Исламская концепция мирового порядка
Исламская концепция мирового порядка исходит из деления мира на 2 группы:
- Дар аль Ислам; «Дом мира», зона мира.
- Дар аль Харб; зона войны, неисламский мир.
Между двумя этими мирами существуют напряженные отношения. Однако исламская геополитическая концепция исходит из того, что м/у двумя этими зонами есть промежуточная зона – Дар аль Сульх – договорная, в рамках которой мусульмане могут договариваться с представителями других монотеистических концепций – с христианами и иудеями. Это позволяет странам неисламским полагаться на то, что с мусульманами всегда можно договориться. Договор может восприниматься по-разному. Что касается западного восприятия – договор строго соблюдается. В рамках восточной ментальности договор рассм. как тактический шаг, своего рода хитрость, чтобы выиграть время и подготовиться к новому наступлению, и до сих пор рассматривается таким же образом.
Враждебная зона может быть и внутри Дар аль Ислам – это правители, которые встали на путь реформ, и против него тоже нужно вести борьбу. Ислам признает наличие международного сообщества, но относится к нему достаточно противоречиво. Исламская геополитика отрицает наличие национального гос-ва, ислам и национализм несовместимы. Национализм с т.з. ислама нерационален. Добиваются признания ислама как третьей силы. Здесь прослеживается тенденция ислам-запад. Возможно, данная концепция лучше отражена понятием ислам-иудеохистианский мир.
После иранской революции и ввода сов. войск в Афганистан, Бжезинский написал, что возникла «исламская дуга», которую можно было использовать для противостояния СССР. Постепенно исламский мир стал угрожать и Западу.
События, способствующие созданию кризисной ситуации в регионе Ближнего Востока в 1990-х гг.:
- иранская революция 1979 г.;
Информация в лекции "Средства, снижающие свертываемость крови" поможет Вам.
- ввод сов. войск в Афганистан;
- поражен6ие в войнах с Израилем;
- провал объединительных проектов;
- кризис советской модели, на которую ориентировалась арабская политическая элита;
- неэффективные результаты модернизации.
В сознании переплеталась горечь от невозможности рывка в современный мир с исторической памятью о былом величии.