Популярные услуги

Творчество О. Мандельштама

2021-03-09СтудИзба

Творчество О. Мандельштама

План

1.  Начало литературной деятельности. Сборник стихов «Камень» как воплощение главных особенностей художественного мира поэта.

2.  Петербургская тема как одна из ведущих  в лирике Мандельштама.

3.  Осмысление революционной действительности ХХ века в сборниках «Tristia » («Печаль») и «Воронежские тетради».

1.  Начало литературной деятельности. Сборник стихов «Камень» как воплощение главных особенностей художественного мира поэта.

Первым этапом творческой дороги Мандельштама стал сборник стихотворений «Камень» (1908—1915). В нем «спрессовшшсь» почти все особенности его художественного мира, которые на разных этапах жизни и творчества будут проявляться по-разно­му, но всегда сохраняя внутреннее единство и целостность.

Прежде всего, обратимся к символике названия сборника. Камень в поэтике Мандельштама — это материальное воплощение времени, свидетель и хранитель глубокого прошлого, основ зем­ной цивилизации («кремней могучее слоенье» из «Грифельной оды»). В «Разговоре о Данте» он назовет камень «дневником погоды» и «метеорологическим сгустком»: «Камень — импрессио­нистический дневник погоды, накопленный миллионами лихоле­тий, но он не только прошлое, он и будущее: в нем есть перио­дичность. Он алладинова лампа, проницающая геологический сумрак будущих времен». В таком восприятии камня заметно влияние философии Вл. Соловьева. В трактате «Оправдание добра. Нравственная философия» Соловьев, размышляя о единстве ма­териального и духовного мира, назвал камень «типичнейшим воплощением категории бытия как такового», «символом неизмен­ного бытия». Философ добавляет, что камень, «не имея жизни в себе», может быть «проводником локализованного живого дейст­вия духовных существ». У Соловьева возникает картина движения от моллюска до человека, от камня до высших ступеней духовного развития (модель «пересекающихся царств», — ср. стихотворе­ние Мандельштама «Ламарк»).

Мандельштамовский камень обладает внутренней, потенци­альной динамикой как основа строительства: «Есть внутреннос­ти жертв, чтоб о войне гадать, / Рабы, чтобы молчать, и камни, чтобы строить!», — скажет он в стихотворении 1914 г. «Приро­да — тот же Рим...». В статье «Утро акмеизма» он выразится еще определеннее: «Камень как бы возжаждал иного бытия. Он сам об­наружил скрытую в нем потенциальную способность динами­ки — как бы попросился в «крестовый свод» — участвовать в ра­достном взаимодействии себе подобных».

Рекомендуемые материалы

В той же статье «Утро акмеизма» камень, наделенный скры­той динамикой, участвующий в созидании, прозревающий в себе человека, символизирующий неизменность бытия и подверженный воздействию «духовных существ», ассоциируется со словом — стро­ительным материалом речи. Мандельштам соединяет имена Соловь­ева и Тютчева: «Владимир Соловьев испытывал особый пророчес­кий ужас перед седыми финскими валунами. Немое красноречие гранитной глыбы волновало его, как злое колдовство. Но камень Тютчева, что «с горы скатившись, лег в долине, сорвавшись сам собой иль был низвергнут мыслящей рукой», — есть слово. Голос материи в этом неожиданном паденьи звучит как членораздельная речь. На этот вызов можно ответить только архитектурой. Акмеис­ты с благоговением поднимают таинственный тютчевский камень и кладут его в основу своего здания». Камень, таким образом, становится знаком созидающего творческого времени.

Все «смысловые пучки», прямые и ассоциативные, собраны в названии первого мандельштамовского сборника. И сам сбор­ник — явление динамическое, в котором стихи 1908—1912, 1912—1914 и 1914—1915 гг. становятся разными этапами движе­ния внутренне единого художественного мира.

Предметом поэзии раннего Мандельштама является «самое бытие вещей», «абстрактное бытие» без символистической демонизации и мистики. Это попытка передать и понять «бытие как таковое», попытка ощутить его вкус: «Звук осторожный и глухой / Плода, сорвавшегося с дерева, / Среди немолчного напева / Глубо­кой тишины лесной...».

