть прекращена война на веки веков»[1].
Как видим, эти абсолютно справедливые тезисы нашего выдающегося соотечественника несут в себе скорее методологические основы его подходов к проблеме, чем отвечают на сам вопросы «в чем есть философия войны, чем она определяется и какова она есть на самом деле(?)».
Рекомендуемые материалы
Собственная позиция автора по этой проблеме вытекает из самого существа войны как явления бытия социума, и может быть представлена тезисами следующего логического ряда.
Нам представляется, что философия войны и мира определяется:
· собственной спецификой основных этапов (циклов) бытия социума;
· целями, стоящими перед субъектами социума и определяемыми им на каждый период своего конкретного исторического бытия;
· совокупностью исторических национальных ценностей и идеологией субъекта социума;
· пониманием и осознанием субъектом социума (например, нацией) уровня, масштаба и качества своего исторического предназначения;
· способностью и желанием нации осуществлять свое историческое предназначение.
В связи с этим, «философия войны»[2], - это часть философии бытия субъекта социума (цивилизации, государства и так далее).
Прежде всего, это философия борьбы социума и достижения, или освоения новой для него (них) роли в мире, главным образом, путем использования всех возможностей предоставляемых нации (социуму) ее стратегической матрицей[3].
Философия войны, это философия победы в войне и использования ее результатов.
Философия войны должна также определять и ее базовые цели.
Базовые цели войны - безусловная реализация целей национальной стратегии, обеспечение успешности и исторической вечности нации, в том числе, путем формирования и использования новой и более комфортной для ее бытия (существования) новой картины мира.
Философия и национальная стратегия войны должны также предвидеть и результаты войны, победы и поражения, при этом уровень предвидения должен быть таков, что бы можно было определять и рекомендовать политикам, какой из результатов и в какое время наиболее выгоден для реализации конечных целей государства.
Философия войны должна дать социуму точное знание методов, способов и технологических приемов использования в своих интересах новой картины и архитектуры послевоенного мира, и определять его готовность к существованию в его новой исторической роли.
***
Философия мира, - есть часть философии бытия субъекта социума (цивилизации, государства и так далее).
Философия мира, это, прежде всего, философия развития и подготовки нации (субъектов социума) к борьбе и достижению, или освоению новой для него (них) роли.
Она реализуется путем развития стратегической матрицы нации и создания ее нового потенциала, гарантированно обеспечивающего ее победу в войне.
Философия мира должна также определять его базовые цели.
Базовые цели мира - развитие стратегической матрицы нации (субъекта социума), путем разработки национальной стратегии, безусловное достижение целей которой, обеспечит развитие и устойчивость стратегической матрицы нации, и ее безусловную победу в войне, а так же разработку, освоение и введение в национальное бытие (бытие социума) необходимых для развития политических и экономических технологий и государственных практик, способных выполнить эту задачу.
В связи с этим предлагается сформулированный автором следующий парадокс: «Философия и цель мира - есть война, а философией и целью войны - является мир».
В тоже время, общей базовой константой философии войны и мира является достижение исторической успешности и исторической вечности нации (социума).
Мы отнесем к философии войны еще одну реплику русского военного писателя А. Керсновского: «Нападают лишь на слабых, на сильных - никогда.
На слабых, но показывающих вид, что они сильны, нападают реже, чем на сильных, не умеющих показать своевременно своей силы, производящих со стороны впечатление слабых[4]».
Это значит, что нашей философией войны должна быть философия обеспечения успешности и исторической вечности нашего Отечества.
В целом, можно сделать следующий вывод - так как результатом войны может быть только поражение или только победа, то, несмотря на то, что любая война, в конечном счете, не бессмысленна, но она только тогда играет свою необходимую для нас роль, если она заканчивается нашей победой.
Рекомендация для Вас - Управление риском.
Именно поэтому, необходимо четко определиться с трактовкой такой базовой категории военного искусства и национальной стратегии, как «победа в войне».
[1] Снесарев А. Е. Философия войны. – М.: Финансовый контроль, 2003
[2] Один из сподвижников Е. Месснера по Великой войне и эмиграции, известный русский военный мыслитель Б. А. Хольмстон-Смысловский писал: «Надо твердо помнить, что профессиональному солдату мало знать технику боя. Надо еще и глубоко понимать философию войны. Ибо от этого понимания и знания будет зависеть будущая политическая судьба и национальная карта Вселенной».
Приводится по: Хочешь мира, победи мятежевойну! Творческое наследие Е. Э. Месснера. – М.: Военный университет, Русский путь, 2005. – 696с., ил. – (Российский военный сборник).
[3] Определение «стратегическая матрица нации» см. в Третьей главе, «Учение о национальной стратегии»
[4] Керсновский А. Философия войны. Белград, 1939. С. 5-19.