С.С.Аверинцев выделяет и основные приемы, позже отозвав­шиеся во всем творчестве поэта. Это, прежде всего, «принцип аскетической сдержанности... — отсутствие выразительнее присут­ствия». Мандельштам избегает броских рифм. «У него преоблада­ют рифмы «бедные», часто — глагольные или вообще грамматичес­кие, создающие ощущение простоты и прозрачности»:

Сусальным золотом горят

В лесах рождественские елки;

В кустах игрушечные волки

Глазами страшными глядят.

(1908)

Новаторство в области рифмы проводится Мандельштамом так незаметно, что исследователи редко о нем упоминают, хотя его современник Пяст восхищался опытом рифмовки односложных слов:

Сегодня дурной день:

Кузнечиков хор спит.

И сумрачных скал сень

Мрачней гробовых плит.

(1911)

Позднее этот прием приписывали почти исключительно Мая­ковскому. Шедевром стало стихотворение 1937 г., в котором встре­чается дактилическая и гипердактилическая рифма:

Я молю, как жалости и милости,

Франция, твоей земли и жимолости,

Правды горлинок твоих и кривды карликовых

Виноградарей в их разгородках марлевых.

(1937)

«Строгая прозрачность», «жесткий отбор» поэтических средств и, в частности, лексики придают поэзии Мандельштама гармони­ческую торжественность классицизма: «Быть может, я тебе не нужен,/Ночь; из пучины мировой,/Как раковина без жемчужин,/ Я выброшен на берег твой» (Раковина). Его гармонию оценили и отметили сразу. М. Цветаева назвала Мандельштама «молодым Державиным», Ахматова восклицала: «Откуда донеслась до нас эта новая божественная гармония, которую называют стихами Осипа Мандельштама!».

Стремление к торжественной гармонии классицизма обуслов­лено постоянной темой бытия и времени, берущей начало в державинской поэзии. Не случайно одно из лучших своих произведе­ний о времени, разрушении и творчестве Мандельштам назвал в классицистических традициях «Грифельной одой», а в статьях вспоминал предсмертную грифельную доску Державина с записью «Реки времени». Имя Державина появится у него и в «Стихах о русской поэзии» (1932 г.).

Еще одно средство достижения Мандельштамом гармонии, — «стускленный» (С.С.Аверинцев), матовый колорит: «Небо тусклое с отсветом странным — / Мировая туманная боль», «Скудный луч холодной мерою / Сеет свет в сыром лесу», «Душный сумрак кроет ложе». В отличие от традиций символизма, «сумрачный» колорит раннего Мандельштама не имеет мистического подтекста, а сам поэт не отделяет и не противопоставляет себя «темнице мира»: «Твой мир, болезненный и странный, / Я принимаю, пустота!».

Преодоление символизма ранним Мандельштамом сказалось и в отказе от жреческой функции поэта: поэт так же познает мир и бытие, как любой мыслящий человек («Я блуждал в игрушечной чаще / И открыл лазоревый грот.../ Неужели я настоящий / И действительно смерть придет?»).

По-новому воспринимает поэт и музыку. Как и у символис­тов, она для него «первооснова жизни», из которой берет начало любое творчество, любое искусство:

Она еще не родилась,

Она и музыка и слово,

И потому всего живого

Ненарушаемая связь.

Но опять-таки он требует выполнения сакральных запретов (недаром стихотворение называется «Silentium» — «Молчание»):

Останься пеной, Афродита,

И, слово, в музыку вернись,

И, сердце, сердца устыдись,

С первоосновой жизни слито!

С 1912 г. для Мандельштама наступает пора декларативной акмеистической поэзии, подготовленной поиском несимволистичес­кой дороги в литературе. Множество стихотворений отражает акмеистическое приятие реального, вещного мира сегодняшнего дня: «Кинематограф», «Мороженно!», «Теннис», «Футбол», «Еще футбол», «Казино» («Мне, в опьяненьи легком, суждено / Изведать краски жизни небогатой»; / «Но я люблю на дюнах казино, / Широкий вид в туманное окно / И тонкий луч на скатерти измятой»). Но реальная вещность переводится поэтом в бытийный план. Однако бытийность — и в этом отличие от ранней поэзии — воспринима­ется уже не как абстрактное бытие, а как историко-культурное существование. Каждая вещь осмысляется и ассоциируется с ее историей в человеческой цивилизации, существует уже не сама по себе, а в мире мыслящего целенаправленного и творческого чело­веческого воздействия, среди других вещей. И поэтому футболь­ный мяч может сравниться с головой Олоферна, а в «Египтяни­не» воспевается одухотворенно-размеренное существование.

Отвергает Мандельштам и пустоту как знак абстрактного существования. Бытие для него теперь — категория созидающая, одухотворенная человеческим воздействием, историческая. И по­тому он стремится преодолеть пустоту активным творческим вме­шательством. Гармония в его понимании тоже связана с упоря­дочением мира путем приложения «мыслящей руки» («...красота не прихоть полубога, / А хищный глазомер простого столяра»). Зна­ком борьбы с пустотой внечеловеческого бытия и преодоления его становится архитектура — одухотворенное «собирание вселенной» и острие, шпиль готической колокольни, ранящий небо:

Кружевом, камень, будь

И паутиной стань,

Неба пустую грудь

Тонкой иглою рань.

(Я ненавижу свет...)

Та же идея сформулирована в программной для поэта статье «Утро акмеизма»: «Хорошая стрела готической колокольни — злая, потому что весь ее смысл — уколоть небо, попрекнуть его тем, что оно пусто».

Творчество — это прежде всего преодоление статики, и архи­тектура у поэта ассоциируется и с акмеизмом, и с созданием стихов: «Акмеизм — для тех, кто, обуянный духом строительства, не отказывается малодушно от своей тяжести, а радостно принимает ее, чтобы разбудить и использовать архитектурно спящие в ней силы... Строить - значит бороться с пустотой, гипнотизировать пространство». Архитектура и поэзия, вовлеченные в творческое время, противостоящие разрушению, представляют собой, по Мандельштаму, гармонизацию «тяжести недоброй», хаоса с по­мощью организующего разума: «Играет мышцами крестовый лег­кий свод». Прекрасная легкость — это результат победы разума над тяжестью и пустотой.

В структуре «Камня» большое место занимают христианские мотивы. Погружение в христианскую религию и порожденную ею культуру связано у Мандельштама с потребностью единства, сим­волом которого становится Вечный город — Рим («Поговорим о Риме...», «О временах простых и грубых...», «Природа — тот же Рим...» и др.), несущий традиции античности, христианства и современности: «Я в Риме был рожден, и он ко мне вернулся».

Крещение (поэт принял его в мае 1911 года) помогло ему «креститься» в русскую культуру, которая имеет свойство «всемир­ной отзывчивости» к мировой культуре.

С восприятием христианской культуры связан такой важный аспект мандельштамовского творчества, как целомудрие в облас­ти выражения чувств. Мандельштам периода «Камня» последова­тельно изгоняет из стихов все интимно-лирическое, даже в ран­них стихотворениях он заменяет самоощущение в мире размыш­лениями и проникновением в сущность абстрактного бытия: «Я забыл ненужное я».

2.  Петербургская тема как одна из ведущих  в лирике Мандельштама.

«Опьянение классическим вином» сказалось в одной из цент­ральных мандельштамовских тем — Петербургской. Заданный в «Камне» образ Петербурга будет раскрываться разными гранями на протяжении всего творчества поэта и в стихах, и в прозе. Главная черта его Петербурга — культурософность. Северная столица кон­центрирует в себе самые разные временные пласты, которые про­являются в ее пространстве через реминисценции из классики. «Петербургские строфы» (1913) объединяют современность («А над Невой — посольства полумира, / Адмиралтейство, солнце, ти­шина!») и XIX век русской истории и культуры. История вводится упоминанием декабристов («На площади Сената — вал сугроба, / Дымок костра и холодок штыка»), а культура — напоминанием о Гоголе («И правовед опять садится в сани, / Широким жестом запахнув шинель») и Пушкине («Тяжка обуза северного сноба — / Онегина старинная тоска»). Кроме Онегина, знаком пушкинско­го мира в мандельштамовском Петербурге стал Евгении из «Мед­ного Всадника». Евгений вводит в «Петербургские строфы» отго­лосок художественного мира Блока: Блок вовлекает в современный город героев мифа о Дон Жуане («Шаги Командора»), Мандель­штам — пушкинских героев и с ними память о золотом веке рус­ской литературы. А преемственность с его традициями была одной из ведущих установок акмеистов.

Перекличка с Блоком в «Петербургских строфах» решается прямой образной реминисценцией. У Блока: «Пролетает, брызнув в ночь огнями, / Черный, тихий, как сова, мотор...». У Мандель­штама:

Летит в туман моторов вереница;

Самолюбивый, скромный пешеход —

Чудак Евгений — бедности стыдится,

Бензин вдыхает и судьбу клянет!

Пушкинский Евгений в свое время бросил вызов Медному Всаднику — символу Петербурга и российской государственности. Тема государства и современности у Мандельштама напрямую связана с Петербургом. В «Камне» государство показано прямо враждебным человеку, и реминисценции из Пушкина и Гоголя позволяют увидеть эту тему в историческом ключе — враждебная суть государства представляется величиной постоянной: «Чудовищ­на, как броненосец в доке, — / Россия отдыхает тяжело»; «И го­сударства жесткая порфира, / Как власяница грубая, бедна» (Пе­тербургские строфы); «Только там, где твердь светла, / Черно-желтый лоскут злится, / Словно в воздухе струится / Желчь двугла­вого орла» (Дворцовая площадь, 1915 г.).

В петербургской теме «Камня» задается постоянная для твор­чества Мандельштама черно-желтая цветовая символика: «желтиз­на правительственных зданий», «черный омут столицы», «черно-желтый лоскут», «желчь двуглавого орла». Первоначально эти цвета прикреплены к теме враждебной человеку государственности, позже, в пореволюционном сборнике 1916—1920 гг. «Tristia», черно-желтые краски станут зншюм катастрофической эпохи: «со­лнце черное», «черным пламенем Федра горит», «Федра —  ночь «любовью черною я солнце запятнала» (Как этих покрывал... 1916); «У ворот Ерусалима / Солнце черное взошло. / Солнце желтое страшнее» (Эта ночь непоправима, 1916); «праздник черных роз», «чер­ный парус», «траурная кайма» (Меганом, 1917);   «Что ж, гаси, пожалуй, наши свечи / В черном бархате всемирной пустоты» (В Петербурге мы сойдемся снова, 1920); «желтая солома» (Когда городская выходит на стогны луна, 1920).

В стихотворениях 1921—1925 гг., в которых отразился кри­зис поэта, усомнившегося в своей правоте художника перед же­лезным веком волкодавом, черно-желтая цветовая символика про­падает, чтобы появиться в романе 1928 г. «Египетская марка» и в поэзии 1930-х гг. как знак приговора, неприятия «железного века». В трагическом стихотворении 1930 г. «Ленинград» черно-желтая цветовая символика станет «знаком беды», знаком тор­жества «страшного мира»:

Ты вернулся сюда, так глотай же скорей

Рыбий жир ленинградских ночных фонарей,

Узнавай же скорее декабрьский денек,

Где к зловещему дегтю подмешан желток.

Восприятие дореволюционной действительности Мандельшта­мом было типичным для творческой интеллигенции серебряного века, не связанной с конкретными политическими партиями. Ре­волюционные события 1905 г., враждебное отношение к имперс­кой государственности, первая мировая война породили тревож­ное мироощущение детей «страшных лет России». Мандельштам, как и многие его современники, чувствовал закономерную необ­ходимость исторических перемен, но не представлял полностью их социальной основы. Он жил в ожидании мощного взрыва, при­слушиваясь к «подземной музыке революции», и в силу особеннос­тей своего мировосприятия искал аналогии в глубинах мировой и отечественной истории. В «Петербургских строфах» он обращает­ся к русскому золотому веку, но вскоре ведущую роль захватывает античность. Впервые античная символика появляется в «Камне» как всемирный знак творчества. В 1915 г. она уже становится знаком катастрофической эпохи и вечной культуры («Бессонница. Гомер. Тугие паруса») и сохранит это значение в поэзии Мандель­штама до конца.

3.  Осмысление революционной действительности ХХ века в сборниках «Tristia » («Печаль») и «Воронежские тетради».

Осмысление пореволюционной действительности XX века через призму культурно-исторических ассоциаций продолжается в сле­дующей книге Мандельштама — «Tristia» (1916—1920).

В отличие от «Камня», где историческая катастрофа только предчувствовалась и ожидалась как закономерный сдвиг эпохи, в новой книге раскрывается трагедия пореволюционного времени.

Первое стихотворение о Федре перекликается с последним в «Камне» и задает новый «знак беды» — черное солнце. Черное, а затем мертвое или похороненное солнце станет постоянным сим­волом трагического времени в пореволюционном творчестве Мандельштама («Эта ночь непоправима», 1916; «Когда в теплой ночи замирает...», 1918; «Сестры тяжесть и нежность...», 1920; «В Пе­тербурге мы сойдемся снова...», 1920).

С первого же стихотворения задается и сквозной мотив смерти и похорон: погребальный факел и похоронная песня Федры, «Двенадцать месяцев поют о смертном часе», «Лигейя, умиранье», «в саркофаге спит» убитая соломинка-Саломея, умирающий Петрополь, похороны матери, черный парус, мертвые пчелы, река забвения Лета.

Само название сборника символично: «Tristia» вызывает в памяти Овидия и его стихи о разлуке с родиной и любимыми. Мотив расставания организует центральное стихотворение сборни­ка, названное тоже «Tristia»: «Я изучил науку расставанья / В простоволосых жалобах ночных»; «Кто может знать при слове «расставанье», /Какая нам разлука предстоит» (1918).

Вторая книга Мандельштама — это и расставание со старым миром, который уже «не от мира сего» (Слово и культура), но сохранял единство и традиции. В книге соединяются два настро­ения: трагизм вечного «расставания» и ожидание, надежда, но к концу книги (к 20-му году) трагическое начало побеждает. Уси­ление трагизма можно увидеть в развитии самых разных тем.

По-новому предстает мандельштамовский Петербург. В 1916 г. «прозрачный Петрополь» уже дан как город смерти («В Петрополе прозрачном мы умрем, / Где царствует над нами Прозер­пина. / Мы в каждом вздохе смертный воздух пьем, / И каждый час нам смертная година»), но сохраняется надежда на продолже­ние жизни, «новой природы, природы-Психеи».

В 1918 г., после революции, гибель Петрополя уже неизбеж­на, в его пространстве торжествует разрушительное историческое время, и не спасает даже родство с вечностью: водой, небом, звез­дами:

Прозрачная весна над черною Невой

Сломалась, воск бессмертья тает...

О, если ты звезда, — Петрополь, город твой,

Твой брат, Петрополь, умирает!

(На страшной высоте блуждающий огонь...)

Разрушительному хаосу исторических катаклизмов («И пада­ют стрелы сухим деревянным дождем, / И стрелы другие растут на земле, как орешник») противостоит наступающий день с волом, символом вечной домашности («Жуют волы, и длится ожиданье»), и ласточкой, манделынтамовским знаком порыва, свободы, твор­чества («И живая ласточка упала / На горячие снега»).

Но даже домашность на заре новой жизни несет сигнал тре­воги и сомнений: «Что нам сулит петушье восклицанье, / Когда огонь в акрополе горит, / И на заре какой-то новой жизни, / Когда в сенях лениво вол жует, / 3ачем петух, глашатай новой жизни, /  На городской стене крылами бьет?» Крик петуха становится тре­вожным знаком в 1920 г., но еще раньше, в июне 1917 г., осмыс­ляя перспективы современной революции через движение декаб­ристов и мировые перевороты, Мандельштам замечает: «Но жерт­вы не хотят слепые небеса:  / Вернее труд и постоянство». Револю­цию он оценивал не просто как стихию, разгул революционной воли, беснующуюся античность, но как гибельное для России разрушение культурно-исторических традиций и гуманизма.

Революции посвящено одно из стихотворений Мандельштама «Сумерки свободы» (1918). Слово «сумерки» имеет два значения: «рассвет» и «закат», и на этом контрасте строится весь текст. «Су­мерки свободы» предлагается прославить и как начало нового, и как великую драму истории. Год «великий» и «сумеречный»; «ноч­ные воды», «глухие годы» соседствуют с восходом солнца. Контраст разрешается в сторону разочарований и трагедий: бремя эпохи и власти «роковое» и «сумрачное», «гнет власти «невыносимый», корабль времени, корабль прошлого, который в отличие от футу­ристов был для Мандельштама знаком высокой и вечной культу­ры, «ко дну идет».

Смертоносная сущность надвигающегося «железного века» подчеркивается символикой мертвых пчел, а пчелы у Мандельшта­ма — знак вечного античного искусства и творчества (Возьми на радость...). Умирающие в творческом порыве пчелы несут добавоч­ное значение жертвенной судьбы поэтов в моменты культурно-исторических переломов.

Тот же мотив гибельной судьбы поэта в переломный момент истории звучит в любовной поэзии Мандельштама.

Изменение характера лирического героя от вневременного барда к личной откровенности обусловило переход к поэтике но­вого сборника — «Стихи 1921—1925 годов».

Мандельштам пропускает время через себя; кризис века, кризис русской культуры — для него личный кризис.

Нет, никогда, ничей я не был современник,

Мне не с руки почет такой.

О, как противен мне какой-то соименник,

То был не я, то был другой.

(Нет, никогда, ничей... 1924)

«Несовременность» «железному веку» обернулась в мандельштамовских стихах ощущением своей ненужности, выброшенности из эпохи. Самоощущение во времени поэт впервые сопровож­дает интимными внешними деталями (лысением): «Холодок ще­кочет темя, / И нельзя признаться вдруг, — / И меня срезает время, / Как скосило твой каблук» (1922). Он в новой эпохе «Черствый пасынок веков, / Усыхающий довесок / Прежде вынутых хлебов». Мотив собственной чуждости эпохе усиливается господством в сборнике разрушительного («срезающего») исторического времени, которому чужды слово и культурная преемственность. Традицион­ный знак поэзии — пчелы и осы — заменяется мертвым шершнем:

Как мертвый шершень возле сот,

День пестрый выметен с позором —

И ночь-коршунница несет

Ключи кремлей и грифель кормит.

(Грифель)

Чуждость, «несовременность» гуманиста «железному веку» раскрываются также через ряд ассоциативных мотивов. Это мо­тив опоздания и страха («Концерт на вокзале», «Умывался ночью на дворе...», «Холодок щекочет темя...», «Грифельная ода», «Сегод­ня ночью, не солгу...»). Другие ассоциативные мотивы: ночь, хо­лод, соль («Умывался ночью на дворе...», «Кому зима — арак и пунш голубоглазый...», «Московский дождик», «1 января 1924», «Вы, с квадратными окошками...», «Из табора улицы темной...»).

Мандельштам предчувствует свое насильственное уничтоже­ние из-за «несовременного» железному веку творчества: «Вид­но, даром не проходит / Шевеленье этих губ, / И вершина колоб родит, / Обреченная на сруб» (1922). Говорящие губы, органы артикуляции — постоянный для него символ поэтического труда: «Человеческие губы, которым больше нечего сказать, / Сохраняют форму последнего сказанного слова» (Нашедший подкову). Но разрушительное время уничтожает физическую жизнь и стремит­ся уничтожить творчество: «Я знаю, с каждым днем слабеет жиз­ни выдох, / Еще немного — оборвут / Простую песенку о глиняных обидах / И губы оловом зальют» (1 января 1924).

Новые отношения поэта с миром и временем потребовали и новых художественных средств. Обогащается строфика Мандель­штама. И раньше его метрическая палитра удивляла разнообра­зием: он использовал и классические ямбы, и двустопные строфы, и размеры «долгого дыхания» — многостопные трехсложники, но верлибры встречались довольно редко («Я не увижу знаменитой Федры...»). В период 1921—1925 гг. он начинает уделять верлиб­рам значительное внимание: пишет «Нашедший подкову» и «Из табора улицы темной...», а в тридцатых годах, именно в теме про­тивостояния железному веку, верлибры станут особенно заметны в «Армянских стихах» и в творчестве поэта в целом («Канцо­на», «Полночь в Москве», «Еще далеко мне до патриарха...»,  «В год тридцать первый от рожденья века...» и пр.).

Изменяется также изображение времени. В предыдущей поэзии Мандельштам в основном передавал возвращение, про­текание («а вечность — как морской песок») или длительность времени («Жуют волы, и длится ожиданье», «Золотистого меда струя из бутылки текла / Так тягуче и долго»). В трагическое время он прибегает к шекспировским традициям чувственно-конкретно­го изображения времени, и потому в 1921—1925 гг. у него появ­ляется больной век, умиранье века, век с болезненными веками, глаза века — «два сонных яблока больших», время, которое «спать ложилось» «в сугроб пшеничный за окном», и которое можно по­целовать в «измученное темя». Основное определение времени: больное, умирающее. Основной образ времени — «век-зверь» с раз­битым позвоночником, и его катастрофическая сущность подчерк­нута кровавым зрелищем: «Кровь-строительница хлещет / Горлом из земных вещей».

Тем не менее — и в этом проявляется влияние на О. Мандельштама идеи серебряного века — и в 1921—1925 гг. его интересует поиск сил, способных восстановить созидательное время. И он спрашивает: «Век мой, зверь мой, кто сумеет / Загля­нуть в твои зрачки? И своею кровью склеит / Двух столетий позвон­ки?» («Век», 1922).

Мандельштам, подобно Гамлету, стремится хотя бы ценою жизни восстановить разрушенную связь времен: «Чтобы розовой крови связь, / Этих сухоньких трав звон, / Уворованная нашлась / Через век, сеновал, сон» («Я не знаю, с каких пор...», 1922). Для восстановления единства необходимо беззаветное и неподкупное творчество «на разрыв аорты», и здесь поэт вновь прибегает к излюбленной птичьей символике: «Из гнезда упавших щеглов/ Косари приносят назад, — / Из горящих вырвусь рядов / И вернусь в родной звукоряд» (Я по лесенке приставной, 1922). Средством лечения разбитого позвоночника у века-зверя может быть также бессмертное искусство, музыка, чьим символом стала греческая и Гамлетова флейта: «Чтобы вырвать век из плена, / Чтобы новый мир начать, / Узловатых дней колена / Нужно флейтою связать» (Век). Преодолеть разрушительное время, вернуть ему творческую созидательную сущность можно и сохранением культурно-истори­ческих традиций, единства русской литературы:

И я хочу вложить персты

В кремнистый путь из старой песни,

Как в язву, заключая в стык –

Кремень с водой, с подковой перстень.

(Грифельная ода)

Если Вам понравилась эта лекция, то понравится и эта - 12. Ультрафиолетовое излучение.

Железный век, уничтожив поэта, окажется бессильным пе­ред поэзией: «Лишив меня морей, разбега и разлета», / И дав стопе упор насильственной земли, / Чего добились вы? Блестящего рас­чета: / Губ щевелящихся отнять вы не могли» (Воронежские тет­ради, 1935).

Литература:

1. Аверинцев С. Судьба и весть Осипа Мандельштама // Мандельштам О.Э. Сочинения. В 2-х т. Т. 1. Стихотворения. М., 1990.

2. Ситруве Н. Осип Мандельштам. Томск, 1992.

3. Жизнь и творчество О.Э. Мандельштама: Воспоминания, материалы к биографии. «Новые стихи». Комментарии. Исследования. Воронеж, 1990.

Свежие статьи
Популярно сейчас
А знаете ли Вы, что из года в год задания практически не меняются? Математика, преподаваемая в учебных заведениях, никак не менялась минимум 30 лет. Найдите нужный учебный материал на СтудИзбе!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5167
Авторов
на СтудИзбе
438
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее